Автор: Тарасенко Марина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 2 г.о. Сызрань
Населённый пункт: Самарская область, г.о. Сызрань
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование современного урока по предмету "Окружающий мир" в рамках реализации обновленного ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР”
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Структура урока окружающего мира в начальной школе.
Главная задача урока по окружающему миру:
формирование целостной картины природного и социального мира со всем
многообразием его явлений;
формирование представления о месте и роли в нём человека;
развитие эмоционально-ценностного отношения к нему.
Урок окружающего мира строится в рамках деятельностного подхода.
К
урокам
окружающего
мира
предъявляют
следующие
требования:
учитель должен правильно представлять цель урока, какие природоведчески
е знания, умения и навыки будут сформированы на уроке, какая работа будет
проводиться по общему развитию школьников;
содержание природоведческого материала должно быть научным и доступн
ым для детей данного возраста. Учитывая разный уровень развития учащихс
я, необходимо дифференцировать индивидуальные задания;
следует
тщательно
продумать
систему
методов
и
приемов,
позволяющих достигнуть наибольшей эффективности в работе учителя и в у
чебной деятельности учащихся. Большую роль в этом играют экранные посо
бия, позволяющие дать значительный объем информации в сжатом виде, вид
еосюжеты, презентации;
необходимо проводить систематическую работу по развитию творческого м
ышления и познавательной самостоятельности учащихся; обеспечивать созн
ательное и прочное усвоение природоведческих представлений и понятий;
во время урока необходимо использование местного краеведческого материа
ла.
Примерный
алгоритм
подготовки
учителя
к
проведению
урока:
На
первом
этапе
подготовки
к
уроку
следует
выделить
в
содержании учебника обязательный программный минимум (он указан в программ
е, в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения, которые отн
осятся к изучаемой теме). Начиная со 2-го класса, в конце урока помещён перечень
понятий,
который
должны
усвоить
школьники.
Часть
этих
понятий, выделенных шрифтом, относится к программному минимуму, который до
лжны
знать все школьники. Она может быть обозначена выражением «надо запомнить».
На втором этапе подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума,
учитель
продумывает
проблемную
ситуацию, главный
вопрос урока и небольшой набор важнейших вопросов. Эти основные вопросы уч
итель включает в свой конспект, одновременно подумав над возможными ответами
на них детей.
Учитель
начинает
выбирать
и
включать
в
конспект
урока
те
знания
из максимума, которые заинтересуют школьников. В 3–4-м классе можно предвари
тельно
обсудить
с
детьми,
о
чём
они
хотят
узнать.
Этот
материал
и является тем резервом,
которым может пожертвовать учитель при нехватке времени.
ФГОС НОО предъявляет одинаковые требования к типам уроков в начальной
школе.
Типология уроков по окружающему миру сходна с другими предметами:
1.
урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков;
2.
урок отработки умений и рефлексии;
3.
урок систематизации знаний (общеметодологической направленности);
4.
урок развивающего контроля.
Но учитывая специфику и интегрированный характер учебной дисциплины,
именно по этому предмету целесообразно, как разновидность, выделить вводные и
предметные уроки.
Вводные уроки проводятся в начале изучения курса, раздела или большой темы.
Основные дидактические цели таких уроков:
установить уровень подготовки учащихся к восприятию новых знаний,
систематизировать имеющиеся знания;
сформировать
общие
представления
о
содержании
учебного материала, который
предстоит
изучать детям
на последующих уроках;
познакомить
учащихся
с
особенностями
построения
и
методами изучения новой темы (раздела, курса) в учебнике;
возбудить интерес детей к новой теме (разделу, курсу).
Предметные уроки предполагают работу учащихся с предметами природы или
учебными приборами. На таких уроках всегда присутствует практическая работа.
Цели предметного урока:
добиться усвоения новых знаний путем непосредственной работы учащихся
с объектами природы;
развивать практические умения по проведению простейших естественно-
научных исследований.
Такими естественно-научными исследованиями выступают опыты, наблюдения,
практикумы, творческие и практические работы.
Урок может проводиться в различных формах, как традиционных, так и
нетрадиционных. Практика показывает, что нетрадиционные уроки имеют
большой успех в начальной школе.
Возможные формы проведения урока окружающего мира: урок-игра; урок-
путешествие; урок-встреча; урок-экскурсия; урок-поиск; урок-устный журнал;
урок-дискуссия; творческая мастерская и т.д.
