Автор: Файрушина Анна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Верхневолжская СОШ"
Населённый пункт: Тверская обл., Калининский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: виды сложноподчиненных предложений в 9 классе
Раздел: среднее образование
РАЗРАБОТКА УРОКА: ВИДЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ В 9 КЛАССЕ
Предмет: Русский язык Класс: 9 Тема урока: Виды
сложноподчиненных предложений (СПП). Тип урока: Урок изучения
нового материала и первичного закрепления знаний.
Цель урока: Формирование у учащихся системы знаний о видах
сложноподчиненных предложений, развитие умения их распознавать,
анализировать и конструировать.
Задачи урока:
Предметные:
1. Образовательные:
o
Актуализировать знания учащихся о сложноподчиненном
предложении как типе сложного предложения.
o
Познакомить учащихся с классификацией
сложноподчиненных предложений по значению и способу
связи главных и придаточных частей (СПП с придаточными
определительными, изъяснительными,
обстоятельственными).
o
Формировать умение находить главную и придаточную
части в СПП, определять вид придаточного предложения,
устанавливать связь между частями (с помощью союзных
слов и подчинительных союзов).
o
Обучить правильной постановке знаков препинания в СПП.
2. Развивающие:
o
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать
языковые явления.
o
Развивать связную письменную и устную речь учащихся.
o
Развивать орфографическую и пунктуационную
грамотность.
o
Способствовать развитию логического мышления и
навыков самостоятельной работы с языковым материалом.
3. Воспитательные:
o
Воспитывать интерес к изучению русского языка, его
богатству и выразительным возможностям.
o
Формировать внимательное и осознанное отношение к
структуре предложения, способствующее точности и
ясности изложения мысли.
o
Способствовать развитию культуры письменной и устной
речи.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
•
Регулятивные:
o
Самостоятельно определять цель учебной деятельности,
планировать свою работу, осуществлять самоконтроль и
самооценку.
o
Формулировать собственные учебные задачи, находить
пути их решения.
o
Корректировать свою деятельность на основе анализа
ошибок.
•
Познавательные:
o
Извлекать информацию из текста (учебника, примеров),
систематизировать её.
o
Устанавливать причинно-следственные связи.
o
Строить логические рассуждения, делать выводы.
o
Владеть методами наблюдения и анализа языковых
явлений.
•
Коммуникативные:
o
Уметь слушать и понимать других, участвовать в диалоге,
формулировать и аргументировать свою точку зрения.
o
Эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками в
процессе выполнения учебных задач.
o
Уметь работать в группе, распределять роли,
договариваться.
Оборудование: Учебник русского языка для 9 класса, рабочие
тетради, раздаточный материал (карточки с заданиями), проектор,
экран, интерактивная доска (при наличии), компьютер.
Планируемые результаты:
•
Предметные: Учащиеся знают классификацию
сложноподчиненных предложений, умеют находить главную и
придаточную части, определять вид придаточного, правильно
ставить знаки препинания.
•
Метапредметные: Учащиеся владеют навыками
самоорганизации учебной деятельности, анализа и синтеза
информации, эффективной коммуникации.
•
Личностные: Учащиеся демонстрируют интерес к изучению
языка, осознанное отношение к речи.
Ход урока:
I. Организационный момент (2-3 минуты)
•
Приветствие: Добрый день, уважаемые ученики! Проверьте
готовность к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
•
Эмоциональный настрой: Сегодняшний урок будет посвящен
одной из самых интересных и выразительных конструкций
русского языка – сложноподчиненным предложениям. Уверен,
что наша работа пройдет продуктивно и познавательно.
II. Актуализация опорных знаний (10-15 минут)
•
Цель: Подготовить учащихся к восприятию нового материала,
активизировать имеющиеся знания о сложных предложениях.
•
Метод: Фронтальный опрос, мини-тест, лингвистическая
разминка.
•
Ход:
i.
Общее определение сложного предложения: «Что такое
сложное предложение?» (Предложение, состоящее из двух
или более грамматических основ).
ii.
Виды сложных предложений: «Какие виды сложных
предложений вы знаете?» (Сложносочиненные (ССП) и
сложноподчиненные (СПП)).
iii.
Критерий различения ССП и СПП: «По какому признаку
мы отличаем сложносочиненные предложения от
сложноподчиненных?» (По типу связи между частями:
сочинительная в ССП, подчинительная в СПП).
iv.
