Автор: Логинова Татьяна Вячеславовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г. о. Коломна, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер - класс для педагогов "Речевые игры в работе с дошкольниками и младшими школьниками".
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
(Здание «ЦВР»)
Мастер – класс для педагогов
«Речевые игры в работе с дошкольниками и младшими школьниками».
Составила:
педагог дополнительного образования
Логинова Татьяна Вячеславовна
г.о. Коломна, 2025 г.
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Речевые игры в работе с дошкольниками и младшими школьниками».
Фамилия, имя, отчество
педагога:
Логинова Татьяна Вячеславовна.
Наименование
образовательного
учреждения, район (город):
МБУДО «ЦДТ» (здание «ЦВР»), г. о. Коломна.
Тема занятия:
«Речевые игры в работе с дошкольниками и младшими
школьниками».
Возраст обучающихся:
5-7 лет.
Тип занятия:
Групповое.
Цель занятия:
Познакомить педагогов с игровыми формам и
методами обучения детей с нарушениями речи.
Задачи занятия:
- продолжать развивать профессиональную и
коммуникативную компетентность педагога через
педагогическое общение: умение устанавливать
конструктивные взаимоотношения с родителями,
ориентированные на совместное решение важнейших
задач обучения и воспитания детей дошкольного и
младшего школьного возраста;
- приобщать педагогов к одному из видов
коррекционно-развивающего процесса -
театрализованной деятельности и эффективным
методам использования здоровьесберегающих
технологий;
- дать педагогам рекомендации по проведению
артикуляционной гимнастики, дыхательной,
релаксационной, пальчиковой гимнастики, а также
речевых игр и логосказок;
Форма занятия:
Занятие-игра.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированная;
- педагогика сотрудничества;
- ИКТ;
- игровая;
- здоровьесберегающая.
Дидактические средства:
1) Наглядно-демонстративный материал:
- карточки с изображением артикуляционных
упражнений;
-деревянные фигурки с изображением
артикуляционных упражнений;
2
- пособия для дыхательной гимнастики;
- карточки со скороговорками;
- «ромашка» из бумаги;
- маски сказочных героев;
-плакат с деревом;
- бумажные цветы розового, желтого и зеленого
цветов.
2) Приборы и оборудование:
- индивидуальные зеркала;
- мыльные пузыри;
- ватные шарики.
Техническое оснащение:
Компьютер, проектор, магнитная доска.
Структура занятия:
I. Организационный этап.
II. Основной этап.
III. Рефлексия, подведение итогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Приветствие (педагоги здороваются друг с другом).
Игра «Назови свое имя»
Педагог: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Меня зовут Логинова Татьяна
Вячеславовна, педагог дополнительного образования, учитель – логопед. Давайте
познакомимся! Предлагаю вам представиться - назвать своё имя и отчество, затем
охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества.
(Педагог называет своё имя и подбирает слова: «Меня зовут Татьяна Вячеславовна -
творческая, великодушная)
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Педагог: Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь
ребёнка – это цель, к которой мы должны стремиться. Достигнуть этой цели нелегко
и нас беспокоит, что растёт число дошкольников, имеющих дефекты произношения
звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной
речью.
Проблема развития речи детей стоит остро на сегодняшний день. Решить её
мы можем только в сотрудничестве семьи и педагога. Игра – ведущий вид
деятельности детей-дошкольников. А исправление недостатков речи – трудоёмкий
труд. Поэтому, задача педагога – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не
заметил, что занимается тяжёлой, монотонной работой. Сегодня вашему
вниманию будут представлены различные игровые приемы коррекционной
работы. Вы познакомитесь с новыми формами проведения артикуляционной,
пальчиковой, дыхательной гимнастики, узнаете в какие словесные игры можно
поиграть и как в игровой форме совершенствовать связную речь.
2.1. Педагог:
- Сегодня я хотела бы поделиться с вами маленькими секретами проведения
своих логопедических занятий. Я не открою тайну, если скажу, что каждое свое
занятие я начинаю с пальчиковой гимнастики. Ученые считают, что на кончиках
пальцев находятся нервные окончания, воздействуя на которые с помощью
3
различных видов игр, мы воздействуем на участки головного мозга, отвечающие за
речевые зоны. Недаром говорят: «Развиваем пальчики – развиваем речь!»
Пальцы — дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Сжимаем пальцы и разжимаем их,
делая «Замочек».
Вот большой!
А это — средний.
Безымянный и последний —
Наш мизинец, малышок
Поочередно показываем пальцы на
двух руках, превращая каждую кисть в
«собачку».
Ушками пошевелили
Указательный забыли!
Сгибаем и разгибаем большие пальцы.
Выпрямляем указательные пальцы.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять и движенья
выполнять.
«Замочек» в движении.
Мы рога козы покажем.
Выдвинуть вперёд указательный палец
и мизинец, остальные пальчики загнуть
в кулачок. Поднять «рога» к голове.
И рога оленя даже.
Широко раздвинуть пальцы обеих рук,
скрестить ладошки и поднять
«ветвистые рога» к голове.
И про зайку не забудем - ушками
водить мы будем.
Выдвинуть вперёд указательные и
средние пальцы обеих рук. Поднять
«ушки» к голове и пошевелить ими.
Чтобы чётко говорить, надо с пальцами
дружить!
«Замочек» в движении.
2.2. Педагог: Артикуляционная гимнастика является основой формирования
речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает
упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,
отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для
правильного произнесения звуков.
