Автор: Медведчикова Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Основная школа №37"
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Статья
Тема: "А. И. Куприн. Повесть "Гранатовый браслет". Символика"
Раздел: полное образование
Статья на тему
«А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет». Символика»
Символы неразрывно связаны с портретом героя, потому что они помогают раскрыть
не только характер, но и передать внутренний мир.
Символ в художественном произведении – это образ-знак, который имеет переносное
значение и может быть представлен в виде каких-либо предметов, явлений, действий
животных.
Так,
повесть
«Гранатовый
браслет»
буквально
насыщена
символами,
которые
помогают нам понять характер героя и составить его портрет.
Гранатовый браслет – это важный символ. Это фамильная ценность, что была подарена
Вере Николаевне. Желтков настолько был влюблен в женщину, что готов был отдать самое
дорогое, что было в его жизни: «Но этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а
последняя, по времени, его носила моя покойная матушка. <…> По старинному преданию,
сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим
его
женщинам
и
отгоняет
от
них
тяжелые
мысли,
мужчин
же
охраняет
от
насильственной смерти». Именно гранатовый браслет символизирует ту любовь, которой
ничто неподвластно, даже смерть: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но
дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо
отшлифованными
гранатами.
Но
зато
посредине
браслета
возвышались,
окружая
какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов,
каждый величиной с горошину. <…> “Точно кровь!” – подумала с неожиданной тревогой
Вера».
Противопоставляется подарку Желткова сюрприз
от
князя
Василия
Львовича.
Это
жемчужные серьги, что напоминали собой слёзы. И не зря, ведь известно, что жемчуг
является
символ
несчастия,
недоброго
предзнаменования:
«Муж,
уезжая
утром
по
спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами
из грушевидных жемчужин…».
Пейзаж в произведении создаёт эмоциональную атмосферу героев. Так, в начале
повести
чувствуется
увядание
и
умирание.
Автор
тем
самым
подчёркивает,
какими
безженными являются герои, кроме одного, Желткова: «Жалко, и грустно, и противно
было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб, казавшийся таким
изношенным, грязным и нищенским», «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем
нежданно
переменилась.
Сразу
наступили
тихие
безоблачные
дни,
такие
ясные,
солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их
колючей
желтой
щетине
заблестела
слюдяным
блеском
осенняя
паутина.
Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья».
Не менее важным элементов произведения является произведение Бетховена - соната
D-dur, № 2, op. 2. Именно благодаря этому символу усиливается идейное звучание повести:
«И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее
прошла
большая
любовь,
которая
повторяется
только
один
раз
в
тысячу
лет.
Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил ее
слушать именно это бетховенское произведение, и еще против ее желания? И в уме ее
слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы
куплеты, которые кончались словами: “Да святится имя Твоё”».
Бутоны роз Розы – это надежда. Читатель видит холодность Веры Николаевны, которая
не способна любить не только главного героя, но и своего мужа: «Княгиня Вера, у которой
прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной,
истинной
дружбы
…».
Возможно,
автор
этими
цветами
хотел
наделить
героиню
чувствами, чтобы она хоть один раз смогла испытать на себе ту любовь, что бывает раз в
жизни: «…розовые кусты еще давали – в третий раз за это лето – бутоны и розы, но
уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся». Но героиня так и не смогла обрести
счастье, о чём говорят следующие строки: «В эту секунду она поняла, что та любовь, о
которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Важно отметить, что розы
сопровождают героиню на протяжении всего произведения. Так, когда умер Желтков, то
Вера сделала следующий жест, который внимательный читатель встретит во время её
общения с генералом Аносовым: она «вынула из маленького бокового кармана кофточки
большую красную розу, подняла немного вверх левой рукой голову трупа, а правой рукой
положила ему под шею цветок». Автор не зря упоминает так часто этот цветок, потому что
он имеет противоположные значения: небо и землю, жизнь и смерть, время и вечность. А
цвет красный символизирует страсть, только благодаря этому оттенку Вера Николаевна
смогла понять чувства Желткова.
В повести «Гранатовый браслет» часто встречается красный цвет: «Точно из красного
атласа и вышиты белым бисером», «Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на
дне, завернув хвост. Ее чешуя отливала золотом, плавники были ярко-красного цвета…»,
«У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом…», «Красная шапка, ваше
сиятельство… посыльный…», «Под бумагой оказался небольшой ювелирный футляр
красного
плюша…»,
«Но
зато
посредине
браслета
возвышались,
окружая
какой-то
странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый
величиной с горошину». Именно этим оттенком Куприн подчёркивает страсть, любовь,
преданность
и
смерть,
что
перекликаются
на
протяжении
всего
произведения.
В
психологии данный цвет имеет также противоречивое значение, у многих он ассоциируется
с разными эмоциями и качествами. Это и власть, и любовь, и страсть. Но вместе с красным
цветом можно встретить чёрный, что олицетворяет печаль, тревогу, страдание смерть. Этот
оттенок
связан
с
Желтковым:
«Вера
подняла
крышечку,
подбитую
бледно-голубым
шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его
бережно
сложенную
красивым
восьмиугольником
записку».
Автор
целенаправленно
сопровождает образ героя данными цветами, таким образом он старается донести, как
любовь и страдание взаимосвязаны. В повести есть такие цвета, как желтый и зелёный.
