Напоминание

Шитье вместо терапии: как ручная машинка учит мою ученицу общаться и верить в себя.


Автор: Хохрякова Елена Владимировна
Должность: учитель труда(технологии)
Учебное заведение: МОУ ПЕРВОМАЙСКАЯ ООШ № 1
Населённый пункт: ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, ШИЛКИНСКИЙ РАЙОН, ПЕРВОМАЙСКИЙ
Наименование материала: статья
Тема: Шитье вместо терапии: как ручная машинка учит мою ученицу общаться и верить в себя.
Раздел: среднее образование





Назад




Шитье вместо терапии: как ручная машинка учит мою ученицу

общаться и верить в себя.

Вступление:

Я— педагог, и моя ученица, Диана (14 лет), находится на индивидуальном

обучении. Диана — ученица с расстройством аутического спектра (ребенок с

РАС). Это значит, что ее восприятие мира имеет свои особенности: ей

комфортнее в структурированной среде, невербальная коммуникация для нее

часто более понятна, чем устная речь, а учебный процесс требует особого

подхода и терпения. Ее внутренний мир богат, и найти к нему ключ является

моей основной задачей и таким ключом для нас неожиданно стало шитье на

ручной машинке «Зингер».

Почему машинка «Зингер»?

В поисках занятия, которое могло бы стать и инструментом развития, и

способом снятия тревожности, мы остановились на шитье. Старая машинка

«Зингер» оказалась идеальным вариантом.

Четкий, механический принцип работы машинки (поворот ручки → стежок)

создает для Дианы понятную и безопасную среду. Эта предсказуемость

снижает тревожность, которая часто сопровождает детей с аутизмом при

столкновении с новым.

Тактильные ощущения от разных тканей, вибрация механизма и зрительная

концентрация на строчке — все это дает Диане необходимую и, что важно,

дозированную сенсорную нагрузку, которая помогает ей саморегулироваться.

Шитье требует удержания внимания, планирования последовательности

действий (пришить деталь А к детали Б) и контроля моторики. Это прямая

работа над развитием исполнительных функций. Благодаря этому у Дианы

укрепляются ключевые для учебы и жизни способности: рабочая память

(следование многошаговой инструкции), планирование (от замысла до

результата) и волевой контроль, который помогает справляться с

импульсивностью не только за машинкой, но и на других уроках.

Наш учебный путь: от первого стежка до подарка для мамы

1

Мы начинали с подготовительных упражнений: отрабатывали координацию,

крутя ручку машинки без нитки, знакомились с тканями, учились заправлять

нить. Однако настоящий педагогический прорыв произошел в день, когда

Диана впервые самостоятельно прошила свой первый шов.

Я помню, как она, сосредоточившись, аккуратно положила ткань, опустила

лапку и медленно, но уверенно повернула ручку. Раздался ровный стрекот, и

получилась ее первая, самостоятельная строчка. В ее обычно сдержанных

глазах я увидела вспышку искренней гордости и (неподдельного) удивления

от собственного успеха. В этот момент шитье перестало быть просто

занятием, оно стало деятельностью, формирующей самооценку.

Нашей первой значимой учебной задачей стали подушечки на диван. Этот

проект позволил отработать множество навыков: от работы с (простой,

элементарной) выкрой и раскроя до соединения деталей. Диана с большим

энтузиазмом подошла к выбору ткани и скрупулезно сшивала все стороны на

машинке. Когда проект был завершен, она не просто показала результат, она

продемонстрировала осознание завершенности цикла труда, что является

важным социальным навыком.

Новый вызов: подарок, созданный своими руками

В этом году мы перешли на новый уровень, шьем прихватки с декоративными

элементами. Этот проект сложнее: он включает в себя работу с несколькими

слоями ткани, создание аккуратных уголков и пришивание декора.

