Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Познавательно – игровой проект
«Юные пешеходы»
Паспорт проекта:
Проблема: незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения
на улице и на дороге, световых сигналов светофора.
Тип деятельности: познавательно-игровой.
Вид деятельности: долгосрочный (9 месяцев)
Участники : дети второй младшей группы, педагоги, родители.
Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков
безопасного
поведения
через
ознакомление
с
правилами
дорожного
движения, безопасного поведения на дорогах.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1.
Знакомить детей с безопасным поведением в дорожной среде.
2.
Формировать
и
развивать
у
детей
целостное
восприятие
окружающей дорожной среды.
3. Активизировать словарь: светофор (зеленый, красный, желтый),
руль, безопасность, дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть,
обочина, пешеходный переход, перекрёсток);
4.
Воспитывать
дисциплинированность
и
сознательное
выполнение
правил
дорожного
движения,
культуру
поведения
в
дорожно-
транспортном процессе.
5.
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения
и безопасного образа жизни среди родителей.
6. Учить детей различать грузовые и легковые автомобили.
7. Знакомить детей с автобусом и грузовым автомобилем. Дать
представление о назначении автобуса и основных частях грузовика.
8. Давать детям первоначальные представления о сигналах светофора.
Закрепить знание цветов: желтый, красный, зеленый.
9. Знакомить детей с профессией водителя. Формировать интерес к ней,
стремление освоить ее основы.
10. Давать детям элементарные знания о поведении на улице, дороге,
тротуаре.
11. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у
детей речь, воображение и мышление. Закрепить названия цветов (желтый,
зеленый, красный).
12. Приучать детей выполнять правила, действовать в коллективе.
Ожидаемые результаты:
1.У детей сформированы первоначальные знания правил дорожного
движения и навыков безопасного поведения на дороге и на улице.
2.Заинтересованность детей темой.
3.Дети проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в
беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и детальность в
работе.
3.С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
4.Участие в совместной деятельности родителей.
Актуальность:
Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения
необходимо
воспитывать
с
раннего
детства.
Детей
с
раннего
детства
привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по
ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не
обеспечивает
формирования
правильных
представлений
о
правилах
дорожного
движения.
Детям
трудно
самостоятельно
познать
азбуку
дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их
смысл.
Это
заставляет
своевременно
(с
2-3
лет)
начать
обучение
детей
правилам поведения на улице. Воспитательная работа, проводимая с детьми
данного возраста, является предпосылкой для более глубокого ознакомления
в будущем с окружающим миром, формирования у детей ориентировки в нем,
закладывается основа для ознакомления с правилами дорожного движения.
В работе используются различные методические приемы и формы. С
малышами 2-3 лет проводятся целевые прогулки, во время которых дети
наблюдают
несколько
видов
транспорта
(в
зависимости
от
условий):
автомобили легковые, грузовые, автобусы. Используются беседы, проводится
чтение
художественной
литературы
и
инсценировки
литературных
произведений, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций. В
играх дети учатся конструировать машины, различают кабину, двери, окна и
т.д., в сюжетных играх типа «Поехали на машине», «Пошли на праздник»,
«Водители»
обращается
внимание
детей
на
передвижение
в
заданном
направлении.
С
помощью
подвижных
игр:
«Поезд»,
«Найди
свой
свет»,
«Трамвай» и др., дети учатся двигаться в одном направлении, находить свое
место, различать пространственные ориентиры: вперед, назад, сбоку, обратно
и т.д.
Таким образом, у детей постепенно накапливается определенный опыт
движения по улицам, обогащается словарный запас, повышается уровень
пространственной ориентировки.
Тематический план
Месяц
Нед
еля
Тема
деятель-
ности
Форма
Цели
Содержание
Оборудование
1
2
3
4
5
6
7
Сентябрь
I
Знакомс
тво с
нашей
улицей
Занятие –
прогулка
Уточнить
представления
детей
об
улице,
дороге,
тротуаре,
о
г р у з о в ы х
и
легковых
автомобилях. Дать
детям
з нач ение
с л о в :
м а ш и н а ,
учить
н а зывать
составные
части
маш ины :
р ул ь ,
к о л е с а .
Д а т ь
элементарные
з н а н и я
о
п о в е д е н и и
н а
улице.
