Авторы: Крылов Петр Анатольевич, Ровников Денис Николаевич
Должность: Преподаватель-организатор ОБЗР и Руководитель ВПК "Медведь"
Учебное заведение: НРМОБУ «Сингапайская СОШ»
Населённый пункт: п. Сингапай, Нефтеюганский район, ХМАО-Югра
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Военно-патриотического клуба "Медведь"
Раздел: полное образование
«Программа дополнительного образования начальной военной подготовки военно-
патриотического клуба «Медведь»»
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования составлена в соответствии с
требованиями ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего
образования, со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);с Государственной программой Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования» (утвержденной
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 г. № 338-п), ООП
школы, на основе «Примерных программ внеурочной деятельности» под ред. В.А
Горский М., 2016 г.
Программа данного курса представляет собой систему теоретических и
практических занятий для учащихся 8-11 классов средней школы и рассчитана на
один год обучения.
Направление: общекультурное.
Новизна
данной
рабочей
программы
определена
современными
тенденциями
развития
России,
когда
патриотизм
становится
важнейшей
ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный,
идеологический,
культурно-исторический,
военно-патриотический
и
другие
аспекты.
Актуальность.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной
из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая
благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под
патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся
любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем,
воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников
чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим
свершениям и достойным страницам прошлого. Как научить любить Родину? Как
вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за
школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная
школа независимо от ее статуса остро нуждается в системе воспитания
патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно
представить себе наше будущее.
Педагогическая целесообразность.
Дополнительная образовательная программа «НВП» военно-патриотического
клуба «Медведь» направлена на реализацию задач военно-патриотического
воспитания учащихся 14-17 лет, имеет социально-педагогическую направленность
и рассчитана на один год. Приём обучающихся в военно-патриотический клуб
«Медведь»
осуществляется
на
основе
добровольного
волеизъявления
и
обязательного медицинского освидетельствования юношей.
Выполнение программы предусматривает организованную деятельность
юношей старшего школьного возраста на базе Муниципального образовательного
учреждения «Сингапайская средняя общеобразовательная школа». Занятия по
программе ВПК «Медведь» проводятся с группой учащихся (юношей) в школьном
кабинете ОБЖ, в приспособленном тире, в спортзале, в тренажёрном зале, на
школьном стадионе и на пересеченной местности в окрестностях поселка Сингапай
один раз в неделю по 45 мин. во внеурочное время в течение девяти месяцев
учебного года (сентябрь - май). Наполняемость группы от 12 до 15 человек.
Программа ВПК «Медведь» рассчитана на 37 часов в год. Одним из условий
работы данного клуба является регулярное участие юношей в соревнованиях
спартакиады допризывной и призывной молодежи, соревнованиях по зимнему
полиатлону, пожарно-военизированной эстафете «Штурм», в других мероприятиях
поселка и района военно-спортивной направленности.
Цель:
Совершенствование и дальнейшее развитие системы патриотического
воспитания у детей и молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших
духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее верности
конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени,
высокой ответственности и дисциплинированности, улучшение физического
здоровья молодого поколения, повышение готовности к военной службе.
Ключевые задачи программы строятся на основных требованиях ФГОС:
1)
воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на
защиту государственных интересов страны;
2)
утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей,
взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому
России, интереса к истории родного края, к традициям, повышение престижа
государственной, особенно военной, службы;
3)
создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания,
интеллектуального, творческого и физического потенциала;
4)
формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к
участию в общественно-политической жизни страны и государственной
деятельности, в улучшении и познании окружающего мира;
5)
формирование здорового образа жизни молодого поколения, высокой
готовности к военной службе;
6)
формирование метапредметных универсальных учебных действий;
7)
создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Одним из приоритетных направлений развития образования в регионе является
развитие способностей и талантов у детей и молодежи, основанной
на
принципах
справедливости,
всеобщности
и
направленной
на
самоопределение
и
профессиональную
ориентацию
на
основе
компетентностного
подхода
и
индивидуализации образования (региональный проект «Успех каждого ребенка» в
рамках реализации программы «Развитие образования»).
Таким образом, принципиальной задачей программы является
усвоение
каких-то конкретных знаний и умений на основе компетентностного подхода в
организации внеурочной деятельности.
Исходя из учета требований образовательной программы, выделяются
следующие отличительные особенности программы:
1.
Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного курса.
