Напоминание

"Юные пешеходы"


Автор: Вавилина Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2"
Населённый пункт: Дзержинск Нижегородская обл
Наименование материала: проект
Тема: "Юные пешеходы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Познавательно – игровой проект
«Юные пешеходы»

Паспорт проекта:

Проблема:
незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на улице и на дороге, световых сигналов светофора.
Тип деятельности:
познавательно-игровой.
Вид деятельности:
долгосрочный (9 месяцев)
Участники
: дети второй младшей группы, педагоги, родители.
Цель:
Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения на дорогах. Для ее достижения необходимо решить следующие
задачи:
1. Знакомить детей с безопасным поведением в дорожной среде. 2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды. 3. Активизировать словарь: светофор (зеленый, красный, желтый), руль, безопасность, дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, обочина, пешеходный переход, перекрёсток); 4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе. 5. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей. 6. Учить детей различать грузовые и легковые автомобили. 7. Знакомить детей с автобусом и грузовым автомобилем. Дать представление о назначении автобуса и основных частях грузовика. 8. Давать детям первоначальные представления о сигналах светофора. Закрепить знание цветов: желтый, красный, зеленый. 9. Знакомить детей с профессией водителя. Формировать интерес к ней, стремление освоить ее основы. 10. Давать детям элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре. 11. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Закрепить названия цветов (желтый, зеленый, красный). 12. Приучать детей выполнять правила, действовать в коллективе.

Ожидаемые результаты:
1.У детей сформированы первоначальные знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге и на улице. 2.Заинтересованность детей темой. 3.Дети проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и детальность в работе. 3.С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры. 4.Участие в совместной деятельности родителей.
Актуальность:
Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего детства привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Это заставляет своевременно (с 2-3 лет) начать обучение детей правилам поведения на улице. Воспитательная работа, проводимая с детьми данного возраста, является предпосылкой для более глубокого ознакомления в будущем с окружающим миром, формирования у детей ориентировки в нем, закладывается основа для ознакомления с правилами дорожного движения. В работе используются различные методические приемы и формы. С малышами 2-3 лет проводятся целевые прогулки, во время которых дети наблюдают несколько видов транспорта (в зависимости от условий): автомобили легковые, грузовые, автобусы. Используются беседы, проводится чтение художественной литературы и инсценировки литературных произведений, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций. В играх дети учатся конструировать машины, различают кабину, двери, окна и т.д., в сюжетных играх типа «Поехали на машине», «Пошли на праздник», «Водители» обращается внимание детей на передвижение в заданном направлении. С помощью подвижных игр: «Поезд», «Найди свой свет», «Трамвай» и др., дети учатся двигаться в одном направлении, находить свое место, различать пространственные ориентиры: вперед, назад, сбоку, обратно и т.д. Таким образом, у детей постепенно накапливается определенный опыт движения по улицам, обогащается словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.

Тематический план

Месяц

Нед

еля

Тема

деятель-

ности

Форма

Цели

Содержание

Оборудование

1

2

3

4

5

6

7
Сентябрь I
Знакомс

тво с

нашей

улицей
Занятие – прогулка Уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, о г р у з о в ы х и легковых автомобилях. Дать детям з нач ение с л о в : м а ш и н а , учить н а зывать составные части маш ины : р ул ь , к о л е с а . Д а т ь элементарные з н а н и я о п о в е д е н и и н а улице. Педагог знакомит детей с улицей, дорогой, тротуаром, частями машины, объясняет для чего нужен руль, колеса; предлагает и совместно с детьми строит в песочнице «улицу» и используют машинки, плоскостные дома, деревья, фигурки людей для игры Машинки, заранее заготовленные из фанеры плоскостные дома, деревья, фигурки людей, рисунки для книжного уголка с изображением улиц, альбомы с иллюстрация- ми транспорта, где мало объектов, изображение их чёткое, крупное (учитывая особенности восприятия детей данного возраста) II Легково й и грузовой транспо рт Наблюден ия О бу ч ат ь д е т е й умению различать г р у з о в о й и легковой транспорт Дети наблюдают за транспортом и отвечают на вопросы педагога: «Покажите легковой и грузовой автомобили. Для чего нужны грузовые машины, а для чего легковые?» Два красных флажка. III Грузово й и легковой транспо Беседа Закреплять умения различать и называть виды транспорта Дети рассматривают иллюстрации с изображением Иллюстрации: «Грузовой транспорт», «Легковой
рт грузового и легкового транспорта и находят отличия транспорт» IV Воробы шки и автомоб иль Подвиж- ная игра Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, действовать п о сигналу воспитателя См. приложение Модели с изображениям и птиц, игрушечный руль. Октябрь I
Рассма-

