Напоминание

Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка и литературы


Автор: Каземская Алина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Принцевская СОШ"
Населённый пункт: Валуйского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




СТАТЬЯ

на тему

«Актуальные проблемы теории и практики преподавания

русского языка и литературы»

Подготовил учитель

русского языка и

литературы:

Каземская Алина

Викторовна

2025

1

Аннотация:

Статья рассматривает актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в

современной школе. Анализируются снижение мотивации учащихся, влияние цифровизации,

трудности оценки знаний, необходимость обновления методик и содержания. Предлагаются

пути решения указанных проблем, подчеркивается значение гуманитарного образования для

формирования личности и развития критического мышления.

Ключевые

слова:

русский

язык,

литература,

преподавание,

мотивация

учащихся,

цифровизация образования, оценка знаний, методика обучения, гуманитарное образование.

Современное общество претерпевает масштабные изменения, которые оказывают

непосредственное влияние на систему образования, в частности, на преподавание русского

языка и литературы. Модернизация экономики, процессы глобализации и ускоренное

развитие информационных технологий формируют новые социальные ожидания и нормы.

Вместе с этим трансформируется и структура образовательных институтов, что требует

адаптации учебного процесса к быстро меняющейся среде.

В последние годы образовательные реформы направлены на повышение качества и

результативности обучения, обеспечение доступа к новым информационным ресурсам и

развитию компетенций, необходимых для жизни в современном обществе. Содержание

образовательных программ и стандарты всё чаще ориентируются на формирование

универсальных навыков, таких как критическое мышление, коммуникация и умение

работать с информацией. В контексте преподавания русского языка и литературы это

означает необходимость расширения функций уроков, выходящих за рамки традиционного

освоения грамматических правил и литературных текстов.

Роль учителя становится более комплексной и многогранной. Современному педагогу

необходимо не только владеть глубокими знаниями предмета, но и уметь интегрировать

результаты

современных

научных

исследований,

ориентироваться

в

многообразии

образовательных технологий и работать с различными типами учеников. Кроме того,

повышается требование к постоянному профессиональному развитию, включая освоение

цифровых инструментов и методов взаимодействия в поликультурной образовательной

среде.

Сдвиг социальных ценностей, особенно среди молодежи, приводит к изменению

мотивации к изучению гуманитарных дисциплин. Русский язык и литература перестают

восприниматься исключительно как источник знаний по культуре и языку, а становятся

полем для развития коммуникативных и креативных способностей. Это накладывает

ответственность на образовательную систему за создание учебной среды, стимулирующей

активное участие и самостоятельный поиск информации.

В последние годы отмечается устойчивое снижение мотивации школьников к

изучению русского языка и литературы. Большинство учащихся воспринимают эти

предметы как обязательную нагрузку, связанную с запоминанием правил и анализом

классических текстов, что не вызывает у них живого интереса. Исследования показывают,

что многие школьники испытывают усталость от традиционных форм преподавания,

которые воспринимаются как однообразные и не учитывающие их личные интересы и

познавательные потребности.

2

Одной из ключевых причин снижения мотивации является отсутствие видимой

практической значимости предметов. Для учащихся русский язык и литература часто

ассоциируются с академической формальностью, не имеющей прямого отношения к

современной коммуникации и творческому самовыражению. При этом школьники не всегда

понимают, как знания по этим дисциплинам могут пригодиться им в реальной жизни или

будущей профессиональной деятельности.

Еще одним фактором является отрыв содержания учебных программ от реальной

языковой среды, в которой живут современные дети и подростки. Тексты часто кажутся

устаревшими и далекими от их жизненного опыта и интересов. Отсутствие возможности

работать с актуальными и разнообразными источниками информации снижает уровень

вовлеченности и желание углубляться в изучение русского языка и литературы.