Характеристика ССП: «Какие союзы используются в
ССП?» (Сочинительные: и, а, но, или, либо, да (=и), зато,
однако, поэтому и др.). «Как соединяются части в ССП?»
(Интонация и сочинительные союзы).
v.
Характеристика СПП (общая): «А теперь вспомним СПП.
Чем отличается СПП от ССП?» (В СПП одна часть зависит
от другой). «Как называется главная часть?» (Главное
предложение). «Как называется зависимая часть?»
(Придаточное предложение). «Какими средствами
присоединяется придаточное к главному?»
(Подчинительные союзы и союзные слова).
vi.
Лингвистическая разминка (на доске или слайде):
▪
Определите вид сложных предложений, расставьте
знаки препинания:
▪
Подул сильный ветер, и деревья начали
раскачиваться. (ССП)
▪
Мы знали, что завтра будет контрольная работа.
(СПП)
▪
Солнце светило ярко, а птицы весело пели.
(ССП)
▪
Когда началась гроза, мы быстро побежали
домой. (СПП)
o
Резюме: «Итак, мы вспомнили, что такое СПП, и знаем, что
в них есть главная и придаточная части, связанные
подчинительными союзами или союзными словами.
Сегодня мы более подробно остановимся на том, какие
бывают придаточные предложения в составе СПП».
III. Постановка учебной задачи и введение нового материала (25-
30 минут)
•
Цель: Сформировать у учащихся представление о
классификации СПП по значению придаточного и способу связи.
•
Метод: Лекция с элементами эвристической беседы, работа с
примерами.
•
Ход: «Каждая придаточная часть СПП отвечает на
определенный вопрос, который мы можем задать от главного
предложения к придаточному. Именно по вопросу и по тому,
какую роль выполняет придаточная часть, мы и будем
определять её вид. Сегодня мы познакомимся с тремя
основными группами придаточных: определительными,
изъяснительными и обстоятельственными.
1. Сложноподчиненные предложения с придаточными
определительными.
o
Сущность: Придаточное определительное предложение
относится к существительному (или другому члену главного
предложения, выполняющему функцию существительного)
и поясняет его, давая ему характеристику. Оно отвечает на
вопросы прилагательного: какой? чей?
o
Связь: Придаточное определительное присоединяется к
главному с помощью союзных слов:
▪
который (которая, которое, которые): Я прочитал
книгу, которая мне очень понравилась. (Книга какая?
– которая понравилась).
▪
чей (чья, чьё, чьи): Вот дом, чей хозяин уехал в
командировку. (Дом чей? – чей хозяин уехал).
▪
что: (Употребляется редко, в основном в устойчивых
сочетаниях или если «что» является подлежащим в
придаточном: Я верю тому, что ты говоришь. (Тому
чему? – тому, что ты говоришь).
▪
где, куда, откуда: (Если они выступают в роли
определительных, относятся к существительным,
обозначающим место или направление: Я вернулся
туда, где прошло мое детство. (Туда куда? – где
прошло детство)).
o
Примеры:
▪
«Наступил день, когда все ученики собрались в
актовом зале.» (День какой? – когда собрались).
▪
«Мне хотелось бы встретить человека, чьё мнение
было бы мне интересно.» (Человека какого? – чьё
мнение было бы интересно).
▪
«Мы остановились у реки, где раньше стояла старая
мельница.» (У реки какой? – где стояла мельница).
o
Пунктуация: Придаточное определительное, как правило,
обособляется (запятыми), если относится к личному
местоимению или к выделенному существительному. Если
придаточное относится к существительному, которое не
выделено, запятая ставится между главной и придаточной
частью.
o
Вопрос учителя: «На какие вопросы отвечает придаточное
определительное? Какие союзные слова вы запомнили?»
2. Сложноподчиненные предложения с придаточными
изъяснительными.
o
Сущность: Придаточное изъяснительное относится к
глаголу-сказуемому главного предложения (или к другим
словам, требующим пояснения) и поясняет его действие.
Оно отвечает на падежные вопросы, которые обычно
ставятся от главного к придаточному: что? о чем? где?
