Напоминание

"КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ"


Автор: Рахимкулова Элина Зуфаровна
Должность: магистр
Учебное заведение: СФ УУНиТ
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ"
Раздел: высшее образование





Назад




КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ

У ПОДРОСТКОВ

Рахимкулова Элина Зуфаровна,

магистр

Научный руководитель: Газизова Регина Расиховна

канд.психол.наук., доцент

ФГБОУ ВО «УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ»

Стерлитамакский филиал УУНиТ, г. Стерлитамак

Аннотация.

В

статье

приведены

определение

«отклоняющегося

поведения»; описаны их формы; охарактеризованы причины возникновения

отклоняющегося поведения у подростков.

Annotation. The article provides definitions of «self-harmful behavior» and

«self-destructive behavior»; describes their types; and characterizes the causes of

self-harmful and self-destructive behavior in adolescents.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение; подростки.

Keywords: teenagers.

Склонность

подростков

к

отклоняющемуся

поведению

становится

серьезной проблемой современного общества. Этот феномен затрагивает

значительное число молодых людей и влечет серьезные последствия для

здоровья и благополучия подрастающего поколения. Несмотря на рост

внимания к данному вопросу, проблема остается актуальной ввиду сложности

выявления и предотвращения такого поведения.

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом

процессе устанавливаются эмоциональные отношения не с другими людьми, а с

неодушевленными предметами и явлениями. Эмоциональные отношения с

людьми

теряют

свою

значимость,

становятся

поверхностными.

Способ

аддиктивной организации из средства постепенно превращается в цель. Одной

из

форм

отклоняющегося

поведения

является

агрессивное

поведение.

Агрессией

называется

физическое

или

вербальное

поведение,

которое

направлено на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в

прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать

это от окружающих, т. к. он непосредственно и открыто вступает в

конфронтацию с кем-либо из окружающих, высказывает в его сторону угрозы

или проявляет агрессивность в действиях. В косвенной форме агрессия

скрывается под личной неприязнью, ехидством, сарказмом или иронией, и

оказанием таким образом давления на жертву.

Различные

виды

агрессивных

действий

могут

быть

обусловлены

различными факторами и входить в структуру разных типов девиантного

поведения. Наиболее яркий вид – физическая агрессия в виде нападения на

жертву, – как правило, отражает криминальное поведение, хотя может

встречаться

и

при

делинквентном

типе

отклоняющегося

поведения.

Агрессивность психических больных и лиц с психической патологией в виде

психопатологического и патохарактерологического типов отклоняющегося

поведения отличается лишь особенностями мотивации и симптоматикой

заболеваний. Криминогенное же значение психических аномалий заключается в

том,

что

они

при

главенствующей

роли

социально

приобретенных

особенностей личности, взаимодействуя с ними, обличают совершение

преступления, выступая не причиной, а внутренним условием [1, с. 62].

Российский психиатр Владимир Менделевич выделяет виды девиантного

поведения подростков, исходя из характера нарушения общественных норм:

делинквентный тип — примерами такого поведения являются уголовно

наказуемые действия (грабежи, разбой, воровство). Один из самых опасных

видов;

аддиктивный — подростки «убегают» от действительности при помощи

алкоголя, наркотиков, токсикомании. Нередко развивается зависимость от

определенных действий (транса, мастурбации, азартных игр);

психопатологический — проявление имеющихся у подростка психопатических

нарушений, например, биполярное расстройство может вылится в гипоманию

(«легкая»

мания с постоянно приподнятым настроением), а депрессия в

апатию;

патохарактерологический — проявление патологических черт характера,

сформированных

в

процессе

воспитания.

Характеризуется

стойкими

нарушениями в поведении и трудностями в социальной адаптации. В этот тип

входят акцентуации и психопатии (эпилептоидная, шизоидная. истероидная);

гиперспособный — одаренные дети используют таланты, чтобы выделиться,

показать свою значимость. Один из самых редких видов девиантного поведения

среди подростков. При этом такие подростки могут не справляться с бытовыми

вопросами.

Свою типологию девиаций предложил американский социолог Роберт

Крол Мертон. Он выделил четыре типа на основании разрыва принятых в

обществе норм и способов достижения цели.

Типы по Мертону:

инновации

достижение

одобряемых

обществом

целей

незаконными

методами (финансовые махинации, проституция, шантаж);

ритуализм — отказ от социально значимых целей на фоне согласия с

инструментами

их

достижения.

Подросток

не

стремится

к

великим

достижениям, уверенный, что они приведут к разочарованию;

ретритизм — отказ как от социальных целей, так и способов их достижения.

Выражается побегами из дома, бродяжничеством, наркоманией;

бунт — замена существующих норм общества новыми.

Девиантное поведение подростков можно также разделить на следующие типы:

антисоциальное, социальное и саморазрушительное.

антисоциальное

или

делинквентное

поведение

противоречащие

общественным нормам, противоправные действия. В начальных классах

проявляется насилием по отношению к более слабым или младшим,

поджогами, жестоким обращением к животным, мелким хулиганством,

воровством. В средних классах подростки с таким типом девиаций склонны к

вандализму,

физическому

насилию,

грабежам,

употреблению

и

распространению психоактивных веществ. В возрасте старше 18 лет это

уголовно наказуемые действия и поступки;

асоциальное (аморальное) поведение — уклонение от социально-нравственных

норм, неприятие стандартов этики и морали. Выражается агрессивностью,

беспорядочными сексуальными связями, бродяжничеством, прогулами школы,

игрой в азартные игры на деньги, попрошайничеством. Также подростки могут

увлечься граффити, делать татуировки, наносить себе повреждения (селфхарм),

придумывать вымышленных друзей;

саморазрушительное

(аутодеструктивное)

особенности

девиантного

поведения подростков этого типа угрожают развитию личности. Поведение

ребенка отклоняется от медицинских и психологических норм, его действия

направлены

на

причинение

прямого

или

косвенного

вреда

своему

психическому и соматическому здоровью. В младших классах такой тип редок

и выражается курением или токсикоманией. В более старшем возрасте у

подростков

может

появиться

пищевая

или

химическая

зависимость,

суицидальные

поступки,

деструктивно-религиозный

фанатизм,

поведение

жертвы, увлечение экстремальными видами спорта.

