Автор: Блонский Сергей Петрович
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: ГБОУ «ШКОЛА № 84 ИМЕНИ МИХАИЛА ВЕЛИЧКО Г. О. ГОРЛОВКА»
Населённый пункт: ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Наименование материала: Системно-деятельностный подход на уроках физики
Тема: Формирование финансовой и естественно - научной грамотности на уроках физики
Раздел: среднее образование
“Научиться играть на флейте можно, только играя самому”.
Сократ
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями
ставятся
задачи
формирования
знаний,
универсальных
действий,
компетенций
учащихся
в
соответствии
с
новыми
стандартами,
позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно
высоком уровне. Реализации поставленных задач способствует системно-
деятельностный подход в обучении, заложенный в новые стандарты.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые
знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в
процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя
заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким
образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока
и объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Системно-деятельностный
подход
на
уроках
физики
осуществляю
посредством
вовлечения
учащихся
в
игровую,
оценочно-дискуссионную,
исследовательскую и рефлексивную деятельность;
моделирования и анализа жизненных ситуаций на уроках;
использования активных методик.
Включить учащихся в активный процесс познания позволяют нестандартные
формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия,
семинар, практикум, деловая игра.
В процессе усвоения знаний существенным звеном является учебная
мотивация. Положительную мотивацию к деятельности на уроке создаю за
счёт
позитивного эмоционального фона;
вовлечение учащихся в постановку целей урока через организацию
методической
цепочки:
удивление-интерес-мотив-цель-собственная
учебная задача;
актуализации опорных знаний;
постановки проблемы;
создания на уроке “точки удивления”;
искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть.
Системно-деятельностный подход на уроках физики осуществляю
при проведении целых уроков, спланированных таким образом,
чтобы учащиеся сами добывали знания, учились осознавать их,
осмысливать и отрабатывать;
при введении в традиционные уроки фрагментов, включающих
творческую познавательную деятельность учащихся.
Реализацию системно-деятельностного подхода при проведении целого
урока физики, продемонстрирую на примере урока изучения нового
материала по теме “Магнитное поле и его свойства” (8 класс).
К
моменту
изучения
темы
“Магнитное
поле
и
его
свойства”,
восьмиклассники из курса природоведения уже знают том, что магнитное
поле
существует
вокруг
постоянных
магнитов
–
естественных
и
искусственных, знают свойства взаимодействия магнитов: одноимённые
полюсы отталкиваются, разноимённые полюсы – притягиваются. Но они не
знают того, что магнитное поле существует также вокруг проводников с
током.
Образовательная цель урока состоит в том, чтобы
сформировать представление о магнитном поле как об основном из
видов материи;
раскрыть свойства магнитного поля тока;
ввести понятие однородного и неоднородного магнитного поля;
раскрыть
правило
буравчика
и
правой
руки
для
определения
направления магнитного поля прямого тока, витка с током и соленоида.
На 1 этапе урока “Организационный момент” (стадии настроя на работу)
происходит включение учащихся в деятельность. Продолжительность этапа 2
минуты. В качестве эпиграфа озвучиваются слова Конфуция:
“Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий,
и путь опыта – это путь самый верный”.
В ходе урока учащиеся воспользуются тремя путями, которые ведут к
знанию, по мнению философа. Но какой путь для него самый приемлемый,
каждый для себя определит сам. Задача учителя на этом этапе состоит в
создании положительной эмоциональной направленности у учащихся,
включении их в деятельность, выделении содержательной области.
На
2
этапе
урока
“Актуализация
знаний” (стадии
активизации
мыслительной деятельности) идёт повторение изученного материала в форме
индивидуального и фронтального опроса необходимого для “открытия
нового знания”. Продолжительность этапа 6 минут.
В конце второго этапа ставится проблемная ситуация и выявляются
затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Учащимся задаются вопросы:
1.
Дома
идёт
ремонт.
Как
вбить
в
стену
гвоздь,
не
повредив
электропроводки?
2. На полу под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод.
Как определить местонахождение провода, не вскрывая линолеума?
Они выдвигают гипотезы, и убеждаются, что прежних знаний недостаточно
для решения проблемы.
На
3
этапе
урока
“Постановка
учебной
задачи” (стадии
вызова)
обсуждаются
затруднения,
и
учащиеся
пытаются
самостоятельно
сформулировать цель урока, при этом учитель может дополнить её.
Продолжительность этапа 5 минут.
На 4 этапе урока “Открытие нового знания” (стадии восприятия)
создаётся проект решения проблемы. Продолжительность этапа 13 минут.