2.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую
оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5.
При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной
деятельности учащихся по каждой теме.
Формы и методы контроля реализации программы.
Степень усвоения программы проверяется по завершению каждого раздела:
путем сдачи теоретических и практических зачетов в виде тестирования, устного
опроса,
викторины,
анкетирования
(теоретические
знания),
в
виде
сдачи
спортивных нормативов (практические занятия). А также итогом данной работы
должны быть ежегодные военно-полевые сборы, во время которых, воспитанники
центра реализуют на практике полученные за год знания, умения и навыки,
участвуют
в
проведении
занятий
по
поведению
человека
в
различных
экстремальных ситуациях и проходят обязательный курс «Школа выживания».
Условия реализации программы:
Для успешной реализации данной программы необходимо иметь следующее
оборудование:
- плац или спортивный зал для отработки строевых приемов;
- столы, стулья, шкафы для хранения парадной формы;
- оружие и сейф для его хранения;
- наглядные пособия, учебно-методический и дидактический материал по разделам
программы, учебно-методическая литература;
- учебные видеофильмы и аппаратура для их просмотра.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Всего
часов
учебных
занятий
В том числе
Лекций
(бесед)
Практически
х
занятий
(сборы,
полевые
выходы и
т.д.)
Строевая подготовка.
1.1
Общие положения.
1
1
1.2
Строевые приемы и движение без
оружия.
3
1
2
1.3
Строевые приемы и движение с
оружием.
3
1
2
1.4
Выполнение воинского
3
1
2
приветствия, выход из строя и
возвращение в строй. Подход к
начальнику и отход от него.
1.5
Строи отделения.
2
1
1
Тактическая подготовка.
2.1
Средства войсковой разведки.
1
0,5
0,5
2.2
Современный общевойсковой
бой.
1
0,5
0,5
2.3
Действия солдата в наступлении.
Действия солдата в обороне
1
0,5
0,5
2.4
Наблюдательный пост.
1
1
-
2.5
Инженерное оборудование
позиции отделения
1
0,5
0,5
Топографическая подготовка.
3.1
Топографические карты.
2
1
1
3.2
Ориентирование на местности.
2
1
1
3.3
Ориентирование на местности по
топографической карте
1
-
1
Доврачебная помощь
4.1
Основы оказания доврачебной
помощи пострадавшим
1
0,5
0,5
4.2
Первая помощь при травмах.
1
0,5
0,5
4.3
Первая помощь при ранениях.
1
0,5
0,5
4.4
Первая помощь при
кровотечениях
1
0,5
0,5
5
Огневая подготовка.
3.1
Пневматическое оружие.
2
1
1
3.2
Стрельба из пневматического
оружия.
5
-
5
3.3
Автомат Калашникова (АК).
4
1
3
Всего:
37
14
23
Содержание программы
Раздел 1. Строевая подготовка.
1.1. Общие положения
Строи и управление ими. Обязанности командиров и военнослужащих перед
построением и в строю.
1.2. Строевые приемы и движение без оружия.
Строевая стойка. Повороты на месте. Движение. Повороты в движении.
1.3. Строевые приемы и движение с оружием.
Строевая стойка с оружием. Выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и
движение с оружием.
1.4. Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй.
Подход к начальнику и отход от него.
Выполнение воинского приветствия без оружия и с оружием на месте и в
движении. Подход к начальнику и отход от него.
1.5. Строи отделения.
Развернутый строй. Походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю
на месте и в движении
Раздел 2. Тактическая подготовка.
2.1. Средства войсковой разведки
Дневные и ночные приборы наблюдения. Дальномеры. Средства радиоразведки.
2.2. Современный общевойсковой бой.
Характеристика современного боя. Боевая задача отделения. Обязанности солдата в
бою
2.3. Действия солдата в наступлении. Действия солдата в обороне
Действия при подготовке к наступлению и порядок движения в атаку. Оборудование и
маскировка окопа
2.4. Наблюдательный пост
Ведение разведки с учетом погодных условий, ландшафта, времени суток и т. д.
2.5. Инженерное оборудование позиции отделения
Осмотр местности и местных предметов. Окопы и щели Минновзрывные
заграждения
Раздел 3. Топографическая подготовка.
3.1. Топографические карты.
Особенности и способы работы с топографической картой.
3.2.
Ориентирование на местности.
Определение сторон горизонта; движение по азимутам. Современные средства
ориентирования на местности.
