Авторы: Саркисян Карина Григорьевна, Карина Григорьевна Саркисян
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "СШ №41г.о. Мариуполь"
Населённый пункт: Город Мариуполь Донецкая Народная Республика
Наименование материала: разработка урока
Тема: Неживая природа осенью
Раздел: начальное образование
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 2
КЛАССА
Тема урока: Неживая природа осенью.
Цель урока: Формирование у обучающихся представлений об
изменениях в неживой природе в осенний период, установление
причинно-следственных связей между этими изменениями и
особенностями осени.
Задачи урока:
•
Образовательные:
o
Познакомить детей с основными признаками осени в
неживой природе: изменениями в температуре воздуха,
продолжительности светового дня, осадках (дождь, туман),
ветрах.
o
Акцентировать внимание на сезонных изменениях
состояния воды (образование тумана, выпадение осадков в
виде дождя, первые заморозки).
o
Объяснить, как изменения в неживой природе влияют на
живую (например, сокращение светового дня и
похолодание как сигналы для подготовки к зиме у растений
и животных).
o
Расширить представления детей о явлениях природы,
характерных для осени (например, листопад, но не как
явление живой природы, а как следствие изменений в
неживой – уменьшение света и тепла).
o
Ознакомить с понятиями «ветер», «туман», «заморозки»,
«осадки» в контексте осенних изменений.
•
Развивающие:
o
Развивать наблюдательность, внимание, память,
логическое мышление через установление причинно-
следственных связей.
o
Формировать умение анализировать, сравнивать,
обобщать и делать выводы.
o
Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей
(термины: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, температура,
световой день, осадки, дождь, туман, ветер, заморозки,
листопад – как следствие).
o
Развивать познавательный интерес к изучению природы.
•
Воспитательные:
o
Воспитывать бережное отношение к природе, понимание
ее цикличности.
o
Формировать чувство прекрасного через наблюдение за
красотой осенних явлений.
o
Воспитывать любовь к родному краю.
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами
практической работы и закрепления.
Методы обучения:
•
Словесные (беседа, объяснение, рассказ).
•
Наглядные (демонстрация иллюстраций, видеофрагментов,
использование образцов – например, разных видов осенних
листьев как следствия изменений).
•
Практические (наблюдение, выполнение заданий в рабочей
тетради, рисование).
•
Проблемный метод (постановка вопросов, вызывающих
удивление и требующих поиска ответа).
Планируемые результаты:
•
Предметные: Обучающиеся научатся называть основные
признаки осени в неживой природе, объяснять, почему
происходят те или иные изменения, связывать явления неживой
природы с общим состоянием природы осенью.
•
Метапредметные:
o
Регулятивные: Умение принимать учебную задачу,
следовать предложенному плану, выполнять действия по
образцу, осуществлять самоконтроль.
o
Познавательные: Умение извлекать информацию из
наблюдений и иллюстраций, устанавливать причинно-
следственные связи, делать простейшие обобщения.
o
Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь
учителя и сверстников, участвовать в беседе, высказывать
свое мнение, работать в парах (при выполнении заданий).
•
Личностные: Формирование бережного отношения к природе,
развитие любознательности, эстетического восприятия.
Оборудование:
•
Карта времен года или календаря природы (настенная).
•
Иллюстрации, фотографии, показывающие осенние явления в
неживой природе (яркое солнце, туман, дождь, ветер, заморозки,
листопад как следствие).
•
Видеофрагменты, демонстрирующие осенние природные
явления (ветер, дождь, туман).
•
Учебник «Окружающий мир. 2 класс» (например, автор А.А.
Плешаков).
•
Рабочая тетрадь к учебнику.
•
Презентация с изображениями и краткими пояснениями.
•
Листы бумаги, цветные карандаши для рисования.
•
Модель солнца, земли, чтобы продемонстрировать изменение
угла падения солнечных лучей.
Структура урока:
I. Организационный момент (2-3 минуты)
•
Приветствие обучающихся.
•
Проверка готовности к уроку (наличие учебников, тетрадей,
письменных принадлежностей).
•
Создание положительного эмоционального настроя.
o
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас
сегодня. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Желаю
вам плодотворного и интересного урока!»
II. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности (7-10
минут)
•
Беседа-наблюдение:
o
Учитель: «Ребята, какое сейчас время года?» (Ответы:
Осень).
o
Учитель: «А как вы узнали, что наступила осень? Какие
изменения вы заметили вокруг? Что изменилось в погоде, в
природе?» (Дети называют изменения: стало холоднее,
идут дожди, листья желтеют и опадают, дни стали короче).
o
Учитель: «Вы назвали много признаков осени. Давайте
подумаем, к какой природе относятся эти изменения? Все,
что мы наблюдаем – деревья, животные, птицы – это живая
природа. А что такое неживая природа?» (Дети дают
определения: солнце, воздух, вода, земля, камни).
o
Учитель: «Верно. Сегодня на уроке мы с вами отправимся
в путешествие по осенним изменениям именно в неживой
природе. Мы узнаем, как именно неживая природа
готовится к зиме, и почему эти изменения так важны для
всего живого.»
•
Игровая ситуация «Что произошло?»:
o
Учитель: «Представьте, что вы вышли гулять сегодня
утром. Солнце светило ярко, но было прохладно. А вчера
было тепло, и светило солнце. А позавчера шел сильный
дождь. Как вы думаете, что меняется осенью?» (Дети
отвечают, учитель подводит их к мысли о погоде и ее
изменениях).
•
Формулирование темы и цели урока:
o
Учитель: «Итак, сегодня мы будем говорить о том, как
меняется неживая природа осенью. Как вы думаете, какая
будет цель нашего урока?» (Дети формулируют: узнать,
что меняется в неживой природе осенью; понять, почему
это происходит; как это связано с живой природой).
o
Учитель: «Отлично! Мы будем наблюдать, слушать,
рассуждать и узнаем много нового об осени.»
III. Изучение нового материала (50-60 минут)
•
Изменение температуры воздуха и светового дня (10-12
минут)
o
Учитель: «Первое, что мы замечаем осенью, – это
похолодание. Температура воздуха постепенно
понижается. Почему это происходит? Как вы думаете?»
(Дети могут предположить, что солнце греет меньше).
o
Демонстрация (с помощью модели или
иллюстрации): Учитель демонстрирует, как Земля
движется вокруг Солнца. Объясняет, что осенью наша
часть Земли начинает наклоняться от Солнца. Поэтому
солнечные лучи падают на Землю под более косым углом,
они как бы «скользят» по поверхности, меньше нагревая
ее.
o
Учитель: «Кроме того, осенью дни становятся короче, а
ночи – длиннее. Солнцу требуется больше времени, чтобы
нагреть землю. Так солнце – это главный источник тепла.
Когда его становится меньше, нам становится холоднее.
Из-за этого растения начинают готовиться к зиме
(останавливается рост, листья меняют цвет и опадают), а
животные тоже меняют свой образ жизни.»
o
Работа с рабочей тетрадью: Задание на соотнесение
признаков осени (похолодание, сокращение светового дня)
с соответствующими изображениями или краткими
описаниями.
o
Учитель: «Итак, первое важное изменение в неживой
природе осенью – это понижение температуры
воздуха и сокращение продолжительности светового
дня. Как вы думаете, какое явление природы тесно связано
с похолоданием?» (Подвод к понятию «заморозки»).
•
Туман и осадки (15-18 минут)
o
Учитель: «Осенью часто можно увидеть такое явление,
как туман. Что такое туман? Как он образуется?»
o
Объяснение учителя (с опорой на
иллюстрации/видео): «Туман – это множество мельчайших
капелек воды, которые как бы «плавают» в воздухе. Когда
теплый, влажный воздух встречается с холодной
поверхностью земли (особенно по утрам, когда земля
успела остыть за ночь), водяной пар, который всегда есть в
воздухе, начинает превращаться в крошечные капельки
воды. Эти капельки и образуют туман. Туман словно
одеяло окутывает землю, и видимость становится очень
плохой.»
o
Демонстрация (если возможно): Можно показать, как при
резком охлаждении на поверхности стеклянного стакана с
холодной водой образуется «испарина» – это тоже
конденсация водяного пара.
o
Учитель: «В осеннее время учащаются и осадки. Какие
виды осадков вы знаете?» (Дети называют: дождь, снег).
o
Учитель: «Осенью дождь идет очень часто. А почему вода
из неба падает именно в виде дождя?» (Объяснение:
«Теплый воздух, поднимаясь, охлаждается. В нем есть
невидимый водяной пар. Охладившись, пар превращается
в крошечные капельки воды или кристаллики льда. Они
собираются вместе, образуя облака. Когда капелек
становится очень много, они становятся тяжелыми и
падают на землю в виде дождя.»)
