Напоминание

"Эффективные формы взаимодействия с семьёй как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся"


Авторы: Ротэрмель Елена Алексеевна, Белицкая Наталия Юрьевна
Должность: Методист, методист
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦДТ"
Населённый пункт: МО Краснотурьинск, Свердловская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективные формы взаимодействия с семьёй как средство духовно-нравственного воспитания обучающихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ КАК СРЕДСТВО

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Н.Ю. Белицкая, методист,

Е.А. Ротэрмель, методист,

МАУ ДО «ЦДТ», г.Краснотурьинск

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-

нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного

наследия, исторических традиций, норм общественной жизни. Поэтому на современном

этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших

задач. Современное учреждение дополнительного образования, представляя собой открытую

социально-педагогическую систему, реагирует на запросы современного общества.

Духовно-нравственное воспитание - двусторонний процесс, который предполагает

тесное

сотрудничество

и

распределение

ответственности

между

заинтересованными

партнерами и равноправными участниками образовательного процесса - педагогами и

семьей. Именно родителям принадлежит исключительная роль в формировании детской

личности.

Одним из

эффективных инструментов

взаимодействия с семьей является

организация совместных мероприятий, которые направлены на

приобщение детей к

богатствам национальной культуры, сохранение и передачу нравственных ценностей и

традиций, обеспечение индивидуальной самоидентификации и гражданской идентичности.

Цель у совместных мероприятий одна -

установление доверительных отношений,

объединение в совместной деятельности, а формы разные.

День кружковцев для детей и их родителей - это традиционная форма, проверенная

временем. Дни кружковцев помогают объединить детей, их родителей, педагогов, создать

благоприятный микроклимат, что способствует установлению как психологического, так и

духовного единства. «Мы вместе», «Суперкоманда», «Всё для тебя», «Это у нас семейное»

«Концерт для милых и родных» - это еще неполный список мероприятий, на которые были

приглашены родители. Опыт показывает, что благодаря такому тесному сотрудничеству и

сотворчеству на праздниках происходит формирование творческой среды совместной

деятельности.

День кружковцев, посвященный месячнику пожилого человека, трансформировался

в городской проект «В кругу любимых и родных». В рамках этого проекта было объявлено

сразу о двух творческих конкурсах для детей от 6 до 17 лет и их семей. Первый - «Семейная

реликвия». Ребятам предлагалось рассказать о какой-то семейной реликвии и духовных

ценностях, которые передаются из поколения в поколение. Сделать это можно было

несколькими способами: снять видеоролик или написать короткий рассказ. Обязательное

условие - изображение семейной реликвии, ее история и значение в жизни семьи. Второй -

конкурс видеороликов «Семейный альбом». Для участия в конкурсе участники должны были

изучить фотоальбомы, видеоархивы, вспомнить представителей старшего поколения своей

семьи, наиболее значимые семейные события, снять видео о судьбах родных, используя

фотографии. Были обозначены и примерные темы: «Любовь, проверенная временем -

бабушка рядышком с дедушкой», «Семейные истории, о которых хочется рассказать»,

«Дорогие мои старики», «Мы - семья!».

На итоговом городском празднике «В кругу любимых и родных» в Центре детского

творчества по-особенному тепло и уютно, на мероприятие пришли ребята с семьями и со

своими друзьями. Все с нетерпением ждали итогов конкурсов «Семейная реликвия» и

«Загляните в семейный альбом». После концерта гости смогли поиграть в настольные игры,

сделать яркий снимок у фотозоны, попеть в караоке знакомые всем песни и изготовить

своими руками замечательную поделку на одном из восьми мастер-классов.

Гостями на массовых мероприятиях чаще бывают мамы и бабушки, но роль отца в

воспитании огромна, он является главой, оплотом семьи. Важно, чтобы показываемый отцом

пример, был положительным, и времени с семьей проводилось достаточно, поэтому новый

праздник, появившийся на календаре России - День отца, начали отмечать и в Центре

детского творчества.

Этот день стал не только поводом для праздника, но и возможностью

задуматься о роли отца в жизни каждого ребенка.

С

портивно-развлекательн

ая

программ

а

«Отцы и дети»,

квиз «Папа вам не мама!» и спортивная программа «Лучший папа» вполне

могут стать ежегодными, ведь более 50 семей со своими детьми, воспитанниками Центра

детского

творчества

прошли

интеллектуальные

и

спортивные испытания,

получив

положительные эмоции и впечатления. Командам были предложены интересные задания, где

они смогли проявить свои спортивные навыки и

умственные способности. Участники

соревновались в скорости, ловкости и умении работать в команде. Традиционным стал

турнир «Мама, папа, я - шахматная семья» для дошкольников города, где юные шахматисты

принимали участие вместе со своими родителями. В основном это папы.