как? почему? зачем? и т.д.
o
Связь: Придаточное изъяснительное присоединяется к
главному с помощью подчинительных
союзов и союзных слов:
▪
Союзы: что, чтобы, как, будто, словно, если, ли.
▪
Союзные слова: кто, что, какой, чей, где, куда,
откуда, почему, зачем, как.
o
Примеры:
▪
«Я думаю, что завтра будет хорошая погода.» (Думаю
что? – что будет погода).
▪
«Он спросил, где находится ближайшая автобусная
остановка.» (Спросил где? – где находится
остановка).
▪
«Нам казалось, будто всё вокруг замерло.» (Казалось
что? – будто всё замерло).
▪
«Он объяснил, почему опоздал.» (Объяснил почему?
– почему опоздал).
o
Вопрос учителя: «На какие вопросы отвечает придаточное
изъяснительное? Какие союзы и союзные слова
используются для связи?»
3. Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными.
o
Сущность: Придаточное обстоятельственное относится к
сказуемому главного предложения (или к другому члену
главного предложения, выраженному обстоятельством) и
поясняет его, указывая на различные обстоятельства
действия: место, время, причину, цель, условие, следствие,
образ действия, уступку.
o
Классификация придаточных обстоятельственных:
▪
Обстоятельственные места: Отвечают на
вопросы где? куда? откуда?. Присоединяются с
помощью союзных слов где, куда, откуда.
▪
Пример: «Мы остановились там, где начинался
лес.» (Там где? – где начинался лес).
▪
Обстоятельственные времени: Отвечают на
вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких
пор?. Присоединяются с помощью союзов когда,
пока, лишь только, едва, с тех пор как, до тех пор
пока.
▪
Пример: «Когда наступила ночь, мы разбили
лагерь.» (Ночь когда? – когда наступила).
▪
Обстоятельственные причины: Отвечают на
вопросы почему? отчего? из-за чего?.
Присоединяются с помощью союзов потому что, так
как, ибо, поскольку, оттого что, благодаря тому
что.
▪
Пример: «Мы остановились, потому
что устали.» (Остановились почему? – потому
что устали).
▪
Обстоятельственные цели: Отвечают на
вопросы зачем? с какой целью? для чего?.
Присоединяются с помощью союзов чтобы, для того
чтобы, с тем чтобы, дабы.
▪
Пример: «Он пришел, чтобы поговорить.»
(Пришел зачем? – чтобы поговорить).
▪
Обстоятельственные условия: Отвечают на
вопрос при каком условии?. Присоединяются с
помощью союзов если, если… то, когда (в значении
«если»), раз.
▪
Пример: «Если будет хорошая погода, мы
пойдем гулять.» (Пойдем гулять при каком
условии? – если будет погода).
▪
Обстоятельственные следствия: Отвечают на
вопрос что из этого следует?. Присоединяются с
помощью союза так что.
▪
Пример: «Ливень был такой сильный, так
что пришлось вернуться.» (Ливень был такой
сильный, что из этого следует? – так что
пришлось вернуться).
▪
Обстоятельственные образа действия и
степени: Отвечают на вопросы как? каким образом?
насколько? в какой степени?. Присоединяются с
помощью союзов как, как будто, словно, точно,
будто, подобно тому как.
▪
Пример: «Он говорил так, словно знал всё
наперед.» (Говорил как? – словно знал).
▪
Обстоятельственные уступки: Отвечают на
вопросы несмотря на что? вопреки чему?.
Присоединяются с помощью союзов хотя, несмотря
на то что, вопреки тому что, пускай, пусть.
▪
Пример: «Хотя было поздно, мы продолжали
работать.» (Работали несмотря на что? – хотя
было поздно).
o
Вопрос учителя: «Какое главное отличие придаточных
обстоятельственных от определительных и
изъяснительных?» (Они указывают на обстоятельство
действия, а не на предмет или признак). «На какие вопросы
они отвечают?» (Перечислите основные группы вопросов).
IV. Первичное закрепление нового материала (20-25 минут)
•
Цель: Отработать умение распознавать виды СПП, находить
главную и придаточную части, определять вид придаточного.
•
Методы: Практические упражнения, работа с текстом,
выполнение заданий по карточкам.
