Автор: Заплава Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУСОШ № 6 им. М.Н.Дроздова
Населённый пункт: п. Прогресс
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование навыков самоконтроля и самооценки обучающихся на уроках русского языка в основной школе
Раздел: среднее образование
Совершенствование навыков самоконтроля и самооценки обучающихся на
уроках русского языка в основной школе
Среди требований к современному уроку методисты называют сочетание
контроля
с
самоконтролем
и
взаимоконтролем.
Почему
самоконтроль
и
взаимоконтроль так важны в учебном процессе?
Изменения, происходящие в сфере образования на современном этапе, вызваны
потребностью общества в новом социальном заказе – подготовке личности, «умеющей
учиться», т.е. самостоятельно управлять своим познанием, а именно: умеющей
планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими
силами и в процессе деятельности осуществлять самоконтроль и самооценку на
разных этапах обучения.
Очевидно, что от способности обучающегося к самооценке и далее к
самоанализу зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной
деятельности. Это эффективный метод контроля и оценки, поскольку деятельность
осуществляется самим обучающимся, а свобода выбора очень важна для подростка,
что
способствует
развитию
таких
личностных
качеств
как
умение
мыслить
критически,
активно
и
целенаправленно
познавать
мир,
умение
работать
в
сотрудничестве.
Следует отметить, что у каждого преподавателя свои методы и приёмы
формирования и совершенствования навыков самооценки и самоконтроля. Мы
считаем, что грамотно построенный урок и подобранные задания для уроков
самоконтроля и самооценки дают возможность подростку продемонстрировать
результат
уровня
успешности
овладения
данной
темой,
получить
одобрение
результатов со стороны сверстников и отрефлексировать результаты в оценочном
листе.
Оценочные
инструменты
позволяют
отследить
динамику
продвижения
обучающихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При
создании данных оценочных инструментов учитываются программа и требования
стандартов
образования.
При
правильном
определении
целей
достижения
образовательных результатов и способов их оценки данные инструменты дают
учителю всю необходимую информацию: как идёт процесс обучения, каковы
затруднения у отдельных детей, достигли учитель и класс в целом поставленных
целей, что должно быть скорректировано в процессе последующего обучения.
Благодаря критериальному подходу осуществляется обратная связь с учеником и
родителями, причём гораздо более информативная, чем это позволяют традиционные
отметки. Такой подход более трудоёмкий, чем выставление отметок, но именно он
обеспечивает решение задач современного образования.
Оцениванию не подлежат темп работы, личностные качества школьников,
своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия,
темп деятельности и др.).
Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение ребенка
процессу
самоанализа
и
самооценки,
причем
самооценка
ученика
должна
предшествовать учительской оценке.
Можно задуматься над тем, имеет ли смысл проводить специальные уроки
самоанализа образовательных достижений и проблем обучающихся по итогам
изучения крупной темы или учебного периода? И пришли к мысли, что самоанализ–
конечный
образовательный
результат.
Он
включает
в
себя
самоконтроль,
самодиагностику, осмысление затруднений и самооценку. То есть логично проводить
уроки самоанализа после изучения раздела, блока. Но делать это можно лишь в том
случае,
когда
обучающийся
прошел
все
предыдущие
этапы
самоконтроля,
самодиагностики,
осмысления
затруднений,
самооценки.
Основы
всего
перечисленного выше закладываются в начальной школе, развиваются в основной
школе. Тогда в результате выпускник основной школы будет способен анализировать
собственную деятельность, находить причины неудач и уметь определять пути
исправления ошибок.
Такие
уроки
самоанализа
должны
заменить
проводимые
всеми
нами
традиционные уроки работы над ошибками после контрольных работ. Дело в том, что
такие уроки не соответствуют современным запросам, требованиям ФГОС, не влияют
на развитие умения анализировать собственную деятельность и причины неудач.
Например, на русском языке после контрольных работ традиционно группируем
ошибки, анализируем, приводим подобные примеры – это проведение анализа
ошибок, но не деятельности.
Таким
образом,
урок
самоанализа
должен
стать
местом
осмысления
обучающимися
своих
собственных
затруднений.
В
результате
осмысления
затруднений им намечаются пути выхода из проблемной ситуации: индивидуальные
консультации (я
+ учитель), факультативы, работа в группах (я
+ группа),
самостоятельная работа (я сам).
Одним из способов фиксации продвижения является индивидуальный план
работы, где зафиксированы результаты.
