Напоминание

"Проектирование современного урока по предмету "Окружающий мир" в рамках реализации обновленного ФГОС НОО"


Автор: Тарасенко Марина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 2 г.о. Сызрань
Населённый пункт: Самарская область, г.о. Сызрань
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование современного урока по предмету "Окружающий мир" в рамках реализации обновленного ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР”

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Структура урока окружающего мира в начальной школе.

Главная задача урока по окружающему миру:

формирование целостной картины природного и социального мира со всем

многообразием его явлений;

формирование представления о месте и роли в нём человека;

развитие эмоционально-ценностного отношения к нему.

Урок окружающего мира строится в рамках деятельностного подхода.

К

урокам

окружающего

мира

предъявляют

следующие

требования:

учитель должен правильно представлять цель урока, какие природоведчески

е знания, умения и навыки будут сформированы на уроке, какая работа будет

проводиться по общему развитию школьников;

содержание природоведческого материала должно быть научным и доступн

ым для детей данного возраста. Учитывая разный уровень развития учащихс

я, необходимо дифференцировать индивидуальные задания;

следует

тщательно

продумать

систему

методов

и

приемов,

позволяющих достигнуть наибольшей эффективности в работе учителя и в у

чебной деятельности учащихся. Большую роль в этом играют экранные посо

бия, позволяющие дать значительный объем информации в сжатом виде, вид

еосюжеты, презентации;

необходимо проводить систематическую работу по развитию творческого м

ышления и познавательной самостоятельности учащихся; обеспечивать созн

ательное и прочное усвоение природоведческих представлений и понятий;

во время урока необходимо использование местного краеведческого материа

ла.

Примерный

алгоритм

подготовки

учителя

к

проведению

урока:

На

первом

этапе

подготовки

к

уроку

следует

выделить

в

содержании учебника обязательный программный минимум (он указан в программ

е, в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения, которые отн

осятся к изучаемой теме). Начиная со 2-го класса, в конце урока помещён перечень

понятий,

который

должны

усвоить

школьники.

Часть

этих

понятий, выделенных шрифтом, относится к программному минимуму, который до

лжны

знать все школьники. Она может быть обозначена выражением «надо запомнить».

На втором этапе подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума,

учитель

продумывает

проблемную

ситуацию, главный

вопрос урока и небольшой набор важнейших вопросов. Эти основные вопросы уч

итель включает в свой конспект, одновременно подумав над возможными ответами

на них детей.

Учитель

начинает

выбирать

и

включать

в

конспект

урока

те

знания

из максимума, которые заинтересуют школьников. В 3–4-м классе можно предвари

тельно

обсудить

с

детьми,

о

чём

они

хотят

узнать.

Этот

материал

и является тем резервом,

которым может пожертвовать учитель при нехватке времени.

ФГОС НОО предъявляет одинаковые требования к типам уроков в начальной

школе.

Типология уроков по окружающему миру сходна с другими предметами:

1.

урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков;

2.

урок отработки умений и рефлексии;

3.

урок систематизации знаний (общеметодологической направленности);

4.

урок развивающего контроля.

Но учитывая специфику и интегрированный характер учебной дисциплины,

именно по этому предмету целесообразно, как разновидность, выделить вводные и

предметные уроки.

Вводные уроки проводятся в начале изучения курса, раздела или большой темы.

Основные дидактические цели таких уроков:

установить уровень подготовки учащихся к восприятию новых знаний,

систематизировать имеющиеся знания;

сформировать

общие

представления

о

содержании

учебного материала, который

предстоит

изучать детям

на последующих уроках;

познакомить

учащихся

с

особенностями

построения

и

методами изучения новой темы (раздела, курса) в учебнике;

возбудить интерес детей к новой теме (разделу, курсу).

Предметные уроки предполагают работу учащихся с предметами природы или

учебными приборами. На таких уроках всегда присутствует практическая работа.

Цели предметного урока:

добиться усвоения новых знаний путем непосредственной работы учащихся

с объектами природы;

развивать практические умения по проведению простейших естественно-

научных исследований.

Такими естественно-научными исследованиями выступают опыты, наблюдения,

практикумы, творческие и практические работы.

Урок может проводиться в различных формах, как традиционных, так и

нетрадиционных. Практика показывает, что нетрадиционные уроки имеют

большой успех в начальной школе.

Возможные формы проведения урока окружающего мира: урок-игра; урок-

путешествие; урок-встреча; урок-экскурсия; урок-поиск; урок-устный журнал;

урок-дискуссия; творческая мастерская и т.д.

