Напоминание

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН) интеллектуальными нарушениями, вариант 1 для 3 класса


Автор: Сосновская Елизавета Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Красноярская школа 8"
Населённый пункт: г. Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН) интеллектуальными нарушениями, вариант 1 для 3 класса
Раздел: среднее образование





Назад




Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноярская школа № 8»

Рассмотрено

на заседании методического

совета школы

Протокол № 1

от «29» августа 2023г.

Утверждаю:

Директор КГБОУ

«Красноярская

школа

№8»

__________________________

М.Ю. Школьная

«29» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса

«Логопедические занятия»

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН)

интеллектуальными нарушениями,

Вариант 1

для 3 класса

на 2023 – 2024 учебный год

Составитель: Сосновская Е.П.

Красноярск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел................................................................................................3

1.1. Пояснительная записка....................................................................................3

1.2. Планируемые предметные результаты освоения рабочей программы.......4

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей

программы................................................................................................................5

2.Содержательный раздел................................................................................7

2.1. Содержание учебного предмета.....................................................................7

3. Организационный раздел................................................................................8

3.1 Учебно-тематический план..............................................................................8

3.2 Календарно-тематическое планирование.......................................................8

3.3 Учебно-методическое обеспечение...............................................................12

3.4. Материально-техническое обеспечение.......................................................12

Приложение..........................................................................................................13

Контрольно-измерительные материалы........................................................13

Практическая работа за 1 четверть......................................................................13

Практическая работа за 2 четверть......................................................................14

Практическая работа за 3 четверть......................................................................16

Годовая промежуточная аттестация....................................................................18

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Данная

рабочая

программа

по

коррекционному

курсу

«Логопедические занятия» (далее Программа) реализуется в условиях 3

класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с лёгкой

умственной отсталостью «Красноярской школы №8».

Рабочая программа составлена на основании:

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями);

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями);

Адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью КГБОУ

«Красноярская школа № 8»;

Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу,

дисциплине) КГБОУ «Красноярская школа №8»;

Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля

успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся КГБОУ

«Красноярская школа № 8»;

Календарного графика КГБОУ «Красноярская школа № 8»

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

коррекционный

курс

«Логопедические

занятия»

входит

в

коррекционно-развивающую

предметную область и является частью учебного плана, формируемой

участниками образовательных отношений.

Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и

развитии

всех

сторон

речи

(фонетико-фонематической,

лексико-

грамматической, синтаксической, связной речи); формировании и развитии

навыков вербальной коммуникации.

Основными задачами логопедической работы является:

- пополнять и актуализировать словарный запас;

- развивать грамматический строй речи (синтаксическую структуру

речевых высказываний, навыки словоизменения и словообразования);

- развивать навыки диалогической речи;

- развивать связную монологическую речь;

- корректировать нарушения чтения и письма;

- расширять представления об окружающей действительности;

- развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание).

Цель

изучения

предмета в 3 классе

– развитие вербальных и

невербальных средств коммуникации, и навыков общения, способствующих

социально-бытовой адаптации и личностному развитию.

Задачи предмета в 3 классе:

создавать условия для формирования и развития у обучающихся

индивидуально-личностных качеств, социально значимых ценностных

установок,

комплекса

(социальных)

жизненных

компетенций,

необходимых

для

введения

их

в

культуру,

овладения

ими

социокультурным опытом в соответствии с Программой оценки

личностных результатов обучающихся КГБОУ «Красноярская школа

№8»;

расширять опыт взаимодействия в коллективе сверстников;

расширять и закреплять запас знаний и представлений об окружающем

мире;

совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;

совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

развивать речевую активность и формировать на основе этого

коммуникативные навыки;

формировать необходимый объём словарного запаса и обогащать его;

формировать,

развивать

и

совершенствовать

грамматическое

оформление речи;

развивать навык построения предложения по заданным образцам.

1.2. Планируемые предметные результаты освоения рабочей программы

Результатом реализации программы могут явиться следующие предметные

результаты обучающегося.

