Автор: Мамонова Елена Владимировна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Белоярская СШ"
Населённый пункт: с. Белый Яр Алтайский район Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные образовательные технологии в деятельности социального педагога"
Раздел: среднее образование
Автор:
Мамонова Елена Владимировна
Современные образовательные технологии
в деятельности социального педагога
Социальная
сфера,
одна
из
тех
сфер,
где
просто
необходимы инновации.
Ведь инновации — это движение вперед, поиск новых более эффективных, рациональных
путей решения поставленных вопросов, без новых методов мы так и будем топтаться на
месте, а вместе с тем жизнь не стоит на месте, решаемые вопросы усложняются и требуют
новых подходов.
Внедрение инновационных
методов
в
деятельность
социального
педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-
педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих
перед социальным
педагогом. Инновационные
методы
в
работе
социального
педагога позволяют
решать
весь
широкий
спектр
задач социальной
педагогики
-
диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.
В настоящее время педагогические коллективы в образовательных учреждениях
интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, поэтому основная задача
социального педагога – выбрать методы и формы организации работы с детьми,
инновационные
педагогические
технологии,
которые
оптимально
соответствуют
поставленной цели развития личности.
Педагогическая
технология -
это
целостный
научно
-
обоснованный
проект
определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в
образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону
обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты
и условия их организации
Каким критериям должна удовлетворять педагогическая технология в рамках ФГОС?
Научность –
опора
на
определенную
научную
концепцию,
включающую
философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование
достижения образовательных целей.
Системность – наличие признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его
частей, целостности.
Управляемость – возможность планирования процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность –
гарантия
достижения
определенного
стандарта
обучения,
эффективность по результатам и оптимальность по затратам.
Для социальных педагогов на первое место в профессиональной деятельности выходит,
конечно,
Какие же современные технологии можно применять в образовательной деятельности
социального педагога
Давайте мы их перечислим
1. Гуманно - личностную технологию:
Применение данной технологии раскрывается через следующие методы:
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя,
педагогика успеха; мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности
ребенка в вопросе самовыражения; учебная деятельность: контроль за посещением учебных
занятий, реализовать право ребенка на получение образование независимо от его
социального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье;
2. Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе,
интерактивные технологии — это новый, наиболее прогрессивный метод
организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество
преподносимого материала, основанный не только на взаимодействии ребенка и педагога, но
и непосредственно между воспитанниками.
Использование возможностей сайта образовательного учреждения с целью повышения
правовой и педагогической культуры родителей, а также в качестве инструмента
социального консультирования детей по различным вопросам. Также следует активно
использовать Интернет для собственного саморазвития как специалиста и повышения уровня
своих
профессиональных
знаний
и
умений
через
участие
в
сетевых
конкурсах,
видеоконференциях и вебинарах.
3. Тестовые технологии, которые обеспечивают объективность контроля, исключая
субъективный фактор; автоматически обрабатываются результаты.
4.Технология проектной деятельности. Проект – форма организации совместной
деятельности, завершающийся созданием творческого продукта. Дети охотно включаются в
самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. Они не просто
учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы,
обосновывать своё мнение.
Проектная деятельность занимает особое место, позволяя
обучающемуся раскрыть свои личные качества, сформировать гражданскую позицию,
нравственные качества, проявить себя с позитивной стороны, являясь большим подспорьем в
профилактической и коррекционной работе.
5. Технологию социальной адаптации.
Взаимодействие социально-психологической службы школы с родителями и детьми, в
котором каждый участник образовательного процесса является равноправным партнёром, с
целью сохранения, восстановления и поддержания социального статуса семьи и ребенка. Для
реализации данной технологии социально-психологическая служба проводит раннюю
профилактику
и
коррекцию
детско-родительских
отношений,
а
также
привлекает
административные ресурсы системы профилактики для защиты прав и свобод ребенка или
его семьи.
6.Технология самообразования педагога в рамках ФГОС – один из ключевых
моментов в сфере образования. Интернет ресурсы позволяют проводить:
● веб-занятия
—
дистанционные
уроки,
конференции,
семинары,
деловые
игры.
Возможность организовать веб-конференцию предоставляют популярные программы Skype,
ICQ, Mail. ruagent.
● телеконференции
—
проводятся,
как
правило,
на
основе
списков
рассылки
с
использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение
образовательных задач.
● чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий.
Какую бы педагогическую технологию мы не применяли в учебном процессе, все же
реализуется она через систему занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы
обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.
А использование современных технологий обеспечит формирование универсальных учебных
действий
Информационных (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию
для решения проблем)
Коммуникативных (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)
Самоорганизации (умение ставить цели, планировать личностные ресурсы)
Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную
траекторию на протяжении жизни, формировать ценности, которые всегда были приняты в
обществе — добро, мир, справедливость, терпение, обеспечивая тем самым успешность и
конкурентоспособность)
Применение вышеописанных технологий социальным педагогом позволяет повышать
эффективность социально-педагогической деятельности, как с воспитанниками, так и с
родителями, а также педагогическим сообществом в целом и грают ведущую роль в решении
поставленных целей и задач.
Список литературы:
1. Гулина, М. А. Психология социальной работы: учебник нового века / М. А. Гулина;
под ред. М. А. Гулина. – Санкт – Петербург: «Теория и практика», 2019. – 352 с.
2. Григорьев С. И. Теория и методология социальной работы: учебное пособие для вузов /
С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Ельчанинов; — Москва: «Открытое общество»,
2018. – 134 с.
3. Крючков Ю. А. Теория и методы социального проектирования: учеб. пособие для
студ. социологического факультета / Ю. А. Крючков; под ред. Ю. А. Крючков. – Москва:
Союз, 2020. – 168 с.
4. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы: учеб. пособие для
студ. педагогического университета / В. С. Лазарев; под ред. В. С. Лазарев.
– Москва: Социальная педагогика, 2020. № 1. - 4 с.
5. Подшивалкина В. И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики:
учеб. социальные технологии: проблема методологии и практики / В. И. Подшивалкина; под
ред. В. И. Подшивалкина. – Волгоград: «Платформа», 2019. – 336 с.