Авторы: Ротэрмель Елена Алексеевна, Белицкая Наталия Юрьевна
Должность: Методист, методист
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦДТ"
Населённый пункт: МО Краснотурьинск, Свердловская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективные формы взаимодействия с семьёй как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся"
Раздел: дополнительное образование
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ КАК СРЕДСТВО
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Н.Ю. Белицкая, методист,
Е.А. Ротэрмель, методист,
МАУ ДО «ЦДТ», г.Краснотурьинск
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-
нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного
наследия, исторических традиций, норм общественной жизни. Поэтому на современном
этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших
задач. Современное учреждение дополнительного образования, представляя собой открытую
социально-педагогическую систему, реагирует на запросы современного общества.
Духовно-нравственное воспитание - двусторонний процесс, который предполагает
тесное
сотрудничество
и
распределение
ответственности
между
заинтересованными
партнерами и равноправными участниками образовательного процесса - педагогами и
семьей. Именно родителям принадлежит исключительная роль в формировании детской
личности.
Одним из
эффективных инструментов
взаимодействия с семьей является
организация совместных мероприятий, которые направлены на
приобщение детей к
богатствам национальной культуры, сохранение и передачу нравственных ценностей и
традиций, обеспечение индивидуальной самоидентификации и гражданской идентичности.
Цель у совместных мероприятий одна -
установление доверительных отношений,
объединение в совместной деятельности, а формы разные.
День кружковцев для детей и их родителей - это традиционная форма, проверенная
временем. Дни кружковцев помогают объединить детей, их родителей, педагогов, создать
благоприятный микроклимат, что способствует установлению как психологического, так и
духовного единства. «Мы вместе», «Суперкоманда», «Всё для тебя», «Это у нас семейное»
«Концерт для милых и родных» - это еще неполный список мероприятий, на которые были
приглашены родители. Опыт показывает, что благодаря такому тесному сотрудничеству и
сотворчеству на праздниках происходит формирование творческой среды совместной
деятельности.
День кружковцев, посвященный месячнику пожилого человека, трансформировался
в городской проект «В кругу любимых и родных». В рамках этого проекта было объявлено
сразу о двух творческих конкурсах для детей от 6 до 17 лет и их семей. Первый - «Семейная
реликвия». Ребятам предлагалось рассказать о какой-то семейной реликвии и духовных
ценностях, которые передаются из поколения в поколение. Сделать это можно было
несколькими способами: снять видеоролик или написать короткий рассказ. Обязательное
условие - изображение семейной реликвии, ее история и значение в жизни семьи. Второй -
конкурс видеороликов «Семейный альбом». Для участия в конкурсе участники должны были
изучить фотоальбомы, видеоархивы, вспомнить представителей старшего поколения своей
семьи, наиболее значимые семейные события, снять видео о судьбах родных, используя
фотографии. Были обозначены и примерные темы: «Любовь, проверенная временем -
бабушка рядышком с дедушкой», «Семейные истории, о которых хочется рассказать»,
«Дорогие мои старики», «Мы - семья!».
На итоговом городском празднике «В кругу любимых и родных» в Центре детского
творчества по-особенному тепло и уютно, на мероприятие пришли ребята с семьями и со
своими друзьями. Все с нетерпением ждали итогов конкурсов «Семейная реликвия» и
«Загляните в семейный альбом». После концерта гости смогли поиграть в настольные игры,
сделать яркий снимок у фотозоны, попеть в караоке знакомые всем песни и изготовить
своими руками замечательную поделку на одном из восьми мастер-классов.
Гостями на массовых мероприятиях чаще бывают мамы и бабушки, но роль отца в
воспитании огромна, он является главой, оплотом семьи. Важно, чтобы показываемый отцом
пример, был положительным, и времени с семьей проводилось достаточно, поэтому новый
праздник, появившийся на календаре России - День отца, начали отмечать и в Центре
детского творчества.
Этот день стал не только поводом для праздника, но и возможностью
задуматься о роли отца в жизни каждого ребенка.
С
портивно-развлекательн
ая
программ
а
«Отцы и дети»,
квиз «Папа вам не мама!» и спортивная программа «Лучший папа» вполне
могут стать ежегодными, ведь более 50 семей со своими детьми, воспитанниками Центра
детского
творчества
прошли
интеллектуальные
и
спортивные испытания,
получив
положительные эмоции и впечатления. Командам были предложены интересные задания, где
они смогли проявить свои спортивные навыки и
умственные способности. Участники
соревновались в скорости, ловкости и умении работать в команде. Традиционным стал
турнир «Мама, папа, я - шахматная семья» для дошкольников города, где юные шахматисты
принимали участие вместе со своими родителями. В основном это папы.