Кроме

этого,

причинным

фактором

снижения

мотивации

становятся

стандартизированные формы контроля и оценивания знаний. Восприятие уроков как серии

проверок и заучиваний нивелирует творческий потенциал и интерес к предмету. Учащиеся

ощущают нехватку пространства для самостоятельного поиска, эксперимента и выражения

собственных мыслей, что ограничивает их эмоциональное вовлечение в учебный процесс.

Психологические аспекты также играют важную роль. Современные школьники

живут в условиях большого информационного потока и развитыми визуальными и

интерактивными предпочтениями. Традиционный, преимущественно текстовый и пассивный

формат уроков не соответствует современным когнитивным стилям восприятия, что

приводит к потере интереса и снижению мотивации.

Наконец, отсутствие индивидуализированного подхода к обучению отдаляет учебный

процесс от реальных потребностей каждого ученика. Унифицированные программы и

методы не учитывают особенности личностного развития, что снижает желание и

возможность активного участия в предметной деятельности.

Учитывая перечисленные причины, актуальной становится задача разработки новых

педагогических стратегий, способных повысить мотивацию учащихся к русскому языку и

литературе. Такие подходы должны включать интерактивные и творческие формы работы,

актуализацию

содержания,

интеграцию

современных

технологий

и

предоставление

учащимся большего пространства для самовыражения и самостоятельного поиска. Создание

живой, интересной учебной среды способно вернуть интерес к предметам и обеспечить

успешное и глубокое освоение знаний.

Современные учебные программы по русскому языку и литературе требуют

существенной модернизации, чтобы адекватно отражать социально-культурные изменения и

запросы современного общества. Традиционное содержание, преимущественно построенное

вокруг классического канона и стандартного объёма грамматических правил, не всегда

отвечает вызовам времени и интересам новых поколений учащихся. Для сохранения

значимости

гуманитарного

образования

необходимо

расширять

тематику

учебных

материалов, интегрируя в них актуальные явления и современные культурные контексты.

В первую очередь стоит обратить внимание на включение в программы тем,

связанных с современной речевой практикой, использующейся в различных сферах жизни —

в средствах массовой информации, социальных сетях, профессиональной коммуникации.

Это

способствует

развитию

функциональной

языковой

компетенции,

позволяющей

эффективно ориентироваться в многообразии коммуникационных ситуаций. Акцент на

современных лингвистических явлениях, таких как новые лексические заимствования,

3

жаргон, интернет-язык, позволяет придать языковому образованию живой и динамичный

характер.

Кроме того, обновление литературного содержания может включать изучение

произведений как современных авторов, так и представителей различных литературных

направлений и жанров, расширяя традиционный канон. Введение в программы прозы и

поэзии XXI века, причем не только центральных классиков, но и региональных и молодых

авторов, отражающих современные социальные и этнокультурные реалии, помогает

учащимся находить точки соприкосновения с литературой и осознавать её роль в жизни

общества.

Особое место занимает интеграция междисциплинарного подхода, позволяющего

рассматривать литературные произведения и языковые явления в контексте истории,

философии, искусства и социологии. Такой подход способствует формированию более

целостного и объемного представления о культурном пространстве, в котором развивается

язык и литература. Он помогает учащимся лучше осознавать взаимосвязь процессов в

обществе и отражение этих процессов в художественных текстах.

Комплексное обновление содержания учебных программ требует также учета новых

форм

представления

материала,

адаптированных

под

современные

образовательные

стандарты

и

возможности

мультимедийных

ресурсов.

В

частности,

включение

аудиовизуальных элементов, интерактивных текстов и гипертекстовых структур усиливает

восприятие и способствует более глубокому пониманию как языковых, так и литературных

аспектов учебного материала.

Обновление

программ

предполагает

системное

включение

тем,

связанных

с

ценностными ориентациями и этическими вопросами, которые выходят за пределы

технических навыков и знаний. Рассмотрение проблем экологии языка, ответственности за

слово, сохранения культурного наследия становится важной частью образовательного

процесса, раскрывая гуманистическую миссию предметов.