трива-

ние

грузо-

вой

маши-

ны
Занятие - прогулка Учить детей отличать грузовые машины от других; познакомить детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, руль); уточнить знания о работе шофёра (управляет автомобилем, перевозит грузы); Закрепить представление, полученное на целевой прогулке (грузовая машина перевозит бензин, продукты, кирпичи и т.п.) Педагог заранее договаривается с водителем грузовика о тех сведениях, которые нужно дать детям (для проведения занятия можно использовать грузовой транспорт, обслуживающий детский сад, либо привлечь родителей- водителей). Грузовая машина с песком; грузовые и легковые автомобили для игр в песочнице и на макете. II Собери грузовик Дид. игра Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания. Дети собирают целую картинку из двух разных частей Разрезные картинки с изображением грузовика III Транс- порт Чтение Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знания о транспорте. Педагог читает книгу, дети рассматривают иллюстрации, а затем обсуждают прочитанное. Книга М. Пожарского «Машины» IV Грузови Инсцени- Развивать память. Педагог Игрушечный
к ровка Воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к игре. совместно с детьми проводит инсценировку стихотворения А. Барто грузовик, кот- игрушка. Ноябрь I
На чем

ездят

люди
Занятие Познакомить детей с различными видами транспорта. Закрепить знания о том, что на грузовых машинах перевозят грузы: песок, картошку, яблоки, а на легковых машинах ездят люди, дать понятие, что по широкой дороге ездят еще и автобусы, которые могут перевозить много людей. Педагог предлагает детям отгадать загадки о разном транспорте, после чего беседует о том какие бывают машины, для чего они нужны людям и т.д. Затем педагог проводит с детьми подвижные и дидактические игры, закрепляющие умение находить нужный транспорт по картинке и т.д. 3 крупные машины (игрушки) или иллюстрации с изображением машин красного, желтого и зелёного цветов. Кружки красного, желтого и зелёного цветов по количеству детей(у каждого по одному). II Красный , зеленый. Подвижна я игра Закреплять у детей умение различать цвета (красный, зеленый). Развивать умение ориентироваться в пространстве. Дети – «автомобили». В руках у педагога два флажка. Если он поднимает красный – дети стоят, если зеленый – двигаются по всей группе. Флажки – красный, зеленый, эмблемы – автомобили, рули. III Едем в автобусе Беседа Знакомить с транспортным средством: автобус. Уточнять представления о некоторых транспортных средствах. Развивать мышление. Воспитывать у детей умение слушать и воспроизводить На столе игрушки – виды транспорта. Проблемная ситуация: на чем можно отправиться в путешествие? Педагог рассказывает об автобусе: «Автобус перевозит людей, водитель Картинка, игрушки: грузовые, легковые машины и автобус.
рассказ педагога. находится в кабине, люди в салоне; они – пассажиры». Дети рассматривают картинку и слушают рассказ педагога,.и отвечают с его помощью на вопросы. IV Автобус Сюжетно- ролевая игра Закрепить у детей знания об автобусе, его назначении. Развивать диалогическую речь. Воспитывать умение играть дружно. Дети с воспитателем строят из стульчиков автобус. Ведущий ребенок – водитель, остальные – пассажиры. Автобус едет, пассажиры сидят. Автобус останавливается – пассажиры выходят, заходят в автобус и т.д. Стульчики, игрушечный руль. Декабрь I Для пешехо- дов Чтение Закрепить у детей знание о том, что для транспорта существует большая дорога, а для пешеходов -тротуар. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать усидчивость, интерес к худ. литературе. Педагог читает стих, дети слушают, а затем обсуждают прочитанное. Стихотворение Н. Сорокина «Для пешеходов» II
Пешехо