Самоконтроль на любом уроке является очень важным аспектом, так как в
первую очередь осуществлять так называемую первичную проверку своей работы и
знаний должен сам ученик. Он сам оценивает свою подготовку к уроку, сам
контролирует выполнение домашнего задания и несет за него ответственность, сам
поднимает руку для ответа или произносит слова «не готов».
Взаимоконтроль – это особая форма контроля. Ученик может контролировать
результат учебной деятельности соседа по парте или просто одноклассника или друга.
Суть состоит именно в том, чтобы этот контроль был взаимным. Надо чтобы ребенок
мог
видеть
ошибки
другого
человека
и
объективно
оценивать
его
работу,
одновременно осознавая, что и его действия контролируются другим учеником, давать
правдивые оценки и делать справедливые замечания.
При организации самоконтроля и взаимоконтроля учитель обязан объяснить,
чего он именно хочет от ребенка, каких действий. Он должен поставить перед ним
цель и задачи, при выполнении которых он достигнет этих результатов. Также
педагогу нужно следить за всем этим процессом. Деятельность, организации
самоконтроля очень сложна и многогранна. Педагогу необходимо так спланировать
учебный процесс, чтобы самоконтроль мог осуществляться в полной мере. Примером
может послужить ознакомление учащихся с процедурой выполнения задания и
критериями оценивания результата, которого они должны будут проверить и оценить
сами.
Организация взаимоконтроля – тоже важная часть проведения урока. Чтобы
организовать взаимоконтроль на уроке, требуются немалые затраты сил и времени
преподавателя. При создании такого вида контроля возникает необходимость
объяснения детям правил этики, ведь оценка, высказанная в адрес одноклассника,
должна быть не только объективной по содержанию, но и обоснованной, тактичной
корректной по форме. И только после этого класс можно задействовать в организации
взаимоконтроля.
Самоанализ и самоконтроль не могут формироваться у ребёнка стихийно,
поэтому целесообразно сделать этот процесс управляемым и целенаправленным.
Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого необходимо:
- ознакомить учащихся и родителей с нормами и критериями оценки знаний, умений и
навыков;
- сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель
проведения того или иного контроля;
- выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
- просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить
полученную им оценку;
- просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем
критерии;
- научить учащихся пользоваться различными видами проверки.
Виды письменных упражнений:
Комментированное письмо – соединение момента объяснения орфограммы и её
написание, соотнесение орфограммы с нужным правилом. При этом у учащихся
развивается необходимое внимание к слову как звучащему, так и написанному:
комментируя ученик не должен пропустить ни одной орфограммы, а если и пропустит,
то остальные учащиеся помогут комментатору их обнаружить. Для комментирования
следует предлагать сначала отдельные слова, затем словосочетания и предложения,
сначала одну орфограмму, затем несколько.
Диктант «Проверяю себя» - запись текста под диктовку с подчеркиванием трудных
орфограмм, т.е. орфограмм, в правописании которых он сомневается. По ходу работы
выясняется вопрос о правильном их написании. При этом развивается умение
учащихся узнавать свои слабые места, а знания учеником своих слабых мест является
одним их главных условий осуществления самоконтроля в процессе письма,
воспитывает у учащихся умение контролировать свое письмо.
Письмо наизусть – относим к виду работ для начальных классов и редко используем
в старших, недооценивая его роль. Еще Ф.И. Буслаев учил: «переписывай на бумагу
выученное наизусть, без книг». Ученики заранее предупреждаются о письме наизусть.
(Не только стихи, но и прозу). При этом предлагается выполнить задания по
орфографии, фонетики: желательно с анализом изучаемой орфограммы – первое:
укажите слова к приставкам при и пре, второе, укажите случаи оглушения и
озвончения в приставках. Учащиеся пишут отрывок по памяти о следующем уроке,
сами сверяют свои работы с текстом и исправляют допущенные ошибки.
Диктант с предварительным изучением текста, с разбором имеющихся в тексте
орфограмм. Этот вид диктанта мало практикуется, а между тем он служит прекрасным
средством воспитания внимания, самоконтроля. Каждому ребенку предлагается текст
будущего
диктанта,
разбирается
каждая
изученная
орфограмма.