Один из них символизирует болезнь, трусость, опасность: «На обсохших сжатых полях, на
их
колючей
желтой
щетине
заблестела
слюдяным
блеском
осенняя
паутина.
Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья», «Пришел высокий,
бритый,
желтолицый
повар
Лука…»,
-
а
другой
–
спокойствие,
любовь,
гармонию,
жизненную силу. В гранатовом браслете Вера Николаевна случайно находит редкий сорт
граната, который символизирует маленькую надежду на то, что женщина всё-таки сможет
полюбить героя. Есть в произведении и белый цвет. Этот оттенок – символ надежды,
чистоты, веры в лучшее. Но он, как и чёрный цвет, имеет негативные чувства и эмоции:
печаль, страх. Данный оттенок можно встретить в описании такого цветка, как акация, что
символизирует двуединство – смерть и бессмертие. Но, прочитав следующий фрагмент
текста, можно понять, что Куприн наделяет любовь Желткова именно бессмертием, что
будет сопровождать
Веру до
конца
её
жизни:
«Княгиня
Вера
обняла
ствол
акации,
прижалась к нему и плакала. Дерево мягко сотрясалось. Налетел легкий ветер и, точно
сочувствуя ей, зашелестел листьями. Острее запахли звезды табака… И в это время
удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала: “Успокойся, дорогая,
успокойся, успокойся”». Голубой и синие цвета олицетворяет надежду и нежность: «Вода
была ласково-спокойна и весело-синя, светлея лишь косыми гладкими полосами в местах
течения
и
переходя
в
густо-синий
глубокий
цвет
на
горизонте»,
«Вера
подняла
крышечку, подбитую бледно-голубым шелком…», «Теперь он стал весь виден: очень
бледный,
с
нежным
девичьим
лицом,
с
голубыми
глазами
и
упрямым
детским
подбородком с ямочкой посредине…». Данный оттенок показывает, насколько нежно
относится герой к Вере, как надежда вселяет в него силу и уверенность в том, что счастье
возможно.
Генерал Аносов олицетворяет собой старшее поколение, символ мудрости. Он ценит
такое высокое чувство, как любовь, и верит, что в жизни оно обязательно есть, ведь для
многих это так и осталось тайной: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной
в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
В противовес ему автор описывает Анну, сестру Веры Николаевны. Она символизирует
молодость,
безмятежность,
раскованность.
Женщина
больше
ценит
свободу
и
независимость:
«Анна
вся
состояла
из
веселой
безалаберности
и
милых,
иногда
странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту…», «В
углу на кушетке Анна отчаянно кокетничала с гусаром». Другой противоположностью
Аносова является Николай, брат Веры. Это честный и строгий человек, который далёк от
романтики. Известно, что женитьба в его планы не входит, несмотря на то что он смог
заслужить положение в обществе: «Ее холостой брат Николай, товарищ прокурора,
живший обыкновенно вместе с ними…», «Николай из скупости (он и в самом деле был
скуповат),
а
также
будучи
принципиальным
противником
стачек
и
забастовок,
наотрез
отказался
платить
лишнее,
ссылаясь
на
определенную
статью
закона,
подтвержденную мнением кассационного департамента».
Куприн вводит в произведение мистическое число – тринадцать. Часто у многих людей
оно символизирует тревогу и являет собой некую беду. Узнав количество гостей, Вера
Николаевна встревожилась, ведь она верила в различные приметы: «Перед тем как
вставать из-за стола, Вера Николаевна машинально пересчитала гостей. Оказалось –
тринадцать. Она была суеверна и подумала про себя: “Вот это нехорошо!..”».
Образ моря в повести символизирует развитие сюжета, бурю эмоций, переживаний,
что читатель может найти на протяжении всего произведения между Желтковым, Верой
Николаевной и князем. В начале «Гранатового браслета» море описывается спокойным:
«Глубоко-глубоко под ними покоилось море. <…> Вода была ласково-спокойна и весело-
синя, светлея лишь косыми гладкими полосами в местах течения и переходя в густо-
синий глубокий цвет на горизонте», - после в письме Желтков сравнивает героиню с этой
эмоциональной
стихией,
применяя
необычную
метафору:
«Начинается
оно
так:
“Прекрасная Блондина, ты, которая… бурное море пламени, клокочущее в моей груди”».
Голубь – символ мира, чистоты и любви. Его можно встретить на письмах героя, что
тайно отправлял послания своей возлюбленной: «В один прекрасный майский день одна
девица,
по
имени
Вера,
получает
по
почте
письмо
с
целующимися
голубками
на
заголовке. Вот письмо, а вот и голуби».
Итак, рассмотрев основные образы, можно сделать вывод, что символы в повести
«Гранатовый браслет» играют ключевую роль, потому что помогают раскрыть и понять
характеры и эмоции героев. Через противопоставление А. И. Куприн даёт понять, как
страсть, любовь, нежность, надежда, опасность, страдание и смерть тесно связаны друг с
другом. Без одного не может существовать другое. Данное произведение стало гимном
любви у многих читателей и останется навсегда в сердцах тех, смог понять и прочувствовать
все те чувства и переживания, что пронёс на протяжении всей повести Желтков, горячо
любя Веру Николаевну.