Автор: Юрова Зоя Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ С. Ярково"
Населённый пункт: Новосибирская область Новосибирский район с.Ярково
Наименование материала: методическая разработка мастер-классапо декоративно - прикладному творчеству
Тема: "Создание объемных цветов с использованием атласных лент"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств с. Ярково»
Методическая разработка
мастер - класс по декоративно - прикладному творчеству
«Создание объемных цветов с использованием атласных лент»
Выполнила: Юрова Зоя Александровна
2025 г.
Цель: расширение творческих способностей детей посредством знакомства с одним
из видов декоративно - прикладного творчества в приобретение практических навыков
вышивка лентами.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения вышивки шёлковыми лентами, материалами и
оборудованием.
Научить приёмам работы с материалом и технике вышивания лентами.
Развивать познавательный интерес, творческие способности, аккуратность,
внимательность.
Прививать интерес к декоративно - прикладному творчеству.
Тип мастер - класса:
Изучение нового материала;
Применение полученных знаний и умений на практике.
Методы обучения и воспитания:
словесный метод
исследовательский метод
метод наблюдения
наглядный метод
ситуация успеха
Материально-техническое оснащение:
Материалы и инструменты для участников: шёлковые ленты разных цветов и
размеров, иглы, нитки, булавки, карандаши, ножницы, пяльцы, канва.
Материалы для преподавателя: Демонстрационные образцы различных швов,
украшения, одежда, открытки, подарки, сувениры вышитые лентами, иллюстрации и
схемы.
Форма занятия:
творческая мастерская
Предполагаемая результативность:
знакомство с историей вышивки лентами
творческое выполнение работы детьми
активизация интереса к декоративно - прикладному творчеству
План-конспект занятия:
I.
Вступительная часть (теоретическая):
- Приветствие и знакомство с участниками мастер - класса.
- Сообщение темы м.к.
- Озвучивание правил организации рабочего места для работы по вышивке лентами,
подготовка материалов и инструментов, повторение техники безопасности при работе с
инструментами (иголками, ножницами)
- Создание эмоционального настроения и погружение в тему. Краткий экскурс в
историю.
С давних времён узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и
хозяйственной деятельности людей.
Повязки, украшенные золотыми и драгоценными камнями, вплетались в волосы
женщинами, чтобы «оживить» свой образ. Кроме того, цветными лентами отделывалась
одежда, причём каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал.
В XIV веке начало расширяться бытовое применение шёлковых лент. А в начале
XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения
роскошных и красивых лент. Наступила эпоха рококо, и стилей французского двора
стала легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным
дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объёмными и
просторными, богато украшенными лентами. Именно в эти времена во Франции и
появилась мода на вышивку шёлковыми лентами. В ателье, носивших высокое звание
«Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались
настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру. Расцвет
этого искусства пришёлся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно
было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стёганных одеялах,
безделушках для дома и шляпах. После Второй мировой войны интерес публики ко всем
видам рукоделия стал снижаться. Но уже в течение двух последних десятилетий
началось возрождение вышивки.
Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь
шить шёлковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных
приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются
простые и всем хорошо известные приёмы вышивки. А объёмный рисунок настолько
привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот
вид рукоделия ждёт большой успех!
- Материалы, инструменты и оборудование
Задачи: познакомить с материалами и инструментами, дать советы по подготовке,
выполнению и хранению вышивки.
- А сейчас мы с вами познакомимся с материалами и оборудованием для вышивки
лентами
Ленты - шёлковые, синтетические, хлопчатобумажные, атласные, прозрачные и
фактурные.
Ткани, достаточно плотные, но с относительно свободным переплетением нитей (чтобы
лента проходила без труда и не обтрёпывалась).
Иглы с большим ушком, чтобы лента легко проходила через отверстие.
Пяльца и рамки.
Шило
Булавки с большой головкой
Соломки для коктейля, палочки и деревянные шпажки - для объёма и ровных стежков.
Ножницы
Калька для рисунка
Маркеры для ткани, карандаши, мелки для рисования.
Советы:
- используйте ленты для работы не больше 30 - 50 см, во избежание их изнашивания и
обтрёпывания при проведении через ткань.
- откладывая работу на длительное время, выньте её из пялец, чтобы ткань и вышивка не
деформировались.
- после завершения работы прогладьте вышивку с изнаночной стороны, положив её на
гладильную доску.
- не заходите на области, заполненные вышивкой и не разглаживайте ленты
- в качестве альтернативы смочите работу водой из пульверизатора и оставьте до
полного высыхания.
II.
Основная часть (практическая):
- демонстрация выполнения базовых стежков преподавателем.
- практическая работа в освоении базовых стежков участников под руководством
преподавателя.
- поэтапное выполнение элементов вышивки, коррекция ошибок.
- работа над созданием своего первого изделия:
Теперь у вас есть определённые знания, навыки и умения в технике «вышивка лентами»,
используя их, вашу фантазию и воображение придумайте и выполните творческую
работу «Букет цветов».
III.
Заключительная часть:
Обсуждение результатов, демонстрация работ.
Подведение итогов, ответы на вопросы.
Советы по дальнейшему развитию навыков.