Напоминание

От игры к исследовательской деятельности


Автор: Козионова Нина Федоровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Дуван
Населённый пункт: Дуван
Наименование материала: статья
Тема: От игры к исследовательской деятельности
Раздел: полное образование





Назад





От игры к исследовательской деятельности
Массовое творчество учителей явило удивительное многообразие и выдумку в изобретении «новых уроков истории». По достоинству был оценен и урок-игра: игра мотивирует, стимулирует, активизирует познавательные процессы школьников; повышает прочность знаний и интерес к предмету; позволяет развивать специальные способности учащихся к занятиям истории. На таком уроке, будучи заинтересованным в том, чтобы дети получили максимум наслаждения и удовольствия, учитель содействует ощущению радости детства. Кроме того, урок-игра, как мне кажется, является своеобразным трамплином к исследовательской деятельности учащихся, оказывает помощь ребятам в проявлении их способностей и увеличении интеллектуального и творческого потенциала. Так, непосредственно на самых первых ступеньках изучения истории пятиклассники с удовольствием ощущают себя археологами, ведущими раскопки: «по кусочкам» собирают известное изображение древности. И я была рада их следующему шагу – попытаться самостоятельно зарисовать облик человека, живущего в нашей местности. Мы работали с краеведческим материалом школьного музея, поделились информацией о кунгуряках, основавших наше село в середине XVIII века. Так появилась целая портретная галерея «прапра…дедов». Обобщая и закрепляя знания учащихся по теме «Культурное наследие цивилизации Древнего Востока», был проведен урок-практическое занятие «Творческая лаборатория» (класс делится на несколько групп, раздаются игровые задания, выполняя которые, ребята «становятся» журналистами, художниками-иллюстраторами, историками-картографами). Отчеты «творческих лабораторий» были заслушаны в конце урока, ученики придумали и продолжение: сделали сравнительный анализ моделей женской одежды в древности и формы одежды, которая существовала в нашем селе в XIX веке. В результате презентации этой работы на школьной конференции был сделан вывод о ценности и важности сохранения обычаев и традиций. Урок-игра «Олимпийские игры в древности» позволил учащимся реально ощутить себя участниками этого спортивного состязания, ведущего свой отсчет с 776 г. до н.э. Ребята с огромным желанием изучали все правила проведения олимпиады, зачитывали клятвы судей и атлетов. Непосредственно на уроке состязались в силе и ловкости «метатели дисков» (бумажные диски), «кулачные бои» (пауэрлифтинг), «прыгуны» (прыжки в длину), «бегуны». Было обязательным и награждение: победители получили венок из ветвей оливы (лаврового листа). Кроме того, учащиеся начали сбор информации для оформления брошюры о выпускнике, призере Олимпийских игр 1960, 1964 годов – Г. Ваганове. С целью развития информационной культуры школьников, знакомства их с возможностями ПК урок-игра «История в лицах» (историко- литературная игра) состоялся в компьютерном классе школы. Проведение
урока основывалось на заранее приготовленных слайдах CD-презентаций, на которых были представлены схемы и кроссворды. Мы уверены, что такая деятельность реально поможет учащимся в освоении навыков использования компьютера в учебной работе. Уроки, посвященные культуре, очень часто проводились как уроки- концерты. На обобщающем интегрированном (проведенным вместе с уроком музыки) уроке по теме «Культура Древней Греции», учащиеся инсценировали фрагменты мифов, услышали музыкальные шедевры, смогли увидеть исполнение и разучить греческий танец «Сиртаки». Такие театральные представления (уроки-концерты) способствуют формированию коммуникативных навыков и умений учащихся, приобщению их к культурному наследию прошлого. По утверждению известного ученого М.Т. Студеникина, «многие исследователи считают игровое обучение дидактической системой будущего». Игры на уроках истории формируют интерес к исторической науке, коммуникативные навыки, интерес к поисково-исследовательской деятельности, способствуют личностному самосовершенствованию, развитию информационной культуры учащихся. Это необходимые и важные составляющие в процессе формирования и развития одаренной личности.


В раздел образования