Минимальный уровень:

формулирует просьбы и желания с использованием этикетных слов и

выражений;

дифференцирует на слух речевые и неречевые звуки;

понимает значения порядковых числительных;

понимает

значение

притяжательных

прилагательных

мужского

и

женского рода;

понимает

уменьшительно-ласкательную

форму

существительных,

единственное и множественное число существительных;

участвует в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

понимает значения названий геометрических фигур, цветов;

воспринимает на слух сказки/рассказы; отвечает на вопросы по их

содержанию с опорой на иллюстративный материал;

участвует в беседах на темы, близкие личному опыту обучающегося;

понимает значение простых предлогов;

составляет рассказы по сюжетной картинке с опорой на план.

Достаточный уровень:

Высказывает свои просьбы/желания; выполняет речевые действия

(приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие

этикетные слова и выражения;

дифференцирует

на

слух

гласные/согласные,

глухие/звонкие,

твёрдые/мягкие звуки;

использует в речи порядковые числительные;

понимает и использует притяжательные прилагательные мужского и

женского рода;

понимает и использует в речи уменьшительно-ласкательную форму

существительных,

единственное

и

множественное

число

существительных;

понимает

значения

названий

геометрических

фигур,

цветов,

распространённых материалов;

определяет количество слов в предложении;

активно участвует в беседах и ролевых играх по предложенным темам;

понимает

содержание

сказок/рассказов,

отвечает

на

вопросы

по

содержанию, активно участвует в обсуждении прочитанного;

понимает значение простых и составных предлогов, использует в речи

простые предлоги;

составляет рассказы по плану/сюжетным картинкам.

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

рабочей программы

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью пред-

метных

результатов

базируется

на

принципах

индивидуального

и

дифференцированного подходов.

Усвоенные

обучающимися

даже

незначительные

по

объему

и

элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-

развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в

становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний. В связи

с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются

следующие:

соответствие / несоответствие науке и практике;

полнота и надежность усвоения;

самостоятельность применения усвоенных знаний.

Предметные результаты оцениваются как полные, частично полные и

неполные.

Самостоятельность

выполнения

заданий

оценивается

с

позиции

наличия / отсутствия помощи и ее видов:

задание выполнено полностью самостоятельно;

выполнено по словесной инструкции;

выполнено с опорой на образец;

задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Результаты овладения программы выявляются в ходе выполнения

обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по

характеру

выполнения

(репродуктивные,

продуктивные,

творческие).

Результаты,

продемонстрированные

учеником,

оцениваются

следующим образом:

«удовлетворительно»

(зачёт),

если

обучающиеся

верно

выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

При оценке предметных результатов следует стимулировать учебную и

практическую деятельность обучающегося

Промежуточная

и

итоговая

аттестация

обучающихся

с

легкой

умственной отсталостью, по учебному предмету «Речевая практика» в 4

классе проводится на основании выявленных у обучающихся знаний, умений

и навыков в овладении предметными результатами программы, а так же

мониторинга личностных результатов в соответствии с Программой оценки

личностных результатов обучающихся КГБОУ «Красноярская школа №8».

Процедура аттестации обучающихся проводится в режиме текущего

урока.

Материалы оценивания оформлены в Приложение

(Контрольно-

измерительные материалы).

2.Содержательный раздел

2.1. Содержание учебного предмета

Исходя из поставленных целей и задач, программой предусмотрены

следующие разделы:

1. «Развитие звуковой стороны речи».

2.«Лексика и грамматика».

3. «Формирование и развитие связной речи».

4. «Обучение грамоте, коррекция нарушений чтения и письма».

Раздел

«Развитие

звуковой

стороны

речи»

предусматривает

обобщение знаний о звуковой стороне речи: гласные и согласные звуки и

буквы, слог, деление на слоги, ударение, согласные твердые и мягкие,

согласные звонкие и глухие

и т. д. Включает работу по развитию

фонематического восприятия (дифференциация звуков) и навыков звукового

анализа.

Раздел

«Лексика

и

грамматика»

включает

речевой

материал,

направленный

на

расширение

и

активизацию

словаря

(обогащение

синонимами,

антонимами),

развитие

практических

навыков

словообразования, словоизменения и согласования частей речи.

