Напоминание

программа экологического кружка "Лазорик"


Автор: Олимпиева Елена Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ РО "Каменская специальная школа №15"
Населённый пункт: г. Каменск-Шахтинский
Наименование материала: программа по кружковой работе
Тема: программа экологического кружка "Лазорик"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство образования Ростовской области

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Каменская специальная школа № 15»

Согласовано Утверждаю

на заседании МС, Директор школы

протокол №____ от__________ приказ № _____ от ___________

___________ Д.С.Пустынина ____________ Т.А. Лещинская

Рабочая программа

экологического кружка « Лазорик»

для 5-11 класса

Учитель: Олимпиева Елена Николаевна

2025/2026

Пояснительная записка

Экологическая

программа

«Лазорик»

разработана

с

учетом

особенностей

контингента

обучающихся,

воспитанников коррекционной школы VIII вида. В соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» ,

утверждённым Министерством образования , опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся,

полученный при изучении курса «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей

действительности» на уроках.

Новизна данной программы состоит в объединении биолого-экологического содержания теоретических знаний с

практическими и творческими работами, формировании прочных и глубоких знаний в изучении экологии, активной

природоохранной и исследовательской деятельности в природе.

Актуальность и практическая значимость данной образовательной программы заключается в создании условий

для осуществления трудового, нравственного и экологического воспитания школьников. Экологическое воспитание

экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.

Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций,

опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и

новым экологическим типом мышления. Важным звеном системы непрерывного экологического воспитания является

формирование представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали понимание

существующих в природе взаимосвязей, целостного восприятия мира, природы и себя, как части её.

Цель и задачи программы:

Цель – расширение знаний о многообразии мира живой и неживой природы, приобретение навыков и умений

самостоятельной исследовательской деятельности у обучающихся, воспитанников.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

Обучающие:

1.

Способствовать расширению кругозора детей, через изучение основ биологии и экологии;

2.

Вызвать у детей заинтересованность к работе с природным материалом, уходу за животными и растениями;

3.

Обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики;

4.

Научить правильно оформлять результаты работы;

5.

Научить их применять различные технологии в своих произведениях.

Воспитательные:

1.

Воспитывать понимание, стремление детей к познанию нового. Развивать интерес к экологии и декоративно-

прикладному творчеству;

2.

Сформировать в сознании детей современную экологически ориентированную картину мира, чувство

уважения к своему природному окружению;

3.

Научить видеть вокруг себя красоту и неповторимость родной природы и замечать неразумное, пагубное

влияние на нее человеком;

4.

Научить детей работать в коллективе и самостоятельно;

5.

Воспитывать ответственность за порученное дело.

Развивающие:

1.

Развивать самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности;

2.

Развивать образное и пространственное мышление, ловкость рук, творческий подход к труду;

3.

Формировать навыки и умения работы с различными инструментами и материалами;

4.

Формировать навыки ухода за растениями и животными.

Основными принципами обучения являются:

наглядность;

доступность;

творческая активность;

единство группового и индивидуального обучения;

связь теории с практикой;

соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

Воспитанники должны знать:

значение природы в жизни человека;

планета Земля – наш большой дом;

Солнце – источник жизни на Земле;

сезонные явления в природе;

различия между живой и неживой природой;

многообразие растений, животных, грибов;

позитивное и негативное влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;

значение тепла, воды, света, воздуха, почвы для живых существ и связи между ними;

основные виды декоративно-прикладного творчества;

правила ухода за комнатными растениями;

правила ухода за животными;

что такое наблюдение и опыт;

правила сообразного поведения в природе;

простейшие правила организации рабочего места;

правила безопасности труда и личной гигиены.

Должны уметь:

проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

передавать красоту природы в своих поделках;

применять приобретённые навыки на практике, наблюдать предметы и явления по предложенному плану или

схеме;

заботиться о здоровом образе жизни;

заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;

сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, знаков и выводов;

выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления

поделок, составления мини-сочинений.

Экологическая программа «Лазорик» подразумевает знакомство детей с базовыми понятиями окружающего мира,

с многообразием живой и неживой природы, основами поведения человека в природе и обществе. Много внимания при

этом уделяется формированию у детей бережного, гуманного отношения к природе и ее обитателям. Помимо этого они

осваивают навыки ухода и содержания домашних животных, закрепляя их при общении с обитателями живого уголка.

Однако общим фоном, на котором происходит знакомство с домашними животными, все же является экология, ее

задачи и проблемы и их взаимосвязь с содержанием домашних животных. Много внимания при этом уделяется

формированию у детей бережного, гуманного отношения к питомцам, как к нашим друзьям, младшим братьям,

помощникам, за жизнь которых мы несем ответственность.

Направленность программы – эколого-биологическая.

Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:

Земля – единая экосистема;

Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы;

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Срок реализации образовательной программы – 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю . В течении 2025-2026

года обучения.

Форма занятий: Занятия носили прикладной характер и имели ярко выраженную практическую направленность,

поэтому основными формами их осуществления являлись: экскурсии, наблюдения, опыты. Познавательное направление

работы выражается в форме заочных путешествий, викторин, выставок рисунков, дидактических игр. Познавательно-

развлекательное направление проходит в форме подвижных игр. И практическое направление выражено в форме ухода

за комнатными растениями в классе, подкормки птиц. Для лучшего экологического воспитания все направления

деятельности должны осуществляться комплексно.

Прогнозируемые результаты:

расширение первоначальных экологических представлений, понятий;

усвоение и соблюдение правил поведения в окружающей среде;

усвоение обучающимися, воспитанниками названий растений и животных Нижегородской области и их видов;

изготовление поделок с использованием природного материала и участие в конкурсах;

участие в озеленении школы-интерната, в помощи сбора мусора на её территории.

