Напоминание

"Формирование коммуникативной культуры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся."


Автор: Соловьёва Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Карпинск,Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативной культуры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся."
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК

СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Введение

Современная образовательная парадигма, ориентированная на

реализацию Федеральных государственных образовательных

стандартов (ФГОС), определяет в качестве ключевого результата

образования не только предметные знания, но и развитие

метапредметных компетенций и личностных качеств обучающихся. В

этом контексте формирование коммуникативной культуры перестает

быть узкой задачей филологического цикла и превращается в

фундаментальный педагогический инструмент, непосредственно

влияющий на когнитивное и креативное развитие личности.

Коммуникативная культура понимается как интегративное качество,

включающее систему знаний, умений и навыков эффективного и

этичного общения, а также ценностное отношение к коммуникации как

к средству познания, сотрудничества и самовыражения. Данная статья

анализирует теоретические основания и практические механизмы

взаимосвязи между целенаправленным формированием

коммуникативной культуры и развитием интеллектуальных и

творческих способностей школьников.

1. Теоретико-методологические основы взаимосвязи

коммуникации, интеллекта и творчества

Психолого-педагогические исследования убедительно доказывают,

что процессы мышления и коммуникации неразрывно связаны.

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, высшие

психические функции формируются первоначально как формы

сотрудничества и общения, и лишь затем интериоризируются,

превращаясь во внутренние психические процессы. Речь, будучи

главным инструментом коммуникации, является также и основным

орудием мышления.

Коммуникация как катализатор интеллектуального развития. В

процессе речевого взаимодействия – дискуссии, аргументации,

объяснения – учащийся сталкивается с необходимостью

структурировать свои мысли, облекать их в точные языковые формы,

выстраивать логические связи. Внешняя речь, обращенная к другому,

требует большей четкости и завершенности, чем внутренний монолог.

Таким образом, сама необходимость вербализации мысли выступает

мощным стимулом для ее кристаллизации и углубления.

Коллективная познавательная деятельность, построенная на

принципах диалога (технологии критического мышления,

дискуссионные клубы, дебаты), создает зону ближайшего развития,

где учащийся, взаимодействуя с более компетентными сверстниками

или педагогом, решает задачи, еще недоступные ему в

индивидуальной работе.

Коммуникация как среда для порождения творческих

продуктов. Творчество зачастую рождается не в вакууме, а в

процессе столкновения и синтеза различных идей. Коммуникативная

среда, особенно построенная на принципах мозгового штурма,

синектики или проектной работы, предоставляет уникальную

возможность для такого синтеза. Озвучивая свою, даже сырую и

неоформленную идею, учащийся не только получает обратную связь,

но и сам начинает ее воспринимать иначе, находя в ней новые грани.

Комментарии и вопросы собеседников выполняют роль катализатора,

провоцируя нелинейные ассоциативные связи и подталкивая к

нестандартным решениям. Кроме того, многие формы творчества

(драматизация, создание медиапродуктов, публичные выступления)

изначально коммуникативны по своей природе и требуют высокого

уровня развития коммуникативной культуры для своей реализации.

2. Структурные компоненты коммуникативной культуры и их

вклад в развитие способностей

Формирование коммуникативной культуры как системного качества

предполагает развитие нескольких взаимосвязанных компонентов,

каждый из которых вносит специфический вклад в интеллектуальное и

творческое развитие.

Когнитивный компонент: включает знание норм языка, правил

эффективной коммуникации, стратегий ведения диалога и полилога,

основ риторики и этикета. Этот компонент является основой для

точности и ясности мысли. Владение богатым словарным запасом и

разнообразными синтаксическими конструкциями предоставляет

учащемуся мощный инструментарий для анализа, синтеза и оценки

информации. Чем более развит языковой аппарат, тем тоньше и

дифференцированнее становится мышление.

Прагматический (деятельностный) компонент: представляет собой

собственно умения и навыки – способность адекватно воспринимать

информацию (слушание, чтение), грамотно ее продуцировать

(говорение, письмо), эффективно участвовать в коллективном

обсуждении, аргументировать свою позицию, управлять

коммуникативной ситуацией. Именно этот компонент напрямую

задействован в развитии интеллектуальных способностей. Например,

навык аргументации требует развитого логического и критического

мышления, а умение вести диалог – гибкости ума и толерантности к

неопределенности.

Эмоционально-ценностный (аффективный) компонент: включает

установку на уважительный и продуктивный диалог, эмпатию, умение

слышать и учитывать точку зрения другого, ответственность за

сказанное слово. Этот компонент создает психологически безопасную

среду, необходимую для проявления креативности. В атмосфере

доверия и взаимного уважения учащиеся не боятся высказывать

рискованные и нестандартные идеи, зная, что они будут восприняты с

интересом, а не с критикой.