Затем
текст
закрывается и учащиеся пишут его под диктовку, после чего каждый ученик
самостоятельно сверяет свой текст с контрольным текстом и исправляет допущенные
ошибки. До проведения такого вида диктанта детям предлагается повторить правила
правописания нужных орфограмм. Это повторение проводится на трех – четырех
уроках и только после работы проводится диктант с предварительным изучением
текста. Большая предварительная работа по анализу орфограмм текста требует
времени, поэтому невозможно совместить на одном уроке подготовку к диктанту и его
проведение. Диктант и самопроверку целесообразно проводить на следующем уроке.
Самодиктант
–
называется
орфограмма,
а
дети
записывают
слова
с
этой
орфограммой, сложный для детей, но эффективный вид упражнений.
При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа важно
руководствоваться принципом посильности и доступности, вначале следует давать
установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу
включением в контроль двух и более аспектов и направить контроль учащегося на
содержание конечного продукта его деятельности. Результаты самоконтроля по
отдельным темам можно вносить в журнал. Это содействует формированию таких
качеств, как точность, четкость, объективность.
Приемы по
формированию
самоконтроля и
самооценки
Обоснование выбора приема
Результативность применения
Словесный
прием
(Приём
"Незаконченное
предложение")
Для развития самооценки и самоконтроля в конце
уроков задаются следующие вопросы: «Сегодня на
уроке я узнал…», «Сегодня на уроке я научился
…», «Было интересно…», «Было трудно…», «Я
выполнял задания…», «Я понял, что…», «Теперь я
могу…»,
«Мне
понравилось…»,
«Мне
не
понравилось…»,
«У
меня
получилось…»,
«Я
смог…», «Я попробую…», «Меня удивило…»,
«Урок дал мне для жизни…», «Мне захотелось…»,
« Сегодня я положил в свою копилку знаний…» и
т.д.
- Осознанное восприятие учащимися учебного
материала, понимание границ своих знаний. -
Повышение уровня ответственности за учебную
деятельность. - В поступках учащихся чувствуется
умение
предвидеть
результаты
деятельности,
умение прогнозировать последствия. - Учащиеся
проявляют способность к оценке собственных
изменений на основе чувства долга, навыков
самопознания.
-
Уверенность
в
способности
освоения для самореализации и самоутверждения
социального опыта.
Проверка по образцу
Происходит
операция
сравнения
выполненной
работы
с
эталоном,
в
результате
которой
выявляется
степень
правильности
работы,
ее
качество. В случае если не совпадает с образцом,
ученик еще раз возвращается к условию задания,
анализирует
его,
ищет
ошибку
в
своих
рассуждениях.
Формирование самоконтроля и самооценки.
Взаимопроверка
Многие учащиеся более внимательно относятся к
проверке работ своих товарищей, чем собственных.
Ребята, объединяясь в пары, могут обмениваться
тетрадями,
для
того
чтобы
проверить
самостоятельно
выполненную
каждым
из
них
работу.
Формирование контроля и самоконтроля.
Выполнение
задания
по алгоритму
Для
того
чтобы
учащиеся
смогли
достичь
поставленной перед ними цели, они должны
последовательно решать свои задачи на уроке, т.е.
Учиться
ставить
цели,
планировать
свою
деятельность,
выдвигать
собственные
идеи
и
анализировать идеи других. Формируется умение
планировать свою деятельность.
правильного
следования
алгоритму,
и
умение
оценивать полученный результат.
Тестовые задания
Тесты – удобный инструмент для поурочного,
тематического контроля и самоконтроля знаний.
Тесты на тренажёре, в сети ИНТЕРНЕТ, на
слайдах, в виде раздаточного материала экономят
время и позволяют объективно оценить знания.
Формируют навыки учащихся по работе с учебным
материалом,
извлечению
информации,
практический
опыт
учащихся
по
работе
с
контрольно - измерительными материалами, в том
числе для ЕГЭ и ОГЭ, адекватно оценивать свои
знания и возможности.
Лист
(карта)
оценки
проекта
Критериальное оценивание – процесс, основанный
на сравнении учебных достижений учащихся с
чётко
определёнными,
коллективно
выработанными,
заранее
известными
всем
участникам
образовательного
процесса
критериями,
соответствующими
целям
и
содержанию
образования,
способствующими
формированию
учебно-познавательной
компетентности
учащихся.
Лист
оценивания
проекта
позволяет
установить
степень
подготовленности
учащихся,
достигнутую
в
процессе
проектно-исследовательской
деятельности,
а
также
отдельные
качества
приобретенных знаний, сформированных умений и
навыков.