Способы проверки результативности:

наличие поделок из природного материала;

участие обучающихся, воспитанников в конкурсах поделок, природоохранных акциях, викторинах;

состояние комнатных растений в школе-интернате;

умение бережно относиться к животным и растениям;

наличие знаний основ экологии.

Определение результатов занятий проходит в виде викторин с творческими заданиями, по пройденным темам

или разделам. На первом и последнем (заключительном) занятии для учащихся проводится тестирование, с целью

выявить изменения в уровне их осведомлённости вопросами экологии и охраны окружающей среды. В течении учебного

года осуществлялось наблюдение и анализ творческих работ умственно отсталых школьников.

Вопросы тестирования составлены на основе тем, которые включены в нашу программу по экологическому

воспитанию. Список вопросов для проверки знаний у учащихся на начальном и заключительном этапах был

следующим:

1.

Какое выражение правильное? «К живой природе относится всё то, что …»

А) сделано руками человека;

Б) окружает человека;

В) окружает человека и не сделано его руками.

2. Что относится к неживой природе?

А) Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег, звёзды;

Б) Солнце, земля, воздух, вода, человек, птицы, насекомые;

В) Солнце, небо, человек, животные, растения, грибы, микробы.

3. Какие основные вещества входят в состав воздуха?

А) кислород, водород и природный газ;

Б) кислород, азот, углекислый газ;

В) природный газ и кислород.

4. Какими свойствами обладает чистый воздух?

А) прозрачность, бесцветность, не имеет запаха, плохо проводит тепло, проводит звуки;

Б) голубой цвет, приятный запах, прозрачность, не проводит звуки;

В) бесцветность, приятный запах, плохо проводит тепло, не проводит звуки.

5. В каком состоянии вода встречается в природе?

А) твёрдое и жидкое;

Б) жидкое, твёрдое и газообразное;

В) жидкое и газообразное.

6. Какое значение у воды в природе?

А) Она нужна для питья растениям, животным и человеку;

Б) Она нужна человеку в быту и для питья растений и животных;

В) Она нужна для питья растениям, животным и человеку, её используют в быту, на заводах и в сельском

хозяйстве.

7. Что относится к природным источникам света на Земле?

А) Солнце, Луна, звёзды;

Б) Солнце и Луна;

В) Солнце, Луна, звёзды и небесный месяц.

8. В чём причина смены дня и ночи?

А) во вращении Солнца вокруг Вселенной;

Б) во вращении Земли вокруг Солнца;

В) во вращении Земли вокруг своей оси.

9. Какие из животных обитают в наземно-воздушной среде обитания?

А) краб, кошка, собака, крот, ёж и бегемот;

Б) крот, овца, чайка, крокодил и енот;

В) кошка, собака, ворона, воробей и коза.

10. В какой из этих сред обитает чайка?

А) в почве;

Б) в водной среде;

В) в наземно-воздушной среде.

11. Редкие растения запрещено собирать. Где они находятся под особой защитой?

А) в парках и скверах;

Б) в заповедниках;

В) на приусадебных участках.

12. Какие растения применяются в медицине?

А) лекарственные;

Б) вкусные;

В) красивые.

13. Кто из этих животных относится к диким?

А) лиса;

Б) собака;

В) коза.

14. В какую книгу записывают исчезающие виды растений и животных?

А) в Выдающуюся книгу;

Б) в Красную книгу;

В) в Синюю книгу.

15. Какая из птиц является самой крупной?

А) орёл;

Б) страус;

В) пингвин.

16. Какие из этих птиц улетают на зиму в тёплые края из наших мест?

А) воробей, синица, дятел, снегирь, ворона;

Б) синица, лебедь, ворона, утка, скворец, сорока;

В) воробей, синица, голубь, ласточка, утка, ворона.

Тематический план работы

Номер

разде-ла

№ заня-

тия

Тема

Дата

1

Введение.

1

Что такое экология?

2

Живое – неживое.

2

Воздух и здоровье.

3

Воздух и здоровье человека.

4

Что такое климат?

3

Вода – источник жизни.

5

Вода в моём доме и в природе.

6

Стихи и рассказы о воде в природе.

7

Чистая вода.

8

Вода в жизни растений.

9

Вода в жизни животного мира.

10

Вода и здоровье человека.

11

Практическая работа «Растворимость веществ в воде».

12

Личная гигиена.

4

Солнце и свет в нашей жизни.

13

Солнце, Луна, звёзды – источники света.

14

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.

15

Практическое занятие по размещению комнатных

растений с учётом потребности света и тепла.

16

Отношение к свету и теплу различных животных.

17

Электрический свет и тепло в моём доме.

5

Загадки зимы.

18

Зимняя жизнь растений и животных.

19

Стихи и рассказы о зиме.

20

Зимние тайны.

6

Место обитания.

21

Места обитания растений и животных.

22

Практическое занятие «Посадка бобов».

7

Растения в твоём городе.

23

Растения моего города.

24

Растения рядом.

25

Части деревьев: ствол, корни крона, листья, кора,

плоды и семена.

26

Будем понимать и любить растения!

27

Экологические памятки для детей и взрослых.

28

Размножение комнатных растений.

8

Человек и животные.

29

Домашние животные.

30

Наблюдения за живой природой.

31

Викторина «Собаки – наши друзья».

32

Исчезающие виды животных.

9

Птицы в твоём городе.

33

Разнообразие птиц в природе.

34

Виртуальная экскурсия «Птицы нашего двора».

35

Стихи и рассказы о птицах.

36

Экскурсия «По птичьим следам».

10

Заключение.

37

Заключительное занятие.



В раздел образования