Педагог
знакомит детей с
улицей, дорогой,
тротуаром,
частями
машины,
объясняет для
чего нужен руль,
колеса;
предлагает и
совместно с
детьми строит в
песочнице
«улицу» и
используют
машинки,
плоскостные
дома, деревья,
фигурки людей
для игры
Машинки,
заранее
заготовленные
из фанеры
плоскостные
дома, деревья,
фигурки
людей,
рисунки для
книжного
уголка с
изображением
улиц, альбомы
с
иллюстрация-
ми транспорта,
где мало
объектов,
изображение
их чёткое,
крупное
(учитывая
особенности
восприятия
детей данного
возраста)
II
Легково
й и
грузовой
транспо
рт
Наблюден
ия
О бу ч ат ь
д е т е й
умению различать
г р у з о в о й
и
легковой
транспорт
Дети наблюдают
за транспортом и
отвечают на
вопросы
педагога:
«Покажите
легковой и
грузовой
автомобили. Для
чего нужны
грузовые
машины, а для
чего легковые?»
Два красных
флажка.
III
Грузово
й и
легковой
транспо
Беседа
Закреплять
умения
различать
и
называть
виды
транспорта
Дети
рассматривают
иллюстрации с
изображением
Иллюстрации:
«Грузовой
транспорт»,
«Легковой
рт
грузового и
легкового
транспорта и
находят отличия
транспорт»
IV
Воробы
шки и
автомоб
иль
Подвиж-
ная игра
Развивать у детей
умение
ориентироваться в
пространстве,
действовать
п о
сигналу
воспитателя
См. приложение
Модели с
изображениям
и птиц,
игрушечный
руль.
Октябрь
I
Рассма-
трива-
ние
грузо-
вой
маши-
ны
Занятие -
прогулка
Учить детей
отличать грузовые
машины от
других;
познакомить детей
с основными
частями грузовика
(кабина, кузов,
дверь, окна, руль);
уточнить знания о
работе шофёра
(управляет
автомобилем,
перевозит грузы);
Закрепить
представление,
полученное на
целевой прогулке
(грузовая машина
перевозит бензин,
продукты,
кирпичи и т.п.)
Педагог заранее
договаривается с
водителем
грузовика о тех
сведениях,
которые нужно
дать детям (для
проведения
занятия можно
использовать
грузовой
транспорт,
обслуживающий
детский сад,
либо привлечь
родителей-
водителей).
Грузовая
машина с
песком;
грузовые и
легковые
автомобили
для игр в
песочнице и на
макете.
II
Собери
грузовик
Дид. игра
Обучать детей
умению собирать
из частей целое.
Развивать мелкую
моторику.
Воспитывать
интерес к
выполнению
задания.
Дети собирают
целую картинку
из двух разных
частей
Разрезные
картинки с
изображением
грузовика
III
Транс-
порт
Чтение
Обучать детей
умению
внимательно
слушать и
понимать
содержание
прочитанного.
Закреплять знания
о транспорте.
Педагог читает
книгу, дети
рассматривают
иллюстрации, а
затем обсуждают
прочитанное.
Книга М.
Пожарского
«Машины»
IV
Грузови
Инсцени-
Развивать память.
Педагог
Игрушечный
к
ровка
Воспитывать у
детей
положительное
эмоциональное
отношение к игре.
совместно с
детьми проводит
инсценировку
стихотворения
А. Барто
грузовик, кот-
игрушка.
Ноябрь
I
На чем
ездят
люди
Занятие
Познакомить
детей с
различными
видами
транспорта.
Закрепить знания
о том, что на
грузовых машинах
перевозят грузы:
песок, картошку,
яблоки, а на
легковых машинах
ездят люди, дать
понятие, что по
широкой дороге
ездят еще и
автобусы, которые
могут перевозить
много людей.
Педагог
предлагает
детям отгадать
загадки о разном
транспорте,
после чего
беседует о том
какие бывают
машины, для
чего они нужны
людям и т.д.
Затем педагог
проводит с
детьми
подвижные и
дидактические
игры,
закрепляющие
умение находить
нужный
транспорт по
картинке и т.д.
3 крупные
машины
(игрушки) или
иллюстрации с
изображением
машин
красного,
желтого и
зелёного
цветов.
Кружки
красного,
желтого и
зелёного
цветов по
количеству
детей(у
каждого по
одному).
II
Красный
,
зеленый.
