Напоминание

"Праздник родного языка"


Автор: Воронцова Екатерина Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ СОШ п.Лесной Верхнекамского района Кировской области
Населённый пункт: п.Созимский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Праздник родного языка"
Раздел: среднее образование





Назад




1

Разработка мероприятия, посвященного Международному дню родного

языка, на тему: «Праздник родного языка».

Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным

днём родного языка; формировать интерес к русскому языку посредством

лингвистических игр.

Задачи:

Формировать бережное отношение как к родному, так и другим

языкам, гордость за родной язык, чувство принадлежности к великому

русскому народу, его культуре.

Воспитывать чувство патриотизма.

Способствовать повышению грамотности обучающихся.

Развивать познавательный интерес, потребность в расширении

кругозора и углублении знаний по русскому языку; развивать речь,

память, мышление.

Ожидаемые результаты:

Изменение качества знаний обучающихся.

Развитие интереса к русскому языку и литературе как учебным

предметам.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята, гости сегодняшнего мероприятия! Давайте

поприветствуем друг друга на нашем с вами родном языке (приветствия).

А теперь – на том языке, который вы изучаете в школе дополнительно, или

просто знаете несколько слов. Итак, приветствия на других языках

прозвучали?

(Ответы детей)

Ведущий: Давайте посчитаем, на скольких языках они прозвучали… Всего 4

– 5! А знаете ли вы, сколько языков насчитывается во всём мире? (Ответы

детей)

Оказывается, в мире насчитывается до 7 тысяч языков! В это трудно

поверить, но это так! На своём языке говорят целые народы и те, кого

насчитывается лишь несколько десятков человек. Землю населяют разные

живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и

киты. Но только человек обладает бесценным даром слова.

Я люблю свой родной язык!

2

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч…

Ведущий: Как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем говорить о таком

малоизвестном празднике, как Дне родного языка, который отмечается 21

февраля. Международный день родного языка был провозглашён

Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается

каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному

разнообразию.

Мы окунёмся в историю нашего языка, узнаем много интересного.

Когда мы впервые приходим в школу, нам вручают замечательную книгу –

азбуку. Знаете ли вы, почему она получила такое название? (Ответы ребят)

Действительно, слово «азбука» произошло от названия двух первых

букв древнерусского алфавита «аз» и «буки». В старину грамоте учили по

церковным книгам. В церковно – славянской азбуке буквы назывались не

так, как теперь. Их было 49!

Итак, внимание! 1 – е задание: «Аз и буки – начало всей науки».

- Переведи с древнерусского языка:

Сьдъсь (здесь)

Бъчела (пчела)

Съдоровъ (здоров)

Двашьды (дважды)

Дъстоканъ (стакан)

Ведущий: Вот видите, как нелегко было учиться детям в старину. Недаром

сложились в народе пословицы: «Азбуку учат, во всю избу кричат», «Аз,

буки - бери указку в руки; фита, ижица - плётка близится», «Аз, буки, веди

страшат, как медведи».

Помимо трудных названий букв, сложность учёбы была ещё в том, что

при обучении чтению требовалось сначала называть буквы первого слога,

затем - второго и т.д., потом слоги складывались в слово. Например, слово

«ШКОЛА» читалось так: ща, како, он, люди, аз.

3

Задание 2 - е «Не для муки, а для науки»

Ведущий: Сейчас на слайде вы увидите названия древнерусских букв.

Нужно сложить их в слова:

Како, наш, иже, глаголь, аз КНИГА

Буки, ук, како, веди, аз БУКВА

Реци, он, добро, иже, наш, аз РОДИНА

Ук, червь, есть, наш, иже, како УЧЕНИК

Червь, есмь, люди, он, веди, есмь, како ЧЕЛОВЕК

Глагол, реци, аз, мыслите, он, твердо, аз ГРАМОТА

Ведущий: Обратимся к слайду: языков в России около 277, под угрозой

исчезновения - 135. Отсюда одна из причин появления Международного

праздника родного языка. Язык открывает путь к изменению и развитию

человеческого общества. Использование или отказ от использования языков

может открыть или преградить дорогу в будущее многим представителям

общества мире. Посвящаем нашу встречу великому русскому языку. День

родного языка в России - это не просто праздник, это повод выразить

благодарность всем, кто творил историю русской речи и совершенствовал её.

Задание 3 - е «Продолжите пословицу»

«Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с

Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с

женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был

искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными

говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость

французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того

богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского

языков», - говорил М.В.Ломоносов. С ним трудно не согласиться. Особенно

эти качества проявились в произведениях устного народного творчества.

У вас на столах лежат конверты с пословицами, которые разрезаны на

отдельные слова. Нужно «собрать» их и прикрепить на доску.

В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ И В ГОРСТИ МИЛА

И ПЫЛИНКА РОДНОЙ ЗЕМЛИ - ЗОЛОТО

ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ

НА ЧУЖОЙ СТОРОНЕ И ВЕСНА НЕ КРАСНА

КТО МОЛЧИТ, ТОТ ДВУХ НАУЧИТ

4

КРАСНУЮ РЕЧЬ КРАСНО И СЛУШАТЬ

СЛОВО - СЕРЕБРО, МОЛЧАНЬЕ - ЗОЛОТО

МАЛ ЯЗЫК, ДА ВСЕМ ТЕЛОМ ВЛАДЕЕТ

ХОРОШУЮ РЕЧЬ ПРИЯТНО И СЛУШАТЬ

КРЕПКА ОКОВА, А ЕЩЁ КРЕПЧЕ СЛОВО

БОГ ДАЛ ДВА УХА, А ОДИН ЯЗЫК

БУДЬ СВОЕМУ СЛОВУ ГОСПОДИН

Задание 4 - е «Крылатые выражения»

Ведущий: Знаете ли вы, что такое крылатые выражения? (Попали в

нашу речь из литературных источников, цитат, образных выражений. Они

придают нашей речи особую меткость и выразительность). Раскройте смысл

этих высказываний. За правильный ответ вы будете получать стикеры (я, з,ы,

к и другие).

ВО ВЕСЬ ДУХ (быстро)

СЕСТЬ В ЛУЖУ (опозориться)

ПРИКУСИТЬ ЯЗЫК (замолчать)

ЗНАТЬ НА ЗУБОК (хорошо)

ОКАЗАТЬСЯ У РАЗБИТОГО КОРЫТА (ни с чем)

В ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ (медленно)

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ (запомнить)

ЧЕСАТЬ ЯЗЫКОМ (болтать)

ДЕЛАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА (преувеличивать)

Ведущий: Ну а теперь, поводя итог, я загадаю вам загадку. Отгадкой

будет слово, составленное из букв на ваших стикерах.

ГЛУБИНА ЕГО БЕЗДОННА,

ОН ВЕЛИК И БЕСПОДОБЕН,

ГИБОК, ЛОВОК И ПОСЛУШЕН

И В РОССИИ ВСЕМ ОН НУЖЕН!

Какое же слово у вас получилось? Я-З-Ы-К. Благодарю всех за работу,

надеюсь сегодня мы потрудились не зря.



В раздел образования