Автор: Потапова Татьяна Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области "Кузнецкий многопрофильный колледж"
Населённый пункт: город Кузнецк, Пензенская область
Наименование материала: Сценарий тренинга
Тема: "УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ!"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Пензенской области
«Кузнецкий многопрофильный колледж»
Час общения с элементами тренинга на тему:
«Учимся дружить»
подготовила:
педагог-психолог
Потапова Татьяна Сергеевна
г. Кузнецк-2025 год
Час общения с элементами тренинга для студентов 1-го курса ГБПОУ
«КМК» на тему:
«УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ»
Цель: повышение сплоченности группы студентов первого курса,
развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи тренинга:
1.
Содействовать
в
развитии
доброжелательного
и
доверительного
отношения к друг другу.
2. Содействовать в согласовании своих действий с другими участниками.
3. Конкретизировать понятия «дружба», «друг», умение находить друзей;
создать благоприятные условия для формирования духовно-нравственных
качеств личности, расширить представление о дружбе.
4. Обучать сотрудничеству и умению совместно решать поставленные
задачи.
5. Продолжать развивать эмоциональное сопереживание одногруппников.
Участники: группа студентов первого курса ГБПОУ «КМК» (возраст: 15-16
лет)
Оборудование: резиновый коврик, доска, 14 фломастеров, цветные листы
офисной бумаги формата А 4, набор цветного картона, мячик, маркеры
разных цветов, «игра-Башня», мультимедиа, аудиозапись релаксационной
музыки, презентация мероприятия, видеозаписи притч на тему: «Дружба».
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия. (3-5 минут)
- Разминка
Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой
участников на работу.
2. Основная часть – психологический практикум. (40 минут)
Направлена на решение задач данного занятия.
3. Заключительная часть.
- Подведение итогов, получение обратной связи. (3 – 5 минут)
- Ритуал прощания.
Формы и методы работы:
- игры,
- упражнения,
- арт-терапевтические техники,
- релаксация,
- этюды,
- беседы.
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели занятия
Психолог: - Девочки, наша встреча сегодня посвящена дружбе. Она так и
называется «Учимся дружить». Слайд 1
А начнем мы наше занятие с ритуала приветствия.
«Приветствие» (Дети вместе с психологом встают в круг) Слайд 2
Педагог-психолог: Здравствуй, Вероника, я рада тебя видеть (посмотреть в
глаза соседу справа, улыбнуться и слегка пожать руки);
- Здравствуй, Лиля – я рада тебя видеть…(приветствует одногруппника
справа от себя).
Каждый участник приветствует своего соседа справа, последний замыкает
круг приветствием психолога; затем все участники вытягивают руки перед
собой ладошками вверх, затем опускают.
Педагог-психолог: Сегодня мы с вами поговорим о том, что вмещает в себя
понятие «друг», какими качествами должен обладать настоящий друг и что
такое истинная дружба.
Упражнение: «Карандаши» (5-7 минут) Слайд 3
Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от
участников требуется четкая координация совместных действий на основе
невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать
только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо.
Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.
Педагог-психолог: Прошу всех участников встать парами (релаксационная
музыка)
Описание упражнения. Ваша задача удержать карандаши, зажатые между
пальцами стоящего рядом с вами участника, не выпуская карандаши, двигать
руками
вверх-вниз,
вперед-назад.
(Сначала
участники
выполняют
подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг
напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два
карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев). После
выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг
(расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между
подушечками указательных пальцев соседей).
Группа,
не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение
круга).
4. Присесть, встать.
Обсуждение упражнения. Какие действия должен выполнять каждый из
участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться
при
выполнении
этих
действий?
Как
установить
с
окружающими
необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого
человека?
(От этого обсуждения делается переход к теме психологического тренинга,
на который пришли участники).
Педагог-психолог: Говорят, что дружба – это любовь без крыльев.
Истинная любовь встречается редко, а истинная дружба встречается ещё
реже. Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов.
- А что для вас значит это слово «дружба»?
- Какое значение вы придаете дружбе?
Педагог-психолог: - На доске записано слово «ДРУЖБА» - совместно
расшифруем его (участники вместе с психологом пишут на доске поочерёдно
под релаксационную музыку)
1)
Д – доверие, доброта, доброжелательность;
2)
Р – радость;
3)
У – уважение, ум, уверенность;
4)
Ж – жизнь, желание;
5)
Б – борьба, благодушие;
6)
А – активность, аккуратность.
Педагог-психолог Т.С.: - Итак, прочтём, что же у нас с вами получилось
(зачитывают слова). Благодарю за работу.
(Слайд 4)
П-П.: - Постройка башни.
- Мы с вами построили башню, я попрошу каждого из вас поочереди вынуть
брусочки и положить их рядом.
- Почему же башня рухнула?
- Ответы подростков
Педагог-психолог Т.С.: - Так и наша дружба: очень хрупкая и легко может
сломаться. Выстраивать отношения очень долго, а разрушить можно за
одно мгновение. Поэтому берегите дружбу и своих друзей.