1. Упражнение «Найди пару» (работа с
карточками) * Задача: Соединить главную часть с соответствующим
придаточным, определить вид придаточного. * Пример
карточки: * Главные части (слева): 1. Я прочитал книгу… 2. Мы
остановились там… 3. Я знаю… 4. Он работает так… 5. Я хочу,
чтобы… * Придаточные части (справа): а) …чтобы вы меня поняли.
б) …где всегда цвели подснежники. в) …как ты это делаешь. г)
…которая мне очень понравилась. д) …что ты говорил вчера.
* Ход: Учащиеся соединяют предложения, затем по цепочке называют
вид придаточного и задают вопрос. * 1-г: Определительное (книга
какая?). * 2-б: Обстоятельственное места (там где?). * 3-д:
Изъяснительное (знаю что?). * 4-в: Обстоятельственное образа
действия (так как?). * 5-а: Изъяснительное (хочу что?).
2. Упражнение «Расставь знаки препинания и определи
вид» * Задача: Списать предложения, расставить недостающие знаки
препинания, определить вид придаточного. * Примеры
предложений: 1. Я понял причину почему он уехал. (Изъяснительное)
2. Наступил день когда все пришли на праздник. (Определительное) 3.
Он говорил так как будто никогда не видел моря. (Образа
действия/сравнения) 4. Если будет возможность мы обязательно
съездим на море. (Условия) 5. Мы пришли туда откуда начинался наш
путь. (Обстоятельственное места) 6. На дворе выл ветер так что дом
ходил ходуном. (Следствия) * Ход: Учащиеся работают в тетрадях,
затем проверяют друг у друга или по образцу на доске.
3. Упражнение «Сконструируй СПП» * Задача: Составить
сложноподчиненные предложения, используя предложенные
союзы/союзные слова и указывая вид придаточного. * Примеры
заданий: * Составьте СПП с придаточным определительным,
используя союзное слово который. * Составьте СПП с придаточным
изъяснительным, используя союз чтобы. * Составьте СПП с
придаточным времени, используя союз когда. * Составьте СПП с
придаточным причины, используя союз потому что. * Ход: Учащиеся
записывают получившиеся предложения, комментируют их.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой (10-15 минут)
•
Цель: Оценить уровень усвоения материала каждым учащимся.
•
Метод: Тестовое задание или работа с упражнением из
учебника.
•
Пример задания (тестового):
i.
Укажите СПП с придаточным определительным: а) Я
думаю, что ты справишься. б) Я верю тому, кто говорит
правду. в) Когда пришла весна, всё ожило.
ii.
Укажите СПП с придаточным изъяснительным: а) Мы
увидели дом, где жил писатель. б) Я спросил, как пройти к
метро. в) Он сделал всё, чтобы поразить всех.
iii.
Укажите СПП с придаточным обстоятельственным
времени: а) Я знаю, что ты можешь. б) Он пришел, когда
все уже разошлись. в) Мы выбрали тот путь, который
казался нам безопаснее.
o
Самопроверка: Учащиеся проверяют свои ответы по
ключу, который выводится на экран или раздается на
карточках.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия (5-7 минут)
•
Цель: Оценить результаты урока, выявить уровень понимания
материала, определить дальнейшие шаги.
•
Метод: Фронтальная беседа, самооценка.
•
Ход:
i.
Итоги урока: «Итак, сегодня мы изучили виды
сложноподчиненных предложений. На какие основные
группы мы их разделили?» (Определительные,
изъяснительные, обстоятельственные).
ii.
Ключевые вопросы:
▪
«Что такое главное и придаточное предложение?»
▪
«Какими средствами присоединяются придаточные к
главным?» (Союзы и союзные слова).
▪
«Как мы определяем вид придаточного?» (По
вопросу, который ставим от главного к придаточному,
и по значению, которое оно выражает).
iii.
Самооценка: «Теперь оцените свою работу на уроке.
Поднимите руку, кто полностью понял материал и может
сам определить вид придаточного.» (Поднимают руку). «Кто
понял, но иногда еще путается?» (Поднимают руку). «Кому
нужно ещё поработать над этой темой?» (Поднимают руку).
iv.
Обратная связь: «Что вам понравилось на уроке? Что
показалось сложным? Какие вопросы остались?»
v.
Резюме: «Мы сделали первый шаг в освоении
сложноподчиненных предложений. В дальнейшем мы
будем продолжать работать над этой темой, закреплять
наши знания и учиться использовать СПП для более
точного и выразительного выражения своих мыслей».