В процессе развития лексико-грамматических средств языка учитель-

логопед формирует и развивает у обучающихся умения:

- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и

падеже;

-

понимать

и

использовать

уменьшительно-ласкательную

форму

существительных;

- изменять существительные в числе и роде;

- использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два,

много);

- использовать в речи глаголы, прилагательные;

- согласовывать личные местоимения с глаголами (я сижу, он поет, они

пишут);

-

употреблять

в

самостоятельной

речи

некоторые

названия

геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал.), основных цветов

(красный, синий, зеленый, черный);

-заучивать короткие стихи;

- понимать и использовать в речи простые и составные предлоги;

- определять количество слов в предложении в собственной и чужой

речи.

В разделе «Формирование и развитие связной речи»

определены

основные направления работы с предложением и текстом. Проводится

работа

по

формированию

умений,

обеспечивающих

восприятие,

воспроизведение и создание собственных связных устных высказываний.

Раздел «Обучение грамоте, коррекция нарушений чтения и

письма» предполагает закрепление навыка чтения и письма, работу над

осознанностью чтения, коррекцию различных видов дисграфий и дислексий.

3. Организационный раздел

3.1 Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Контрол

ьная

работа

1.

Я школьник

2

4

2.

Человек.

14

3.

Мир животных

15

4.

Мир растений

13

5.

Части тела. Гигиена и питание.

12

6.

Времена года

7

Итого:

68

3.2 Календарно-тематическое планирование

Дата

Количество

часов

Тема

1 четверть

1

Лексическая тема: «Школа». Работа по сюжетной картине.

1

Лексическая

тема:

«Школьные

принадлежности».

Прослушивание рассказа. Ответы на вопросы по содержанию

с помощью опорных картин.

1

Лексическая тема: «Как устроен человек?». Составление

простых предложений о строении человека

1

Лексическая тема: «Человек. Части лица». Составление

простых предложений по предметным картинкам об эмоциях,

которые испытывает человек.

1

«Эмоции». Актуализация словарного запаса по теме.

1

Лексическая тема: «Дружная семья. Взрослые и дети».

Составление простых предложений о семье с

противительным союзом «А» и использованием антонимов.

1

Лексическая тема: «Времена года. Осень.» Составление

рассказа о приметах осени по сюжетной картинке.

1

Лексическая тема: «Ранняя осень». Составление рассказа о

приметах ранней осень по картинам.

1

Лексическая тема «Сбор урожая».

1

Лексическая тема: «Осенью в лесу».

1

Лексическая тема: «Фрукты». Определение формы, цвета и

вкуса фруктов, составление предложений с однородными

членами по картинкам.

1

Лексическая тема: «Овощи». Определение формы, цвета и

вкуса овощей, составление предложений с однородными

членами по картинкам.

1

Лексическая тема: «Овощи и фрукты». Сравнение фруктов и

овощей по плану.

1

Лексическая тема: «Грибы». Составление рассказа о грибах

по опорным картинкам.

1

Практическая работа за 1 четверть.

1

Лексическая тема: «Деревья». Образование относительных

прилагательных.

2 четверть

1

Лексическая тема: «Домашние животные». Определение

количества

и

последовательности

звуков

в

слове,

их

схематичное изображение.

1

Лексическая

тема:

«Детеныши

домашних

животных».

Образование

существительных

с

уменьшительно-

ласкательными

суффиксами,

обозначающими

детёнышей

животных.

1

Лексическая тема: «Дикие животные». Согласование глагола

с существительным, построение простых предложений.

1

Лексическая тема: «Детеныши диких животных».

Составление простых распространённых предложений с

употреблением предлогов «в», «на».

1

Лексическая тема: «Домашние птицы». Коллективное

составление рассказа с опорой на картинку и план.

1

Лексическая тема: «Детеныши домашних птиц». Образование

названий детёнышей с помощью суффиксов.

1

Лексическая тема: «Лесные птицы». Составление простых

распространённых предложений с употреблением предлогов

«до», «после».

