Напоминание

Формирование финансовой и естественно - научной грамотности на уроках физики


Автор: Блонский Сергей Петрович
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: ГБОУ «ШКОЛА № 84 ИМЕНИ МИХАИЛА ВЕЛИЧКО Г. О. ГОРЛОВКА»
Населённый пункт: ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Наименование материала: Системно-деятельностный подход на уроках физики
Тема: Формирование финансовой и естественно - научной грамотности на уроках физики
Раздел: среднее образование





Назад




“Научиться играть на флейте можно, только играя самому”.

Сократ

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями

ставятся

задачи

формирования

знаний,

универсальных

действий,

компетенций

учащихся

в

соответствии

с

новыми

стандартами,

позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно

высоком уровне. Реализации поставленных задач способствует системно-

деятельностный подход в обучении, заложенный в новые стандарты.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые

знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в

процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя

заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким

образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока

и объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Системно-деятельностный

подход

на

уроках

физики

осуществляю

посредством

вовлечения

учащихся

в

игровую,

оценочно-дискуссионную,

исследовательскую и рефлексивную деятельность;

моделирования и анализа жизненных ситуаций на уроках;

использования активных методик.

Включить учащихся в активный процесс познания позволяют нестандартные

формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия,

семинар, практикум, деловая игра.

В процессе усвоения знаний существенным звеном является учебная

мотивация. Положительную мотивацию к деятельности на уроке создаю за

счёт

позитивного эмоционального фона;

вовлечение учащихся в постановку целей урока через организацию

методической

цепочки:

удивление-интерес-мотив-цель-собственная

учебная задача;

актуализации опорных знаний;

постановки проблемы;

создания на уроке “точки удивления”;

искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть.

Системно-деятельностный подход на уроках физики осуществляю

при проведении целых уроков, спланированных таким образом,

чтобы учащиеся сами добывали знания, учились осознавать их,

осмысливать и отрабатывать;

при введении в традиционные уроки фрагментов, включающих

творческую познавательную деятельность учащихся.

Реализацию системно-деятельностного подхода при проведении целого

урока физики, продемонстрирую на примере урока изучения нового

материала по теме “Магнитное поле и его свойства” (8 класс).

К

моменту

изучения

темы

“Магнитное

поле

и

его

свойства”,

восьмиклассники из курса природоведения уже знают том, что магнитное

поле

существует

вокруг

постоянных

магнитов

естественных

и

искусственных, знают свойства взаимодействия магнитов: одноимённые

полюсы отталкиваются, разноимённые полюсы – притягиваются. Но они не

знают того, что магнитное поле существует также вокруг проводников с

током.

Образовательная цель урока состоит в том, чтобы

сформировать представление о магнитном поле как об основном из

видов материи;

раскрыть свойства магнитного поля тока;

ввести понятие однородного и неоднородного магнитного поля;

раскрыть

правило

буравчика

и

правой

руки

для

определения

направления магнитного поля прямого тока, витка с током и соленоида.

На 1 этапе урока “Организационный момент” (стадии настроя на работу)

происходит включение учащихся в деятельность. Продолжительность этапа 2

минуты. В качестве эпиграфа озвучиваются слова Конфуция:

“Три пути ведут к знанию:

путь размышления – это путь самый благородный,

путь подражания – это путь самый легкий,

и путь опыта – это путь самый верный”.

В ходе урока учащиеся воспользуются тремя путями, которые ведут к

знанию, по мнению философа. Но какой путь для него самый приемлемый,

каждый для себя определит сам. Задача учителя на этом этапе состоит в

создании положительной эмоциональной направленности у учащихся,

включении их в деятельность, выделении содержательной области.

На

2

этапе

урока

“Актуализация

знаний” (стадии

активизации

мыслительной деятельности) идёт повторение изученного материала в форме

индивидуального и фронтального опроса необходимого для “открытия

нового знания”. Продолжительность этапа 6 минут.

В конце второго этапа ставится проблемная ситуация и выявляются

затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учащимся задаются вопросы:

1.

Дома

идёт

ремонт.

Как

вбить

в

стену

гвоздь,

не

повредив

электропроводки?

2. На полу под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод.

Как определить местонахождение провода, не вскрывая линолеума?

Они выдвигают гипотезы, и убеждаются, что прежних знаний недостаточно

для решения проблемы.

На

3

этапе

урока

“Постановка

учебной

задачи” (стадии

вызова)

обсуждаются

затруднения,

и

учащиеся

пытаются

самостоятельно

сформулировать цель урока, при этом учитель может дополнить её.

Продолжительность этапа 5 минут.

На 4 этапе урока “Открытие нового знания” (стадии восприятия)

создаётся проект решения проблемы. Продолжительность этапа 13 минут.



В раздел образования