Напоминание

Семейное чтение


Автор: Слуцкая Марина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ 9
Населённый пункт: САХА (ЯКУТИЯ) РЕСПУБЛИКА, НЕРЮНГРИНСКИЙ РАЙОН, ЧУЛЬМАН
Наименование материала: Семейное чтение – как одна из форм работы над осознанным чтением
Тема: Семейное чтение
Раздел: начальное образование





Назад




Семейное чтение – как одна из форм работы над осознанным чтением

По

наблюдению

школьных

учителей,

большинство

трудностей,

с

которыми

сталкиваются младшие школьники сегодня, связаны с тем, что они не могут

самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Прочитав задание к

упражнению

по

русскому

языку,

условие

к

задаче,

художественный

текст,

обучающиеся не могут с первого раза понять их содержание, так как не владеют

навыками осознанного чтения.

В сложившейся ситуации отрицательными факторами, влияющими на объем и

качество чтения младших школьников, являются следующие.

Во-первых, изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное

место в нём стали занимать телевидение и компьютер, которые не способствуют

мотивации чтения художественной литературы. Привыкая к аудиовизуальным

средствам хранения и передачи информации, детям трудно воспринимать печатный

текст.

Во-вторых,

поступая

в

первый

класс,

младшие

школьники

отличаются

разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи

– не читают совсем.

В-третьих, в современных семьях практически нет детских библиотек, родители не

читают вместе с детьми.

Перечисленные факторы затрудняют процесс формирования осознанности чтения у

младших школьников. Поэтому в стандарте начального общего образования особо

отмечено, что к концу 4 класса учащиеся должны овладеть первоначальными

умениями поиска, передачи, хранения и понимания информации в различных

источниках. Таким образом, проблема формирования навыков осознанности чтения у

младших школьников является весьма актуальной.

Хотелось бы более подробно поговорить о семейном чтении – как одной из форм

работы над осознанным чтением

Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка

с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, значит, они

одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком,

способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого

добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного,

когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и

компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные,

культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам?

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы

нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных

русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде

всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть,

то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX -

начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного

чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С.

Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление

свое от чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и

незабываемым.

Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это

то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.

Домашнее чтение (семейное чтение) - источник формирования интереса к книге,

одно из средств духовного обогащения семьи.

Ведь семейное чтение - это не просто самый доступный и короткий путь приобщения

детей к книге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями

о семье, чистоте

отношений,

послушании,

совести,

добре

и

зле.

Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи, разного жизненного

опыта.

Семейное

чтение способствует

установлению

более

близких внутрисемейных

контактов, в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения

между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:

• совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок

способствует не только пополнению "жизненной копилки" знаний и впечатлений

человека, но и затрагивает подсознание;

• совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения

непонятных

слов

и

выражений,

а

значит,

вступать

в

диалог

со

взрослым, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти

всегда

способствует

знакомству

ребёнка

с

народными

обычаями,

традициями, семейными историями;

• после чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор

о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть

тесные родовые связи

чтение сказок, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как

правило,

они

не

слышат

ни

в

детском

саду,

ни

во

дворе,

ни

даже

в

обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как добродетель,

благочестие, бескорыстная любовь.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать процесс семейного чтения

интересным и полезным:

1) дать ребенку выбрать сказку или произведение, которое он хочет прочитать

вместе с родителями. Не мы ему навязываем, а ребенок сам выбирает, но обращаем

внимание, чтоб был шрифт покрупнее, картинок и не сильно много, но и не мало;

2) следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально

отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд

внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю

последующую жизнь;

3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно

спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите

рассуждения

ребёнка,

важные

для

понимания

многого

в

его

поведении

и

эмоциональном состоянии;

4) порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать

дальше или "сворачивать" разговор; если ребёнок "застрял" на чём-то - это для него

очень важно, поэтому его необходимо выслушать и понять;

5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги - это не

случайно; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно

заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко

затронуло.

Чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно

разнообразить приемы работы:

• обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые

вызваны текстом и образами сказки;

• создание рисунков по мотивам произведения или поделок, в которых могут быть

проявлены свободные ассоциации;

• активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;

• проигрывание эпизодов, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;

• проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как

притчи, нравоучения и т. д.

Также очень полезно будет ребятам мастерить с родителями книжки-малышки.

Родителям вместе с детьми изготовить их дома с детьми, оформить рисунками. Темы

книжек разнообразны: это могут быть и книги с иллюстрациями к любимым сказкам

или книжки, посвященные той или иной теме (Домашние животные, Времена года и

другие)

Время, которое родители с детьми посвящают чтению, позволяет им сблизиться, будит

у детей желание наблюдать, размышлять, чувствовать, сопереживать. И тогда ребёнок

получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его

всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из

семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.

В. А. Сухомлинский сказал: - «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир

и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так

как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка

к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди

сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.



В раздел образования