Кроме урока, применяются другие формы организации учебной деятельности -
экскурсии, утренники, праздники, инсценировки, выставки, спектакли, игры,
фестивали, конкурсы, студии, клубы.
Для качественного проведения занятий целесообразно правильно подбирать
необходимые средства обеспечения освоения предмета:
учебники «Окружающий мир», программы, методические рекомендации
к программам, разработки, диски;
реальные предметы и объекты природы (фрукты, овощи и пр.);
модели различных натуральных предметов (муляжи, схемы и др.);
коллекции минералов, растений;
таблицы, схемы;
методические наглядные пособия;
дидактические игры;
картографический материал и др.
Методология урока окружающего мира
Уроки окружающего мира в начальной школе отличаются от уроков других
предметов. На уроках окружающего мира учащиеся получают знания, умения и
навыки, которые необходимы в дальнейшем при изучении в средней школе таких
предметов, как: география, биология, химия, физика, астрономия, история.
Учителя при этом используют различные методы обучения, которые свойственны
естественным
наукам.
Прежде
всего,
это
относится
к
непосредственным
наблюдениям природных объектов и явлений, которые создают благоприятную
почву воспитания у детей основ логического мышления. Проведение наблюдений
и экскурсий, выполнение опытов и практических работ на местности позволяют с
успехом использовать на уроках окружающего мира разнообразные технические
средства обучения: натуральные и изобразительные наглядные пособия, экранные
пособия, телевизионные и радиопередачи.
В основе методики построения урока окружающего мира лежит проблемно-
поисковый подход. Учитель подбирает наиболее продуктивные методы.
Практические методы: наблюдения, опыты, практические работы, исследования,
творческие задания, дидактические игры и др. Обязательными структурными
элементами
урока
окружающего
мира
выступают:
наблюдения,
опыты,
эксперименты, логические и творческие задачи и т.д. Это дает возможность
организовать
познавательную
деятельность
на
высоком
уровне
самостоятельности, инициативы и творчества. Наблюдение – важный источник
знаний об окружающем мире. В процессе наблюдения у детей формируются
умения
наблюдательности
(умения
видеть,
подмечать,
объяснять
явления
природы).
В ходе наблюдений у младших школьников начинает формироваться целостный
материалистический взгляд на окружающую природную среду:
окружающий мир реально существует и познается человеком;
предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет
собой единое целое;
окружающий мир постоянно изменяется.
Опыт – это способ изучения предметов и явлений природы в специально
созданных искусственных условиях. Опыт может быть использован на различных
этапах урока. При изучении нового материала он - основной источник знаний. При
закреплении - показывает связь теории и практики. При опросе позволяет
определить осознанность усвоенного материала. При подготовке к проведению
опыта следует провести четкую инструкцию по технике выполнения опыта с
указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать. Как усвоили дети
порядок
проведения
опыта
можно
проверить
при
помощи
специально
подготовленных вопросов. Обязательным условием является своевременная
раздача принадлежностей для проведения опыта и контроль процесса выполнения
задания.
Помним,
что
опыты,
как
и
наблюдения,
могут
проводиться
индивидуально, в парах и группах.
Интерактивные методы: мозговой штурм, ролевые игры, ситуационный анализ,
микрофон, синтез идей, интерактивная экскурсия и т.д.
Проблемные методы: проблемная ситуация, побуждающий диалог, эвристическая
беседа, ситуация успеха, творческое задание и др.
Важное место отводится наглядным и словесным методам обучения. Среди
словесных методов используются беседа, рассказ, обсуждение, работа с текстом
учебника, ответы на вопросы и т.д. Сущность наглядных методов обучения
состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации и
демонстрации
как
наглядное
пояснение.
Для
нашего
предмета
важны:
иллюстрации, коллекции минералов и растений, муляжи овощей и фруктов,
таблицы, схемы, картографический материал, глобус, компас и пр.
При построении урока обращается внимание на мотивацию учебной
деятельности и актуализацию знаний. Далее важны постановка проблемы и
совместный поиск путей ее решения. Выполняются задания, которые сначала
оказались непосильными для решения. Проводится коррекция, т.е. проверяется
решение,
выявляется,
все
ли
справились
с
заданием.
Затем
проводится
самостоятельная работа с использованием полученных знаний и работа по их
систематизации.
Уделяется
внимание
подаче
домашнего
задания
и
его
объяснению.
Важным
этапом
урока
является
оценивание
(самооценка,
взаимооценка). В конце урока проводится рефлексия учебной деятельности.