Автор: Козионова Нина Федоровна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Дуван Населённый пункт: Дуван Наименование материала: статья Тема: От игры к исследовательской деятельности Раздел: полное образование
От игры к исследовательской деятельности
Массовое творчество учителей явило удивительное многообразие и
выдумку в изобретении «новых уроков истории». По достоинству был оценен
и урок-игра: игра мотивирует, стимулирует, активизирует познавательные
процессы школьников; повышает прочность знаний и интерес к предмету;
позволяет развивать специальные способности учащихся к занятиям истории.
На таком уроке, будучи заинтересованным в том, чтобы дети получили
максимум наслаждения и удовольствия, учитель содействует ощущению
радости детства. Кроме того, урок-игра, как мне кажется, является
своеобразным трамплином к исследовательской деятельности учащихся,
оказывает помощь ребятам в проявлении их способностей и увеличении
интеллектуального и творческого потенциала.
Так, непосредственно на самых первых ступеньках изучения истории
пятиклассники с удовольствием ощущают себя археологами, ведущими
раскопки: «по кусочкам» собирают известное изображение древности. И я
была рада их следующему шагу – попытаться самостоятельно зарисовать
облик человека, живущего в нашей местности. Мы работали с краеведческим
материалом школьного музея, поделились информацией о кунгуряках,
основавших наше село в середине XVIII века. Так появилась целая
портретная галерея «прапра…дедов».
Обобщая и закрепляя знания учащихся по теме «Культурное наследие
цивилизации Древнего Востока», был проведен урок-практическое занятие
«Творческая лаборатория» (класс делится на несколько групп, раздаются
игровые задания, выполняя которые, ребята «становятся» журналистами,
художниками-иллюстраторами, историками-картографами). Отчеты
«творческих лабораторий» были заслушаны в конце урока, ученики
придумали и продолжение: сделали сравнительный анализ моделей женской
одежды в древности и формы одежды, которая существовала в нашем селе в
XIX веке.
В результате презентации этой работы на школьной конференции был
сделан вывод о ценности и важности сохранения обычаев и традиций.
Урок-игра «Олимпийские игры в древности» позволил учащимся
реально ощутить себя участниками этого спортивного состязания, ведущего
свой отсчет с 776 г. до н.э. Ребята с огромным желанием изучали все правила
проведения олимпиады, зачитывали клятвы судей и атлетов.
Непосредственно на уроке состязались в силе и ловкости «метатели дисков»
(бумажные диски), «кулачные бои» (пауэрлифтинг), «прыгуны» (прыжки в
длину), «бегуны». Было обязательным и награждение: победители получили
венок из ветвей оливы (лаврового листа). Кроме того, учащиеся начали сбор
информации для оформления брошюры о выпускнике, призере Олимпийских
игр 1960, 1964 годов – Г. Ваганове.
С целью развития информационной культуры школьников, знакомства
их с возможностями ПК урок-игра «История в лицах» (историко-
литературная игра) состоялся в компьютерном классе школы. Проведение
урока основывалось на заранее приготовленных слайдах CD-презентаций, на
которых были представлены схемы и кроссворды.
Мы уверены, что такая деятельность реально поможет учащимся в
освоении навыков использования компьютера в учебной работе.
Уроки, посвященные культуре, очень часто проводились как уроки-
концерты. На обобщающем интегрированном (проведенным вместе с уроком
музыки) уроке по теме «Культура Древней Греции», учащиеся инсценировали
фрагменты мифов, услышали музыкальные шедевры, смогли увидеть
исполнение и разучить греческий танец «Сиртаки». Такие театральные
представления (уроки-концерты) способствуют формированию
коммуникативных навыков и умений учащихся, приобщению их к
культурному наследию прошлого. По утверждению известного ученого М.Т.
Студеникина, «многие исследователи считают игровое обучение
дидактической системой будущего». Игры на уроках истории формируют
интерес к исторической науке, коммуникативные навыки, интерес к
поисково-исследовательской деятельности, способствуют личностному
самосовершенствованию, развитию информационной культуры учащихся.
Это необходимые и важные составляющие в процессе формирования и
развития одаренной личности.