Автор: Сосновская Елизавета Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Красноярская школа 8"
Населённый пункт: г. Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН) интеллектуальными нарушениями, вариант 1 для 3 класса
Раздел: среднее образование
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноярская школа № 8»
Рассмотрено
на заседании методического
совета школы
Протокол № 1
от «29» августа 2023г.
Утверждаю:
Директор КГБОУ
«Красноярская
школа
№8»
__________________________
М.Ю. Школьная
«29» августа 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Логопедические занятия»
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН)
интеллектуальными нарушениями,
Вариант 1
для 3 класса
на 2023 – 2024 учебный год
Составитель: Сосновская Е.П.
Красноярск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел................................................................................................3
1.1. Пояснительная записка....................................................................................3
1.2. Планируемые предметные результаты освоения рабочей программы.......4
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей
программы................................................................................................................5
2.Содержательный раздел................................................................................7
2.1. Содержание учебного предмета.....................................................................7
3. Организационный раздел................................................................................8
3.1 Учебно-тематический план..............................................................................8
3.2 Календарно-тематическое планирование.......................................................8
3.3 Учебно-методическое обеспечение...............................................................12
3.4. Материально-техническое обеспечение.......................................................12
Приложение..........................................................................................................13
Контрольно-измерительные материалы........................................................13
Практическая работа за 1 четверть......................................................................13
Практическая работа за 2 четверть......................................................................14
Практическая работа за 3 четверть......................................................................16
Годовая промежуточная аттестация....................................................................18
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Данная
рабочая
программа
по
коррекционному
курсу
«Логопедические занятия» (далее Программа) реализуется в условиях 3
класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с лёгкой
умственной отсталостью «Красноярской школы №8».
Рабочая программа составлена на основании:
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью КГБОУ
«Красноярская школа № 8»;
Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу,
дисциплине) КГБОУ «Красноярская школа №8»;
Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся КГБОУ
«Красноярская школа № 8»;
Календарного графика КГБОУ «Красноярская школа № 8»
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
коррекционный
курс
«Логопедические
занятия»
входит
в
коррекционно-развивающую
предметную область и является частью учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и
развитии
всех
сторон
речи
(фонетико-фонематической,
лексико-
грамматической, синтаксической, связной речи); формировании и развитии
навыков вербальной коммуникации.
Основными задачами логопедической работы является:
- пополнять и актуализировать словарный запас;
- развивать грамматический строй речи (синтаксическую структуру
речевых высказываний, навыки словоизменения и словообразования);
- развивать навыки диалогической речи;
- развивать связную монологическую речь;
- корректировать нарушения чтения и письма;
- расширять представления об окружающей действительности;
- развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание).
Цель
изучения
предмета в 3 классе
– развитие вербальных и
невербальных средств коммуникации, и навыков общения, способствующих
социально-бытовой адаптации и личностному развитию.
Задачи предмета в 3 классе:
создавать условия для формирования и развития у обучающихся
индивидуально-личностных качеств, социально значимых ценностных
установок,
комплекса
(социальных)
жизненных
компетенций,
необходимых
для
введения
их
в
культуру,
овладения
ими
социокультурным опытом в соответствии с Программой оценки
личностных результатов обучающихся КГБОУ «Красноярская школа
№8»;
расширять опыт взаимодействия в коллективе сверстников;
расширять и закреплять запас знаний и представлений об окружающем
мире;
совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;
совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
развивать речевую активность и формировать на основе этого
коммуникативные навыки;
формировать необходимый объём словарного запаса и обогащать его;
формировать,
развивать
и
совершенствовать
грамматическое
оформление речи;
развивать навык построения предложения по заданным образцам.
1.2. Планируемые предметные результаты освоения рабочей программы
Результатом реализации программы могут явиться следующие предметные
результаты обучающегося.
