Напоминание

Формирование функциональной грамотности на урока


Автор: Колганова Светлана Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №10
Населённый пункт: город Реж, Свердловская область
Наименование материала: методическая раззработка
Тема: Формирование функциональной грамотности на урока
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование функциональной грамотности на уроках.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «Формирование функциональной

грамотности на уроках.

План моего выступления будет выглядеть следующим образом:

Зачем? Что? Как?

Своё выступление я хотела бы начать со слов Песталоцци:

Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи

Одна из важнейших задач современной школы – формирование

функционально грамотного человека.

В последние годы, когда дети приходят в 1 класс, в большем

количестве умеющие читать. Но когда начинают читать тексты, мы

обнаруживаем, что их чтение происходит чисто механически. О чём или о

ком текст дети не понимают, не говоря о главной мысли текста. Это

подтверждает потребность в формировании функциональной грамотности.

Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать.

А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более

широко и глубоко. Как считает Наталья Николаевна Сметанникова, которая

является президентом русской ассоциации чтения:

Грамотность-

это базовая учебная компетенция, позволяющая человеку

непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам

мировой и национальной культуре и тем самым расширять свой внутренний

мир.

1

Хочу вам напомнить притчу «Чайная церемония», которая известна с

давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим

ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной

церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и

напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты

порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

-Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная

работа

по

приобретению

знаний,

«обучение

в

сотрудничестве», значимость практических знаний./

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

2

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это

интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны

учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря

современным языком «функциональная грамотность школьников».

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения

запишите, пожалуйста, на стикерах и разместите на доске. Можно написать

ключевые слова (несколько предположений озвучить)

- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность

способность

человека

вступать

в

отношения

с

внешней

средой

и

максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Составляющие функциональной грамотности вы видите на экране.

Функциональная грамотность:

Читательская грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Математическая грамотность

Глобальные компетенции

Креативное и критическое мышление

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в

начальной школе!

Выполняя несложные задания, мы составим пазл – компоненты

функциональной грамотности.

Мной была отобрана картотека приёмов и игр, которые направлены на

развитие функциональной грамотности. Это и составление интеллект – карт,

метод «Кластер», «Толстые» и «Тонкие» вопросы. Многие игры и приемы

вам известны. Поэтому я не буду на них останавливаться. Давайте

рассмотрим задания, которые можно дать детям на уроках. Мы видим виды

3

текстов, сплошные и несплошные, с которыми мы с детьми работаем на

уроках.

Сплошные тексты:

Художественные тексты

Научные тексты

Видеоматериалы

Несплошные тексты

Графики

Схемы

План местности

Расписание движения транспорта, работа магазина

Графические карты

Инфографика

1.

Задания на уроках математики.

Тема: Решение текстовых задач.

Однажды Хрюша и Степашка были приглашены организаторами

праздничного стола на День Рождения в Сказочной стране. Они дружно

взялись за подготовку предложенного им мероприятия, составили список,

что им нужно подготовить: продукты, посуду, украшение стола.

Для угощения Степашка составил меню: 1 салат, 2 пирожное, 3 напиток.

В библиотеке знаменитого повара он нашёл интересную статью о салате

«Оливье».

Салат «Оливье» существует очень давно и пользуется огромной

популярностью. Изобрёл этот салат в 1860-е годы повар - француз Люсьен

Оливье. Способ приготовления знаменитый повар держал в тайне. Многие

4

повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого он не получался. По

некоторым данным первоначальный рецепт салата таков: 2 рябчика, телячий

язык, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полфунта каперсов,

2 свежих огурца, полбанки пикулей, 5 яиц вкрутую.

Прошло много лет, но салат «Оливье» (другое название современного

салата «Зимний» остаётся незаменимым блюдом на праздничном столе.

Простота изготовления и доступность продуктов сделали этот салат

чрезвычайно

популярным.

Исходные

компоненты

салата:

мясо

дичи,

картофель, морковь, лук, маринованные огурцы, яблоко, зелёный горошек,

яйца, соль, перец, майонез. Для салата очень важны пропорции. На 6 порций

нужно взять:

(1 таблица)

Задание 1. Хрюша отправился в магазин за продуктами. Ему нужно было

посчитать, какую сумму денег взять с собой.

1.1. Подскажите, какой информации не хватает Хрюше в таблице, чтобы

посчитать деньги?

