Напоминание

"Математическая грамотность младших школьников"


Автор: Очиченко Виктория Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Лисичанская средняя школа №4"
Населённый пункт: город Лисичанск
Наименование материала: Статья
Тема: "Математическая грамотность младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Ф

ормировани

е

математической грамотности младших

школьников

.

В последние годы в России и за рубежом наблюдается активное внимание к

вопросам математического образования, что обусловлено необходимостью

подготовки учащихся к вызовам XXI века. В условиях глобализации и

информационных технологий математическая грамотность становится одной из

ключевых

компетенций,

необходимых

для

успешной

социализации

и

профессиональной деятельности. В связи с этим, задача формирования

математической грамотности у младших школьников приобретает особую

актуальность, так как именно в этом возрасте закладываются основы для

дальнейшего математического развития ребенка.

Младший школьный возраст — это период, когда дети активно

осваивают новые знания и формируют навыки, которые будут служить им

опорой на протяжении всей жизни. В этом контексте особенно важно

учитывать, что процесс обучения не должен ограничиваться лишь передачей

знаний, но и включать в себя разнообразные виды деятельности, которые

способствуют более глубокому пониманию и усвоению математических

понятий.

Современное образование ставит перед собой множество задач, среди

которых формирование математической грамотности у младших школьников

занимает особое место. Математическая грамотность представляет собой не

просто умение выполнять арифметические операции или решать задачи, но и

способность применять математические знания в различных жизненных

ситуациях, что становится особенно актуальным в условиях стремительно

меняющегося мира. Важность этой компетенции трудно переоценить, так как

она не только способствует развитию критического мышления и логики, но и

формирует

базу

для

дальнейшего

обучения

в

старших

классах

и

профессиональной деятельности.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент

функциональной грамотности трактуется как:

понимание

необходимости

математических

знаний

для

учения

и

повседневной

жизни

(для

чего,

зачем,

где

может

пригодиться,

где

воспользуемся полученными знаниями);

потребность и умение применять математику в повседневных ситуациях

(рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.);

находить и анализировать математическую информацию oб объектах

окружающей действительности.

Математическая грамотность включает в себя математические

компетентности, которые можно формировать через специально разработанную

систему задач:

задачи, в которых необходимо отобразить факты и методы, выполнить

вычисления;

задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал

из разных областей математики;

задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему,

решаемую средствами математики, построить модель решения.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

определять проблемы, возникающие в окружающей действительности,

которые могут быть решены средствами математики;

формулировать проблемы на языке математики;

решать

проблемы,

используя

математические

знания

и

методы

математического моделирования;

интерпретировать полученные знания;

формулировать и записывать окончательные решения.

2

Что же должен знать о формировании математической грамотности учитель

начальных классов:

помнить

о

системности

формируемых

математических

знаний,

о

необходимости теоретической и практической предметной базы;

формировать готовность к взаимодействию с математической стороной

окружающего мира;

формировать

опыт

поиска

путей

решения

жизненных

задач,

учить

математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы

решения учебных задач на реальные ситуации;

развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи

разными способами;

развивать

регулятивную

сферы

и

рефлексию:

учить

планировать

деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.),

контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие

исходным

данным

и

правдоподобие,

коррекцию

и

оценку

результата

деятельности;

всегда помнить принцип функциональной грамотности: «Овладение =

Усвоение + Применение знаний на практике».

Инструменты по формированию математической грамотности школьников:

технология

проектов

(учатся

ориентироваться

в

разнообразных

ситуациях, работать в различных коллективах);

проблемное

обучение

(проблемные

задания,

позволяют

развивать

находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям,

возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям);

моделирование

заданий

представление

ситуаций

задачи

и

ее

моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа;

работа с символическим текстом, преобразование информации, работа с

диаграммами, таблицами, чертежами;

3

игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры, задачи - шутки).

Выше перечисленные виды деятельности, способствующие

формированию математической грамотности, являются важным элементом в

процессе обучения. Игровая деятельность, проектная работа, использование

технологий

и

разнообразных

методических

приемов

помогают

сделать

изучение математики более увлекательным и доступным. Например, через игры

дети могут не только закрепить знания, но и развить логическое мышление,

научиться работать в команде и принимать решения. Проектная деятельность, в

свою очередь, помогает детям применять математические знания на практике,

что способствует более глубокому пониманию предмета и его значимости в

реальной жизни.

Основная цель учителя – научить обучающихся добывать знания,

умения, навыки и применять их на практике, оценивая факты, явления, события

и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы,

используемые

преподавателем,

должны

быть

направлены

на

развитие

познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена

на

отработку,

обогащение

знаний

каждого

учащегося,

развитие

его

функциональной грамотности.

Итак,

математическая

грамотность

как

компонент

функциональной

грамотности включает следующие характеристики:

1. Понимание. Понимание учеником необходимости математических знаний

для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных

ситуаций, которые требуют применения математических знании, умений.

2.

Способность.

Способность устанавливать математические отношения и

зависимости, работать с математической информацией: применять умственные

операции, математические методы.

4

3.

Владение.

Владение

математическими

фактами

(принадлежность,

истинность, контрпример), использование математического языка для решения

учебных задач, построения математических суждений.