Одним из направлений совместной

деятельности детей и родителей

является

приобщение обучающихся к традициям народной культуры России. Формы работы могут

быть разные, но важно, что они ориентированы на изучение традиций, народного творчества,

декоративно-прикладного искусства.

Пожалуй, нет другого праздника, который отмечался бы таким богатством обычаев,

обрядов, примет. Это Рождество! Гости праздника для всей семьи «Рождество по-нашему» с

удовольствием

погрузились

в

рождественскую

атмосферу.

Вместе

с

ребятами

из

объединения «Затейник» дети с родителями танцевали, играли в русские народные игры,

участвовали в

рождественском квизе, наряжались и разучивали колядки. Особое

впечатление произвело на участников праздника гадание: каждому из присутствующих

хотелось узнать, что его ожидает в следующем году. На организованных педагогами мастер-

классах гости научились делать рождественский колокольчик из пробки, снегиря на

рябиновой ветке из шерсти, браслет желания в технике кружевоплетения на коклюшках.

Не менее интересные и богатые на традиции и другие православные праздники,

которые непременно отмечаются во многих объединениях нашего учреждения. Особенно

полюбился праздник Пасхи, Светлое Христово Воскресение. В этот день педагоги

приглашают родителей, накрывают столы для традиционного чаепития. Уютная атмосфера

всегда дополнена пасхальной атрибутикой. Взрослые и дети знакомятся с историей

возникновения Пасхи на Руси, её символами и традициями. Весело и задорно играют в

народные игры: «Битьё яиц», «Катание яиц», «Найди яйцо», «Яйцо в ложке». Затем сами

изготавливают различные пасхальные сувениры и с удовольствием отвечают на вопросы

викторины.

Масленица, проводы зимы -

этот праздник принято встречать с размахом, с песнями,

плясками, конкурсами. На территории дворца дети с родителями, поделившись на команды,

катают друг друга на санках, прыгают в мешках, соревнуются в перетягивании каната,

отгадывают загадки, поют песни. Масленичное чучело становится центром праздника, и по

традиции, чтобы наступила весна, сжигается. В продолжение праздника гости расходятся по

своим объединениям, чтобы пить чай с ароматными блинами, принесёнными с собой, и

делиться впечатлениями.

Одна из форм приобщения к народным традициям - это проведение мастер-классов по

декоративно-прикладному творчеству для родителей обучающихся.

Ценность произведений

народного искусства состоит в сохранении художественного опыта и духовных традиций. С

большим желанием родители идут на мастер-классы по изготовлению обереговых кукол

(«Подорожница»,

«Мартиничка»,

«Желанница»,

«Веснянка»,

«Кубышка-травница»,

«Неразлучники»), по сухому и мокрому валянию, вязанию крючком и на спицах, по лепке

изделий из глины с последующей просушкой, обжигом и росписью. На мастер-классах дети

выступают в роли наставников для своих родителей. Такие мероприятия пробуждают

интерес детей и родителей к изучению наследия народного декоративно-прикладного

творчества, укрепляют взаимодействие

учреждения и семьи в вопросе духовно-

нравственного воспитания детей.

С целью укрепления института семьи, повышения эффективности взаимодействия

семьи с образовательным учреждением в Центре детского творчества были разработаны и

успешно реализованы проекты «Витрина времени» и «Всей семьей во дворец».

Проект «Витрина времени» представляет собой модель по привлечению детей и

родителей к активному участию в исследовательско-выставочной деятельности, развивает

стремление поддерживать семейные традиции и ценить вещи, которые дороги нашим

близким. Экспозиции «Дорогие сердцу вещи», «Пионерский портфель», «Дед Мороз и

Снегурочка», «Игрушки из детства» - это выставки ретро-вещей, которые собираются всей

семьей, хранятся и передаются из поколения в поколение, являясь семейными реликвиями,

или хранят память о человеке. На выставках «Мастерство женских рук», «Куклы» были

представлены изделия, выполненные мамами и бабушками учащихся. Все выставочные

экспонаты не были изготовлены специально для выставки, а были созданы для родных и

любимых членов семьи или для украшения дома.

Проект «Всей семьей во Дворец» включает в себя цикл семейных мероприятий для

родителей с детьми и направлен на создание условий для совместного творчества и

организации досуга на базе учреждения

дополнительного образования.