o
Учитель: «А какой бывает осенний дождь? Есть ли у него
свои особенности?» (Холодный, моросящий, затяжной,
сильный ливень).
o
Учитель: «А что происходит, когда температура воздуха
становится очень низкой, но дождь еще не перешел в
снег?» (Подведение к понятию «заморозки»).
o
Объяснение понятия «заморозки» (с демонстрацией
иллюстраций): «Когда температура воздуха ночью
опускается ниже нуля градусов, вода на поверхности
земли, в лужах, на траве начинает замерзать. Это и
называются заморозки. На траве утром мы можем увидеть
тонкий слой инея – это замерзшая влага. Заморозки – это
уже предвестники настоящей зимы.»
o
Работа с рабочей тетрадью: Задание на соотнесение
понятий «туман», «дождь», «заморозки» с
соответствующими изображениями или описаниями.
•
Ветер (10-12 минут)
o
Учитель: «Осенью мы часто слышим шум ветра, видим,
как он гнет деревья, гонит облака по небу. Что
такое ветер?» (Дети дают определения: движение
воздуха).
o
Объяснение учителя: «Ветер – это движение воздуха. Он
возникает потому, что разные участки Земли нагреваются
неравномерно. Теплый воздух легче и поднимается вверх,
а на его место приходит более холодный, тяжелый воздух.
Это движение воздуха мы и ощущаем как ветер. Осенью,
когда разница в температуре между различными областями
становится больше, ветер часто бывает сильным.»
o
Учитель: «Какие бывают ветры? Может ли ветер быть
разным?» (Дети могут назвать: легкий бриз, сильный
порыв, ураган).
o
Учитель: «Как ветер влияет на природу осенью?» (Он
срывает листья с деревьев – листопад, гонит облака,
делает погоду прохладнее).
o
Демонстрация (видеофрагмент): Короткий ролик,
показывающий осенний ветер, его силу, движение листьев,
облаков.
o
Учитель: «Ветер, гоняя листья, помогает им быстрее
упасть на землю. Это тоже своеобразная подготовка
природы к зиме, хотя сам ветер – явление неживой
природы.»
•
Листопад как следствие изменений в неживой природе (8-10
минут)
o
Учитель: «Мы много говорим об осени, и часто
представляем ее себе как время, когда деревья роняют
свои листья. Это явление называется листопад. Ребята, а
к какой природе относится листопад – к живой или
неживой?» (Дети могут спорить. Учитель подводит их к
правильному ответу).
o
Объяснение учителя: «Листопад – это не совсем явление
неживой природы, это скорее результат изменений,
происходящих в неживой природе, которые влияют на
живую. Когда дни становятся короче, солнечного света и
тепла меньше, деревья перестают получать достаточно
питания для листьев. Они начинают «закрывать» свои
листья, постепенно готовясь к зиме. Листья меняют цвет
(желтеют, краснеют, буреют) и, в конце концов, опадают.
Этот процесс помогает дереву сэкономить силы и воду
зимой, когда земля замерзнет, и добывать воду будет
трудно.»
o
Учитель: «Так, похолодание, сокращение светового дня,
сильные ветры – все это способствует тому, что листья
опадают. Вот почему мы говорим, что листопад – это
следствие изменений в неживой природе.»
IV. Физкультминутка (2-3 минуты)
•
«Мы – осенние листочки»:
o
Учитель: «Давайте представим, что мы – осенние
листочки. Ветер дует, мы летим, кружимся, опадаем на
землю.»
o
Дети выполняют имитационные движения: медленно
поднимаются, кружатся, плавно опускаются на пол, как
листочки. Можно добавить имитацию ветра – покачивание
руками.
V. Закрепление изученного материала (15-20 минут)
•
Работа с рабочей тетрадью:
o
Задания на соотнесение осенних явлений неживой
природы с их названиями и описаниями.
o
Задания на заполнение пропусков в предложениях.
o
Задания на определение последовательности осенних
месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь) и связанных с ними
изменений.
•
Игра «Погода осенью»:
o
Учитель: «Я буду называть явление, а вы скажите, какое
оно – из неживой или живой природы, и к какому времени
года относится.»
▪
Солнце (неживая, может быть любое время года, но
осенью греет меньше).
▪
Листопад (следствие изменений в неживой природе,
осень).
▪
Дождь (неживая, осенью чаще).
▪
Туман (неживая, осенью чаще).
▪
Заморозки (неживая, предвестник зимы, осенью).
