Напоминание

"УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ!"


Автор: Потапова Татьяна Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области "Кузнецкий многопрофильный колледж"
Населённый пункт: город Кузнецк, Пензенская область
Наименование материала: Сценарий тренинга
Тема: "УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ!"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Пензенской области

«Кузнецкий многопрофильный колледж»

Час общения с элементами тренинга на тему:

«Учимся дружить»

подготовила:

педагог-психолог

Потапова Татьяна Сергеевна

г. Кузнецк-2025 год

Час общения с элементами тренинга для студентов 1-го курса ГБПОУ

«КМК» на тему:

«УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ»

Цель: повышение сплоченности группы студентов первого курса,

развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Задачи тренинга:

1.

Содействовать

в

развитии

доброжелательного

и

доверительного

отношения к друг другу.

2. Содействовать в согласовании своих действий с другими участниками.

3. Конкретизировать понятия «дружба», «друг», умение находить друзей;

создать благоприятные условия для формирования духовно-нравственных

качеств личности, расширить представление о дружбе.

4. Обучать сотрудничеству и умению совместно решать поставленные

задачи.

5. Продолжать развивать эмоциональное сопереживание одногруппников.

Участники: группа студентов первого курса ГБПОУ «КМК» (возраст: 15-16

лет)

Оборудование: резиновый коврик, доска, 14 фломастеров, цветные листы

офисной бумаги формата А 4, набор цветного картона, мячик, маркеры

разных цветов, «игра-Башня», мультимедиа, аудиозапись релаксационной

музыки, презентация мероприятия, видеозаписи притч на тему: «Дружба».

Структура занятия:

1. Ритуал приветствия. (3-5 минут)

- Разминка

Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой

участников на работу.

2. Основная часть – психологический практикум. (40 минут)

Направлена на решение задач данного занятия.

3. Заключительная часть.

- Подведение итогов, получение обратной связи. (3 – 5 минут)

- Ритуал прощания.

Формы и методы работы:

- игры,

- упражнения,

- арт-терапевтические техники,

- релаксация,

- этюды,

- беседы.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели занятия

Психолог: - Девочки, наша встреча сегодня посвящена дружбе. Она так и

называется «Учимся дружить». Слайд 1

А начнем мы наше занятие с ритуала приветствия.

«Приветствие» (Дети вместе с психологом встают в круг) Слайд 2

Педагог-психолог: Здравствуй, Вероника, я рада тебя видеть (посмотреть в

глаза соседу справа, улыбнуться и слегка пожать руки);

- Здравствуй, Лиля – я рада тебя видеть…(приветствует одногруппника

справа от себя).

Каждый участник приветствует своего соседа справа, последний замыкает

круг приветствием психолога; затем все участники вытягивают руки перед

собой ладошками вверх, затем опускают.

Педагог-психолог: Сегодня мы с вами поговорим о том, что вмещает в себя

понятие «друг», какими качествами должен обладать настоящий друг и что

такое истинная дружба.

Упражнение: «Карандаши» (5-7 минут) Слайд 3

Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от

участников требуется четкая координация совместных действий на основе

невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать

только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо.

Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

Педагог-психолог: Прошу всех участников встать парами (релаксационная

музыка)

Описание упражнения. Ваша задача удержать карандаши, зажатые между

пальцами стоящего рядом с вами участника, не выпуская карандаши, двигать

руками

вверх-вниз,

вперед-назад.

(Сначала

участники

выполняют

подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг

напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два

карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев). После

выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг

(расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между

подушечками указательных пальцев соседей).

Группа,

не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение

круга).

4. Присесть, встать.

Обсуждение упражнения. Какие действия должен выполнять каждый из

участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться

при

выполнении

этих

действий?

Как

установить

с

окружающими

необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого

человека?

(От этого обсуждения делается переход к теме психологического тренинга,

на который пришли участники).

Педагог-психолог: Говорят, что дружба – это любовь без крыльев.

Истинная любовь встречается редко, а истинная дружба встречается ещё

реже. Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии,

привязанности, общности интересов.

- А что для вас значит это слово «дружба»?

- Какое значение вы придаете дружбе?

Педагог-психолог: - На доске записано слово «ДРУЖБА» - совместно

расшифруем его (участники вместе с психологом пишут на доске поочерёдно

под релаксационную музыку)

1)

Д – доверие, доброта, доброжелательность;

2)

Р – радость;

3)

У – уважение, ум, уверенность;

4)

Ж – жизнь, желание;

5)

Б – борьба, благодушие;

6)

А – активность, аккуратность.

Педагог-психолог Т.С.: - Итак, прочтём, что же у нас с вами получилось

(зачитывают слова). Благодарю за работу.

(Слайд 4)

П-П.: - Постройка башни.

- Мы с вами построили башню, я попрошу каждого из вас поочереди вынуть

брусочки и положить их рядом.

- Почему же башня рухнула?

- Ответы подростков

Педагог-психолог Т.С.: - Так и наша дружба: очень хрупкая и легко может

сломаться. Выстраивать отношения очень долго, а разрушить можно за

одно мгновение. Поэтому берегите дружбу и своих друзей.