А — Сколько денег у него имеется? Б — Цены продуктов? В — Какая

сумка нужна для каждого продукта? Г — В какой магазин он должен

идти?

1.2.В первоначальном рецепте салата «Оливье» упоминаются пикули и

каперсы. Каким словарём ты должен воспользоваться, чтобы узнать значение

этих слов?

А — орфографическим Б — толковым В — синонимов или антонимов

Г — этимологическим

5

1.3. Какую незнакомую вам величину содержит старинный рецепт? В каком

разделе справочники «Старинные меры» вы будете искать значение данной

величины?

А — меры длины Б — меры массы В — меры объёма Г — меры площади

Задание 2. Степашка узнал, что на День рождения приглашено 12 гостей. Во

сколько раз больше Хрюша должен купить продуктов на стол? (в 2 раза

больше)

Задание 3.

Тут же Степашка взялся исправлять таблицу для Хрюши.

Помогите ему, заполните третий столбец таблицы.

Задание 4.

Сколько кг картофеля нужно купить Хрюше, если в 1 кг

содержится 6 штук? ( 2кг)

Задание 5. Используя таблицу с ценами, сосчитайте, сколько денег потратит

Хрюша на продукты для салата?

(2 таблица)

Задание 6. (*) Кто-нибудь сможет сосчитать, какая сумма денег потребуется

Хрюше на все продукты? (320 руб)

Задание 7. (*)

Хрюша зашёл в кондитерскую за пирожными. Там он

ознакомился с прейскурантом:

(3 таблица)

Ознакомившись с ценами, Хрюше надо было выбрать, какая покупка будет

дешевле: 12 пирожных или 2 торта. Помогите ему сделать это.

(12 пирожных «Ягодка»)

Задание 8. (*)

Степашка отправился в магазин, чтобы купить предметы

сервировки стола. Он выбрал чайный набор (блюдце и чашка) за 10 рублей. У

Степашки в кошельке были монеты:

6

10х12=120 рублей на чайный набор

20+20+50+50=140 руб

1 руб -20 шт, 2 руб — 10 шт, 5 руб. – 10 шт, 10 руб — 5 шт.

Сосчитайте, сколько денег останется у Степашки после покупки?

140-120=20 руб останется

Таблица 1

Продукты

Количество

Новое количество

картофель

6 шт

12 шт

морковь

2 шт

4 шт

лук репчатый

2 шт

4 шт

маринованный огурец

2 шт

4 шт

яблоко

1 шт

2 шт

яйцо

4 шт

8 шт

зелёный горошек

1 банка

2 банки

отварная курица

200 г

400 г

майонез

1 банка

2 банки

Таблица 2

Продукты

Цена

Стоимость

картофель

1 кг — 20 руб

40 руб

морковь

1 шт — 5 руб

20 руб

лук репчатый

1 шт — 5 руб

20 руб

маринованный огурец

1 шт — 5 руб

20 руб

яблоко

1 шт — 10 руб

20 руб

яйцо

1 шт — 5 руб

40 руб

зелёный горошек

1 банка — 20 руб

40 руб

отварная курица

100 г — 20 руб

80 руб

майонез

1 банка — 20 руб

40 руб

320 руб

Таблица 3

7

Кондитерские изделия

Цена

пирожное «Ягодка»

4 руб

48

4пирожное «Клубника со сливками» 5 руб

60

пирожное «Трюфель»

6 руб

72

торт «С днём рождения!»

30 руб 60

Выполняя это задание, мы с вами можем к нашему пазлу «Функциональная

грамотность» добавить ещё один – «Математическая грамотность».

Математическая грамотность

– способность человека определять и

понимать роль математики в мире, в котором он живёт. Высказывать хорошо

обоснованные математические суждения и использовать математику так,

чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности присущие

созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

2.

Финансовая грамотность.

Заданий для определения уровня финансовой грамотности учащихся

начальной школы ( Банк заданий для определения финансовой грамот-

ности от Министерства просвещения). Эти задания можно давать на

уроках математики и окружающего мира.

Описание задания: В процессе обсуждения семейного бюджета

предлагается отличить доходы от расходов.

Как-то вечером, когда вся семья собралась за столом, папа сказал: «Мы

с мамой получили зарплату, и сейчас мы все вместе составим наш се-

мейный бюджет». «А что такое бюджет? – спросил Петя. «Бюджет –

это список доходов и расходов на какой-то определённый срок. Причём

к доходам могут относиться не только деньги, но и вещи, продукты.

