Напоминание

"Современные образовательные технологии в деятельности социального педагога"


Автор: Мамонова Елена Владимировна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Белоярская СШ"
Населённый пункт: с. Белый Яр Алтайский район Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные образовательные технологии в деятельности социального педагога"
Раздел: среднее образование





Назад




Автор:

Мамонова Елена Владимировна

Современные образовательные технологии

в деятельности социального педагога

Социальная

сфера,

одна

из

тех

сфер,

где

просто

необходимы инновации.

Ведь инновации — это движение вперед, поиск новых более эффективных, рациональных

путей решения поставленных вопросов, без новых методов мы так и будем топтаться на

месте, а вместе с тем жизнь не стоит на месте, решаемые вопросы усложняются и требуют

новых подходов.

Внедрение инновационных

методов

в

деятельность

социального

педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-

педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих

перед социальным

педагогом. Инновационные

методы

в

работе

социального

педагога позволяют

решать

весь

широкий

спектр

задач социальной

педагогики

-

диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.

В настоящее время педагогические коллективы в образовательных учреждениях

интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, поэтому основная задача

социального педагога – выбрать методы и формы организации работы с детьми,

инновационные

педагогические

технологии,

которые

оптимально

соответствуют

поставленной цели развития личности.

Педагогическая

технология -

это

целостный

научно

-

обоснованный

проект

определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в

образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону

обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты

и условия их организации

Каким критериям должна удовлетворять педагогическая технология в рамках ФГОС?

Научность –

опора

на

определенную

научную

концепцию,

включающую

философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование

достижения образовательных целей.

Системность – наличие признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его

частей, целостности.

Управляемость – возможность планирования процесса обучения, поэтапной диагностики,

варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность –

гарантия

достижения

определенного

стандарта

обучения,

эффективность по результатам и оптимальность по затратам.

Для социальных педагогов на первое место в профессиональной деятельности выходит,

конечно,

Какие же современные технологии можно применять в образовательной деятельности

социального педагога

Давайте мы их перечислим

1. Гуманно - личностную технологию:

Применение данной технологии раскрывается через следующие методы:

- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя,

педагогика успеха; мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности

ребенка в вопросе самовыражения; учебная деятельность: контроль за посещением учебных

занятий, реализовать право ребенка на получение образование независимо от его

социального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье;

2. Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе,

интерактивные технологии — это новый, наиболее прогрессивный метод

организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество

преподносимого материала, основанный не только на взаимодействии ребенка и педагога, но

и непосредственно между воспитанниками.

Использование возможностей сайта образовательного учреждения с целью повышения

правовой и педагогической культуры родителей, а также в качестве инструмента

социального консультирования детей по различным вопросам. Также следует активно

использовать Интернет для собственного саморазвития как специалиста и повышения уровня

своих

профессиональных

знаний

и

умений

через

участие

в

сетевых

конкурсах,

видеоконференциях и вебинарах.

3. Тестовые технологии, которые обеспечивают объективность контроля, исключая

субъективный фактор; автоматически обрабатываются результаты.

4.Технология проектной деятельности. Проект – форма организации совместной

деятельности, завершающийся созданием творческого продукта. Дети охотно включаются в

самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. Они не просто

учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы,

обосновывать своё мнение.

Проектная деятельность занимает особое место, позволяя

обучающемуся раскрыть свои личные качества, сформировать гражданскую позицию,

нравственные качества, проявить себя с позитивной стороны, являясь большим подспорьем в

профилактической и коррекционной работе.

5. Технологию социальной адаптации.

Взаимодействие социально-психологической службы школы с родителями и детьми, в

котором каждый участник образовательного процесса является равноправным партнёром, с

целью сохранения, восстановления и поддержания социального статуса семьи и ребенка. Для

реализации данной технологии социально-психологическая служба проводит раннюю

профилактику

и

коррекцию

детско-родительских

отношений,

а

также

привлекает

административные ресурсы системы профилактики для защиты прав и свобод ребенка или

его семьи.

6.Технология самообразования педагога в рамках ФГОС – один из ключевых

моментов в сфере образования. Интернет ресурсы позволяют проводить:

● веб-занятия

дистанционные

уроки,

конференции,

семинары,

деловые

игры.

Возможность организовать веб-конференцию предоставляют популярные программы Skype,

ICQ, Mail. ruagent.

● телеконференции

проводятся,

как

правило,

на

основе

списков

рассылки

с

использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение

образовательных задач.

● чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий.

Какую бы педагогическую технологию мы не применяли в учебном процессе, все же

реализуется она через систему занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы

обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.

А использование современных технологий обеспечит формирование универсальных учебных

действий

Информационных (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию

для решения проблем)

Коммуникативных (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)

Самоорганизации (умение ставить цели, планировать личностные ресурсы)

Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную

траекторию на протяжении жизни, формировать ценности, которые всегда были приняты в

обществе — добро, мир, справедливость, терпение, обеспечивая тем самым успешность и

конкурентоспособность)

Применение вышеописанных технологий социальным педагогом позволяет повышать

эффективность социально-педагогической деятельности, как с воспитанниками, так и с

родителями, а также педагогическим сообществом в целом и грают ведущую роль в решении

поставленных целей и задач.

Список литературы:

1. Гулина, М. А. Психология социальной работы: учебник нового века / М. А. Гулина;

под ред. М. А. Гулина. – Санкт – Петербург: «Теория и практика», 2019. – 352 с.

2. Григорьев С. И. Теория и методология социальной работы: учебное пособие для вузов /

С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Ельчанинов; — Москва: «Открытое общество»,

2018. – 134 с.

3. Крючков Ю. А. Теория и методы социального проектирования: учеб. пособие для

студ. социологического факультета / Ю. А. Крючков; под ред. Ю. А. Крючков. – Москва:

Союз, 2020. – 168 с.

4. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы: учеб. пособие для

студ. педагогического университета / В. С. Лазарев; под ред. В. С. Лазарев.

– Москва: Социальная педагогика, 2020. № 1. - 4 с.

5. Подшивалкина В. И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики:

учеб. социальные технологии: проблема методологии и практики / В. И. Подшивалкина; под

ред. В. И. Подшивалкина. – Волгоград: «Платформа», 2019. – 336 с.



В раздел образования