Автор: Сизен Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени дважды Героя Советского Союза Хрюкина Т.Т. муниципального образования Каневской район
Населённый пункт: ст.Привольная
Наименование материала: конспект урока
Тема: Традиции казачьей семьи.
Раздел: начальное образование
Сизен Елена Викторовна , 25.04.2020, кубановедение НОО
Технологическая карта урока раздела «Духовные истоки»
УМК: «Школа России»
Предмет: Кубановедение
Учебник: «Кубановедение» 1 класс (Е.Н.Еременко, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко).
Тема: Традиции казачьей семьи.
Тип урока: комбинированный
Результаты:
Предметные:
- изучить тему, формирование понятия «традиция», знаний об основных семейных традициях народов Кубани
- найти и проанализировать нужную информацию;
- сделать выводы и доказательства их правильности;
Метапредметные:
(познавательные, регулятивные, коммуникативные):
- самостоятельное формулирование целей и задач обучения, поиск путей их достижения;
- поиск информации и выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач; анализ, синтез, доказательство;
- соотнесение своих действий с планируемыми результатами;
- осуществление контроля и оценка своей деятельности, определение и корректировка способов действий в процессе достижения
результатов;
- владение основами самоконтроля и самооценки, навыками принятия решений;
- определение понятий, обобщение, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения,
выводы;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками; управление поведением партнера.
Личностные:
- самоопределение, саморазвитие и самообразовании;
- прививать уважение к нашим предкам, к старшему поколению;
- формировать уважительное отношение к своей семье, к родителям, гордости за свою семью
- воспитывать патриотизм, любовь к Родине;
Формируемые УУД
Личностные
- самоопределение, саморазвитие
и самообразовании;
- прививать уважение к нашим
предкам, к старшему поколению;
- формировать уважительное
отношение к своей семье, к
родителям, гордости за свою
семью;
- воспитывать патриотизм,
любовь к Родине.
Коммуникативные
-развивать монологическую речь;
-развитие умения
конструктивного взаимодействия
в группе: умение договариваться
о распределении функций в
группе;
-адекватно оценивать свое
поведение и поведение
окружающих;
-возможность отстаивать
различные позиции и точки
зрения.
Познавательные
-развитие познавательных
интересов;
-готовности к принятию и
решению учебных и
познавательных задач;
-умения выделять главное; учить
сравнивать данные;
-определять общие признаки,
классифицировать.
Регулятивные
-формировать умение учиться и
способность к организации
своей деятельности;
-способность принимать
сохранять цели и следовать
ей в учебной деятельности;
-умение планировать свою
деятельности и сложность;
-умение взаимодействовать со
сверстниками в учебной
деятельности;
-целеустремленность и
настойчивость в достижении
цели;
-готовность к преодолению
трудностей.
Оборудование:
- компьютер;
- экран;
- мультимедийная презентация к уроку;
- дополнительная литература;
- карточки для групповой работы;
- сеть Интернет.
Этап урока
Форма работы. Содержа-
Деятельность учителя
Деятельность ученика
ние
I. Вызов. Акту-
ализация
знаний.
Инициация учащихся.
- совместное определение
цели и задач урока, этапов и
форм работы.
Организует, мотивирует и
контролирует учащихся к уроку
через проблемную беседу:
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка
родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым
столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
- Ребята, о чём эти строки?
-А как вы понимаете слово семья?
-А бывают одинаковые семьи?
-Что отличает одну семью от другой?
Учитель: - Сегодня мы приступаем к
изучению новой темы «Традиции
казачьей семьи».
- Ребята, обратите внимание на тему
урока, как вы думаете, какова цель
сегодняшнего урока? Составьте,
пожалуйста, план. Назовите
примерные вопросы темы.
Настраиваются на плодотворную работу, от-
вечают на поставленные вопросы, используя
полученные знания:
1)Ответы на вопросы
Формулируют цель урока, составляют план.
- Цель урока – изучение темы.
- План урока:
1)Что такое традиции?
2) Одежда казаков.
3)Домостроение
4) Труд казаков
5) Обычаи и традиции
II.
- сохранение интереса к теме
Организует, мотивирует и
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
Осмысление
(реализация,
«открытие»
но-вого
знания).
Непосред-
ственный кон-
такт с новой
информацией.
при непосредственной работе
с новой
информацией;
- постепенное продвижение
от «старого знания к
новому»;
- помощь в организации ра-
боты, учащихся в классе
(индивидуальной,
групповой, в парах);
- контроль и корректировка
деятельности учащихся.
Шаг 1. Инициация уча-
щихся через постановку
проблемного вопроса.
Работа с понятиями.