Одним из направлений совместной
деятельности детей и родителей
является
приобщение обучающихся к традициям народной культуры России. Формы работы могут
быть разные, но важно, что они ориентированы на изучение традиций, народного творчества,
декоративно-прикладного искусства.
Пожалуй, нет другого праздника, который отмечался бы таким богатством обычаев,
обрядов, примет. Это Рождество! Гости праздника для всей семьи «Рождество по-нашему» с
удовольствием
погрузились
в
рождественскую
атмосферу.
Вместе
с
ребятами
из
объединения «Затейник» дети с родителями танцевали, играли в русские народные игры,
участвовали в
рождественском квизе, наряжались и разучивали колядки. Особое
впечатление произвело на участников праздника гадание: каждому из присутствующих
хотелось узнать, что его ожидает в следующем году. На организованных педагогами мастер-
классах гости научились делать рождественский колокольчик из пробки, снегиря на
рябиновой ветке из шерсти, браслет желания в технике кружевоплетения на коклюшках.
Не менее интересные и богатые на традиции и другие православные праздники,
которые непременно отмечаются во многих объединениях нашего учреждения. Особенно
полюбился праздник Пасхи, Светлое Христово Воскресение. В этот день педагоги
приглашают родителей, накрывают столы для традиционного чаепития. Уютная атмосфера
всегда дополнена пасхальной атрибутикой. Взрослые и дети знакомятся с историей
возникновения Пасхи на Руси, её символами и традициями. Весело и задорно играют в
народные игры: «Битьё яиц», «Катание яиц», «Найди яйцо», «Яйцо в ложке». Затем сами
изготавливают различные пасхальные сувениры и с удовольствием отвечают на вопросы
викторины.
Масленица, проводы зимы -
этот праздник принято встречать с размахом, с песнями,
плясками, конкурсами. На территории дворца дети с родителями, поделившись на команды,
катают друг друга на санках, прыгают в мешках, соревнуются в перетягивании каната,
отгадывают загадки, поют песни. Масленичное чучело становится центром праздника, и по
традиции, чтобы наступила весна, сжигается. В продолжение праздника гости расходятся по
своим объединениям, чтобы пить чай с ароматными блинами, принесёнными с собой, и
делиться впечатлениями.
Одна из форм приобщения к народным традициям - это проведение мастер-классов по
декоративно-прикладному творчеству для родителей обучающихся.
Ценность произведений
народного искусства состоит в сохранении художественного опыта и духовных традиций. С
большим желанием родители идут на мастер-классы по изготовлению обереговых кукол
(«Подорожница»,
«Мартиничка»,
«Желанница»,
«Веснянка»,
«Кубышка-травница»,
«Неразлучники»), по сухому и мокрому валянию, вязанию крючком и на спицах, по лепке
изделий из глины с последующей просушкой, обжигом и росписью. На мастер-классах дети
выступают в роли наставников для своих родителей. Такие мероприятия пробуждают
интерес детей и родителей к изучению наследия народного декоративно-прикладного
творчества, укрепляют взаимодействие
учреждения и семьи в вопросе духовно-
нравственного воспитания детей.
С целью укрепления института семьи, повышения эффективности взаимодействия
семьи с образовательным учреждением в Центре детского творчества были разработаны и
успешно реализованы проекты «Витрина времени» и «Всей семьей во дворец».
Проект «Витрина времени» представляет собой модель по привлечению детей и
родителей к активному участию в исследовательско-выставочной деятельности, развивает
стремление поддерживать семейные традиции и ценить вещи, которые дороги нашим
близким. Экспозиции «Дорогие сердцу вещи», «Пионерский портфель», «Дед Мороз и
Снегурочка», «Игрушки из детства» - это выставки ретро-вещей, которые собираются всей
семьей, хранятся и передаются из поколения в поколение, являясь семейными реликвиями,
или хранят память о человеке. На выставках «Мастерство женских рук», «Куклы» были
представлены изделия, выполненные мамами и бабушками учащихся. Все выставочные
экспонаты не были изготовлены специально для выставки, а были созданы для родных и
любимых членов семьи или для украшения дома.
Проект «Всей семьей во Дворец» включает в себя цикл семейных мероприятий для
родителей с детьми и направлен на создание условий для совместного творчества и
организации досуга на базе учреждения
дополнительного образования.