Поняли?» «Поняли!» – дружно ответили дети. «Давайте проверим», –

улыбнулся папа. «Помните, в прошлом году мы ездили в путешествие?

Я составлю список доходов и расходов этого путешествия, а вы опре-

8

делите, что относилось к доходам, а что

к расходам».

Что в составленной папой таблице относится к доходам, а что к расхо-

дам?

Отметь ответ в каждой строке.

Описание задания: В задании предлагается рассчитать сумму дохода

семьи в семейном бюджете на месяц.

В субботу, после завтрака, папа обратился к Марусе и Пете. «Вы уже

стали

9

взрослыми, поэтому пора учиться правильно вести хозяйство. Давайте

начнем с разговора о семейном бюджете», - и он положил лист, на

котором были записаны доходы и расходы семьи на ближайший месяц.

«Найдите в списке доходы нашей семьи и подсчитайте их сумму», -

сказал папа.

Список доходов и расходов

40 000 рублей – зарплата папы и мамы

7 000 рублей – оплата квартиры, воды, света и газа

15 000 рублей – продукты питания

12 000 рублей – пенсия бабушки

5 000 рублей – расходы на бытовые нужды

1 000 рублей – лекарства

4 000 рублей – бензин и проездные билеты

Какова сумма доходов семьи Воронцовых на следующий месяц?

Запиши свой ответ.

Ответ: ___________ рублей

Ответ: 52000

1 балл – дан верный ответ.

0 баллов – дан неверный

10

Какой пазл положим? Финансовая грамотность.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки

для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

3. Приемы развития естественнонаучной грамотности:

1.

Прием «Проблемная ситуация»

Данный прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из

затруднения. Например, во время познавательной экскурсии на природу

определить стороны горизонта по расположению объектов природы.

2. Прием «Ключевые слова». Умение работать с информацией.

Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной,

так и для групповой работы

3. Приём «Хорошо - плохо».

Формирует:

11

познавательные умения;

умение находить положительные и отрицательные стороны в лю-

бом объекте, ситуации;

умение разрешать противоречия;

умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

4.Технология проектной деятельности;

Предлагаю вашему вниманию игровые задания, которые можно

использовать как в играх-путешествиях, играх-квестах («В поисках клада»,

«В поисках пропавшей экспедиции»), так и самостоятельно.

Дидактическая игра-упражнение «Узнай объект по описанию» («Из

дневника путешественника»).

Цель: понимание естественнонаучного текста, научной терминологии,

использованной для характеристики природных зон.

- Прочитайте текст письма одного путешественника. О какой природной зоне

идёт речь в его письме?

«Характерная черта природной зоны, в которой мы оказались, - безлесье

огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью. Травы,

например,

мятлик,

ковыль,

образуют

сомкнутый

ковёр.

Эта

зона

характеризуется высокой засушливостью. Зимой здесь часто бывают сильные

холода,

и

обитающим

здесь

животным

и

растениям

приходится

приспосабливаться, кроме высоких, ещё и к низким температурам. Грызуны,

такие, как суслик, строят сложные норы. Летом животные активны

преимущественно

ночью.

Растения

тоже

приспосабливаются

к

неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы. Другие

активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы».

- Если бы вы писали ответное письмо, что бы в нём написали о той

природной зоне, в которой живёте (находитесь) вы?

«Зашифрованное письмо» («Послание в бутылке»)

12

Во время похода путешественники фиксировали все географические

объекты, которые встречали на своем пути.

Из дневника путешественника:

Расшифруйте послание (за каждый правильный знак – 1 балл).

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________

Следующий пазл.

Естественнонаучная грамотность

- это способность

человека

осваивать

и

использовать

естественнонаучные

знания

для

распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения

использовать их в дальнейшей жизни, для объяснения естественнонаучных

явлений, основанных на научных доказательствах.

4.Читательская грамотность.

13

Базовым

навыком функциональной

грамотности

является

читательская грамотность. В современном обществе умение работать с

информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием

успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое

пристальное внимание, особенно в начальной школе.

Приём «ЗЕРКАЛО»

Политромоны знаете, такое понятие? Слова перевертыши. Пожалуйста,

скажите слова перевёртыш

(шалаш, потоп, довод, кок, поп, топот, казак, А роза упала на лапу

Азора.)

Это слова, которые мы с вами тоже можем использовать в приёме «Зеркало».