1

Лексическая

тема:

«Зимующие

и

перелётные

птицы».

Составление предложений с противительным союзом «а».

1

Лексическая

тема:

«На

ферме».

Образование

существительных

с

суффиксом

«ик»

для

обозначения

построек, в которых находятся животные.

1

Лексическая тема: «В лесу».

1

Лексическая тема: «Животные жарких стран». Актуализация

слов, обозначающих состояние.

1

Лексическая тема: «Детеныши животных жарких стран».

Актуализация слов, обозначающих поведение.

1

Лексическая тема: «Приметы зимы».

1

Лексическая тема: «Зима. Зимние забавы». Составление

описательного рассказа.

1

Практическая работа за 2 четверть.

1

Лексическая

тема:

«Новый

год».

Заучивание

коротких

стихотворений.

3 четверть

1

Лексическая тема: «Животные Севера». Закрепление навыка

образования множественного числа имен существительных.

1

Лексическая

тема:

«Детеныши

животных

Севера».

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с

именами существительными.

1

Лексическая тема: «Кто где живёт?». Формирование навыка

практического

употребления

существительных

единственного и множественного числа в дательном и

родительном падежах без предлога.

1

Лексическая тема: «Весна». Закрепление навыка подбора

имен прилагательных.

1

Лексическая тема: «Весна в городе и в лесу». Составление

предложений с союзом «а».

1

Лексическая тема: «Моя страна и мой город».

1

Лексическая

тема:

«Одежда».

Формирование

навыка

согласования числительных с именами существительными и

прилагательными.

1

Лексическая тема: «Головные уборы». Закрепление навыка

согласования числительных с именами существительными и

прилагательными.

1

Лексическая тема: «Обувь». Составление рассказа по серии

картинок.

1

Лексическая тема: «Что надеть?». Составление рассказа-

описания с опорой на картинно-графический план.

1

Лексическая тема: «Бытовая техника». Формирование навыка

образования творительного падежа имен существительных

единственного числа.

1

Лексическая тема: «Дом». Закрепление навыка образования

уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

1

Лексическая тема: «Папин праздник». Закрепление навыка

образования множественного числа имен существительных.

1

Лексическая тема: «Мебель». Пересказ рассказа «Как делают

мебель».

1

Лексическая тема: «Посуда». Уточнение понимания

предлогов на, в, под, с, из.

1

Лексическая тема: «Мамин праздник». Формирование навыка

составления предложений с союзом «потому что».

1

Лексическая

тема:

«Продукты».

Закрепление

навыка

согласования имен существительных с притяжательными

местоимениями мой, моя, мои.

1

Лексическая тема: «Туалетные принадлежности».

Закрепление навыка согласования прилагательных с

существительными.

1

Практическая работа за 3 четверть.

1

Лексическая тема: «Гигиена». Составление рассказа-описания

с опорой на картинно-графический план.

4 четверть

1

Лексическая тема: «Наземный транспорт». Составление

рассказа по сюжетной картинке.

1

Лексическая тема: «Воздушный транспорт».

1

Лексическая тема: «Водный транспорт».

1

Лексическая тема: «Кто такие космонавты».

1

Лексическая тема: «День победы». Составление простого

описательного рассказа с опорой на картинно-графический

план.

1

Лексическая тема: «Весенние работы в саду». Закрепление

навыка

практического

употребления

существительных

единственного и множественного числа.

1

Лексическая тема: «Речные и морские рыбы». Пополнение и

актуализация словарного запаса.

1

Лексическая тема: «Ягоды». Согласование прилагательных с

существительными единственного и множественного числа.

1

Лексическая тема: «Цветы». Составление описательных

рассказов о цветах с использованием схемы.

1

Лексическая тема: «Как выращивают цветы». Составление

рассказа по схеме.

1

Лексическая

тема:

«Лето».

Составление

рассказа

по

сюжетной картине.

1

Промежуточная итоговая аттестация за 3 класс.

1

Лексическая тема: «Город и деревня». Сравнение по схеме.