Разработано
несколько тематических семейных программ: «Приключения снежинки», «Самая любимая»,
«Горящий тур», «Проделки братца Кролика», «Телемикс», «День матери», «В гостях у
Дракофея»,
«День
подарков»,
«Мы-индейцы»,
«В
гостях
у
Дедушки
Мороза».
Предусматриваются различные формы проведения мероприятий, такие как, путешествие по
станциям, концерт, развлекательная программа, викторина. Проект
объединяет детей и
родителей,
помогает им лучше понять друг друга.
Родители
получают возможность
наблюдать за своими детьми в процессе игровой и творческой деятельности, перенимать у
педагога приемы обучения и воспитания.
Патриотизм и патриотическое воспитание рассматриваются сейчас на самом высоком
уровне и в различных аспектах. Ценности, смыслы и содержание патриотического
воспитания закреплены и раскрываются в Конституции Российской Федерации, Указах
Президента Российской Федерации,
Стратегии национальной безопасности России,
государственных стандартах и других документах.
В
Центре детского творчества сформирована собственная система работы по
патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Формы работы соответствуют
возрасту и интересам учащихся. Во многих семьях обучающихся есть отцы, братья и другие
родственники
-
участники
специальной
военной
операции.
Сегодня,
как
никогда, необходимо помогать людям, проявляя доброту и отзывчивость.
Социальная акция - это эффективная форма работы, которая направлена на развитие
нравственных и личностных качеств и предполагает работу с детьми и родителями. В Центре
детского творчества акции проходят под девизом «Творите добро - это обязательно к
вам вернётся!».
В рамках добровольческой акции «10000 добрых дел» педагоги ЦДТ ежегодно
проводят мероприятия, привлекая родителей.
Обучающиеся и их семьи
регулярно
участвуют в сборе гуманитарной помощи для мирных жителей и бойцов СВО.
Всероссийская
акция
«Письмо
солдату».
Ребята
написали
письма со
словами поддержки российским солдатам, находящимся на передовой, выразили искреннюю
признательность армейцам, высказали очень теплые и нужные слова поддержки, которые
необходимы
бойцам.
Написать письмо солдату для многих ребят оказалось очень
важным и ответственным делом.
По всей России продолжается патриотическая акция «Окопная свеча». Ребята,
посещающие объединение «Юные инспекторы дорожного движения» своими руками делают
окопные свечи для бойцов, защищающих честь Родины в зоне СВО. Изготовление окопных
свечей - это вклад в большое общее дело.
В Центре детского творчества педагоги, родители и
дети принимают активное
участие в плетении сетей для специальной военной операции. Все вместе мы делаем благое
дело в поддержку наших военнослужащих. Дети верят, что маленький вклад приблизит
бойцов к победе. Людей с добрыми сердцами много. Часто родители, бабушки и дедушки,
ожидающие своих детей с занятий, тоже присоединяются к плетению. В каждую ленту
вкладывается душа, оберег, любовь. Благодаря труду ребят и взрослых, за такое короткое
время в зону СВО отправились 18 сетей.
Музей Центра детского творчества совместно с Центром патриотического воспитания
«Крепость» и с Российским Союзом ветеранов Афганистана и СВО стал инициатором акции
«Герой нашего времени», целью которой является патриотическое воспитание детей и
молодёжи на примерах выдающихся достижений и подвигов соотечественников, сохранение
исторической памяти о них.
Сегодня миссия современного педагога значительно расширяется, появляется особая
важность в трансляции традиционных российских ценностей, которые станут основой
развития обучающихся как гармоничной, разносторонней личности.
Центр
детского
творчества обладает оптимальными условиями для семейных мероприятий, опытом
проведения тематических программ с учётом возраста детей. Огромный творческий
потенциал и наработанный опыт педагогов, материальная база способствуют поиску новые
нетрадиционных форм работы с семьей. Это позволяет организовать
разные виды
деятельности для детей и их родителей, ориентированные на индивидуальные интересы и
потребности семьи.
Список источников
1. Детская общность как объект и субъект воспитания: монография / под ред. Н. Л.
Селивановой, Е. И. Соколовой. – М.: Изд. Центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. – 324 с.
2. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа
целостного учебно-воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1993.
3. Леонтьев А.А. Психология общения.- 2-е изд.,испр. и доп. - М.: Смысл, 1997.- 365 с.
4. Степанов П.В. Структура воспитательной деятельности педагога: монография. – М.:
АНО Изд. Дом «Педагогический поиск», 2018. – 212 с. 6. Smith M. R. Contemporary character
education //