Прочитать наоборот. Это очень заинтересовывает детей

Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

Головастик-домосед (Лягушка-путешественница)

Собачья гостиница (Кошкин дом)

Дождливый король (Снежная королева)

Барашек-Прямоспинка (Конек-горбунок)

Трусливая швея (Храбрый портняжка)

Рабыня-жаба (Царевна-лягушка)

По рачьей просьбе (По щучьему велению)

Жарилко (Морозко)

Принц в тыкве (Принцесса на горошине)

Бодрствующее чудовище (Спящая красавица)

Великан-уши (Карлик-нос)

Одетый горожанин (Голый король)

Серенькая травинка (Аленький цветочек)

Километровочка (Дюймовочка)

Джимми Короткий носок (Пеппи длинный чулок)

14

Томсон, который работает в подвале (Карлсон, который живет на крыше)

Петушок одноцветный (Курочка Ряба)

Дворец (Теремок)

Пациент Ойздоров (Доктор Айболит)

Петр Крестьяныч и белый заяц (Иван Царевич и серый волк)

Повесть про найденные часы (Сказка о потерянном времени)

Принц-Хохотун (Царевна-Несмеяна)

Лондонские танцоры (Бременские музыканты)

Знайка под Землей (Незнайка на Луне)

Сочинение сказок «наизнанку».

Придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой

сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

Читательская грамотность – это способность человека понимать или

использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением

для достижения собственных целей. Развитие знаний и возможностей

участвовать в социальной жизни.

Можно

проводить

тематические

уроки,

где

прослеживается

связь

образования с жизнью.

Например: Почта

Какие бывают профессии на почте?

Русский язык. Знакомство с правилами написания письма, подписывание

конверта

Математика. Были в роли продавцов. Покупали марки и конверты

Технология. Украшали конверты аппликацией.

Отправляли конверты на почте родителям

День космонавтики.

Работа по единому тексту.

15

Русский язык. Работали по тексту, искали незнакомые слова, работали со

словарём, находили орфограммы, составляли предложения.

Литература. Составляли характеристики героев.

Математика. Придумывали тексты задач с числовыми данными из текста.

Очень интересные задания в Эму- центр развития молодежи. Задания

конкурсов разработаны по модели международного исследования PISA.

Школьники приобретают участие в международных конкурсах. К сожалению

мы перестали участвовать в этих конкурсах(финансовые затруднения).

Итак, мы сложили все пазлы.

Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших

школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная

мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника

начальной школы полностью соответствующего ФГОС.

Рассмотреть много приемов не позволяет время, поэтому я приготовила

для участников буклеты.

Заключительный этап.

В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу

успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые

для полноценного функционирования в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно

представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход,

полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на

урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования

в жизни.

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной

работой,

используя

современные

педагогические

технологии,

дерево

16

незамедлительно

даст

плоды.

Замечательные,

достойные

восхищения,

яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных,

способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться,

т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы

педагога

нельзя

сформировать,

добиться

развития

функциональной

грамотности младших школьников.

РЕФЛЕКСИЯ

Очень важно понять каждому педагогу, что данное направление работы

касается каждого из нас. Мы все вместе работаем на результат, который

покажут наши дети. Именно нам решать, чему учить? зачем учить? как

учить? А главное - как учить результативно?

Давайте подведем итоги нашей плодотворной работы

– Что же такое

функциональная грамотность – дань моде или благо?

Рефлексия – корзина – благо или дань моде?

Наш сегодняшний семинар хотелось бы закончить словами Альберта

Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда

забывается

все,

чему

нас

учили

в

школе…».

В

этих

словах

заключена

практическая

значимость

функциональной

грамотности.

Каждый из нас многодетный родитель.

17

Для многих детей он как личный водитель.

Детские души мы учим летать.

Кто-то из цифр, вдруг сказку разложит,

Кто-то червей по хвостам отличать,

Кто-то по-русски красиво кричать,

Атомы двигать и школу взорвать,

Высоко прыгать и быстро бежать,

В картинке увидеть язык программиста,

И по-английски поздравить министра,

Детские мысли отправить в полет,

В школьном подвале собрать звездолет.

Каждый из нас великий мыслитель,

Для детской души он как ангел- хранитель,

Труд наш бесценен, хочу вам сказать,

И пусть в нашей жизни все будет на пять!

Колганова Светлана Ивановна

Россихина Светлана Викторовна

18

19



В раздел образования