Кроме урока, применяются другие формы организации учебной деятельности -

экскурсии, утренники, праздники, инсценировки, выставки, спектакли, игры,

фестивали, конкурсы, студии, клубы.

Для качественного проведения занятий целесообразно правильно подбирать

необходимые средства обеспечения освоения предмета:

учебники «Окружающий мир», программы, методические рекомендации

к программам, разработки, диски;

реальные предметы и объекты природы (фрукты, овощи и пр.);

модели различных натуральных предметов (муляжи, схемы и др.);

коллекции минералов, растений;

таблицы, схемы;

методические наглядные пособия;

дидактические игры;

картографический материал и др.

Методология урока окружающего мира

Уроки окружающего мира в начальной школе отличаются от уроков других

предметов. На уроках окружающего мира учащиеся получают знания, умения и

навыки, которые необходимы в дальнейшем при изучении в средней школе таких

предметов, как: география, биология, химия, физика, астрономия, история.

Учителя при этом используют различные методы обучения, которые свойственны

естественным

наукам.

Прежде

всего,

это

относится

к

непосредственным

наблюдениям природных объектов и явлений, которые создают благоприятную

почву воспитания у детей основ логического мышления. Проведение наблюдений

и экскурсий, выполнение опытов и практических работ на местности позволяют с

успехом использовать на уроках окружающего мира разнообразные технические

средства обучения: натуральные и изобразительные наглядные пособия, экранные

пособия, телевизионные и радиопередачи.

В основе методики построения урока окружающего мира лежит проблемно-

поисковый подход. Учитель подбирает наиболее продуктивные методы.

Практические методы: наблюдения, опыты, практические работы, исследования,

творческие задания, дидактические игры и др. Обязательными структурными

элементами

урока

окружающего

мира

выступают:

наблюдения,

опыты,

эксперименты, логические и творческие задачи и т.д. Это дает возможность

организовать

познавательную

деятельность

на

высоком

уровне

самостоятельности, инициативы и творчества. Наблюдение – важный источник

знаний об окружающем мире. В процессе наблюдения у детей формируются

умения

наблюдательности

(умения

видеть,

подмечать,

объяснять

явления

природы).

В ходе наблюдений у младших школьников начинает формироваться целостный

материалистический взгляд на окружающую природную среду:

окружающий мир реально существует и познается человеком;

предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет

собой единое целое;

окружающий мир постоянно изменяется.

Опыт – это способ изучения предметов и явлений природы в специально

созданных искусственных условиях. Опыт может быть использован на различных

этапах урока. При изучении нового материала он - основной источник знаний. При

закреплении - показывает связь теории и практики. При опросе позволяет

определить осознанность усвоенного материала. При подготовке к проведению

опыта следует провести четкую инструкцию по технике выполнения опыта с

указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать. Как усвоили дети

порядок

проведения

опыта

можно

проверить

при

помощи

специально

подготовленных вопросов. Обязательным условием является своевременная

раздача принадлежностей для проведения опыта и контроль процесса выполнения

задания.

Помним,

что

опыты,

как

и

наблюдения,

могут

проводиться

индивидуально, в парах и группах.

Интерактивные методы: мозговой штурм, ролевые игры, ситуационный анализ,

микрофон, синтез идей, интерактивная экскурсия и т.д.

Проблемные методы: проблемная ситуация, побуждающий диалог, эвристическая

беседа, ситуация успеха, творческое задание и др.

Важное место отводится наглядным и словесным методам обучения. Среди

словесных методов используются беседа, рассказ, обсуждение, работа с текстом

учебника, ответы на вопросы и т.д. Сущность наглядных методов обучения

состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации и

демонстрации

как

наглядное

пояснение.

Для

нашего

предмета

важны:

иллюстрации, коллекции минералов и растений, муляжи овощей и фруктов,

таблицы, схемы, картографический материал, глобус, компас и пр.

При построении урока обращается внимание на мотивацию учебной

деятельности и актуализацию знаний. Далее важны постановка проблемы и

совместный поиск путей ее решения. Выполняются задания, которые сначала

оказались непосильными для решения. Проводится коррекция, т.е. проверяется

решение,

выявляется,

все

ли

справились

с

заданием.

Затем

проводится

самостоятельная работа с использованием полученных знаний и работа по их

систематизации.

Уделяется

внимание

подаче

домашнего

задания

и

его

объяснению.

Важным

этапом

урока

является

оценивание

(самооценка,

взаимооценка). В конце урока проводится рефлексия учебной деятельности.



В раздел образования