Автор: Шаповаленко Наталья Сергеевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ С(К) Ш №60
Населённый пункт: Г. Новосибирск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Шипящие согласные звуки
Раздел: начальное образование
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Написание ЖИ – ШИ в словах»
Цель: формирование умения правильно писать сочетание ЖИ – ШИ
Задачи:
Образовательные:
учить правописанию сочетаний ЖИ - ШИ
познакомиться с правилом «ЖИ – ШИ пиши с буквой И»
формировать умения и навыки написания слов с данной орфограммой.
Развивающие:
формирование познавательного интереса к предмету,
развитие умственных учебных действий (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, систематизации),
развитие действий контроля и самоконтроля,
развитие сенсорной сферы (восприятия, памяти, внимания),
развитие связной речи.
Воспитательные:
воспитание
требовательности
к
себе,
аккуратности,
дисциплинированности,
воспитание
товарищества,
гуманности,
доброты,
ответственности
перед коллективом,
воспитание бережного отношения к родному языку.
Ход урока.
I. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся. - Дети, давайте проверим
готовность к уроку. Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
- Пожелайте друг другу удачи!
II. Минутка чистописания.
-Прежде чем приступить к работе, вспомним правила
посадки при письме. (Спина прямая, касается спинки стула,
ноги вместе, касаются пола, расстояние между учеником и
партой – кулачок)
-Сели все правильно, в течение урока следим за посадкой.
- Внимательно послушаем:
Я тетрадь свою открою,
И как надо положу.
Я, друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
- А теперь запишите число, классная работа
- Давайте послушаем, какой согласный звук часто
повторяется?
-Шшшу- шшшу- как мышка, шуршу. (ш)
-Жжжу-жжжу- я жук и жужжу. (ж)
III. Подготовка к изучению нового материала.
Актуализация ранее усвоенных знаний.
- Какая же тема нашего сегодняшнего урока, вы должны
будете догадаться сами после того, как отгадаете загадки.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(еж)
Один «ЁЖ», а много «ЕЖИ»
- Запишем слова в тетради
- Следующие загадки:
Да не бойся, ладно уж
Не ужалит этот …. (уж)
Он высокий и пятнистый,
С длинной –длинной шеей,
И питается он листьями-
Листьями деревьев… (жираф)
Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки,
Боится кошки… (мышь)
Крупный зверь имеет бивни
Но не те, что у слонов,
Вместо ног имеет- ласты
Кто назвать его готов… (морж)
Руль, педали и тормоза,
И четыре колеса.
Двигатель, багажник, шины.
И мотор есть у …… (машины)
На болоте
Ни души.
Там растут лишь…(камыши)
Он живёт в лесу на ёлке,
Воробью он брат, малыш!
Он поёт красиво, звонко,
А зовут его все…………… (чиж)
IV. Работа по теме урока
- Посмотрим, что написали вы, дети, в
тетрадях (Сравниваются записи детей в тетради и на
доске)
- Какую гласную написали после Ж в словах?
- Какую гласную написали после Ш в словах?
-Почему? (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)
- Читаем хором:
ЖИ ШИ
пиши с
буквой И
ЖИ и ШИ такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
ЖИ-ШИ, ЖИ-ШИ
Пиши только с буквой И!
- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?
(Написание ЖИ – ШИ в словах)
-Давайте докажем, что после Ж и Ш пишется И, дадим
характеристику звукам (ж) и (ш)
-( [ж]- (согл, звон, тв, шипящ., ; [ш] согл, глух, тв, шип.).
- Что общего у данных звуков? (согл, всегда тв.)
- Ведь буква И дает мягкость предшествующему
согласному звуку, который стоит перед ним. (Эти звуки
всегда твердые).
- Читаем хором:
Карточки
Физкульминутка
ЖИ ШИ
пиши с
буквой И
ШИ – ШИ-ШИ- ты руками помаши
ШИ – ШИ-ШИ- ты похлопай в тиши
ЖИ – ЖИ-ЖИ- на плечи руки положи
ЖИ – ЖИ-ЖИ- ты наклоны покажи
Задание на внимательность. Исправь ошибки
Жызнь, грушы, пружына, шыть, жыраф, ошыбка,
чижы, моржы, крышы, камышы, этажы, снежынка,
лужы, ножы.
-Прочитайте слова и исправь ошибки.
Задание
Вставить пропущенную букву, действуя по алгоритму.
ш(и, ы)шка,
рыж(ы, и)й,
леж(и, ы)т,
тиш(и, ы)на
ж(и, ы)тели,
кр(ы, и)ша,
рыж(ы, и)й,
Задание
Поставь слова во множественное число.
Нож – груша - ёрш -
Ухо – малыш - уж -
Шалаш - лужа -
Собери предложения. (Карточки)
V. Итог урока. Ребята с каким правилом мы познакомились
на уроке. Что нового узнали?
VI. Рефлексия
А сейчас я хотела бы, чтобы вы оценили свою работу на
уроке.
-Я доволен своей работой, мне было интересно, легко
-На уроке я работал неплохо
-Мне было трудно на уроке.