Таким образом, модернизация содержания учебных программ по русскому языку и

литературе ориентирована на создание баланса между традиционными культурными

ценностями и необходимостью ответа на вызовы современности. Наполнение учебников

актуальными темами и многообразием текстов формирует у учащихся не только навыки

владения языком, но и глубокое понимание его роли в жизни личности и общества. Такой

подход способствует воспитанию осознанной, культурно компетентной личности, способной

критически и творчески воспринимать информацию, а также вступать в диалог с

культурными традициями и современностью.

Практические рекомендации для учителей русского языка и литературы

Основные вызовы, с которыми сталкиваются преподаватели русского языка и

литературы, включают необходимость адаптации к быстроменяющейся социальной среде,

снижение мотивации учащихся, интеграцию цифровых технологий, поиск баланса между

традиционными и современными методами, обеспечение объективности оценки знаний,

обновление

содержания

программ

и

использование

современных

образовательных

инструментов.

Успешное

преодоление

этих

вызовов

требует

целенаправленных

и

практикоориентированных действий со стороны педагогов.

Первым шагом является развитие навыков психологической гибкости и эмпатии,

позволяющих лучше понимать индивидуальные потребности и особенности каждого

4

ученика. Педагогу стоит уделять внимание регулярному диагностическому мониторингу

эмоционального состояния и познавательной мотивации, используя беседы, анкетирование и

неформальное общение. Это поможет своевременно выявлять трудности и строить учебный

процесс с учётом актуальных запросов учащихся.

Систематическое внедрение рефлексивных практик в уроки способствует развитию у

учащихся навыков самооценки и критического подхода к своим знаниям. Учителям

рекомендуется самостоятельно применять методики рефлексии, ведя дневники преподавания

и анализируя эффективность использованных приёмов. Подобный интроспективный подход

стимулирует профессиональный рост и улучшает качество обучения.

Для повышения вовлечённости учащихся полезно внедрять адаптивные задачи,

которые предполагают несколько вариантов ответов или форм их выполнения. Это

способствует развитию творческого мышления и позволяет учитывать различные уровни

подготовки и интересы школьников. Такие задания могут выполняться как индивидуально,

так и в группах, поддерживая совместную работу и коммуникацию.

Активное

использование

разнообразных

форм

обучения,

включая

дебаты,

театрализованные постановки, проектные и исследовательские работы, помогает ощутимо

повысить интерес к предметам и улучшить межличностное взаимодействие среди учеников.

Учителям

стоит

регулярно

планировать

занятия

с

элементами

интерактивности

и

творческого поиска, избегая монотонности и однообразия.

В части цифровизации важно не только применять современные технологии, но и

внимательно оценивать их соответствие целям урока и особенностям класса. Рекомендуется

осваивать новые инструменты последовательно, начиная с малого и постепенно расширяя

цифровой арсенал, чтобы избежать перегрузки себя и учеников. Одновременно необходимо

поддерживать баланс между онлайн- и офлайн-активностями для сохранения живого

взаимодействия в классе.

Повышение объективности оценивания возможно через коллективное создание и

согласование

критериев

с

коллегами

и

учащимися.

Рекомендуется

организовывать

совместные просмотры и обсуждения письменных работ с целью выработки единого

понимания стандартов и минимизации субъективных оценок. Включение элементов парного

и группово го оценивания также способствует демократизации процесса контроля знаний.

Обновление

содержания

уроков

требует

постоянного

профессионального

самообразования и поиска новых источников информации — публикаций, учебных ресурсов,

интервью с современными деятелями культуры. Педагогам желательно участвовать в

специализированных семинарах и обменах опытом, чтобы своевременно интегрировать

актуальные материалы и подходы.

Наконец, комплексный подход предполагает системное соединение перечисленных

практик с индивидуальными особенностями каждого коллектива и отдельного ребёнка.

Только при условии сочетания эмоциональной поддержки, активных методик, цифровой

компетентности

и

тщательного

контроля

качества

обучения

преподаватель

сможет

эффективно отвечать на современные вызовы. Призываем учителей русскоязычного

образования перейти от фрагментарных изменений к целостной стратегии, направленной на

повышение качества и осмысленности образовательного процесса, что станет залогом

успешного формирования личности нового поколения.