Разработано

несколько тематических семейных программ: «Приключения снежинки», «Самая любимая»,

«Горящий тур», «Проделки братца Кролика», «Телемикс», «День матери», «В гостях у

Дракофея»,

«День

подарков»,

«Мы-индейцы»,

«В

гостях

у

Дедушки

Мороза».

Предусматриваются различные формы проведения мероприятий, такие как, путешествие по

станциям, концерт, развлекательная программа, викторина. Проект

объединяет детей и

родителей,

помогает им лучше понять друг друга.

Родители

получают возможность

наблюдать за своими детьми в процессе игровой и творческой деятельности, перенимать у

педагога приемы обучения и воспитания.

Патриотизм и патриотическое воспитание рассматриваются сейчас на самом высоком

уровне и в различных аспектах. Ценности, смыслы и содержание патриотического

воспитания закреплены и раскрываются в Конституции Российской Федерации, Указах

Президента Российской Федерации,

Стратегии национальной безопасности России,

государственных стандартах и других документах.

В

Центре детского творчества сформирована собственная система работы по

патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Формы работы соответствуют

возрасту и интересам учащихся. Во многих семьях обучающихся есть отцы, братья и другие

родственники

-

участники

специальной

военной

операции.

Сегодня,

как

никогда, необходимо помогать людям, проявляя доброту и отзывчивость.

Социальная акция - это эффективная форма работы, которая направлена на развитие

нравственных и личностных качеств и предполагает работу с детьми и родителями. В Центре

детского творчества акции проходят под девизом «Творите добро - это обязательно к

вам вернётся!».

В рамках добровольческой акции «10000 добрых дел» педагоги ЦДТ ежегодно

проводят мероприятия, привлекая родителей.

Обучающиеся и их семьи

регулярно

участвуют в сборе гуманитарной помощи для мирных жителей и бойцов СВО.

Всероссийская

акция

«Письмо

солдату».

Ребята

написали

письма со

словами поддержки российским солдатам, находящимся на передовой, выразили искреннюю

признательность армейцам, высказали очень теплые и нужные слова поддержки, которые

необходимы

бойцам.

Написать письмо солдату для многих ребят оказалось очень

важным и ответственным делом.

По всей России продолжается патриотическая акция «Окопная свеча». Ребята,

посещающие объединение «Юные инспекторы дорожного движения» своими руками делают

окопные свечи для бойцов, защищающих честь Родины в зоне СВО. Изготовление окопных

свечей - это вклад в большое общее дело.

В Центре детского творчества педагоги, родители и

дети принимают активное

участие в плетении сетей для специальной военной операции. Все вместе мы делаем благое

дело в поддержку наших военнослужащих. Дети верят, что маленький вклад приблизит

бойцов к победе. Людей с добрыми сердцами много. Часто родители, бабушки и дедушки,

ожидающие своих детей с занятий, тоже присоединяются к плетению. В каждую ленту

вкладывается душа, оберег, любовь. Благодаря труду ребят и взрослых, за такое короткое

время в зону СВО отправились 18 сетей.

Музей Центра детского творчества совместно с Центром патриотического воспитания

«Крепость» и с Российским Союзом ветеранов Афганистана и СВО стал инициатором акции

«Герой нашего времени», целью которой является патриотическое воспитание детей и

молодёжи на примерах выдающихся достижений и подвигов соотечественников, сохранение

исторической памяти о них.

Сегодня миссия современного педагога значительно расширяется, появляется особая

важность в трансляции традиционных российских ценностей, которые станут основой

развития обучающихся как гармоничной, разносторонней личности.

Центр

детского

творчества обладает оптимальными условиями для семейных мероприятий, опытом

проведения тематических программ с учётом возраста детей. Огромный творческий

потенциал и наработанный опыт педагогов, материальная база способствуют поиску новые

нетрадиционных форм работы с семьей. Это позволяет организовать

разные виды

деятельности для детей и их родителей, ориентированные на индивидуальные интересы и

потребности семьи.

Список источников

1. Детская общность как объект и субъект воспитания: монография / под ред. Н. Л.

Селивановой, Е. И. Соколовой. – М.: Изд. Центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. – 324 с.

2. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа

целостного учебно-воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1993.

3. Леонтьев А.А. Психология общения.- 2-е изд.,испр. и доп. - М.: Смысл, 1997.- 365 с.

4. Степанов П.В. Структура воспитательной деятельности педагога: монография. – М.:

АНО Изд. Дом «Педагогический поиск», 2018. – 212 с. 6. Smith M. R. Contemporary character

education //



В раздел образования