3.3. Ориентирование на местности по топографической карте.
Выбор пути движения. Техника спортивного ориентирования.
Раздел 4. Доврачебная помощь
4.1. Основы оказания доврачебной помощи пострадавшим.
Значение и правила оказания доврачебной помощи пострадавшим. Первая помощь в
зависимости от возраста пострадавшего. Понятие об асептике и антисептике.
4.2
Первая помощь при травмах.
Первая помощь при вывихах, растяжениях и переломах. Отработка способов и
приемов иммобилизации и переноски пострадавших.
4.3.
Первая помощь при ранениях.
Отработка наложения стерильных повязок на голову, грудь, живот, верхние и нижние
конечности.
4.4.
Первая помощь при кровотечениях
Капиллярные,
венозные
и
артериальные
кровотечения.
Отработка
наложения
кровоостанавливающего жгута.
Раздел 5. Огневая подготовка.
5.1. Пневматическое оружие
Разновидность и общее устройство пневматического оружия. Обслуживание и
хранение. Подготовка к стрельбе, пристраивание оружия.
5.2. Стрельба из пневматического оружия
Основы и правила стрельбы из ПВ. Техника безопасности. Оборудованное место и
приспособления для стрельбы. Практические стрельбы из ПВ.
5.3. Автомат Калашникова
Материальная часть АК. Назначение, устройство частей и механизмов. Техника
разборки-сборки АК. Нормативы.
Всего: 37 часов.
Показатели успешности деятельности
Показателями успешности освоения данного курса являются следующие критерии:
участие в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта;
знание традиций, воинских ритуалов, памятных дат вооруженных Сил
Российской Федерации;
понимание подростками роли, а также значения престижа военной
службы;
знание устройства и характеристики стрелкового оружия российской армии;
знание тактических терминов, основных тактических знаков, умение
действовать в различных ситуациях.
Методическое обеспечение программы
Учебно – методические материалы:
методические пособия и разработки:
тематическая литература, периодическая печать «Военная слава России»
положения о проведении соревнований:
соревнования по пожарно-прикладным видам спорта, соревнования «Юный
стрелок», соревнования по-зимнему полиатлону, соревнования по разборке-сборке
АК-74 и по ориентированию на местности.
Дидактические и наглядные материалы:
технологические карты, таблицы, схемы:
технологическая карта разборки-сборки АК-74, карта ориентирования на местности
иллюстративный материал, фото, видео материал:
плакаты
оказания
первой
помощи,
фотографии
различных
видов
оружия,
документальные фильмы по строевой подготовке
Формы и средства контроля
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
проводится в следующих формах:
- тест;
- викторины;
- соревнования;
- в конце года проводится спартакиада допризывной молодёжи.
На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся,
основными формами представления результатов работы являются: открытые
занятия, соревнования на уровне школы, участие в конкурсах.
Контрольно-проверочный материал:
тесты, кроссворды, викторины, соревнования.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Темы занятий
Кол-во часов
Дата
теория
практика
Раздел 1. Строевая подготовка.
1
Строи и управление ими.
1
2
Строевая стойка.
0.5
0.5
3
Повороты на месте.
0.5
0.5
4
Движение. Повороты в движении.
1
5
Строевая стойка с оружием.
0.5
05
6
Выполнение
приемов
с
оружием
на
месте.
05
05
7
Повороты и движение с оружием.
1
8
Выполнение воинского приветствия без
оружия на месте и в движении.
0.5
05
9
Выполнение воинского приветствия с
оружием на месте и в движении.
05
05
10
Выход из строя и возращение в строй.
Подход к начальнику и отход от него.
1
11
Развернутый
строй.
Походный
строй
Выполнение воинского приветствия в
строю на месте и в движении.
1
12
Итоговое
занятие.
Показательное
выступление для юнармейцев.
1
Раздел 2. Тактическая подготовка.
13
Средства войсковой разведки.
0,5
0,5
14
Современный общевойсковой бой.
0,5
0,5
15
Действия
солдата
в
наступлении.
Действия солдата в обороне.
0,5
0,5
16
Действие
солдата
назначенного
наблюдателем.
1
17
Инженерные
заграждения
и
оборудование.
0,5
0,5
Раздел 3. Топографическая подготовка.
18-19
Топографические карты.
1
1
20-21
Ориентирование на местности.
1
1
22
Итоговое
занятие.
Соревнование
по
ориентированию на местности.