Шире других среди молодежи распространены алкоголизм и наркомания.

Школьники

быстро

становятся

зависимы

от

алкогольных

напитков,

сильнодействующих

веществ,

прием

которых

угрожает

физическому

и

психическому здоровью. Причинами становятся подростковое любопытство,

генетические

предрасположенности

и

индивидуальные

особенности,

окружающая среда. Алкогольная и наркотическая зависимость развивается на

фоне незащищенности, низкого уровня развития, не устраивающего ребенка

положения в детском коллективе.

Еще одной формой своеобразного спасения от жизненных невзгод может

стать проституция. К продаже тела за деньги подростки прибегают для

улучшения финансового положения, если родители не в состоянии обеспечить

все их «хотелки». Причиной детской проституции могут стать также семейные

конфликты, воздействие низкого культурного уровня среды, в которой

вращается ребенок.

Любые формы девиантного поведения подростков требуют коррекции с

обязательным наблюдением у врача-психиатра. В психотерапевтической

клинике «Роса» пациентам гарантировано высококвалифицированное лечение и

сопровождение до полного выздоровления.

Такое разнообразие форм отклоняющегося поведения свидетельствует о

глубоких

проблемах

современной

молодежи,

связанных

с

недостатком

должного воспитательного воздействия, низкой стрессоустойчивостью, низким

уровнем эмпатии и отсутствием ориентиров личностного роста.

Базовой

причиной

возникновения

отклоняющегося

поведения

у

подростков являются интенсивные негативные эмоции, которые переживаются

в открытой форме. Существует ряд факторов, увеличивающих риск такого

поведения. Так, среди причин, ведущих к склонности к отклоняющемуся

поведению у подростков, выделяют следующие:

1) Деструктивные семейные отношения. Провоцирующими стимулами

являются физическое и сексуальное насилие, враждебность и постоянная

критика родителей. В молодом возрасте негативно сказывается развод с

супругом, смерть члена семьи, конфликты.

2) Провоцирующее поведение сверстников.

3)

Дезадаптивные

личностные

черты.

Предрасполагающие

психологические факторы – недостаточное понимание своих эмоций, неумение

их

выражать,

склонность

подавлять

негативные

мысли,

чувства.

Сопутствующими характеристиками оказываются низкая стрессоустойчивость,

импульсивность, сниженный самоконтроль.

4)

Психические

расстройства.

Депрессии,

аутизм,

последствия

злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами. У таких людей

повышена эмоциональная неустойчивость, снижена способность критически

оценивать ситуацию и собственные действия.

5) Макросоциальные проблемы. Редко стремление к отклоняющемуся

поведению

провоцируется

масштабными

социальными

событиями:

экономическими кризисами, войнами, террористическими актами. Резкое

ухудшение условий жизни оказывается источником тяжелого эмоционального

стресса [4].

Диагностика

девиантного

поведения

подростков

проводится

медицинским психологом и психиатром в специализированной клинике.

Лабораторными исследованиями психические отклонения диагностировать

невозможно, оценить состояние пациента помогают опросы и тесты.

Врач-психиатр ставит диагноз на основании следующих процедур:

наблюдение и беседа позволяют выяснить привычки пациента, наличие у него

хобби,

обстановку

в

семье.

Характеристика

подростка

с

девиантным

поведением

определяется

также

эмоциональными

особенностями

и

поведенческими ответными реакциями;

опрос родителей крайне важен из-за частого отсутствия у детей с девиантным

поведением

самокритики.

Беседа

с

родственниками

помогает

выявить

отклонения в поведении ребенка;

личностные опросники и психологические тесты выявляют индивидуальные

черты

характера

(опросник

Айзенка,

патохарактерологический

диагностический опросник и др). Пациент отвечает на вопросы, а психиатр на

основании ответов выделяет наиболее яркие особенности личности;

специфические тесты-картинки помогают определить скрытые страхи, тревоги,

агрессию (тесты Розенцвейга, Сонди).

Немаловажны в диагностике и характеристики из школы, из подразделения по

делам несовершеннолетних (ПДН). Если ребенок стоит на учете — заключения

педиатра, невролога.

Девиантное

поведение

подростка

-

система

поступков

несовершеннолетнего,

выходящих

за

обще

принятое

представление

о

нормальном (нормативном) поведении в определенной сфере общественных

отношений и носящее деструктивный характер. Причинами девиантного

поведения подростков могут быть особенности взаимосвязи и взаимодействия

человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой; они

являются результатом конкретного стечения необходимых и случайных

обстоятельств социализации человека.

Список литературы

1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб., 1994.

2.

Гилева Н.С. Психология девиантного поведения: учебно-методическое

пособие., Омск, 2012 г.

3.

Книжникова С. С, Девиантология для педагогов и психологов: учебное

пособие., М., 2014 г.

4.

Воробьева К. А. Особенности взаимоотношений в семье как фактор

формирования девиантного поведения подростков., Семья и личность:

проблемы взаимодействия, № 13, 2019 г.



В раздел образования