Автор: Жданова Наталья Георгиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №25"
Населённый пункт: горд Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Анализ урока в 11-м классе по теме: " Решение показательно-степенных уравнений.
Раздел: среднее образование
Урок «Решение показательно-степенных уравнений» в 11 классе проводится после
изучения тем «Решение степенных уравнений» и «Решение показательных уравнений» с
целью систематизации знаний.
Анализ письменных работ учащихся показывает, что при решении показательно-
степенных уравнений не освещённость вопроса об отрицательном значении аргумента
показательно-степенной функции в школьных учебниках, вызывает у них ряд трудностей
и ведет к появлению ошибок. А также возникают проблемы на этапе систематизации
полученных результатов, когда в силу перехода к уравнению – следствию или
неравенству – следствию, могут появиться посторонние корни. С целью устранения
ошибок была использована проверка по исходному уравнению и алгоритм решения
показательно-степенных уравнений
.
Анализ урока в 11-м классе по теме:
" Решение показательно-степенных уравнений. " (45 минут)
Жданова Наталья Георгиевна
учитель математики, МБОУ СОШ №25 города Абакана Республики Хакасия.
План- конспект урока
Тема:
Решение показательно-степенных уравнений.
Цели урока:
образовательные: формирование умений и навыков решать «показательно-
степенные уравнения»; ознакомить с основными приемами и методами
решения уравнений этого вида; обеспечить овладение всеми учащимися
основными
алгоритмами
приемами
решения
показательно-степенных
уравнений;
формирование
заинтересованности
учащихся
в
решении
показательных уравнения при подготовке к ЕГЭ.
развивающие: активизация познавательной деятельности; развитие навыков
самоконтроля и самооценки, самоанализа своей деятельности.
воспитательные:
формирование
умений
работать
самостоятельно;
принимать решение и делать выводы; воспитание устремлённости к
самообразованию
и
самосовершенствованию;
осознание
учащимися
социальной практической значимости учебного материала по изучаемой
теме.
I. Организационный момент: (1 минута)
II. Подготовка к основному этапу урока: (7 минут)
1.Устно:
1) Найти значение числовых выражений:
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
2) Сравните числа:
а)
и
б)
и
в) 2
и 3
г) 2
и 3
3) Внесите множитель под знак корня:
а) 2
б) 2
в) а
, а 0 г) в
, в
0 д) 2
е) 3
4) Укажите какое-либо число, больше 2, удовлетворяющее данному условию:
=9
2. Показательные уравнения, повторение изученного:
Пример №1.
125
3х-1
=5
Решение
5
9х-3
=5(5
-3
)
х
5
9х-3
=5
1-3х
9х-3=1-3х
х=
Ответ: х=
Пример №2.
3
=9
2х-2
Решение
3
=3
4х-4
=4х-4
Х
=
Ответ:
Х
=
III Усвоение новых знаний и способов действий: (23 минуты)
1. Познакомить учащихся с понятием «показательно-степенные уравнения»;
2. Изучить теорему о показательно- степенном уравнении вида
, где неизвестное находится и в показателе и в основании степени.
3. Ввести алгоритм решения уравнении вида
. Для этого надо
обратить внимание на то, что при а(х) не равном нулю, единице и минус
единице равенство степеней с одинаковыми основаниями (будь-то
положительными или отрицательными) возможно лишь при условии
равенства показателей. То - есть все корни уравнения
будут
корнями уравнения f(x) = g(x)
Обратное же утверждение неверно, при а(х) < 0 и дробных значениях f(x) и
g(x) выражения а(х)
f(x)
и а(х)
g(x)
теряют смысл.
То - есть при переходе от
к f(x) = g(x) при
и
могут
появиться посторонние корни, которые нужно исключить проверкой по
исходному уравнению. А случаи, а = 0, а = 1, а =-1 надо рассмотреть
отдельно.
Итак, для полного решения уравнения
рассматриваем
случаи:
а(х) = 0 . Если при значении х, удовлетворяющем этому уравнению, f(x) и
g(x) будут положительными числами, то это решение. В противном случае,
нет.
а(х) = 1. Корни этого уравнения являются корнями и исходного уравнения.
а(х) = -1. Если при значении х, удовлетворяющем этому уравнению, f(x) и
g(x) являются целыми числами одинаковой четности (либо оба четные, либо
оба нечетные), то это решение. В противном случае, нет.
