Автор: Рахимкулова Элина Зуфаровна
Должность: магистр
Учебное заведение: СФ УУНиТ
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ"
Раздел: высшее образование
КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ
У ПОДРОСТКОВ
Рахимкулова Элина Зуфаровна,
магистр
Научный руководитель: Газизова Регина Расиховна
канд.психол.наук., доцент
ФГБОУ ВО «УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ»
Стерлитамакский филиал УУНиТ, г. Стерлитамак
Аннотация.
В
статье
приведены
определение
«отклоняющегося
поведения»; описаны их формы; охарактеризованы причины возникновения
отклоняющегося поведения у подростков.
Annotation. The article provides definitions of «self-harmful behavior» and
«self-destructive behavior»; describes their types; and characterizes the causes of
self-harmful and self-destructive behavior in adolescents.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение; подростки.
Keywords: teenagers.
Склонность
подростков
к
отклоняющемуся
поведению
становится
серьезной проблемой современного общества. Этот феномен затрагивает
значительное число молодых людей и влечет серьезные последствия для
здоровья и благополучия подрастающего поколения. Несмотря на рост
внимания к данному вопросу, проблема остается актуальной ввиду сложности
выявления и предотвращения такого поведения.
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом
процессе устанавливаются эмоциональные отношения не с другими людьми, а с
неодушевленными предметами и явлениями. Эмоциональные отношения с
людьми
теряют
свою
значимость,
становятся
поверхностными.
Способ
аддиктивной организации из средства постепенно превращается в цель. Одной
из
форм
отклоняющегося
поведения
является
агрессивное
поведение.
Агрессией
называется
физическое
или
вербальное
поведение,
которое
направлено на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в
прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать
это от окружающих, т. к. он непосредственно и открыто вступает в
конфронтацию с кем-либо из окружающих, высказывает в его сторону угрозы
или проявляет агрессивность в действиях. В косвенной форме агрессия
скрывается под личной неприязнью, ехидством, сарказмом или иронией, и
оказанием таким образом давления на жертву.
Различные
виды
агрессивных
действий
могут
быть
обусловлены
различными факторами и входить в структуру разных типов девиантного
поведения. Наиболее яркий вид – физическая агрессия в виде нападения на
жертву, – как правило, отражает криминальное поведение, хотя может
встречаться
и
при
делинквентном
типе
отклоняющегося
поведения.
Агрессивность психических больных и лиц с психической патологией в виде
психопатологического и патохарактерологического типов отклоняющегося
поведения отличается лишь особенностями мотивации и симптоматикой
заболеваний. Криминогенное же значение психических аномалий заключается в
том,
что
они
при
главенствующей
роли
социально
приобретенных
особенностей личности, взаимодействуя с ними, обличают совершение
преступления, выступая не причиной, а внутренним условием [1, с. 62].
Российский психиатр Владимир Менделевич выделяет виды девиантного
поведения подростков, исходя из характера нарушения общественных норм:
делинквентный тип — примерами такого поведения являются уголовно
наказуемые действия (грабежи, разбой, воровство). Один из самых опасных
видов;
аддиктивный — подростки «убегают» от действительности при помощи
алкоголя, наркотиков, токсикомании. Нередко развивается зависимость от
определенных действий (транса, мастурбации, азартных игр);
психопатологический — проявление имеющихся у подростка психопатических
нарушений, например, биполярное расстройство может вылится в гипоманию
(«легкая»
мания с постоянно приподнятым настроением), а депрессия в
апатию;
патохарактерологический — проявление патологических черт характера,
сформированных
в
процессе
воспитания.
Характеризуется
стойкими
нарушениями в поведении и трудностями в социальной адаптации. В этот тип
входят акцентуации и психопатии (эпилептоидная, шизоидная. истероидная);
гиперспособный — одаренные дети используют таланты, чтобы выделиться,
показать свою значимость. Один из самых редких видов девиантного поведения
среди подростков. При этом такие подростки могут не справляться с бытовыми
вопросами.
Свою типологию девиаций предложил американский социолог Роберт
Крол Мертон. Он выделил четыре типа на основании разрыва принятых в
обществе норм и способов достижения цели.
Типы по Мертону:
инновации
—
достижение
одобряемых
обществом
целей
незаконными
методами (финансовые махинации, проституция, шантаж);
ритуализм — отказ от социально значимых целей на фоне согласия с
инструментами
их
достижения.
Подросток
не
стремится
к
великим
достижениям, уверенный, что они приведут к разочарованию;
ретритизм — отказ как от социальных целей, так и способов их достижения.
Выражается побегами из дома, бродяжничеством, наркоманией;
бунт — замена существующих норм общества новыми.
Девиантное поведение подростков можно также разделить на следующие типы:
антисоциальное, социальное и саморазрушительное.
антисоциальное
или
делинквентное
поведение
—
противоречащие
общественным нормам, противоправные действия. В начальных классах
проявляется насилием по отношению к более слабым или младшим,
поджогами, жестоким обращением к животным, мелким хулиганством,
воровством. В средних классах подростки с таким типом девиаций склонны к
вандализму,
физическому
насилию,
грабежам,
употреблению
и
распространению психоактивных веществ. В возрасте старше 18 лет это
уголовно наказуемые действия и поступки;
асоциальное (аморальное) поведение — уклонение от социально-нравственных
норм, неприятие стандартов этики и морали. Выражается агрессивностью,
беспорядочными сексуальными связями, бродяжничеством, прогулами школы,
игрой в азартные игры на деньги, попрошайничеством. Также подростки могут
увлечься граффити, делать татуировки, наносить себе повреждения (селфхарм),
придумывать вымышленных друзей;
саморазрушительное
(аутодеструктивное)
—
особенности
девиантного
поведения подростков этого типа угрожают развитию личности. Поведение
ребенка отклоняется от медицинских и психологических норм, его действия
направлены
на
причинение
прямого
или
косвенного
вреда
своему
психическому и соматическому здоровью. В младших классах такой тип редок
и выражается курением или токсикоманией. В более старшем возрасте у
подростков
может
появиться
пищевая
или
химическая
зависимость,
суицидальные
поступки,
деструктивно-религиозный
фанатизм,
поведение
жертвы, увлечение экстремальными видами спорта.