VII. Домашнее задание (2-3 минуты)
•
Цель: Закрепить изученный материал, отработать навыки на
практике.
•
Задание:
i.
Выучить теоретический материал по теме «Виды
сложноподчиненных предложений» (параграф учебника).
ii.
Выполнить упражнение №… (из учебника) на определение
видов СПП.
iii.
Творческое задание (по желанию/для желающих): Написать
небольшой текст (5-7 предложений), используя СПП с
разными видами придаточных.
Аналитика и глубина проработки:
Данная разработка урока построена на принципах постепенного
усложнения материала и его систематического закрепления.
Начальный этап актуализации знаний позволяет «ввести» учеников в
тему, связав новое с уже известным. Основная часть урока посвящена
подробному изложению теоретического материала, который, несмотря
на свою научную точность, представлен в форме, доступной для
понимания девятиклассниками. Активно используются примеры,
которые иллюстрируют каждое положение, что делает материал
более наглядным и запоминающимся.
Классификация СПП представлена по наиболее распространенной и
логичной схеме: определительные, изъяснительные и
обстоятельственные. Особое внимание уделяется выделению
ключевых признаков каждого вида:
•
Связь с главным предложением: союзные слова или союзы.
•
Вопросы, на которые отвечает придаточное: это является
основным инструментом для определения вида.
•
Функция придаточного: определение, пояснение,
обстоятельство.
Уделено внимание также вопросам пунктуации, что является важным
практическим аспектом. Примеры предложений подобраны таким
образом, чтобы наглядно демонстрировать различия между видами
придаточных.
Практическая ценность урока заключается в поэтапном закреплении
материала. Упражнение «Найди пару» позволяет отработать навык
установления связи и определения типа придаточного. Упражнение
«Расставь знаки препинания и определи вид» тренирует
пунктуационные навыки и умение анализировать структуру СПП.
Творческое задание «Сконструируй СПП» направлено на развитие
навыков самостоятельного конструирования предложений, что
способствует более глубокому усвоению грамматических норм.
Тестовое задание для самопроверки позволяет учащимся объективно
оценить степень усвоения материала, а также выявить пробелы в
знаниях. Это дает возможность учителю скорректировать дальнейшую
работу.
Практическая ценность:
Практическая ценность методической разработки определяется тем,
что она:
•
Структурирована: Содержит четкий план урока с указанием
этапов, целей, методов и предполагаемого времени.
•
Содержит конкретные примеры: Примеры предложений,
упражнений, тестовых заданий, которые могут быть
использованы непосредственно на уроке.
•
Ориентирована на развитие навыков: Не только на
запоминание теоретического материала, но и на отработку
умений анализировать, классифицировать, конструировать и
правильно пунктуационно оформлять СПП.
•
Предусматривает разные формы работы: Фронтальная
работа, самостоятельная работа, работа в парах (при
обсуждении), что способствует вовлеченности всех учащихся.
•
Предлагает инструменты для самоконтроля: Тестовое
задание с самопроверкой позволяет учащимся оценить свои
знания.
•
Учитывает возрастные особенности: Материал адаптирован
для учащихся 9 класса, с учетом их уровня подготовки и
особенностей восприятия.
Читаемость и логические переходы:
Структура урока способствует логичному переходу от одного этапа к
другому.
•
Актуализация знаний плавно подводит к постановке проблемы.
•
Введение нового материала начинается с общего понятия СПП и
затем детализируется по видам придаточных.
•
Каждый вид придаточного рассматривается по единой схеме:
сущность, связь, примеры, вопросы.
•
Последовательность изложения позволяет учащимся
выстраивать стройную картину видов СПП.
•
Переход от теоретического изложения к практическому
закреплению осуществляется через упражнения, которые
логически продолжают и иллюстрируют изученный материал.
•
Рефлексия подводит итоги, обобщает пройденное, а домашнее
задание закрепляет усвоенные знания.
Терминология:
Используется необходимая терминология (сложноподчиненное
предложение, главная часть, придаточная часть, подчинительные
союзы, союзные слова, придаточные определительные,
изъяснительные, обстоятельственные – места, времени, причины,
цели, условия, следствия, образа действия, уступки). При этом
термины вводятся постепенно, объясняются и иллюстрируются на
примерах, не перегружая урок.