Снижение мотивации учащихся является одним из ключевых вызовов. Оно связано с

недостаточной актуализацией содержания, формальной структурой учебных занятий и

системой оценки, не стимулирующей творческий интерес и самостоятельность. Эта

5

тенденция

подчеркивает

необходимость

пересмотра

методов

преподавания,

ориентированных на вовлечение и активное участие учащихся.

Цифровизация открывает новые возможности для образовательного процесса,

расширяя инструментарий педагогов и обеспечивая персонализацию обучения. Однако

внедрение технологий сталкивается с препятствиями в виде недостаточной подготовки

учителей и технических ограничений, что требует системной поддержки и разработки

адекватных методических рекомендаций. При этом критически важно сохранить баланс

между традиционными методиками, обеспечивающими глубокое владение языком и

литературой, и инновационными подходами, направленными на развитие компетенций XXI

века.

Объективность

оценки

знаний

остаётся

проблематичной

ввиду

сложности

стандартизации и высокой степени субъективности в интерпретации творческих и

аналитических заданий. Решения, основанные на многогранных критериях и совместной

разработке систем оценивания, способствуют повышению справедливости и прозрачности

контроля учебных достижений.

Обновление содержания учебных программ, включающее расширение тематики и

интеграцию современных культурных и языковых реалий, придаёт обучению живость и

релевантность. Междисциплинарный подход и использование мультимедийных ресурсов

позволяют сформировать более глубокое и комплексное понимание учебного материала.

Практические рекомендации для педагогов подчеркивают важность гибкости,

рефлексивности и системного подхода к реализации всех перечисленных аспектов. Акцент

на эмоциональной поддержке учащихся, сочетании различных методов и осознанном

применении технологий создаёт условия для повышения качества образования.

Полученные

результаты

исследования

свидетельствуют

о

необходимости

комплексных изменений, направленных на адаптацию преподавания русского языка и

литературы к современным реалиям. Только интеграция традиций и инноваций, учет

социального и технологического контекста, а также внимание к индивидуальным

потребностям обучающихся обеспечат устойчивое развитие филологического образования и

подготовку личностей, способных эффективно функционировать в современном мире.

Литература

1. Иванова М.В. Современные подходы к преподаванию русского языка в школе //

Русский язык и литература в школе. – 2022. – № 3. – С. 15–22.

2. Петров С.А. Проблемы формирования речевой компетенции у школьников //

Вестник педагогики. – 2021. – № 7. – С. 48–56.

3. Козлова Е.Н. Использование интерактивных технологий на уроках литературы //

Школьный учитель. – 2020. – № 10. – С. 33–39.

4. Смирнов В.И. Литературное чтение и развитие критического мышления у младших

школьников // Методика обучения. – 2019. – № 4. – С. 21–29.

5. Николаева Т.Ю. Влияние цифровых ресурсов на изучение русского языка //

Педагогика и инновации. – 2022. – № 1. – С. 58–64.

6. Федорова Л.П. Межпредметные связи в преподавании русского языка и литературы

// Современный урок. – 2018. – № 6. – С. 12–17.

7. Васильев А.Н. Формирование языковой личности в условиях обучения русскому

языку как родному // Вопросы филологии. – 2021. – № 2. – С. 77–84.

6

8. Беляева О.С. Проблемы и перспективы преподавания литературного анализа в

школе // Русская классика и современность. – 2020. – № 5. – С. 40–47.

9. Семенова И.В. Методы оценки знаний по русскому языку в современной школе //

Педагогические науки. – 2019. – № 9. – С. 55–62.

10. Григорьев Д.М. Инновационные подходы в обучении русскому языку и

литературе: опыт и перспективы // Образование и воспитание. – 2023. – № 2. – С. 10–18.

7

8



В раздел образования