дный

переход
Занятие Выработать привычку ходить в строго определенном месте и понимание того, что на дорогу К ребятам в гости приходят куклы Маша и Катя, они маленькие и ещё не знают, как правильно переходить Плакаты, иллюстрации с изображением улиц, дорог с пешеходными переходами, пешеходный
выходить нельзя; объяснить, для чего нужен пешеходный переход; продолжать знакомить детей с тем, как правильно переходить дорогу. дорогу и где её переходить. Дети объясняют и показывают куклам, почему на дороге не играют и ходят только по «зебре». переход, выложенный на ковре, бумага, краски, кисточки. III Дорожн- ые ситуаци и Беседа Закреплять у детей элементарные знания о поведении на улице. Дети рассматривают плакаты и отвечают на вопросы: «Где можно играть детям? О чем забыли дети? Кто правильно выбрал место для игры?» Плакаты с изображением различных дорожных ситуациях. IV Собери автомоб и-ль Дид. игра Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать усидчивость. Дети собирают целое изображение по образцу из разрезных картинок. Разрезные картинки с изображением транспорта Январь I Все работы хороши – выбирай на вкус Беседа Знакомить детей с профессией водителя. Развивать речь. Воспитывать уважение к труду взрослых. Педагог рассказывает о профессии водителя:»Водит ель управляет автомобилем, следит за ним, ремонтирует, моет. Эта профессия нужна всем людям». Дети рассматривают иллюстрации Иллюстрации о профессии водителя. II
Мы -

шофёры
Занятие Развивать наблюдательность Познакомить с профессией В гости к детям приходит светофор и начинает с ними Автобус, сделанный из стульчиков, руль, кепка
«Шофер»; расширение словарного запаса детей; воспитывать интерес и уважение к профессии шофера. играть. Педагог читает стихотворение о шофёре, дети слушают о профессии шофёра, отвечают на вопросы и отправляются в поездку на автобусе. водителя, насос, игрушечные машины – легковая, грузовая; фонограмма со звуками улицы и шумом машин. III Гараж Констру- ирование Обучать детей умению создавать из строительного материала конструкции. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания. Дети рассматривают образец, рассказывают о его назначении, выделяют основные части. Педагог объясняет и показывает, как выполнять задание. Дети строят гараж и обыгрывают ситуацию с помощью игрушечной машины. Строительный материал для конструирован ия, игрушечные машины. IV Труд водителя Беседа Знакомить детей с трудом водителя, показать его общественную значимость. Закреплять знания детей о грузовом, легковом и пассажирском транспорте. Развивать внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых. Педагог: «Назовите машины, которые находятся на столе. Закройте глаза. Чего не стало? Кто управляет этими машинами? Профессия водителя важна и нужна людям. Он рано встает и отправляется на работу, возвращается поздно. Водитель управляет автомобилем, Игрушечные машины.
который привозит грузы, людей на работу и домой» Февраль I
Как кот

Фунтик

познако

-мился с

правила

-ми

дорожно

-го

движе-

ния.
Занятие Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; учить отвечать на вопросы по тексту; довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения; развивать ловкость, внимание, сосредоточенност ь, смекалку, логическое мышление; воспитывать грамотного пешехода. В гости к детям приходит кот Фунтик, который ни каких правил дорожного поведения на дороге не знает и соблюдать их не хочет. Ребята начинают играть с ним и показывать ему, почему надо пользоваться правилами ДД. Рули, зебра, дорожный знак, светофор. II Светофо р Подвиж- ная игра Познакомить детей с правилами игры. Развивать внимание. Ведущий поднимает зеленый круг, ребята потихоньку начинают топать ногами, будто идут. Когда поднят красный – тишина. Макет светофора III Светофо р Чтение Закрепить у детей знание о светофоре, его назначении. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать усидчивость, Педагог читает стих, дети слушают, а затем обсуждают прочитанное. Стихотворение С. Михалкова «Скверная история»
интерес к худ. литературе. IV Узнай и назови Дид. игра Закреплять у детей знания о различных видах транспорта. Педагог описывает автомобиль, ребенок должен узнать и показать его на картинке. Иллюстрации – транспортные средства. Март I
«Стоп