Шаг 2. Показ презентации
контролирует работу учащихся.
Но прежде чем приступить к
изучению новой темы, давайте
постараемся ответить на вопросы:
1) – Что такое «традиция»?
Традиции передаются из поколения в
поколение. Привычки, уклад, обычаи,
традиции кубанских семей разных
национальностей тесно переплелись и
обогатили друг друга.
- Какие традиции в вашей семье?
-Знаете ли вы, какие традиции были в
кубанской семье?
Учитель: Давайте посмотрим
презентацию, и вы узнаете какие
традиции и обычаи были в казачьих
семьях.
Деятельность учителя:
- показывает презентацию и
активизирует деятельность учащихся
Деятельность учащихся: поиск необходимой
информации.
Чтение толкования слова «традиция» из
«Толкового словаря» под редакцией Ожегова.
1) Традиции-это множество представлений,
обрядов, привычек и навыков, передаваемых из
поколения в поколения.
2) Ответы учащихся.
Деятельность учащихся: смотрят презентацию.
Шаг 3. Работа в парах
через постановку проблемных
вопросов;
(Слайд1-Одежда казаков.
Слайд 2-Домостроение
Слайд 3Труд казаков
Слайд 4 Традиции и обычаи казака)
Если учащиеся не отвечают,
учитель ставит проблему. Работа в
парах.
- предлагает учащимся провести
работу в парах;
Кубанцы очень гостеприимный и
воспитанный народ.
Игра «Основные традиции»
1) В присутствии старшего человека,
что не разрешалось делать?
2) При встрече старшего, что должен
был сделать молодой парубок
(парень), казачонок?
3) Перед выездом из дома на войну,
кто подводила коня казаку?
4) Кем считался гость у казаков?
5) Какое место отводилось гостю?
6) При рождении сына, что одевала
мать ему на шею?
7) Чему приучалась девочка с самого
раннего детства?
Деятельность учащихся: поиск необходимой
информации.
Работа в парах. Выполняют задание: выбирают
правильный ответ
1)В присутствии старшего человека не
разрешалось сидеть, курить и разговаривать
(без его разрешения).
2)При встрече молодой парубок (парень),
казачонок должен поклониться и снять шапку.
Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то
прохожий, даже не знакомый, мог побить
загордившегося молодца.
3)Перед выездом из дома на войну коня казаку
подводила жена. Жена кланялась в ноги коню,
чтобы уберёг мужа
4)Гость считался посланцем Божьим.
5) Гостю отводилось самое лучшее место за
столом и на отдыхе.
6)При рождении сына мать надевала ему на шею
ладанку , в которую была зашита горсть земли и
молитва от врага. Эта ладанка была своего рода
талисманом, и, считалось, что защищала казака
от худого.
7) Девочки с самого раннего детства приучались
Шаг 4.
Творческое задание. Работа
в группах.
Шаг 5. Проведение сорев-
Деятельность учителя:
- предлагает учащимся провести
работу в группах;
- ставит перед группами цель;
- организует, контролирует и
корректирует деятельность учащихся.
Учитель: Казак рождался воином, и с
появление на свет начиналась его
военная школа. Ребёнку дарили
подарки: патроны, пули, лук, стрелы,
ружьё. Когда ребёнку исполнялось 40
дней, отец сажал его на коня и
возвращал матери, поздравляя её с
казаком. Когда у него появлялись
зубы, его снова сажали на коня и везли
в церковь. В 3 года дети уже свободно
ездили на лошади, а в пять скакали по
степи.
- Ребята делятся на группы 3 группы:
Игра - конкурс "Подарки ребёнку
казака".
Командам необходимо выбрать из
предложенных предметов те, которые
дарили ребёнку. (Саблю,
ружьё ,стрелы, папаху, ремень,
патроны, шаравары,пули, уздечку, лук,
).
к хозяйству: шили, вышивали, рукодельничали.
Любили украшать вышивками свою одежду.
Работа в группах. Выполняют задание:
выбирают правильный ответ
Вместе с учителем подводят итоги
нования и подведение
итогов. Сотрудничество
учителя и учащихся.
Деятельность учителя: вместе с
учащимися подводит итоги со-
ревнования.
соревнования.
II. Рефлексия/
саморефлекси
я учащихся.
Анализ деятельности на
уроке и определение каче-
ства работы:
1)- Какие задачи мы
ставили?
2)-Удалось ли их выполнить?
-Урок понравился/ не по-
нравился. Оцените Нарисуйте
свое настроение на смайлике.
3)- У кого такое настроение,
как у меня (смайлик-улыбка),
похлопайте в ладоши!
4)Расскажите ли вы
родителям о том, что узнали
на уроке?
- Спасибо за урок!