Напоминание

Формирование читательской грамотности – это ключ ко всем видам функциональной грамотности


Автор: Коновалова Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 32"
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование читательской грамотности – это ключ ко всем видам функциональной грамотности
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ – ЭТО

КЛЮЧ КО ВСЕМ ВИДАМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ

Учитель начальных классов,

Коновалова Светлана Сергеевна

Аннотация:

Функциональная грамотность школьников рассматривается как

ключевой критерий качества образования. Современная школа ставит перед собой

задачу научить детей ориентироваться в постоянно растущем потоке информации,

выделяя

важное

и

отбрасывая

второстепенное.

Одним

из

важных

аспектов

функциональной

грамотности

является

читательская

грамотность,

которая

подразумевает не только быстрое чтение, но и глубокое понимание текста, оценку его

содержания и применение полученной информации в повседневной жизни и социальных

взаимодействиях.

Функциональная грамотность школьников – важный показатель

качества образования.

Еще в Древней Греции считали, что детей надо учить тому, что

пригодится им, когда они вырастут.

Функциональная

грамотность

сегодня

стала

важнейшим

фактором

общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников –

важным показателем качества образования. С каждым годом информации

становится все больше, поэтому главная задача школы - научить детей

ориентироваться

в

этой

информации,

уметь

отделять

нужное

от

ненужного. Если

раньше

одним

из

главных

показателей

успешности

учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя

руководствуются

такими

параметрами,

как

качество

чтения,

его

осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной

грамотности.

Функциональная грамотность

– это способность применять знания,

полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью

функциональной

грамотности

является

читательская

грамотность.

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать

письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и

заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности,

участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность — это не только умение бегло складывать

знаки в слова и предложения, но и умение извлекать из текста смыслы,

оценивать их и сопоставлять между собой, соотносить с собственным опытом

и прочими знаниями.

Таким образом: Читательская грамотность

А ) Техника чтения

Б) Смысловое чтение

В)

Использование

информации,

п

олученной из текста

С.Я. Маршак говорил: «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке

талант читателя».

Давайте ответим на вопрос: Умеют ли читать наши дети? Кажется, ответ на

этот вопрос очевиден: конечно же, ДА! Просто читать написанное умеют. Но

читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста

нужную информацию может далеко не каждый ученик.

Таким образом, уметь читать и читать грамотно – не одно и то же. Вопрос о

грамотном чтении остаётся в центре внимания. На любом уроке мы работаем

с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.

Можно выделить основные виды читательской грамотности:

коммуникативная грамотность -

· свободное владение всеми видами речевой деятельности;

· способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;

· самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а

также

компьютерной,

которая

совмещает

признаки

устной

и

письменной форм речи;

информационная грамотность -

· умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной

литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков

учебного содержания, а также из других различных источников,

перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее

разными способами;

деятельностная грамотность -

· это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и

навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель

деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно

аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку,

самокоррекцию.

Давайте же разберемся, какие умения входят в понятие читательской

грамотности:

· Поиск информации в тексте

Это

включает

просмотровое

чтение

для

нахождения

в нём

нужной

информации, а также сам поиск и выбор этой информации. Для этого нужно

регулировать свою скорость чтения — быстро проскакивать неподходящие

разделы (ориентируясь, например, по подзаголовкам), а разделы с нужной

информацией изучать внимательно.

· Понимание смысла

Это означает понимание как буквального смысла содержания текста, его

основной идеи, так и скрытого смысла (например, переносного значения,

намёков — проще говоря, умение читать между строк). Кроме того, для

понимания нужны такие навыки, как интеграция — то есть сопоставление,

способность установить связи между различными частями текста или

отдельными текстами, в том числе противоречивыми. Также нужно уметь

формулировать выводы из прочитанного.

· Оценивание качества и достоверности

Читающему

нужно

установить,

является ли

информация

достоверной,

актуальной, точной и непредвзятой. Для этого надо уметь оценивать источник

информации (то есть задаться вопросом, компетентен ли автор в вопросе,

о котором пишет), время и цель написания текста (как давно это было

написано и актуально ли с учётом текущих реалий, не пытается ли автор

манипулировать сознанием читателя, преследуя свою выгоду).

· Осмысление содержания и формы

Это оценка качества и стиля текста — насколько адекватно они выражают

цель и точку зрения автора. Также это умение сопоставить различные точки

зрения, в частности за счёт опоры на знания и опыт самого читателя.