При
и
решаем уравнение f(x)= g(x) и подстановкой
полученных результатов в исходное уравнение отсекаем посторонние корни.
4. Разобрать и оформить решение примеров:
Пример №3.
Решение
x – 3 = 0, x = 3. т.к. 3 > 0, и 3
2
> 0, то x
1
= 3 - это решение.
x – 3 = 1, x
2
= 4.
x – 3 = -1, x
3
= 2. Оба показателя четные. Это решение x
3
= 2.
x – 3 ≠ 0 и x ≠ ± 1. x = x
2
, x = 0 или x = 1. При x = 0, (-3)
0 =
(-3)
0
–верно это
решение x
4
= 0. При x = 1, (-2)
1 =
(-2)
1
– верно это решение x
5
= 1.
Ответ: 0, 1, 2, 3, 4.
Пример №4.
Решение
По определению арифметического квадратного корня: x – 1 ≥ 0, x ≥ 1.
x – 1 = 0 или x = 1,
= 0, 0
0
это не решение.
x – 1 = 1 x
1
= 2.
x – 1 = -1 x
2
= 0 не подходит в ОДЗ.
=
Д = -16 – корней нет.
Ответ: 2.
IV Закрепление нового материала. Первичная проверка понимания.
Пример №5.
Решение
1)
= 0 решения нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.
2)
≠ 0 т.е.
. Тогда можем записать:
2.1)
= 1.
= 0
и
2.2)
= -1 х = 0 или х = 1. При х = 0
= -1. (-1)
-1
≠ (-1)
0
.
Это не решение.
При х = 1 (-1)
0
= (-1)
0
.
Это решение х
3
= 1.
2.3)
≠ 0 и
≠ ±1 имеем
= 0,
= -1 или
= 1. Эти корни уже учтены.
Ответ: -1, 1, 2.
Пример №6.
Решение
1) при
решений нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.
2) при
,
,
.
3)
,
.
, (-1)
0
= (-1)
0
это решение.
.
4)
и
или
При
(-4)
0
= 1 – верно.
Ответ: -1, 2, 4.
Пример №7.
Решение
1)
,
,
это не решение.
2)
,
и
.
3) отрицательных значений основание не имеет. При
и
,
,
,
х = 5, 3
15
= 3
15
– верно. х
3
= 5,
х = 2 – не является решением.
Ответ: 1,3,5.
Пример №8
Решение
ОДЗ:
,
,
,
и
Все решения принадлежат уравнению
=2.
,
,
и
. Оба значения принадлежат к ОДЗ.
Ответ: -4, -1.
Работа учащихся в группах по 4 человека, группы получили одинаковый
набор заданий, но в разном порядке. (10 минут)
Пример №1
Решение
1)
,
,
,
. Это решение
.
2)
,
.
3)
,
,
- четное и -3х – четное. Это решение. х
2
= -4.
4)
и
,
,
,
, 4
-3
= 4
-3
– верно.
.
Ответ: -4, -3, -2, 1
Пример №2
Решение
1)
не дает решений, т.к. 0 ни в какой степени не равен 1.
2)
.
или
.
3) отрицательных значений
не имеет.
4) При
,
, т.к.
, то
. Проверка 2
0
= 1 – верно.
Ответ: -1, 1, 2.
Пример №3
Решение
ОДЗ:
,
,
.
1)
решений не имеет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.
При
,
или
,
ОДЗ,
ОДЗ.
Значит все решения содержатся в уровнении
= 0,
или
.
Проверка:
, 2
0
= 1 – верно.
,
- верно.
Ответ: 0, 3/2.
Пример №4
Решение
1)
решений не дает, т.к. 0 в любой степени не равен 1.
2) При
,
,
. Все решения принадлежат
уравнению
.
или
.
3)
,
и
.
Второе решение не подходит, т.к
,
. А
является решением
Ответ:
, 2, 4.
Проверочная работа: По одному ученику из групп - на доске записывается
первый пример, тем самым проверяется решение всех заданий.
V . Подведение итогов урока: (2 минуты)
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж
по его выполнению: (2 минуты)
Домашнее задание:
1.
Ответ: 0; 3.
2.
Ответ: 1; 3.
3.
Ответ: 1; 8.
4.
Ответ: -1; 1; 2.
5.
Ответ:
.