Автор: Слуцкая Марина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ 9
Населённый пункт: САХА (ЯКУТИЯ) РЕСПУБЛИКА, НЕРЮНГРИНСКИЙ РАЙОН, ЧУЛЬМАН
Наименование материала: Семейное чтение – как одна из форм работы над осознанным чтением
Тема: Семейное чтение
Раздел: начальное образование
Семейное чтение – как одна из форм работы над осознанным чтением
По
наблюдению
школьных
учителей,
большинство
трудностей,
с
которыми
сталкиваются младшие школьники сегодня, связаны с тем, что они не могут
самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Прочитав задание к
упражнению
по
русскому
языку,
условие
к
задаче,
художественный
текст,
обучающиеся не могут с первого раза понять их содержание, так как не владеют
навыками осознанного чтения.
В сложившейся ситуации отрицательными факторами, влияющими на объем и
качество чтения младших школьников, являются следующие.
Во-первых, изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное
место в нём стали занимать телевидение и компьютер, которые не способствуют
мотивации чтения художественной литературы. Привыкая к аудиовизуальным
средствам хранения и передачи информации, детям трудно воспринимать печатный
текст.
Во-вторых,
поступая
в
первый
класс,
младшие
школьники
отличаются
разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи
– не читают совсем.
В-третьих, в современных семьях практически нет детских библиотек, родители не
читают вместе с детьми.
Перечисленные факторы затрудняют процесс формирования осознанности чтения у
младших школьников. Поэтому в стандарте начального общего образования особо
отмечено, что к концу 4 класса учащиеся должны овладеть первоначальными
умениями поиска, передачи, хранения и понимания информации в различных
источниках. Таким образом, проблема формирования навыков осознанности чтения у
младших школьников является весьма актуальной.
Хотелось бы более подробно поговорить о семейном чтении – как одной из форм
работы над осознанным чтением
Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка
с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, значит, они
одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком,
способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого
добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного,
когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и
компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные,
культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам?
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы
нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных
русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде
всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть,
то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX -
начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного
чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С.
Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление
свое от чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и
незабываемым.
Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это
то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.
Домашнее чтение (семейное чтение) - источник формирования интереса к книге,
одно из средств духовного обогащения семьи.
Ведь семейное чтение - это не просто самый доступный и короткий путь приобщения
детей к книге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями
о семье, чистоте
отношений,
послушании,
совести,
добре
и
зле.
Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи, разного жизненного
опыта.
Семейное
чтение способствует
установлению
более
близких внутрисемейных
контактов, в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения
между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:
• совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок
способствует не только пополнению "жизненной копилки" знаний и впечатлений
человека, но и затрагивает подсознание;
• совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения
непонятных
слов
и
выражений,
а
значит,
вступать
в
диалог
со
взрослым, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти
всегда
способствует
знакомству
ребёнка
с
народными
обычаями,
традициями, семейными историями;
• после чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор
о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть
тесные родовые связи
• чтение сказок, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как
правило,
они
не
слышат
ни
в
детском
саду,
ни
во
дворе,
ни
даже
в
обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как добродетель,
благочестие, бескорыстная любовь.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать процесс семейного чтения
интересным и полезным:
1) дать ребенку выбрать сказку или произведение, которое он хочет прочитать
вместе с родителями. Не мы ему навязываем, а ребенок сам выбирает, но обращаем
внимание, чтоб был шрифт покрупнее, картинок и не сильно много, но и не мало;
2) следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально
отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд
внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю
последующую жизнь;
3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно
спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите
рассуждения
ребёнка,
важные
для
понимания
многого
в
его
поведении
и
эмоциональном состоянии;
4) порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать
дальше или "сворачивать" разговор; если ребёнок "застрял" на чём-то - это для него
очень важно, поэтому его необходимо выслушать и понять;
5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги - это не
случайно; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно
заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко
затронуло.
Чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно
разнообразить приемы работы:
• обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые
вызваны текстом и образами сказки;
• создание рисунков по мотивам произведения или поделок, в которых могут быть
проявлены свободные ассоциации;
• активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;
• проигрывание эпизодов, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;
• проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как
притчи, нравоучения и т. д.
Также очень полезно будет ребятам мастерить с родителями книжки-малышки.
Родителям вместе с детьми изготовить их дома с детьми, оформить рисунками. Темы
книжек разнообразны: это могут быть и книги с иллюстрациями к любимым сказкам
или книжки, посвященные той или иной теме (Домашние животные, Времена года и
другие)
Время, которое родители с детьми посвящают чтению, позволяет им сблизиться, будит
у детей желание наблюдать, размышлять, чувствовать, сопереживать. И тогда ребёнок
получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его
всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из
семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.
В. А. Сухомлинский сказал: - «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир
и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так
как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка
к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди
сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.