Подвижна
я игра
Закреплять у
детей умение
различать цвета
(красный,
зеленый).
Развивать умение
ориентироваться в
пространстве.
Дети –
«автомобили». В
руках у педагога
два флажка.
Если он
поднимает
красный – дети
стоят, если
зеленый –
двигаются по
всей группе.
Флажки –
красный,
зеленый,
эмблемы –
автомобили,
рули.
III
Едем в
автобусе
Беседа
Знакомить с
транспортным
средством:
автобус. Уточнять
представления о
некоторых
транспортных
средствах.
Развивать
мышление.
Воспитывать у
детей умение
слушать и
воспроизводить
На столе
игрушки – виды
транспорта.
Проблемная
ситуация: на чем
можно
отправиться в
путешествие?
Педагог
рассказывает об
автобусе:
«Автобус
перевозит
людей, водитель
Картинка,
игрушки:
грузовые,
легковые
машины и
автобус.
рассказ педагога.
находится в
кабине, люди в
салоне; они –
пассажиры».
Дети
рассматривают
картинку и
слушают рассказ
педагога,.и
отвечают с его
помощью на
вопросы.
IV
Автобус
Сюжетно-
ролевая
игра
Закрепить у детей
знания об
автобусе, его
назначении.
Развивать
диалогическую
речь. Воспитывать
умение играть
дружно.
Дети с
воспитателем
строят из
стульчиков
автобус.
Ведущий
ребенок –
водитель,
остальные –
пассажиры.
Автобус едет,
пассажиры
сидят. Автобус
останавливается
– пассажиры
выходят, заходят
в автобус и т.д.
Стульчики,
игрушечный
руль.
Декабрь
I
Для
пешехо-
дов
Чтение
Закрепить у детей
знание о том, что
для транспорта
существует
большая дорога, а
для пешеходов
-тротуар.
Развивать
зрительное и
слуховое
восприятие.
Воспитывать
усидчивость,
интерес к худ.
литературе.
Педагог читает
стих, дети
слушают, а затем
обсуждают
прочитанное.
Стихотворение
Н. Сорокина
«Для
пешеходов»
II
Пешехо
дный
переход
Занятие
Выработать
привычку ходить в
строго
определенном
месте и
понимание того,
что на дорогу
К ребятам в
гости приходят
куклы Маша и
Катя, они
маленькие и ещё
не знают, как
правильно
переходить
Плакаты,
иллюстрации с
изображением
улиц, дорог с
пешеходными
переходами,
пешеходный
выходить нельзя;
объяснить, для
чего нужен
пешеходный
переход;
продолжать
знакомить детей с
тем, как
правильно
переходить
дорогу.
дорогу и где её
переходить.
Дети объясняют
и показывают
куклам, почему
на дороге не
играют и ходят
только по
«зебре».
переход,
выложенный
на ковре,
бумага, краски,
кисточки.
III
Дорожн-
ые
ситуаци
и
Беседа
Закреплять у
детей
элементарные
знания о
поведении на
улице.
Дети
рассматривают
плакаты и
отвечают на
вопросы: «Где
можно играть
детям? О чем
забыли дети?
Кто правильно
выбрал место
для игры?»
Плакаты с
изображением
различных
дорожных
ситуациях.
IV
Собери
автомоб
и-ль
Дид. игра
Обучать детей
умению собирать
из частей целое.
Развивать умение
доводить начатое
дело до конца.
Воспитывать
усидчивость.
Дети собирают
целое
изображение по
образцу из
разрезных
картинок.
Разрезные
картинки с
изображением
транспорта
Январь
I
Все
работы
хороши
–
выбирай
на вкус
Беседа
Знакомить детей с
профессией
водителя.
Развивать речь.
Воспитывать
уважение к труду
взрослых.
Педагог
рассказывает о
профессии
водителя:»Водит
ель управляет
автомобилем,
следит за ним,
ремонтирует,
моет. Эта
профессия
нужна всем
людям». Дети
рассматривают
иллюстрации
Иллюстрации
о профессии
водителя.
II
Мы -
шофёры
Занятие
Развивать
наблюдательность
Познакомить с
профессией
В гости к детям
приходит
светофор и
начинает с ними
Автобус,
сделанный из
стульчиков,
руль, кепка
«Шофер»;
расширение
словарного запаса
детей;
воспитывать
интерес и
уважение к
профессии
шофера.