Шире других среди молодежи распространены алкоголизм и наркомания.
Школьники
быстро
становятся
зависимы
от
алкогольных
напитков,
сильнодействующих
веществ,
прием
которых
угрожает
физическому
и
психическому здоровью. Причинами становятся подростковое любопытство,
генетические
предрасположенности
и
индивидуальные
особенности,
окружающая среда. Алкогольная и наркотическая зависимость развивается на
фоне незащищенности, низкого уровня развития, не устраивающего ребенка
положения в детском коллективе.
Еще одной формой своеобразного спасения от жизненных невзгод может
стать проституция. К продаже тела за деньги подростки прибегают для
улучшения финансового положения, если родители не в состоянии обеспечить
все их «хотелки». Причиной детской проституции могут стать также семейные
конфликты, воздействие низкого культурного уровня среды, в которой
вращается ребенок.
Любые формы девиантного поведения подростков требуют коррекции с
обязательным наблюдением у врача-психиатра. В психотерапевтической
клинике «Роса» пациентам гарантировано высококвалифицированное лечение и
сопровождение до полного выздоровления.
Такое разнообразие форм отклоняющегося поведения свидетельствует о
глубоких
проблемах
современной
молодежи,
связанных
с
недостатком
должного воспитательного воздействия, низкой стрессоустойчивостью, низким
уровнем эмпатии и отсутствием ориентиров личностного роста.
Базовой
причиной
возникновения
отклоняющегося
поведения
у
подростков являются интенсивные негативные эмоции, которые переживаются
в открытой форме. Существует ряд факторов, увеличивающих риск такого
поведения. Так, среди причин, ведущих к склонности к отклоняющемуся
поведению у подростков, выделяют следующие:
1) Деструктивные семейные отношения. Провоцирующими стимулами
являются физическое и сексуальное насилие, враждебность и постоянная
критика родителей. В молодом возрасте негативно сказывается развод с
супругом, смерть члена семьи, конфликты.
2) Провоцирующее поведение сверстников.
3)
Дезадаптивные
личностные
черты.
Предрасполагающие
психологические факторы – недостаточное понимание своих эмоций, неумение
их
выражать,
склонность
подавлять
негативные
мысли,
чувства.
Сопутствующими характеристиками оказываются низкая стрессоустойчивость,
импульсивность, сниженный самоконтроль.
4)
Психические
расстройства.
Депрессии,
аутизм,
последствия
злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами. У таких людей
повышена эмоциональная неустойчивость, снижена способность критически
оценивать ситуацию и собственные действия.
5) Макросоциальные проблемы. Редко стремление к отклоняющемуся
поведению
провоцируется
масштабными
социальными
событиями:
экономическими кризисами, войнами, террористическими актами. Резкое
ухудшение условий жизни оказывается источником тяжелого эмоционального
стресса [4].
Диагностика
девиантного
поведения
подростков
проводится
медицинским психологом и психиатром в специализированной клинике.
Лабораторными исследованиями психические отклонения диагностировать
невозможно, оценить состояние пациента помогают опросы и тесты.
Врач-психиатр ставит диагноз на основании следующих процедур:
наблюдение и беседа позволяют выяснить привычки пациента, наличие у него
хобби,
обстановку
в
семье.
Характеристика
подростка
с
девиантным
поведением
определяется
также
эмоциональными
особенностями
и
поведенческими ответными реакциями;
опрос родителей крайне важен из-за частого отсутствия у детей с девиантным
поведением
самокритики.
Беседа
с
родственниками
помогает
выявить
отклонения в поведении ребенка;
личностные опросники и психологические тесты выявляют индивидуальные
черты
характера
(опросник
Айзенка,
патохарактерологический
диагностический опросник и др). Пациент отвечает на вопросы, а психиатр на
основании ответов выделяет наиболее яркие особенности личности;
специфические тесты-картинки помогают определить скрытые страхи, тревоги,
агрессию (тесты Розенцвейга, Сонди).
Немаловажны в диагностике и характеристики из школы, из подразделения по
делам несовершеннолетних (ПДН). Если ребенок стоит на учете — заключения
педиатра, невролога.
Девиантное
поведение
подростка
-
система
поступков
несовершеннолетнего,
выходящих
за
обще
принятое
представление
о
нормальном (нормативном) поведении в определенной сфере общественных
отношений и носящее деструктивный характер. Причинами девиантного
поведения подростков могут быть особенности взаимосвязи и взаимодействия
человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой; они
являются результатом конкретного стечения необходимых и случайных
обстоятельств социализации человека.
Список литературы
1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб., 1994.
2.
Гилева Н.С. Психология девиантного поведения: учебно-методическое
пособие., Омск, 2012 г.
3.
Книжникова С. С, Девиантология для педагогов и психологов: учебное
пособие., М., 2014 г.
4.
Воробьева К. А. Особенности взаимоотношений в семье как фактор
формирования девиантного поведения подростков., Семья и личность:
проблемы взаимодействия, № 13, 2019 г.