Но самое главное — у этого проекта есть глубокая личная цель. Диана шьет

этот подарок для мамы. Осознание, что результат ее труда станет выражением

любви и благодарности, придает ей невероятной мотивации. Она с еще

большей тщательностью подбирает цвета, аккуратно пришивает тесьму и

делает декоративную строчку, потому что это уже не учебный макет, а

настоящая, ценная вещь, несущая в себе частичку ее души.

Новый уровень мастерства: Первый контакт с утюгом

2

Пока мы шили подушечки, всю подготовительную работу я делала сама. Но

с переходом к более сложным прихваткам пришло время для нового вызова

— работы с утюгом. Для ребенка с (РАС) аутизмом, для которого важны

предсказуемость и контроль, горячий и шипящий прибор может быть

источником тревоги.

Поэтому мы подошли к этому максимально структурно. Сначала мы

выработали и закрепили четкий алгоритм безопасной работы, превратив его в

понятную инструкцию. И когда пришло время отутюжить швы на своих

первых прихватках, Диана была готова (и справилась с данным видом

деятельности на отлично).

Я не забуду, с какой серьезностью она выполняла эту «взрослую» работу.

Она не просто гладила ткань, она утверждала свое право на

самостоятельность в этом ремесле. Этот, казалось бы, технический этап стал

для нее мощным сигналом: «Я могу управлять даже сложными и опасными

вещами, если знаю правила». И ее прихватки, с аккуратно отутюженными

швами, стали еще и символом победы над страхом.

Социализация за общим делом: кулинарные уроки

Параллельно с индивидуальными занятиями Диана делает важные шаги в

социализации, посещая уроки кулинарии вместе со своим классом. На этих

занятиях она проходит сложный, но необходимый путь интеграции в

коллектив. Вместе с одноклассниками она учится не только готовить разные

блюда, следуя рецепту, но и взаимодействовать в процессе: распределять

задачи, договариваться, помогать друг другу. Совместное дело, общая цель,

приготовление блюда, создает естественную и поддерживающую среду для

общения. Эти уроки являются для Дианы практикумом по жизни, где она

применяет навыки коммуникации и командной работы, которые мы

развиваем на индивидуальных занятиях.

3

Образовательные и терапевтические результаты:

За время наших занятий я, как педагог, отметила значительную

положительную динамику:

· развитие мелкой моторики и координации: у Дианы заметно улучшилась

точность движений, что положительно сказалось и на других заданиях,

например, на письме и во время кулинарных уроков;

· повышение концентрации и усидчивости: время продуктивной работы на

уроке увеличилось с 10 до 30 минут;

· коммуникация и социализация: у нас появилась тема для обсуждений,

выходящая за рамки школьной программы. Диана стала чаще инициировать

коммуникацию, чтобы рассказать о чем-то личном или попросить помощи.

Успехи на кулинарии укрепляют ее уверенность в общении со сверстниками;

· снижение уровня тревожности: монотонная, ритмичная работа за машинкой

стала для нее действенным способом саморегуляции после сложных

когнитивных нагрузок;

· развитие эмоционального интеллекта: Создание подарка для мамы учит

Диану думать о другом человеке, проявлять заботу и вкладывать в свою

работу чувства.

Для моей ученицы Дианы машинка «Зингер» стала не просто инструментом

для рукоделия, а мощным педагогическим инструментом. Она помогает ей

выстраивать причинно-следственные связи, развивать жизненно важные

навыки и, самое главное, — верить в свои силы. А уроки кулинарии в классе

и создание подарка для близкого человека стали для нее мостом в мир

социальных отношений и эмоций. Стежок за стежком, шаг за шагом она не

только создает красивые вещи и вкусные блюда, но и конструирует прочный

фундамент для своей будущей самостоятельной жизни. И я, как ее педагог,

счастлива быть свидетельницей и помощницей в этом прекрасном

преображении.

Автор статьи:

Хохрякова Елена Владимировна

учитель труда(технологии)

4



В раздел образования