маши-

ны,

тише

ход!
Занятие Продолжать знакомить с правилами поведения на дороге; учить детей составлять изображение машины из готовых форм; закрепить навык наклеивания готовых форм; развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, умение контролировать и координировать свои действия; расширять и уточнять словарь по теме. Дети из загадки узнают, что в мешочке спрятана машина. Затем они рассматривают различные машины, беседуют по теме и приступают к изготовлению своих машин. Готовые элементыма- шинки, вырезанные из цветной бумаги, основа для аппликации – белый лист бумаги, клей, кисточки, модели (игрушки) машинок, образец поделки, тряпочки или салфетки; заготовка улицы с широкой дорогой на ватмане. II Дорога для автомоб иля Рисование Учить детей регулировать силу нажима карандаша. Закреплять представление о том, что машины ездят по широкой дороге.Воспитыва ть отзывчивость. Педагог создает проблемную ситуацию: много снега, снегоуборочная машина сломалась. Дети должны заштриховать дороги коричневым и черным карандашом, тогда автомобили смогут ехать. Бумага, карандаши. III Моя улица Беседа Закреплять у детей знания об улице. Развивать Дети рассматривают иллюстрации и Книга М Дружинина «Моя улица»
зрительное восприятие. отвечают на вопросы педагога. IV Зажги свой огонек Дид. игра Закреплять у детей знания о светофоре, сигналах, их назначении Педагог загадывает загадку о цвете светофора, дети «зажигают» этот огонек на своих светофорах. Макет светофора на каждого ребенка. Апрель I Свето- фор Рисование Учить детей рисовать круги красного, желтого и зеленого цветов. Закреплять знания о сигналах светофора. Дети рассматривают светофор, а затем рисуют его цветными карандашами. Бумага, карандаши, макет светофора. II Вечер загадок Развлече- ние Обучать детей находить отгадку по описанию. Закреплять представления о грузовых, легковых машинах, автобусе, светофоре. Развивать слуховое восприятие. Педагог загадывает загадки, дети отгадывают, показывают картинку. Иллюстрации – легковые и грузовые машины, автобус, светофор. III
«Дети –

друзья

правил

дорожно

го

движен

ия»
Занятие Формировать представления детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках; знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице; познакомить детей с тем, что может произойти, если пойдёшь один гулять; учить их практически, применять знакомые правила дорожного движения в Ребята приглашают к себе в гости Светофорика. В играх они вспоминают и закрепляют цвета светофора и что каждый из них обозначает; закрепляют знания о ПДД и поведении на улице. Шаблоны разноцветных кружков (красный, жёлтый, зелёный); пластиковые шарики трёх цветов, флажки; имитация пешеходного перехода.
различных ситуациях; развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире; расширять знания детей о светофоре, значении его сигналов; формировать желание соблюдать правила дорожного движения. IV Мы - пассажи ры Сюжетно- ролевая игра Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте Дети строят из стульев автобус, поезд и отправляются в путь. Стульчики, игрушечный руль. Май I
Мы

знаем

правила

дорожно

го

движен

ия!
Занятие Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; учить рисовать дорожные знаки; формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора. Ребята продолжают знакомиться и закреплять ПДД, слушают стихи, отвечают на вопросы, играют в рифмы, выбирают правильный вариант ответа. С помощью иллюстраций у знают о работе полицейского- регулировщика; знакомятся с некоторыми дорожными знаками и сами рисуют их. Иллюстрации с изображением проезжей части, светофора, пешеходов, дорожные знаки, листы бумаги, краски. II Сложи машину Дид. игра Обучать детей складывать предметы из геометрических фигур Дети по образцу складывают машину. Геометрически е фигуры – прямоугольник и, трапеция, треугольники, круги
III На машине Инсцениро вка Создавать у детей положительный эмоциональный настрой Дети старшей группы показывают инсценировку сказки Н.Павлова «На машине» Костюмы: заяц, волк, лиса, медведь; игрушечный руль. IV Итого- вое Беседа Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения Составление сводной таблицы, подведение итогов График


В раздел образования