· Обнаружение и устранение противоречий

Сравнив информацию из разных текстов, читающий может обнаружить

противоречия между ними. Ему необходимо осмыслить это противоречие

и понять, как разрешить его (проще говоря — определить, какая точка зрения

правильная).

Для

этого

надо

оценить

и источники,

и логику

автора,

и обоснованность предъявленных им утверждений. Формирование и развитие

читательской грамотности учащихся – задача учителя при изучении разных

предметов. На уроках литературного чтения мы используем следующие

приемы:

Факторы, влияющих на формирование читательской

грамотности младших школьников

· олимпиады и конкурсы разного уровня;

· классные соревнования по домашнему чтению с регулярным

награждением победителей;

· выставки лучших ученических и творческих работ;

· использование портфолио детских работ и достижений;

· возможность

выбора

детьми

дополнительных

образовательных

программ;

· дополнительные занятия по программам и пособиям повышенной

сложности

Использование современных технологий для развития ЧГ

· технологии продуктивного чтения и проблемного обучения;

· технологии развития критического мышления с использованием

приемов

«Синквейн»,

«Корзина

идей»,

«Верные

и

неверные

утверждения», «Кластер» и т.д. на разных стадиях занятия;

· ИКТ;

· игровые и проектные технологии;

· бязательные игры на командообразование, рефлексия по итогам, что

очень важно для формирования объективной оценки итогов работы.

Особенности формирования читательской грамотности

1.Формирование навыка чтения. Оно строится на

-умение правильно прочитывать слова;

-понимать смысл текста;

-выразительно читать;

2.Овладение техникой чтения.

3.Формирование читательских интересов.

Приемы, используемые для общего понимания текста и ориентации

в тексте:

· Приём «Викторина»

· Приём «Путаница»

· Приём «Антиципация»

· Приём «Книжная полка»

· Прием «Верные и неверные утверждения»

· Приём «Навигатор»

· Приём «Чтение с пометками»

Для глубокого и детального понимания содержания текста,

используются приемы:

· Приём «Путешествие по главам»

· Приём «Чтение с остановками»

· Приём «Учебный диалог»

· Приём «Вслед за персонажем»

· Прием «Паспорт героя»

· Приём «Ментальная карта»

· Приём «Моделирование»

· Приём «Иллюстратор»

· Приём «Сравнение произведений»

Приемы для использования информации из текста для различных

целей:

· Приём «Синквейн»

· Приём «Аннотация»

· Приём «Составь задание»

· Приём «Карта путешествий литературного героя»

· Приём «Проба пера»

· Групповые проекты:

ü Театрализация

ü Реклама книги

ü Создание сборника на определённую тему

Для формирования читательской грамотности можно использовать

такие задания:

Задания для 1 класса

1. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А

АСФАЛЬТАПТЕКАНАНАСАКРОБАТЛАСТРА

2. Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А

АНСАМБЛЬСТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАН

3.Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О

ОКНОМОЛОКОНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

4. Прочитай слова без лишнего слога

уктюроп

петщерушка

тюсалень

дязател

инжидюк

кастфурюля

скотывородка повабурёшка леонапард лягушлика серчавиз кадыпуста

5. Читай только первые слоги.

фикус аллея карандаш

сани ракета фантазия

концерт феникс тарелка

6. Слово упало и разлетелось на кусочки.

Помогите - вновь из букв его сложите:

сзтекроа

оядлео

лушкяга

змлнеякиа

фрноаь пиодмор сзакка уебинчк

пдосонулх кхнуя

Задания для 2 класса

1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится

загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C

F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

(Ответ- Один костёр - весь мир согревает)

2. Читай предложение наоборот справа налево:

вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот

3. Прочитай поговорку правильно:

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

4.Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай

правильно.

По печи узнают человека.

Терпенье и прут всё перетрут.

Здоровому - грач не нужен.

Торопливый человек дважды одно тело делает.

Задания для 3-4 класса

1. Прочитать текст

чаМет

ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене.

нО дубет корямом, а я комлётчи.

2. Вставь подходящие по смыслу слова.

Скворец

В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку.

Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю.

Слова для справок: подлечил, был, выпустил, вбежал, отнял

Прочитать текст и ответить на вопросы:

Что умеют животные?

Закончите

морскую

пословицу:

«Чайка

ходит

по

песку,

морякам

сулит….»

Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?

Вывод:

Читательская грамотность создает базу не только для успешности на уроках

русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в

любой предметной области и многообразных жизненных ситуациях.



В раздел образования