Автор: Хохрякова Елена Владимировна
Должность: учитель труда(технологии)
Учебное заведение: МОУ ПЕРВОМАЙСКАЯ ООШ № 1
Населённый пункт: ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, ШИЛКИНСКИЙ РАЙОН, ПЕРВОМАЙСКИЙ
Наименование материала: статья
Тема: Шитье вместо терапии: как ручная машинка учит мою ученицу общаться и верить в себя.
Раздел: среднее образование
Шитье вместо терапии: как ручная машинка учит мою ученицу
общаться и верить в себя.
Вступление:
Я— педагог, и моя ученица, Диана (14 лет), находится на индивидуальном
обучении. Диана — ученица с расстройством аутического спектра (ребенок с
РАС). Это значит, что ее восприятие мира имеет свои особенности: ей
комфортнее в структурированной среде, невербальная коммуникация для нее
часто более понятна, чем устная речь, а учебный процесс требует особого
подхода и терпения. Ее внутренний мир богат, и найти к нему ключ является
моей основной задачей и таким ключом для нас неожиданно стало шитье на
ручной машинке «Зингер».
Почему машинка «Зингер»?
В поисках занятия, которое могло бы стать и инструментом развития, и
способом снятия тревожности, мы остановились на шитье. Старая машинка
«Зингер» оказалась идеальным вариантом.
Четкий, механический принцип работы машинки (поворот ручки → стежок)
создает для Дианы понятную и безопасную среду. Эта предсказуемость
снижает тревожность, которая часто сопровождает детей с аутизмом при
столкновении с новым.
Тактильные ощущения от разных тканей, вибрация механизма и зрительная
концентрация на строчке — все это дает Диане необходимую и, что важно,
дозированную сенсорную нагрузку, которая помогает ей саморегулироваться.
Шитье требует удержания внимания, планирования последовательности
действий (пришить деталь А к детали Б) и контроля моторики. Это прямая
работа над развитием исполнительных функций. Благодаря этому у Дианы
укрепляются ключевые для учебы и жизни способности: рабочая память
(следование многошаговой инструкции), планирование (от замысла до
результата) и волевой контроль, который помогает справляться с
импульсивностью не только за машинкой, но и на других уроках.
Наш учебный путь: от первого стежка до подарка для мамы
1
Мы начинали с подготовительных упражнений: отрабатывали координацию,
крутя ручку машинки без нитки, знакомились с тканями, учились заправлять
нить. Однако настоящий педагогический прорыв произошел в день, когда
Диана впервые самостоятельно прошила свой первый шов.
Я помню, как она, сосредоточившись, аккуратно положила ткань, опустила
лапку и медленно, но уверенно повернула ручку. Раздался ровный стрекот, и
получилась ее первая, самостоятельная строчка. В ее обычно сдержанных
глазах я увидела вспышку искренней гордости и (неподдельного) удивления
от собственного успеха. В этот момент шитье перестало быть просто
занятием, оно стало деятельностью, формирующей самооценку.
Нашей первой значимой учебной задачей стали подушечки на диван. Этот
проект позволил отработать множество навыков: от работы с (простой,
элементарной) выкрой и раскроя до соединения деталей. Диана с большим
энтузиазмом подошла к выбору ткани и скрупулезно сшивала все стороны на
машинке. Когда проект был завершен, она не просто показала результат, она
продемонстрировала осознание завершенности цикла труда, что является
важным социальным навыком.
Новый вызов: подарок, созданный своими руками
В этом году мы перешли на новый уровень, шьем прихватки с декоративными
элементами. Этот проект сложнее: он включает в себя работу с несколькими
слоями ткани, создание аккуратных уголков и пришивание декора.
Но самое главное — у этого проекта есть глубокая личная цель. Диана шьет
этот подарок для мамы. Осознание, что результат ее труда станет выражением
любви и благодарности, придает ей невероятной мотивации. Она с еще
большей тщательностью подбирает цвета, аккуратно пришивает тесьму и
делает декоративную строчку, потому что это уже не учебный макет, а
настоящая, ценная вещь, несущая в себе частичку ее души.
Новый уровень мастерства: Первый контакт с утюгом
2
Пока мы шили подушечки, всю подготовительную работу я делала сама. Но
с переходом к более сложным прихваткам пришло время для нового вызова
— работы с утюгом. Для ребенка с (РАС) аутизмом, для которого важны
предсказуемость и контроль, горячий и шипящий прибор может быть
источником тревоги.
Поэтому мы подошли к этому максимально структурно. Сначала мы
выработали и закрепили четкий алгоритм безопасной работы, превратив его в
понятную инструкцию. И когда пришло время отутюжить швы на своих
первых прихватках, Диана была готова (и справилась с данным видом
деятельности на отлично).
Я не забуду, с какой серьезностью она выполняла эту «взрослую» работу.
Она не просто гладила ткань, она утверждала свое право на
самостоятельность в этом ремесле. Этот, казалось бы, технический этап стал
для нее мощным сигналом: «Я могу управлять даже сложными и опасными
вещами, если знаю правила». И ее прихватки, с аккуратно отутюженными
швами, стали еще и символом победы над страхом.
Социализация за общим делом: кулинарные уроки
Параллельно с индивидуальными занятиями Диана делает важные шаги в
социализации, посещая уроки кулинарии вместе со своим классом. На этих
занятиях она проходит сложный, но необходимый путь интеграции в
коллектив. Вместе с одноклассниками она учится не только готовить разные
блюда, следуя рецепту, но и взаимодействовать в процессе: распределять
задачи, договариваться, помогать друг другу. Совместное дело, общая цель,
приготовление блюда, создает естественную и поддерживающую среду для
общения. Эти уроки являются для Дианы практикумом по жизни, где она
применяет навыки коммуникации и командной работы, которые мы
развиваем на индивидуальных занятиях.
3
Образовательные и терапевтические результаты:
За время наших занятий я, как педагог, отметила значительную
положительную динамику:
· развитие мелкой моторики и координации: у Дианы заметно улучшилась
точность движений, что положительно сказалось и на других заданиях,
например, на письме и во время кулинарных уроков;
· повышение концентрации и усидчивости: время продуктивной работы на
уроке увеличилось с 10 до 30 минут;
· коммуникация и социализация: у нас появилась тема для обсуждений,
выходящая за рамки школьной программы. Диана стала чаще инициировать
коммуникацию, чтобы рассказать о чем-то личном или попросить помощи.
Успехи на кулинарии укрепляют ее уверенность в общении со сверстниками;
· снижение уровня тревожности: монотонная, ритмичная работа за машинкой
стала для нее действенным способом саморегуляции после сложных
когнитивных нагрузок;
· развитие эмоционального интеллекта: Создание подарка для мамы учит
Диану думать о другом человеке, проявлять заботу и вкладывать в свою
работу чувства.
Для моей ученицы Дианы машинка «Зингер» стала не просто инструментом
для рукоделия, а мощным педагогическим инструментом. Она помогает ей
выстраивать причинно-следственные связи, развивать жизненно важные
навыки и, самое главное, — верить в свои силы. А уроки кулинарии в классе
и создание подарка для близкого человека стали для нее мостом в мир
социальных отношений и эмоций. Стежок за стежком, шаг за шагом она не
только создает красивые вещи и вкусные блюда, но и конструирует прочный
фундамент для своей будущей самостоятельной жизни. И я, как ее педагог,
счастлива быть свидетельницей и помощницей в этом прекрасном
преображении.
Автор статьи:
Хохрякова Елена Владимировна
учитель труда(технологии)
4