Минимальный уровень:
формулирует просьбы и желания с использованием этикетных слов и
выражений;
дифференцирует на слух речевые и неречевые звуки;
понимает значения порядковых числительных;
понимает
значение
притяжательных
прилагательных
мужского
и
женского рода;
понимает
уменьшительно-ласкательную
форму
существительных,
единственное и множественное число существительных;
участвует в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
понимает значения названий геометрических фигур, цветов;
воспринимает на слух сказки/рассказы; отвечает на вопросы по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;
участвует в беседах на темы, близкие личному опыту обучающегося;
понимает значение простых предлогов;
составляет рассказы по сюжетной картинке с опорой на план.
Достаточный уровень:
Высказывает свои просьбы/желания; выполняет речевые действия
(приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие
этикетные слова и выражения;
дифференцирует
на
слух
гласные/согласные,
глухие/звонкие,
твёрдые/мягкие звуки;
использует в речи порядковые числительные;
понимает и использует притяжательные прилагательные мужского и
женского рода;
понимает и использует в речи уменьшительно-ласкательную форму
существительных,
единственное
и
множественное
число
существительных;
понимает
значения
названий
геометрических
фигур,
цветов,
распространённых материалов;
определяет количество слов в предложении;
активно участвует в беседах и ролевых играх по предложенным темам;
понимает
содержание
сказок/рассказов,
отвечает
на
вопросы
по
содержанию, активно участвует в обсуждении прочитанного;
понимает значение простых и составных предлогов, использует в речи
простые предлоги;
составляет рассказы по плану/сюжетным картинкам.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
рабочей программы
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью пред-
метных
результатов
базируется
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные
обучающимися
даже
незначительные
по
объему
и
элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-
развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в
становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний. В связи
с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются
следующие:
соответствие / несоответствие науке и практике;
полнота и надежность усвоения;
самостоятельность применения усвоенных знаний.
Предметные результаты оцениваются как полные, частично полные и
неполные.
Самостоятельность
выполнения
заданий
оценивается
с
позиции
наличия / отсутствия помощи и ее видов:
задание выполнено полностью самостоятельно;
выполнено по словесной инструкции;
выполнено с опорой на образец;
задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения программы выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по
характеру
выполнения
(репродуктивные,
продуктивные,
творческие).
Результаты,
продемонстрированные
учеником,
оцениваются
следующим образом:
«удовлетворительно»
(зачёт),
если
обучающиеся
верно
выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
При оценке предметных результатов следует стимулировать учебную и
практическую деятельность обучающегося
Промежуточная
и
итоговая
аттестация
обучающихся
с
легкой
умственной отсталостью, по учебному предмету «Речевая практика» в 4
классе проводится на основании выявленных у обучающихся знаний, умений
и навыков в овладении предметными результатами программы, а так же
мониторинга личностных результатов в соответствии с Программой оценки
личностных результатов обучающихся КГБОУ «Красноярская школа №8».
Процедура аттестации обучающихся проводится в режиме текущего
урока.
Материалы оценивания оформлены в Приложение
(Контрольно-
измерительные материалы).
2.Содержательный раздел
2.1. Содержание учебного предмета
Исходя из поставленных целей и задач, программой предусмотрены
следующие разделы:
1. «Развитие звуковой стороны речи».
2.«Лексика и грамматика».
3. «Формирование и развитие связной речи».
4. «Обучение грамоте, коррекция нарушений чтения и письма».
Раздел
«Развитие
звуковой
стороны
речи»
предусматривает
обобщение знаний о звуковой стороне речи: гласные и согласные звуки и
буквы, слог, деление на слоги, ударение, согласные твердые и мягкие,
согласные звонкие и глухие
и т. д. Включает работу по развитию
фонематического восприятия (дифференциация звуков) и навыков звукового
анализа.
Раздел
«Лексика
и
грамматика»
включает
речевой
материал,
направленный
на
расширение
и
активизацию
словаря
(обогащение
синонимами,
антонимами),
развитие
практических
навыков
словообразования, словоизменения и согласования частей речи.