1

Лексическая тема: «Профессии». Актуализация знаний о

профессиях. Составление рассказа о профессиях родителей.

3.3 Учебно-методическое обеспечение

1.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.

Москва: Владос, 1999.

2.

Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной

школе». – М.: «Владос», 1999 г.

3.

Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. «Звуки на все руки». Санкт0Петербург,

2004 г.

4.

Ткаченко Т.А. «Логопедическая энциклопедия». Мир книги, 2010 г.

5.

Арбекова Н.Е Развиваем связную речь у детей с ОНР 5-6 лет.

Конспекты фронтальных занятий. Серия альбомов. Москва, издательство

Гном, 2015.

6.

Арбекова Н.Е Развиваем связную речь у детей с ОНР 5- 6лет. Серия

альбомов. Москва, издательство Гном, 2015.

7.

Арбекова Н.Е Развиваем связную речь у детей с ОНР 5-6 лет.

Конспекты подгрупповых занятий. Москва, издательство Гном, 2015.

8.

Громова О. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет. Москва:

ТЦ Сфера, 2010

9.

Уфимцева

Л.П.,

Самодурова

А.А.

методические

рекомендации):

«Организация логопедических занятий в школе для детей с нарушением

интеллекта».

3.4. Материально-техническое обеспечение

Дидактический материал в картинках «Мой дом, моя семья»,

«Мебель», «Инструменты, «Бытовая техника», «Дикие животные»,

«Домашние животные», «Птицы», «Животные жарких стран»,

«Животные холодных широт», «Мир морей и океанов», «Цветы

садовые», «Деревья и кустарники», «Цветы полевые», «Фрукты»,

«Овощи», «Продукты питания», «Семья», «Профессии».

Игрушки-муляжи «Посуда».

Дидактический материал в картинках по теме «Школа».

Реальные школьные принадлежности.

Игрушки-муляжи «Животные».

Игрушки-муляжи «Деревья».

Игровой набор «Продукты»

Игровой набор муляжей «Фрукты», «Овощи».

Игровой набор «Времена года».

Приложение

Контрольно-измерительные материалы

Практическая работа за 1 четверть

Задание 1. Один-много.

Нога – ноги – много ног.

Рука - ... - ...

Рот - ... - ...

Нос - ... - ...

Волос - ... - ...

Ухо - ... - ...

Задание 2. Слова - антонимы.

Большой – маленький.

Кислый - ...

Короткий - ...

Высокий - ...

Чёрный - ...

Задание 3. Расположи грибы от большего к меньшему.

Задание 4. Составь 3 предложения о грибе по картинке.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Практическая работа за 2 четверть

Задание 1. Зачеркни все шарики и подчеркни все снежинки так, как

показано на образце в рамочке.

Задание 2. То, чо пригодится лето – раскрась зелёным цветом. А то, что

пригодится зимой – красным.

Задание 3. Посмотри на картинки и ответь на вопросы.

Куда залезла собака?

Откуда вылезла собака?

Куда закатился мяч?

Откуда выкатился мяч?

Практическая работа за 3 четверть

Задание 1. Соедени каждую картинку с подходящим словом.

Задание 2. Посчитай.

Один дом – два дома – пять домов

Комната - ..................................... - .....................................

Стена - ............................... - ...............................................

Дверь - .................................... - ............................................

Балкон - ....................................... - ..........................................

Крыша - ......................................... - .........................................

Звонок - ........................................... - ...............................................

Задание 3. Кто где живёт?

– жилой дом

_________________________

_________________________

__________________________

____________________________

________________________________

__________________________________

Годовая промежуточная аттестация.

Задание 1. Обведи то, что ты можешь встретить в городе. Раскрась то,

что можешь встретить в деревне.

Задание 2. Чьё это?

Чья голова? – рыбья

Чиь жабры?

Чей хвост?

Чья чешуя?

Чьи плавники?

Задание 3. Лесные и садовые ягоды. Помоги зверям собрать ягоды. От

садовых ягод проведи стрелку к корзинке ёжика, а от леных – к

корзинке медвежонка.



В раздел образования