1
Раздел 4. Доврачебная помощь.
23
Основы оказания доврачебной помощи
пострадавшим.
0,5
0,5
24
Первая помощь при травмах.
0,5
0,5
25
Первая помощь при ранениях.
0,5
0,5
26
Первая помощь при кровотечениях.
0,5
0,5
Раздел 5. Огневая подготовка.
27-28
Пневматическое оружие.
1
1
29-32
Стрельба из пневматического оружия.
Техника безопасности при стрельбе.
4
33
Итоговое
занятие.
Соревнование
по
стрельбе
из
ПВ.
Организованная
совместно с ДОСААФ России
1
34-36
Автомат Калашникова.
1
2
37
Контрольные зачеты.
1
Материально-техническое обеспечение Программы:
1.
Компьютер.
2.
Мультимедиапроектор.
3.
Экран.
4.
Игровые мультимедийные задания.
5.
Личная
коллекция
презентаций
PowerPoint,
smart-уроков
с
играми,
викторинами, занимательными заданиями, задачами, конкурсами.
6.
Учебные и методические пособия.
7.
Спортзал.
8.
Тренажёрный зал.
9.
Массогабаритный макет АК-74.
10.
Пневматические винтовки.
11.
Тренажер «Гоша»
Список литературы.
Нормативно-правовая база:
1.
Закон от 29.12.2012 N 273 – ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в РФ»;
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования;
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования;
4.
Приказ
Департамента
образования
и
молодежной
политики
Ханты-
Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2013 № 63 «Об
утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;
5.
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 05.10.2018 № 338-п «О государственной программе Ханты-
Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования»;
6.
Образовательная программа ООО НРМОБУ «Сингапайская СОШ».
Литература, используемая для разработки Программы
Список литературы для учителя
1.
Аверин А.И, Выдрин И.Ф., Ендовицкий Н.К. Начальная военная подготовка.
- 5-е изд. Алма-Ата: Мактеп, 1983. – 256 стр.
2.
С.В. Ким, В.А. Горский, ОБЖ – учебник для учащихся 10-11 классы
общеобразовательных учреждений. Вентана-Граф – 2019.
3.
А.Д. Дворник. Пневматическое оружие. Стрельба. Эксплуатация. Ремонт.
Оборудование тира. Москва – 2001.
4.
Волошинов В.Б. Книга юнармейца.- 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ДОСААФ,
1989. –335 стр.
5.
Воробьев М.С, Петров А.П. Методические рекомендации по организации
добровольной военной подготовки. Тюмень. 1998. – 40 стр.
6.
Военная топография. Учебное пособие по «Основам военной службы».
Москва – 2001.
7.
Вооруженные Силы России. Учебное пособие по «Основам военной
службы». Москва – 2006.
8.
В.Г. Бубнов. Атлас добровольного спасателя. Учебное пособие «Первая
медицинская помощь на месте происшествия». Москва – 2005.
9.
Грачев Н.Н, Лазуткин В.И, Чурилов Ю.А. Военная служба. – М.: ВНПЦ
профориентации, 2001. – 72 стр.
10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006-2010 годы»
11. Защита Отечества – обязанность каждого гражданина. Учебное пособие по
«Основам военной службы». Москва – 2006.
12. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.:
Айрис - пресс, 2005. – 95 с.
13. На службе Отечеству. Учебное пособие по «Основам военной службы».
Москва – 2006.
14. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
15. Петров А.П., Воробьев М.С. Организация и содержание работы оборонно-
спортивного лагеря для молодежи. – Учебно-методическое пособие –
Тюмень – УЦ «Аванпост» 2000г.100 стр.
16. Петров А.П., Воробьев М.С. Организация и содержание работы оборонно-
спортивного оздоровительного лагеря для молодежи. - Учебно-методическое
пособие- Тюмень –УЦ «Аванпост» 1999 г. 50 стр.
17. Петров А.Н, Панков Н.Ф. Нормативно-правовые основы, регулирующие
деятельность учреждений дополнительного образования детей военно-
патриотической
(спортивной)
направленности
в
Тюменской
области.
Тюмень. 2000. – 76 стр.
18.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. –
М.: Просвещение, 2016 г.
19. Сборник основных документов по вопросам подготовки граждан Российской
Федерации к военной службе. Москва – 2006.
20. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. N 996-р);
21.Тактическая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы».
Москва – 2006.
22. Физическая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы».
Москва – 2006.