В процессе развития лексико-грамматических средств языка учитель-
логопед формирует и развивает у обучающихся умения:
- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и
падеже;
-
понимать
и
использовать
уменьшительно-ласкательную
форму
существительных;
- изменять существительные в числе и роде;
- использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два,
много);
- использовать в речи глаголы, прилагательные;
- согласовывать личные местоимения с глаголами (я сижу, он поет, они
пишут);
-
употреблять
в
самостоятельной
речи
некоторые
названия
геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал.), основных цветов
(красный, синий, зеленый, черный);
-заучивать короткие стихи;
- понимать и использовать в речи простые и составные предлоги;
- определять количество слов в предложении в собственной и чужой
речи.
В разделе «Формирование и развитие связной речи»
определены
основные направления работы с предложением и текстом. Проводится
работа
по
формированию
умений,
обеспечивающих
восприятие,
воспроизведение и создание собственных связных устных высказываний.
Раздел «Обучение грамоте, коррекция нарушений чтения и
письма» предполагает закрепление навыка чтения и письма, работу над
осознанностью чтения, коррекцию различных видов дисграфий и дислексий.
3. Организационный раздел
3.1 Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Контрол
ьная
работа
1.
Я школьник
2
4
2.
Человек.
14
3.
Мир животных
15
4.
Мир растений
13
5.
Части тела. Гигиена и питание.
12
6.
Времена года
7
Итого:
68
3.2 Календарно-тематическое планирование
Дата
Количество
часов
Тема
1 четверть
1
Лексическая тема: «Школа». Работа по сюжетной картине.
1
Лексическая
тема:
«Школьные
принадлежности».
Прослушивание рассказа. Ответы на вопросы по содержанию
с помощью опорных картин.
1
Лексическая тема: «Как устроен человек?». Составление
простых предложений о строении человека
1
Лексическая тема: «Человек. Части лица». Составление
простых предложений по предметным картинкам об эмоциях,
которые испытывает человек.
1
«Эмоции». Актуализация словарного запаса по теме.
1
Лексическая тема: «Дружная семья. Взрослые и дети».
Составление простых предложений о семье с
противительным союзом «А» и использованием антонимов.
1
Лексическая тема: «Времена года. Осень.» Составление
рассказа о приметах осени по сюжетной картинке.
1
Лексическая тема: «Ранняя осень». Составление рассказа о
приметах ранней осень по картинам.
1
Лексическая тема «Сбор урожая».
1
Лексическая тема: «Осенью в лесу».
1
Лексическая тема: «Фрукты». Определение формы, цвета и
вкуса фруктов, составление предложений с однородными
членами по картинкам.
1
Лексическая тема: «Овощи». Определение формы, цвета и
вкуса овощей, составление предложений с однородными
членами по картинкам.
1
Лексическая тема: «Овощи и фрукты». Сравнение фруктов и
овощей по плану.
1
Лексическая тема: «Грибы». Составление рассказа о грибах
по опорным картинкам.
1
Практическая работа за 1 четверть.
1
Лексическая тема: «Деревья». Образование относительных
прилагательных.
2 четверть
1
Лексическая тема: «Домашние животные». Определение
количества
и
последовательности
звуков
в
слове,
их
схематичное изображение.
1
Лексическая
тема:
«Детеныши
домашних
животных».
Образование
существительных
с
уменьшительно-
ласкательными
суффиксами,
обозначающими
детёнышей
животных.
1
Лексическая тема: «Дикие животные». Согласование глагола
с существительным, построение простых предложений.
1
Лексическая тема: «Детеныши диких животных».
Составление простых распространённых предложений с
употреблением предлогов «в», «на».
1
Лексическая тема: «Домашние птицы». Коллективное
составление рассказа с опорой на картинку и план.
1
Лексическая тема: «Детеныши домашних птиц». Образование
названий детёнышей с помощью суффиксов.
1
Лексическая тема: «Лесные птицы». Составление простых
распространённых предложений с употреблением предлогов
«до», «после».
1
Лексическая
тема:
«Зимующие
и
перелётные
птицы».