Оценивание по критериям: - формирует навыки у
учащихся контрольно-оценочной деятельности; -
стимулирует к реализации учебно-познавательной
деятельности;
-
делает
оценивание
более
прозрачным и понятным для всех участников
образовательного
процесса;
-
позволяет
снять
эмоциональный
негатив
с
оценки,
создать
психологически
комфортную
среду;
-
делает
процесс оценивания более объективным.
Фронтальный опрос
Проверка
знаний
и
умений
учащихся
на
сформированность понятий, умений.
Обсуждая
правильность
ответов,
проговаривая
определение
понятий,
учащиеся
контролируют
уровень усвоения понятий
Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?
Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до
детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и
проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто
исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его
применения.
Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с
учителем. То есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное
исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом дети
запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.
Приемы взаимоконтроля
Работа в парах. Это самый распространенный прием. Можно попросить
ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради,
проверить знание теоретического материала. Вариантов много. Такой прием
позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах
можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на
этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д.
Работа в группах. Здесь вариантов работы больше.
o
выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание.
Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих "коллег".
o
выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается
главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек,
остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта
переходит к другому ученику.
o
выполнение проекта. Группе учащихся дается задание, на выполнение
которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад,
презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный
из группы ученик.
В чем особенность: оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой
группы. Но каждая оценка опять-таки должна быть обоснована (какой вклад внес
данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)
Работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку с вопросом по теме.
Ответ на этот вопрос он должен знать хорошо. На обратной стороне карточки
пишутся фамилии одноклассников, которых он должен опросить и сроки
проверки. На подготовку дается 1-2 дня. В указанный день ученик опрашивает
одноклассников, за правильный ответ ставится +, за неправильный –, за
недочеты ?. Учитель раз в неделю просматривает карточки взаимопроверки.
Если много "минусов", проверка знаний всей группы можно провести во
внеурочное время или на дополнительных занятиях.
o
Такую взаимопроверку лучше проводить в конце каждого урока. Времени
она много не занимает (минуты 3-4).
o
Работу с карточками можно применять уже в начальной школе.
Пример: Попросите учащихся подготовить дома карточки по какой-то теме (например,
выделение грамматической основы в предложении). На одной стороне карточки
ребята пишут свое предложение. На другой стороне записывается то же предложение,
но уже с выделенной основой. Естественно, все карточки проверяются учителем.
Затем карточки возвращаются детям и в течение следующего урока можно провести
взаимопроверку. Ученик показывает лицевую сторону карточки соседу и проверяет
его знания, ориентируясь на правильный ответ, записанный с другой стороны.
Чем
старше
ученики,
тем
более
сложные
задания
можно
предлагать
для
взаимоконтроля.
Тестирование. Самый легкий прием и не занимающий много времени.
Результаты тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ —
учащиеся проверяют работу друг у друга. Во-первых, учитель экономит массу
времени на проверку. Во-вторых, прием можно дополнить все тем же
"обоснованием исправления". То есть проверяющий ученик не просто отмечает
неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.
Проблемы,
возникающие
при
организации
взаимопроверки
и
как
этого
избежать?
Необъективность. Оценка вообще вещь субъективная. А если еще оценку
ставит твой одноклассник, который числится в списке твоих "закадычных"
друзей, то об объективности судить еще труднее.
Как этого избежать?
Почаще меняйте состав пар.
Донесите до учащихся, что каждую оценку они должны быть готовы отстаивать.
То есть, если ученик поставил однокласснику "пятерку" за рассказанное
стихотворение, значит, он уверен, что стихотворение рассказано без запинки, с
должным выражением. Рекомендуется иногда проводить "контрольные срезы":
опросите несколько учеников из тех, кому учащиеся уже поставили свои оценки.
Если ваша оценка и оценка проверяющего разнятся, стоит еще раз обсудить
критерии выполнения задания и критерии оценивания.
Занимает много времени.
Не стоит увлекаться приемами взаимоконтроля. Все же взаимопроверка носит
вспомогательный характер и является одним их этапов подготовки учеников к
самостоятельной работе. Работая с товарищем, ученик просто еще раз запоминает
алгоритм работы, который пригодится ему при самоанализе.
Учащиеся не могут обосновать исправления.
Об этом уже упоминалось выше. Рекомендуется этап взаимоконтроля предварять
коллективной работой всего класса под руководством учителя.
Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки,
учитель готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе —
развитию навыков самоконтроля и самоанализа.