(Слайд 5)
Упражнение-обсуждение «Если хочешь быть верным другом, то…» -
закончи фразу
(для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В
кругу все будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому
бросают, и, произнося слова: «Если хочешь быть верным другом, то… (тот,
кому бросили мяч, должен достойно ответить на вопрос)
Варианты ответов:
- 1) Делись своими успехами, неудачами и новостями.
- 2) Умей слушать.
- 3) Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.
- 4) Доверяй другу и будь уверенным в нем.
- 5) Сохраняй тайны своего друга.
- 6) Не критикуй друга публично.
- 7) Не будь назойливым и не поучай.
- 8) Не обсуждай друга в его отсутствие.
- 9) Не ревнуй друга к другим его друзьям.
- 10) Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
- 11) Возвращай долги.
- 12) Радуйся успехам своего друга.
Педагог психолог: - Итак, подведем итоги: - Кто же такой настоящий
друг?
- 1. Друг – это человек, который связан с кем- то дружбой. (Ответ
участника)
Педагог-психолог Т.С.: - Кого можно назвать другом?
- 2. Маму, бабушку, книгу и т.д. (Ответ участника)
Педагог-психолог Т.С.: -А кто такой настоящий друг?
- 3. Настоящий друг – это человек, которому можно доверить все свои
проблемы. (Ответ участника)
- 4. Настоящий друг становится тебе близким родственником. (Ответ
участника)
Педагог-психолог: Что вы понимаете под словом «дружная группа»?
- 5. Например, у нас дружная группа. Потому что мы помогаем,
поддерживаем, не обижаем друг друга.
- 6. Не ссоримся и защищаем друг друга.
Педагог-психолог Т.С.: Без чего не может существовать дружба?
- 7. Без уважения. Уважение – это почтительное отношение, вежливое
обращение к человеку.
-8. Умение признавать достоинства другого человека.
(Слайд 6)
Педагог-психолог: - А сейчас я вас проверю, какие пословицы о друзьях вы
знаете? Ваша задача сложить пазлы определенного цвета, чтобы получились
пословицы (Психолог раздает пословицы всем участникам, работа в 3-х
подгруппах по 6 человек).
1-ая пословица: «Нет друга – ищи, а нашел - береги!»
2-ая пословица: «Дерево держится корнями, а человек друзьями»
3-я пословица: «Друг познается в беде»
4-ая пословица: «Без друга на душе вьюга»
5-ая пословица: «Новых друзей наживай, а старых - не забывай!»
6-ая пословица: «Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись»
(Слайд 7)
Педагог-психолог Т.С.: - А сейчас обратите свое внимание на экран и
прослушайте притчу о дружбе (видеозапись притчи).
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и
сказал: “Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь
терпение или поругаешься с кем-либо”. В первый день он забил 37 гвоздей в
ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество
забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще
контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день,
когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к
отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: “Вынимай один
гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения”. Наконец,
наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все
гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел,
но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!” Никогда они уже не
будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему
неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.
Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда
останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения.
Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и
физическая. (Обсуждение)
Педагог-Психолог Т.С.: Итак, друзья – это редкое богатство! Они
заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать
тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.
друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен
поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы
можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни
приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных
ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения
могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.
(Слайд 8) Упражнение «Комплименты на ладошке»
Педагог-психолог Т.С.: Каждый участник команды на листе картона
обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу
справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков”
полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное
качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты -
добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по
кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если
пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени
участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам, и
вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить
ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого
солнышка)
Обсуждение.
(Слайд 9) Упражнение «Паутинка добрых слов»
Психолог: У меня есть «клубочек дружбы»,
который я передам (имя
подростка). Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и
покатит клубок в сторону одного из одногруппников (либо отдаст в руки),
сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший
клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает
клубок другому участнику и так далее.
Педагог-психолог: - А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас
получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую
сторону и почему?
- Ответы участников
(Слайд 10) Рефлексия (Подведение итогов)
Педагог-психолог Т.С.: Наш «клубочек дружбы» теперь будет помогать нам
на наших следующих занятиях. Если вдруг вы поссоритесь, или вам нужно
вместе решить какую-то трудную ситуацию, он вам обязательно в этом
поможет.
- С помощью сегодняшнего занятия мы с вами сейчас смело сможем
составить правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни.
Доверять.
Помогать другу.
Быть честным.
Уступать.
Не бояться просить прощения.
Не грубить.
Не жадничать.
Не злиться
Дорожить дружбой, беречь и оберегать её!
Педагог-психолог Т.С.: Сегодня мы постарались выяснить, что же такое
дружба, какие качества наиболее ценны, и какие из них необходимо
развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы и найти настоящих друзей!
Соблюдая эти правила, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и
хорошими друзьями.
(Слайд 11) Ритуал прощания. Участники встают в круг и кладут руки на
плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят:
«Спасибо, до встречи»!