играть. Педагог
читает
стихотворение о
шофёре, дети
слушают о
профессии
шофёра,
отвечают на
вопросы и
отправляются в
поездку на
автобусе.
водителя,
насос,
игрушечные
машины –
легковая,
грузовая;
фонограмма
со звуками
улицы и
шумом машин.
III
Гараж
Констру-
ирование
Обучать детей
умению создавать
из строительного
материала
конструкции.
Развивать мелкую
моторику.
Воспитывать
интерес к
выполнению
задания.
Дети
рассматривают
образец,
рассказывают о
его назначении,
выделяют
основные части.
Педагог
объясняет и
показывает, как
выполнять
задание. Дети
строят гараж и
обыгрывают
ситуацию с
помощью
игрушечной
машины.
Строительный
материал для
конструирован
ия,
игрушечные
машины.
IV
Труд
водителя
Беседа
Знакомить детей с
трудом водителя,
показать его
общественную
значимость.
Закреплять знания
детей о грузовом,
легковом и
пассажирском
транспорте.
Развивать
внимание.
Воспитывать
уважение к труду
взрослых.
Педагог:
«Назовите
машины,
которые
находятся на
столе. Закройте
глаза. Чего не
стало? Кто
управляет этими
машинами?
Профессия
водителя важна
и нужна людям.
Он рано встает и
отправляется на
работу,
возвращается
поздно.
Водитель
управляет
автомобилем,
Игрушечные
машины.
который
привозит грузы,
людей на работу
и домой»
Февраль
I
Как кот
Фунтик
познако
-мился с
правила
-ми
дорожно
-го
движе-
ния.
Занятие
Познакомить
детей с
элементарными
правилами
дорожного
движения;
учить отвечать на
вопросы по
тексту;
довести до
сознания детей, к
чему может
привести
нарушение правил
дорожного
движения;
развивать
ловкость,
внимание,
сосредоточенност
ь, смекалку,
логическое
мышление;
воспитывать
грамотного
пешехода.
В гости к детям
приходит кот
Фунтик,
который ни
каких правил
дорожного
поведения на
дороге не знает
и соблюдать их
не хочет. Ребята
начинают играть
с ним и
показывать ему,
почему надо
пользоваться
правилами ДД.
Рули, зебра,
дорожный
знак, светофор.
II
Светофо
р
Подвиж-
ная игра
Познакомить
детей с правилами
игры. Развивать
внимание.
Ведущий
поднимает
зеленый круг,
ребята
потихоньку
начинают топать
ногами, будто
идут. Когда
поднят красный
– тишина.
Макет
светофора
III
Светофо
р
Чтение
Закрепить у детей
знание о
светофоре, его
назначении.
Развивать
зрительное и
слуховое
восприятие.
Воспитывать
усидчивость,
Педагог читает
стих, дети
слушают, а затем
обсуждают
прочитанное.
Стихотворение
С. Михалкова
«Скверная
история»
интерес к худ.
литературе.
IV
Узнай и
назови
Дид. игра
Закреплять у
детей знания о
различных видах
транспорта.
Педагог
описывает
автомобиль,
ребенок должен
узнать и
показать его на
картинке.
Иллюстрации
–
транспортные
средства.
Март
I
«Стоп
маши-
ны,
тише
ход!
Занятие
Продолжать
знакомить с
правилами
поведения на
дороге;
учить детей
составлять
изображение
машины из
готовых форм;
закрепить навык
наклеивания
готовых форм;
развивать мелкую
моторику рук,
зрительное
внимание, умение
контролировать и
координировать
свои действия;
расширять и
уточнять словарь
по теме.
Дети из загадки
узнают, что в
мешочке
спрятана
машина. Затем
они
рассматривают
различные
машины,
беседуют по
теме и
приступают к
изготовлению
своих машин.
Готовые
элементыма-
шинки,
вырезанные из
цветной
бумаги, основа
для
аппликации –
белый лист
бумаги, клей,
кисточки,
модели
(игрушки)
машинок,
образец
поделки,
тряпочки или
салфетки;
заготовка
улицы с
широкой
дорогой на
ватмане.
II
Дорога
для
автомоб
иля
Рисование
Учить детей
регулировать силу
нажима
карандаша.
Закреплять
представление о
том, что машины
ездят по широкой
дороге.Воспитыва
ть отзывчивость.
