Автор: Белоглазова Наталья Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "ЦО - гимназия №1"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Методическая разработка для уроков развития речи в начальной школе "Учусь писать сочинения"
Тема: Рабочий лист для подготовки к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень"
Раздел: начальное образование
«Золотая осень»
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году.
Художник, рано остался сиротой. Его детство было
настолько тяжёлым, что впоследствии он старался
никогда больше о нём не вспоминать. Но, несмотря
на все тяготы жизни, Левитан был мягким и
отзывчивым
человеком.
К
своей
работе
он
относился очень строго. За 25 лет написал около
1000
картин,
рисунков,
эскизов.
Для
своих
произведений он выбирал такие моменты, когда в
природе
происходили
изменения.
Художник
хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины -
это картины волшебника, художника, любящего
свою страну.
Картины Левитана хранятся в Третьяковской
галерее в Москве. Его кисти принадлежали такие
картины, как «Март», «Весна, «Большая вода»,
«Берёзовая роща» и другие.
Осень была любимейшим временем года для
Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.
Картины,
на
которых
изображена
природа
–
пейзажи. А художник – пейзажист.
1. Вступление (начало)
2. Основная часть
3. Заключение
(концовка)
Река
тихая
извилистая
Березки
ярко-желтый наряд
золотой наряд
белоствольные
Березки в легких
сарафанах водят
хоровод на опушке леса.
Небо
голубое
светлое
чистое
Нежно-голубое небо.
По нему плывут облака.
Облака
легкие
белые
Лес
вдали
разноцветная одежда
Красновато-розовый
кустарник у берега реки.
Темно-коричневая
опавшая листва.
Воздух
прохладный
чистый
Прозрачный воздух.
Передний план
Задний план
Воспользуйся вспомогательным текстом.
Картина пронизана осенним бодрящим воздухом. Краски радуют наш глаз, заставляют
забыть, что эта красота мимолётна. Но мы знаем, что за сухой и теплой осенью
начнутся ненастные дни и природа сбросит свой праздничный наряд.
Мы видим на картине вместе с золотисто-багряными красками рыжеватую,
побуревшую траву и опавшие листья. Листья падают у нас на глазах один за другим,
тихо, прощально, образуя летящие гирлянды.
Художник нарисовал картину с чувством любви к родной природе, родному краю
ПАМЯТКА
Когда сочинение готово, нужно
проверить:
есть ли в предложении подлежащее и сказуемое
(главные члены предложения);
правилен ли порядок слов;
правильно ли связаны слова по смыслу;
не повторяются ли одинаковые слова и
выражения;
правильно ли написаны слова и поставлены
знаки препинания
1 2 3 …
повторы
проверить ошибки
К.СТ.
3. Беседа по содержанию картины
1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?
(грустное, печальное или радостное)
2) Какие
краски
преобладают
в
описании
осеннего
пейзажа?
(Осенний
день,
изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные
светлые тона)
3) Что мы, в целом, видим на картине? (Мы видим березовую рощу в золотом осеннем
убранстве)
3) Что изображено на переднем плане?
(Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и
удаляется в глубину луга.. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми
облаками).
4) Что растет по берегам речки?
(Берега речки покрывает трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными
стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим,
растущий красновато-розовый куст).
5) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки.
Почему окраска у них разная?
6) Почему осень на картине названа золотой? Что это значит?
7) Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в сухую
или дождливую погоду?
8) Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские
дома такие маленькие?
(На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса,
сливающиеся на горизонте с небом.)
12) Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?
(Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом.
Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе
все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть)
Составление плана.
- Сколько будет частей в сочинении? (Три части)
- Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение)
- О чём будем рассказывать в первой части? (В первой части будем говорить о том, как
называется картина, кто её автор).
- Какими словами можно начать? (“Передо мной картина известного художника…”)
- Что будем описывать во второй части? (В ней будем описывать картину)
- Что именно будем описывать? (Реку, берёзки, небо, берега реки, поле,)
- Как начнёте описание? (На картине изображена ранняя осень…)
- О чём будем писать в третьей части? (О своих чувствах, об отношении к картине)
- Как можно начать заключительную часть? (Когда я смотрю на картину, то у меня
возникает чувство…)
(Мне эта картина нравится тем то…)