3. Практические педагогические технологии формирования

коммуникативной культуры

Реализация развивающего потенциала коммуникативной культуры

требует от педагога целенаправленного использования конкретных

технологий и приемов, интегрированных в учебный процесс по всем

предметам.

3.1. Технологии развития диалогического общения.

Сократический семинар и философский диалог: Организованное

обсуждение сложного текста или проблемы, в ходе которого педагог

выполняет роль фасилитатора, задавая открытые вопросы и

направляя ход мысли учащихся. Эта технология учит глубокому

чтению, интерпретации, построению логических умозаключений и

уважению к мнению оппонента.

Дебаты и учебные дискуссии: Структурированный спор, требующий

от участников глубокого погружения в тему, сбора доказательной

базы, построения стройной системы аргументов и контраргументов.

Дебаты являются мощным тренажером для критического мышления,

скорости реакции и умения вести полемику.

Техника «Хакатон идей»: Коллективная работа по генерации решений

актуальной проблемы в сжатые сроки. Участники в малых группах

предлагают идеи, критикуют и дорабатывают предложения друг друга,

что стимулирует латеральное мышление и способность к

коллаборации.

3.2. Технологии развития монологической речи и письменной

коммуникации.

Подготовка и защита исследовательских проектов: Данный вид

деятельности требует от учащегося владения всеми видами речевой

деятельности: поиск и анализ информации (чтение), структурирование

и оформление мысли (письмо), публичное представление и ответы на

вопросы (говорение). Защита проекта перед аудиторией развивает не

только интеллектуальные, но и личностные качества – уверенность,

стрессоустойчивость.

Ведение интеллектуальных дневников и рефлексивных

эссе: Письменные практики, направленные на фиксацию хода мысли,

анализ собственных когнитивных стратегий и эмоциональных реакций.

Это мощный инструмент метапознания – способности думать о своем

мышлении, что является высшим уровнем интеллектуального

развития.

Создание мультимедийных презентаций и публикаций: Современная

коммуникация мультимодальна. Обучение созданию продуктов, где

текст, изображение, звук и видео работают как единое целое для

передачи сложной идеи, развивает дизайн-мышление, чувство формы

и аудитории.

3.3. Технологии создания коммуникативной среды.

Правила конструктивной обратной связи: Внедрение в классный

коллектив норм, согласно которым любая критика должна быть

конкретной, доброжелательной и конструктивной (например, по

модели «Плюс-Минус-Интересно»). Это снимает страх ошибки и

поощряет эксперимент.

Организация пространства для общения: Переход от поточной

модели («учитель – класс») к групповой и парной работе. Физическое

перестроение класса, создание зон для коворкинга и неформального

общения способствуют повышению коммуникативной активности.

Ролевые и деловые игры: Моделирование реальных жизненных и

профессиональных ситуаций (суд, пресс-конференция, научный

симпозиум), где учащийся должен действовать в соответствии с

определенной коммуникативной ролью. Это развивает гибкость,

эмпатию и стратегическое мышление.

4. Критерии эффективности и диагностика развития

Оценка эффективности работы по формированию коммуникативной

культуры и ее влияния на развитие способностей должна быть

комплексной и включать как качественные, так и количественные

методы.

Когнитивный критерий: диагностируется через анализ письменных

работ (сочинений, эссе, проектов) на предмет логичности, связности,

богатства лексики, умения выстраивать аргументацию.

Деятельностный критерий: оценивается через наблюдение и

экспертные оценки (педагога, психолога) за участием ученика в

дискуссиях, умением слушать, задавать уточняющие вопросы,

аргументировать, приходить к консенсусу. Может использоваться

метод видеозаписи с последующим анализом.

Личностный критерий: фиксируется через анкетирование,

самооценку, рефлексивные эссе, выявляющие изменения в

мотивации к общению, уровне толерантности, эмпатии, уверенности в

себе.

Заключение

Формирование коммуникативной культуры обучающихся является не

самоцелью, а высокоэффективным средством развития их

интеллектуального и творческого потенциала. Выстраивая учебный

процесс как систему сложных, разнообразных и личностно значимых

коммуникативных практик, педагог создает условия, в которых мысль

ребенка не просто усваивается, но рождается, шлифуется и

обогащается в диалоге с другими. Коммуникация в этом контексте

выступает и как объект усвоения, и как средство познания, и как

форма творческого самовыражения. Инвестируя в развитие

коммуникативной культуры, система образования инвестирует в

формирование личности, способной к непрерывному обучению,

критическому осмыслению действительности, генерации

инновационных идей и эффективной кооперации для их реализации в

быстро меняющемся мире. Синтез развитой речи, гибкого мышления и

креативного подхода, взращенный в культуре диалога, становится

ключевым конкурентным преимуществом выпускника XXI века.



В раздел образования