Составление предложений с противительным союзом «а».
1
Лексическая
тема:
«На
ферме».
Образование
существительных
с
суффиксом
«ик»
для
обозначения
построек, в которых находятся животные.
1
Лексическая тема: «В лесу».
1
Лексическая тема: «Животные жарких стран». Актуализация
слов, обозначающих состояние.
1
Лексическая тема: «Детеныши животных жарких стран».
Актуализация слов, обозначающих поведение.
1
Лексическая тема: «Приметы зимы».
1
Лексическая тема: «Зима. Зимние забавы». Составление
описательного рассказа.
1
Практическая работа за 2 четверть.
1
Лексическая
тема:
«Новый
год».
Заучивание
коротких
стихотворений.
3 четверть
1
Лексическая тема: «Животные Севера». Закрепление навыка
образования множественного числа имен существительных.
1
Лексическая
тема:
«Детеныши
животных
Севера».
Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с
именами существительными.
1
Лексическая тема: «Кто где живёт?». Формирование навыка
практического
употребления
существительных
единственного и множественного числа в дательном и
родительном падежах без предлога.
1
Лексическая тема: «Весна». Закрепление навыка подбора
имен прилагательных.
1
Лексическая тема: «Весна в городе и в лесу». Составление
предложений с союзом «а».
1
Лексическая тема: «Моя страна и мой город».
1
Лексическая
тема:
«Одежда».
Формирование
навыка
согласования числительных с именами существительными и
прилагательными.
1
Лексическая тема: «Головные уборы». Закрепление навыка
согласования числительных с именами существительными и
прилагательными.
1
Лексическая тема: «Обувь». Составление рассказа по серии
картинок.
1
Лексическая тема: «Что надеть?». Составление рассказа-
описания с опорой на картинно-графический план.
1
Лексическая тема: «Бытовая техника». Формирование навыка
образования творительного падежа имен существительных
единственного числа.
1
Лексическая тема: «Дом». Закрепление навыка образования
уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.
1
Лексическая тема: «Папин праздник». Закрепление навыка
образования множественного числа имен существительных.
1
Лексическая тема: «Мебель». Пересказ рассказа «Как делают
мебель».
1
Лексическая тема: «Посуда». Уточнение понимания
предлогов на, в, под, с, из.
1
Лексическая тема: «Мамин праздник». Формирование навыка
составления предложений с союзом «потому что».
1
Лексическая
тема:
«Продукты».
Закрепление
навыка
согласования имен существительных с притяжательными
местоимениями мой, моя, мои.
1
Лексическая тема: «Туалетные принадлежности».
Закрепление навыка согласования прилагательных с
существительными.
1
Практическая работа за 3 четверть.
1
Лексическая тема: «Гигиена». Составление рассказа-описания
с опорой на картинно-графический план.
4 четверть
1
Лексическая тема: «Наземный транспорт». Составление
рассказа по сюжетной картинке.
1
Лексическая тема: «Воздушный транспорт».
1
Лексическая тема: «Водный транспорт».
1
Лексическая тема: «Кто такие космонавты».
1
Лексическая тема: «День победы». Составление простого
описательного рассказа с опорой на картинно-графический
план.
1
Лексическая тема: «Весенние работы в саду». Закрепление
навыка
практического
употребления
существительных
единственного и множественного числа.
1
Лексическая тема: «Речные и морские рыбы». Пополнение и
актуализация словарного запаса.
1
Лексическая тема: «Ягоды». Согласование прилагательных с
существительными единственного и множественного числа.
1
Лексическая тема: «Цветы». Составление описательных
рассказов о цветах с использованием схемы.
1
Лексическая тема: «Как выращивают цветы». Составление
рассказа по схеме.
1
Лексическая
тема:
«Лето».
Составление
рассказа
по
сюжетной картине.
1
Промежуточная итоговая аттестация за 3 класс.
1
Лексическая тема: «Город и деревня». Сравнение по схеме.
1
Лексическая тема: «Профессии». Актуализация знаний о
профессиях. Составление рассказа о профессиях родителей.