Теоретические аспекты формирования математической грамотности у

младших школьников

рассматривают не только содержание и методы

обучения, но и психологические особенности детей этого возраста. Понимание

того, как дети воспринимают и осваивают математические знания, позволяет

разработать более эффективные стратегии обучения. Важно учитывать, что

младшие

школьники

отличаются

высокой

эмоциональностью

и

любознательностью, что открывает широкие возможности для использования

различных видов деятельности в образовательном процессе.

Оценка эффективности деятельности по формированию математической

грамотности у младших школьников является важным аспектом, позволяющим

выявить успешные практики и области, требующие доработки. В условиях

современного образования необходимо не только внедрять инновационные

методы, но и проводить их оценку, чтобы понять, насколько они способствуют

достижению

поставленных

целей.

Это

может

быть

реализовано

через

различные формы мониторинга, включая тестирование, анкетирование и

наблюдение за учебной деятельностью учащихся.

Важно отметить, что математическая грамотность не сводится лишь к

знанию арифметических операций или алгоритмов. Она охватывает более

широкий

спектр

умений,

включая

критическое

мышление,

логическое

рассуждение и способность работать с данными.

Формирование математической грамотности у младших школьников

начинается с ранних этапов обучения, когда дети впервые знакомятся с

основами математики. На этом этапе важно создать благоприятные условия для

развития интереса к математике, а также обеспечить доступ к разнообразным

видам

деятельности,

которые

способствуют

глубокому

пониманию

5

математических понятий. Дети должны не только изучать теорию, но и активно

участвовать в практической деятельности, решая задачи, проводя эксперименты

и

участвуя

в

игровых

формах

обучения.

Это

позволяет

им

увидеть

практическое применение математики и осознать ее значимость в повседневной

жизни.

Одним

из

ключевых

аспектов

формирования

математической

грамотности

является

развитие

у

детей

умения

мыслить

абстрактно.

Математика, как наука, требует от учащихся способности оперировать

абстрактными понятиями, такими как числа, фигуры, операции и т.д. Для

младших школьников это может быть достаточно сложной задачей, поэтому

важно использовать различные методы и приемы, которые помогут им легче

усваивать эти концепции. Например, использование наглядных пособий,

моделей и манипулятивных материалов может значительно облегчить процесс

обучения. Дети могут визуализировать математические идеи, что способствует

их лучшему пониманию и запоминанию.

Важным элементом формирования математической грамотности является

также развитие критического мышления. Учащиеся должны научиться не

только

решать

задачи,

но

и

анализировать

свои

действия,

оценивать

правильность своих решений и делать выводы. Это можно достичь через

организацию групповых дискуссий, где дети смогут делиться своими методами

решения задач и обсуждать различные подходы. Такой подход не только

развивает

математические

навыки,

но

и

способствует

формированию

коммуникативных умений и умения работать в команде.

На каждом уроке математики необходимо отводить 5-10 минут на работу с

заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение

приема классификации на уроках математики способствует формированию

положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа

6

содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает

активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

Учащиеся с точки зрения математической грамотности должны знать и

понимать понятие «задача», из каких составляющих частей состоит задача

(условие, вопрос), должны осознавать связь условия задачи и вопроса задачи.

Для этого в работе можно использовать следующие задания:

1.

Решение задач различными способами.

2.

Представления ситуации, описанной в задаче.

3.

Самостоятельное составление задач учащимися.

4.

Решение задач с недостающими и избыточными данными.

5.

Изменение вопроса задачи.

6.

Использование приема сравнения задач.

7.

Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.

8.

Решение обратных задач.

9.

Решение нестандартных задач.

10.Решение комбинаторных задач.

Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и

построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.

Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности

каждого

ребенка.

Младшие

школьники

могут

различаться

по

уровню

подготовки, интересам и стилям обучения. Поэтому важно применять

дифференцированный подход, который позволит каждому ребенку развиваться

в своем темпе и достигать поставленных целей. Это может включать в себя

использование различных материалов для обучения, адаптацию задач по

сложности и предоставление дополнительных ресурсов для тех, кто нуждается

в большей поддержке.

7

Формирование математической грамотности также невозможно без

активного вовлечения родителей в образовательный процесс. Родительская

поддержка и участие в обучении могут значительно повысить мотивацию детей

и их интерес к математике. Важно, чтобы родители понимали значимость

математической грамотности и могли создать дома условия для ее развития,

например, через игры, обсуждения и практические занятия, связанные с

математикой. Это не только укрепляет знания ребенка, но и способствует

созданию положительного имиджа математики как предмета.

В заключение, теоретические аспекты формирования математической

грамотности у младших школьников охватывают широкий спектр вопросов,

связанных с определением этого понятия, его значимостью в образовательном

процессе и методами, способствующими его развитию. Математическая

грамотность — это не просто набор знаний и умений, а целый комплекс

навыков, которые необходимы для успешной адаптации в современном мире.

Поэтому

задача

образовательных

учреждений,

учителей

и

родителей

заключается в том, чтобы создать условия для всестороннего развития

математической грамотности у детей, обеспечивая им возможность не только

учиться, но и применять полученные знания в реальной жизни.

8

9



В раздел образования