Педагог создает
проблемную
ситуацию: много
снега,
снегоуборочная
машина
сломалась. Дети
должны
заштриховать
дороги
коричневым и
черным
карандашом,
тогда
автомобили
смогут ехать.
Бумага,
карандаши.
III
Моя
улица
Беседа
Закреплять у
детей знания об
улице. Развивать
Дети
рассматривают
иллюстрации и
Книга М
Дружинина
«Моя улица»
зрительное
восприятие.
отвечают на
вопросы
педагога.
IV
Зажги
свой
огонек
Дид. игра
Закреплять у
детей знания о
светофоре,
сигналах, их
назначении
Педагог
загадывает
загадку о цвете
светофора, дети
«зажигают» этот
огонек на своих
светофорах.
Макет
светофора на
каждого
ребенка.
Апрель
I
Свето-
фор
Рисование
Учить детей
рисовать круги
красного, желтого
и зеленого цветов.
Закреплять знания
о сигналах
светофора.
Дети
рассматривают
светофор, а
затем рисуют его
цветными
карандашами.
Бумага,
карандаши,
макет
светофора.
II
Вечер
загадок
Развлече-
ние
Обучать детей
находить отгадку
по описанию.
Закреплять
представления о
грузовых,
легковых
машинах,
автобусе,
светофоре.
Развивать
слуховое
восприятие.
Педагог
загадывает
загадки, дети
отгадывают,
показывают
картинку.
Иллюстрации
– легковые и
грузовые
машины,
автобус,
светофор.
III
«Дети –
друзья
правил
дорожно
го
движен
ия»
Занятие
Формировать
представления
детей о правилах
дорожного
движения и
дорожных знаках;
знакомить детей с
правилами
безопасного
поведения на
улице;
познакомить детей
с тем, что может
произойти, если
пойдёшь один
гулять;
учить их
практически,
применять
знакомые правила
дорожного
движения в
Ребята
приглашают к
себе в гости
Светофорика. В
играх они
вспоминают и
закрепляют
цвета светофора
и что каждый из
них обозначает;
закрепляют
знания о ПДД и
поведении на
улице.
Шаблоны
разноцветных
кружков
(красный,
жёлтый,
зелёный);
пластиковые
шарики
трёх
цветов,
флажки;
имитация
пешеходного
перехода.
различных
ситуациях;
развивать
мышление,
зрительное
внимание, умение
ориентироваться в
окружающем
мире;
расширять знания
детей о светофоре,
значении его
сигналов;
формировать
желание
соблюдать
правила
дорожного
движения.
IV
Мы -
пассажи
ры
Сюжетно-
ролевая
игра
Закреплять у
детей знания о
пассажирском
транспорте
Дети строят из
стульев автобус,
поезд и
отправляются в
путь.
Стульчики,
игрушечный
руль.
Май
I
Мы
знаем
правила
дорожно
го
движен
ия!
Занятие
Познакомить с
обозначением
дорожных знаков,
сигналов
светофора;
учить рисовать
дорожные знаки;
формировать
навык
ориентирования
по дорожным
знакам и сигналам
светофора.
Ребята
продолжают
знакомиться и
закреплять ПДД,
слушают стихи,
отвечают на
вопросы, играют
в рифмы,
выбирают
правильный
вариант ответа.
С помощью
иллюстраций у
знают о работе
полицейского-
регулировщика;
знакомятся с
некоторыми
дорожными
знаками и сами
рисуют их.
Иллюстрации
с
изображением
проезжей
части,
светофора,
пешеходов,
дорожные
знаки, листы
бумаги,
краски.
II
Сложи
машину
Дид. игра
Обучать детей
складывать
предметы из
геометрических
фигур
Дети по образцу
складывают
машину.
Геометрически
е фигуры –
прямоугольник
и, трапеция,
треугольники,
круги
III
На
машине
Инсцениро
вка
Создавать у детей
положительный
эмоциональный
настрой
Дети старшей
группы
показывают
инсценировку
сказки
Н.Павлова «На
машине»
Костюмы:
заяц, волк,
лиса, медведь;
игрушечный
руль.
IV
Итого-
вое
Беседа
Уточнять объем
знаний и навыков,
приобретенных
детьми за год
обучения
Составление
сводной
таблицы,
подведение
итогов
График