▪
Ветер (неживая, осенью часто сильный).
▪
Птицы улетают (живая, осень).
▪
Медведь спит (живая, осень/зима).
•
Дискуссия:
o
Учитель: «Почему осенью мы чаще видим туманы и дожди,
чем летом?» (Ответы связаны с похолоданием,
изменением движения воздушных масс).
o
Учитель: «Как вы думаете, если бы осенью не становилось
холоднее и дни не становились короче, что бы произошло с
деревьями и животными?» (Обсуждение значения
изменений в неживой природе).
VI. Творческое задание (10-15 минут)
•
Рисование «Осенний пейзаж»:
o
Учитель: «Ребята, нарисуйте осенний пейзаж, на котором
вы изобразили бы изменения в неживой природе, которые
мы сегодня обсуждали. Это может быть туманное утро,
дождливый день, яркое, но уже не жаркое солнце, или
порывистый ветер, срывающий листья.»
o
Пока дети рисуют, можно включить спокойную осеннюю
музыку.
o
После выполнения, некоторые дети могут представить свои
рисунки и рассказать, что на них изображено, какие
явления неживой природы они хотели показать.
VII. Рефлексия (5-7 минут)
•
Учитель: «Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чем
мы сегодня говорили? Какие изменения в неживой природе
происходят осенью?»
•
Прием «Незаконченное предложение»:
o
«Сегодня на уроке я узнал, что осенью температура
воздуха…» (становится ниже).
o
«Солнечные лучи осенью падают на Землю…» (под косым
углом).
o
«Туман образуется, когда…» (теплый воздух встречается с
холодной поверхностью).
o
«Осадки осенью – это чаще всего…» (дождь).
o
«Заморозки – это когда…» (вода на земле замерзает).
o
«Листопад происходит потому, что…» (из-за похолодания и
уменьшения света).
o
«Мне было интересно узнать о…»
o
«Больше всего меня удивило…»
•
Учитель: «Вы сегодня были очень внимательными и
любознательными. Вы увидели, как осень преображает не
только живую природу, но и саму землю, воздух, воду. Помните,
что эти изменения – это естественный цикл природы, который
готовит ее к зиме. Берегите нашу природу!»
VIII. Домашнее задание (1-2 минуты)
•
Базовый уровень: Прочитать соответствующий параграф
учебника. Найти в интернете (или спросить у родителей)
интересные факты о туманах или осенних ветрах.
•
Продвинутый уровень (по выбору):
o
Наблюдать за погодой в течение недели и записывать (или
зарисовывать) основные явления неживой природы,
которые они видят.
o
Составить небольшой рассказ (3-4 предложения) об одном
из осенних явлений неживой природы (например, «Мой
осенний день с туманом»).
Критерии оценки деятельности обучающихся:
•
Активность и правильность ответов во время беседы.
•
Умение работать с иллюстрациями и видеоматериалами.
•
Правильность выполнения заданий в рабочей тетради.
•
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
•
Уровень самостоятельности при выполнении творческого
задания.
•
Умение выражать свои мысли и наблюдения.
Практическая ценность разработки:
Данная разработка предоставляет учителю начальных классов четкую
структуру урока, ориентированную на ФГОС ДО. Она содержит
конкретные методические приемы, направленные на формирование
не только предметных знаний (признаки неживой природы осенью), но
и метапредметных умений (наблюдательность, логическое мышление,
установление причинно-следственных связей, связная речь) и
личностных качеств (бережное отношение к природе,
любознательность). Задания для рабочей тетради и творческое
задание позволяют закрепить изученный материал и активизировать
познавательную деятельность учащихся. Использование проблемного
метода и дискуссии стимулирует мыслительную активность детей.
Глубина проработки:
Разработка уделяет внимание не только перечислению осенних
явлений, но и объяснению их причин на доступном для
второклассников уровне. Прослеживается связь между изменениями в
неживой природе и их влиянием на живую. Термины вводятся
последовательно, с пояснениями и примерами. Акцент делается на
установлении причинно-следственных связей, что формирует
аналитическое мышление учащихся.
Читаемость:
Логика изложения материала выстроена последовательно: от
актуализации знаний и постановки цели к изучению нового материала,
его закреплению, творческому применению и рефлексии. Переходы
между частями урока плавные, обозначенные четкими заголовками и
вводными репликами учителя. Используется понятный для младших
школьников язык, при этом сохраняется научная точность
формулировок.