3.3 Учебно-методическое обеспечение
1.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.
Москва: Владос, 1999.
2.
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной
школе». – М.: «Владос», 1999 г.
3.
Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. «Звуки на все руки». Санкт0Петербург,
2004 г.
4.
Ткаченко Т.А. «Логопедическая энциклопедия». Мир книги, 2010 г.
5.
Арбекова Н.Е Развиваем связную речь у детей с ОНР 5-6 лет.
Конспекты фронтальных занятий. Серия альбомов. Москва, издательство
Гном, 2015.
6.
Арбекова Н.Е Развиваем связную речь у детей с ОНР 5- 6лет. Серия
альбомов. Москва, издательство Гном, 2015.
7.
Арбекова Н.Е Развиваем связную речь у детей с ОНР 5-6 лет.
Конспекты подгрупповых занятий. Москва, издательство Гном, 2015.
8.
Громова О. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет. Москва:
ТЦ Сфера, 2010
9.
Уфимцева
Л.П.,
Самодурова
А.А.
методические
рекомендации):
«Организация логопедических занятий в школе для детей с нарушением
интеллекта».
3.4. Материально-техническое обеспечение
Дидактический материал в картинках «Мой дом, моя семья»,
«Мебель», «Инструменты, «Бытовая техника», «Дикие животные»,
«Домашние животные», «Птицы», «Животные жарких стран»,
«Животные холодных широт», «Мир морей и океанов», «Цветы
садовые», «Деревья и кустарники», «Цветы полевые», «Фрукты»,
«Овощи», «Продукты питания», «Семья», «Профессии».
Игрушки-муляжи «Посуда».
Дидактический материал в картинках по теме «Школа».
Реальные школьные принадлежности.
Игрушки-муляжи «Животные».
Игрушки-муляжи «Деревья».
Игровой набор «Продукты»
Игровой набор муляжей «Фрукты», «Овощи».
Игровой набор «Времена года».
Приложение
Контрольно-измерительные материалы
Практическая работа за 1 четверть
Задание 1. Один-много.
Нога – ноги – много ног.
Рука - ... - ...
Рот - ... - ...
Нос - ... - ...
Волос - ... - ...
Ухо - ... - ...
Задание 2. Слова - антонимы.
Большой – маленький.
Кислый - ...
Короткий - ...
Высокий - ...
Чёрный - ...
Задание 3. Расположи грибы от большего к меньшему.
Задание 4. Составь 3 предложения о грибе по картинке.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Практическая работа за 2 четверть
Задание 1. Зачеркни все шарики и подчеркни все снежинки так, как
показано на образце в рамочке.
Задание 2. То, чо пригодится лето – раскрась зелёным цветом. А то, что
пригодится зимой – красным.
Задание 3. Посмотри на картинки и ответь на вопросы.
Куда залезла собака?
Откуда вылезла собака?
Куда закатился мяч?
Откуда выкатился мяч?
Практическая работа за 3 четверть
Задание 1. Соедени каждую картинку с подходящим словом.
Задание 2. Посчитай.
Один дом – два дома – пять домов
Комната - ..................................... - .....................................
Стена - ............................... - ...............................................
Дверь - .................................... - ............................................
Балкон - ....................................... - ..........................................
Крыша - ......................................... - .........................................
Звонок - ........................................... - ...............................................
Задание 3. Кто где живёт?
– жилой дом
_________________________
_________________________
__________________________
____________________________
________________________________
__________________________________
Годовая промежуточная аттестация.
Задание 1. Обведи то, что ты можешь встретить в городе. Раскрась то,
что можешь встретить в деревне.
Задание 2. Чьё это?
Чья голова? – рыбья
Чиь жабры?
Чей хвост?
Чья чешуя?
Чьи плавники?
Задание 3. Лесные и садовые ягоды. Помоги зверям собрать ягоды. От
садовых ягод проведи стрелку к корзинке ёжика, а от леных – к
корзинке медвежонка.