(Слайд 5)

Упражнение-обсуждение «Если хочешь быть верным другом, то…» -

закончи фразу

(для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В

кругу все будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому

бросают, и, произнося слова: «Если хочешь быть верным другом, то… (тот,

кому бросили мяч, должен достойно ответить на вопрос)

Варианты ответов:

- 1) Делись своими успехами, неудачами и новостями.

- 2) Умей слушать.

- 3) Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

- 4) Доверяй другу и будь уверенным в нем.

- 5) Сохраняй тайны своего друга.

- 6) Не критикуй друга публично.

- 7) Не будь назойливым и не поучай.

- 8) Не обсуждай друга в его отсутствие.

- 9) Не ревнуй друга к другим его друзьям.

- 10) Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

- 11) Возвращай долги.

- 12) Радуйся успехам своего друга.

Педагог психолог: - Итак, подведем итоги: - Кто же такой настоящий

друг?

- 1. Друг – это человек, который связан с кем- то дружбой. (Ответ

участника)

Педагог-психолог Т.С.: - Кого можно назвать другом?

- 2. Маму, бабушку, книгу и т.д. (Ответ участника)

Педагог-психолог Т.С.: -А кто такой настоящий друг?

- 3. Настоящий друг – это человек, которому можно доверить все свои

проблемы. (Ответ участника)

- 4. Настоящий друг становится тебе близким родственником. (Ответ

участника)

Педагог-психолог: Что вы понимаете под словом «дружная группа»?

- 5. Например, у нас дружная группа. Потому что мы помогаем,

поддерживаем, не обижаем друг друга.

- 6. Не ссоримся и защищаем друг друга.

Педагог-психолог Т.С.: Без чего не может существовать дружба?

- 7. Без уважения. Уважение – это почтительное отношение, вежливое

обращение к человеку.

-8. Умение признавать достоинства другого человека.

(Слайд 6)

Педагог-психолог: - А сейчас я вас проверю, какие пословицы о друзьях вы

знаете? Ваша задача сложить пазлы определенного цвета, чтобы получились

пословицы (Психолог раздает пословицы всем участникам, работа в 3-х

подгруппах по 6 человек).

1-ая пословица: «Нет друга – ищи, а нашел - береги!»

2-ая пословица: «Дерево держится корнями, а человек друзьями»

3-я пословица: «Друг познается в беде»

4-ая пословица: «Без друга на душе вьюга»

5-ая пословица: «Новых друзей наживай, а старых - не забывай!»

6-ая пословица: «Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись»

(Слайд 7)

Педагог-психолог Т.С.: - А сейчас обратите свое внимание на экран и

прослушайте притчу о дружбе (видеозапись притчи).

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и

сказал: “Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь

терпение или поругаешься с кем-либо”. В первый день он забил 37 гвоздей в

ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество

забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще

контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день,

когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к

отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: “Вынимай один

гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения”. Наконец,

наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все

гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел,

но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!” Никогда они уже не

будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему

неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.

Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда

останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения.

Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и

физическая. (Обсуждение)

Педагог-Психолог Т.С.: Итак, друзья – это редкое богатство! Они

заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать

тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.

друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен

поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы

можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни

приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных

ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения

могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.

(Слайд 8) Упражнение «Комплименты на ладошке»

Педагог-психолог Т.С.: Каждый участник команды на листе картона

обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу

справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков”

полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное

качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты -

добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по

кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если

пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени

участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам, и

вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить

ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого

солнышка)

Обсуждение.

(Слайд 9) Упражнение «Паутинка добрых слов»

Психолог: У меня есть «клубочек дружбы»,

который я передам (имя

подростка). Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и

покатит клубок в сторону одного из одногруппников (либо отдаст в руки),

сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший

клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает

клубок другому участнику и так далее.

Педагог-психолог: - А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас

получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую

сторону и почему?

- Ответы участников

(Слайд 10) Рефлексия (Подведение итогов)

Педагог-психолог Т.С.: Наш «клубочек дружбы» теперь будет помогать нам

на наших следующих занятиях. Если вдруг вы поссоритесь, или вам нужно

вместе решить какую-то трудную ситуацию, он вам обязательно в этом

поможет.

- С помощью сегодняшнего занятия мы с вами сейчас смело сможем

составить правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни.

Доверять.

Помогать другу.

Быть честным.

Уступать.

Не бояться просить прощения.

Не грубить.

Не жадничать.

Не злиться

Дорожить дружбой, беречь и оберегать её!

Педагог-психолог Т.С.: Сегодня мы постарались выяснить, что же такое

дружба, какие качества наиболее ценны, и какие из них необходимо

развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы и найти настоящих друзей!

Соблюдая эти правила, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и

хорошими друзьями.

(Слайд 11) Ритуал прощания. Участники встают в круг и кладут руки на

плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят:

«Спасибо, до встречи»!



В раздел образования