Напоминание

Профилактика плоскостопии у детей дошкольного возраста.


Автор: Кошко Елена Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 75 красносельского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика плоскостопии у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профилактика плоскостопии у детей дошкольного возраста. Плоскостопие – патология, которая часто развивается у детей дошкольного возраста. Сразу отметим, что плоскостопие у детей бывает врождённым и приобретённым. При врождённых деформациях стопы таранная кость располагается вертикально. Плоскостопие может иметь очень серьёзные последствия. Если родители не будут обращать внимание на такую патологию у ребёнка-дошкольника, то совсем скоро у него разовьётся искривление позвоночника. Плоскостопие у ребёнка часто становится причиной сильных болей в ногах, головных болей, может приводить к ещё более серьёзным патологиям. Начинать лечение плоскостопия у ребёнка-дошкольника необходимо сразу после установления диагноза. Деткам до года с врождённым плоскостопием врачи рекомендуют проводить массажные процедуры, направленные на коррекцию положения таранной кости. В коррекционные процедуры входит подошвенное сгибание,
ношение супинаторов
. После выполненной коррекции врач обязательно накладывает ребёнку циркулярную гипсовую повязку (её нужно менять каждую неделю до полного исправления положения стопы). При лечении детского плоскостопия ношение такой повязки требуется на протяжении полугода, после чего ребёнку назначают постоянное ношение ортопедической обуви. Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках в подвижных играх. Главное назначение корригирующих упражнений – активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать правильные жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются также ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Время пребывания ребенка босиком вначале составляет 30-40 минут в день, а затем оно увеличивается.
Для повышения эффективности ходьбы босиком целесообразно параллельно проводить закаливание ног обмыванием и обливанием с последующим растиранием их сухим полотенцем. Обливание ног лучше всего делать по способу контрастного закаливания. После обливания ног прохладной водой и растирания их досуха обязательно дается несколько специальных упражнений: переступание с пятки на носок, перетоп и др. После занятий физическими упражнениями необходимо расслабить мышцы ног. Для этого, помимо водных процедур, целесообразно использовать массаж, который проводится в такой последовательности: вначале растирают пальцы, затем поглаживанием и растиранием массируют подошвенную и тыльную часть стопы, пятки, ахиллово сухожилие, голеностопный сустав и, наконец, голень. Систематически и последовательно применяя специальные физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, можно приостановить развитие плоскостопия у детей и даже исправить его. По мнению М.Кузнецовой, специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы (см. Приложение 1). Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы. Автор также подчеркивает, что здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольных учреждениях. И. Сергееня, кандидат педагогических наук, предлагает специальные упражнения для укрепления мышц и связок стопы, которые рекомендует включать в утреннюю гимнастику (по 2-3 упражнения), в физкультурное занятие (по 3-4 упражнения), в комплексы для специальных занятий с детьми, имеющими плоскостопие (по 8-10 упражнений), а также использовать во время прогулок. Причем наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком (см. Приложение 2). Т. Сулимцев, кандидат медицинских наук, Т.Шанина, предлагают, в работе с детьми, у которых выявлены нарушения рессорного аппарата стопы, использовать задания типа: "Кто быстрее пальцами ног соберет пуговицы", "Перейти через ручеек по палке", "Пройти на носочках", "Косолапый мишка", "Не урони мяч" и т.д. В утренние или вечерние часы проводить комплексы специальных упражнений (6-10 мин): собрать веревку пальцами ног, ходьба на носках, пятках, на внешней стороне свода стопы, прокатить палку по полу стопами и т. д. С этой целью в летнее время на участке организовывать
ходьбу босиком по рыхлой неровной поверхности, по траве песку. На физкультурных занятиях в вводную или заключительную часть обязательно вводить ходьбу на носках, пятках, по канату, обручу. Использовать малогабаритные физкультурные снаряды: гимнастические палки, теннисные мячи, кубики, канаты, скакалки, ребристую доску, которые способствуют более правильному выполнению физических упражнений.


В раздел образования