(Демонстрация карточек с изображением артикуляционных упражнений и игра
«Чудесный мешочек»).
2.3. Педагог: Еще одно необходимое условие правильного речевого развития –
умение правильно дышать. Предлагаю некоторые упражнения, которые помогут
научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
(Игра с мыльными пузырями, упражнение «Фокусник», игры с пособиями по
дыхательной гимнастике).
2.4. Педагог: Важно научить ребёнка слушать и слышать! Поэтому предлагаю
вам поиграть в Речевые игры для активизации речи и мышления.
1. Задание «Фонематический слух».
4
- Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звук. Он
является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук
в слове, мы можем получить совершенно иное слово: «коза-коса», и вот уже «козой
косят на лугу», «Мишина машина превращается в мыши на машине».
Предлагаю поиграть в игру «Определите место звука в слове».
- Я произношу слова со звуком [Р]. Если [Р] слышите в начале слова, поднимите
руки вверх. Если [Р] в середине слова, поставьте руки на пояс. Если [Р] в конце
слова, руки на колени. (Слова: Радуга, миР, каРтофель, Ручка, помидоР, Рыба,
паРад, подаРок, сыР, кефиР, Роза, гРузовик). - Спасибо! Присаживайтесь,
пожалуйста!
2. Задание «Фонематическое восприятие».
- Фонематический слух тесно связан с фонематическим восприятием.
Фонематическое восприятие – это способность определять последовательность и
количество звуков в слове.
Игра «Играю со словом».
Например: Я назову звуки, а вы слово. С,О,К…? (Сок). Сколько звуков в слове
СОК?
Какой согласный стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?
Игра «Назови слово на заданный звук». - Назовите слово-предмет. (Любое
слово). - Назовите слова, которые начинаются на последний звук в слове.
Например, слово «кот». Слова: точка, торт, тарелка, тапки, труд, туча, тыква,
таракан…
3. Задание «Похожие слова».
- Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.
Быстрые слова – (самолёт, поезд, мотоцикл, леопард, ястреб, заяц)
Горячие слова – (кипяток, чай, кофе, вулкан, пирожок, суп, плов).
Весёлые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка, улыбка, смех, радость).
4. Задание Скороговорки.
- Ещё в старину придумали для развития речи – Скороговорки. Они созданы были
для забавы детей, и надо заметить, это очень полезная забава. Это великолепные
упражнения, своеобразный тренажёр для отработки правильной, чёткой и грамотной
речи.
- Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков
у дошкольников. Перед Вами на столе лежит задание:
- Необходимо назвать эмоцию и проговорить скороговорку: (На раздаточном
материале: название эмоция, текст скороговорки).
1. Слишком много ножек у сороконожек. (Раздражённо, злость).
2. На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (Радостно).
3. Шесть мышат в камышах шуршат. (Грустно).
4. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. (Удивление).
5. Хохлатые хохотушки хохотали хохотом. (Веселье).
6. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. (Испуганно)
7.Саша шапкой по ошибке шишку сшиб. (Раздражённо, злость).
8.Белые бараны били в барабаны. (Радостно).
9.Зина в магазине забыла корзину. (Грустно).
10.У Сени и Сани в сенях сом с усами. (Удивление).
11.Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход. (Веселье).
5
12.От топота копыт пыль по полю летит. (Испуганно)
5. Задание: «Физкультурная минутка «Части тела»
Педагог называет части тела, на себе показывая неправильно. Педагоги должны
показать на свою часть тела, которую называет педагог. Также предлагаются
упражнения на ориентировку: дотянись левой рукой до правого ушка, а правой
рукой до левого плеча и т. д.
6. Задание «Глазодвигательная гимнастика. «Для глаз и настроения».
Глазки вверх поднимем мы – улыбнёмся.
Глазки вниз опустим мы – улыбнёмся.
Глазки влево повернём – улыбнёмся.
Глазки вправо повернём – И работать мы начнём.
7. Задание. «Исправьте ошибки». Существуют разнообразные игры и
упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у ребёнка 5-7
лет. Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в
словосочетаниях и предложениях.
Игра «Исправь ошибку»
1. Верёвочка прыгала через девочек.
2. На лягушку прыгнула трава.
3. Стул залез под котёнка.
4. Лужа перепрыгнула через меня.
5. Дровами рубят топор.
6. Теремок читал сказку про меня.
7. На радуге — небо.
8. Сахар грызет Иру.
9. Дорога едет по грузовику.
10. Забор красит Рому.
11. Градусник несет врача.
12. Горшок растет в розе.
8. Задание «Закончи предложение в рифму».
Игры-миниатюры – отличный материал для развития у детей слухового
внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети
учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико-
грамматические конструкции, развивают память и связную речь.
Педагог: Уважаемые участники, прошу Вас выйти в центр класса. У меня в
руках «Ромашка». Вы отрываете по лепестку, читаете фразу и подбираете слово в
рифму. Всё просто!
1. Живёт в нашем доме Гарик, У него есть синий …(шарик).
2. Очень любят мыши сыр, В хорошем сыре много … (дыр).
3. Шёл по лесу шустрый мишка, На него свалилась… (шишка).
4. Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь … (двери).
5. В сказках очень любят пир, Всем на свете нужен … (мир).
6. Всех хвастливей Таня-крошка, У неё на шляпе … (брошка).
7. В малиннике медведь бурчал, Рядом с ним ручей … (журчал).
8. Радуется детвора — начинается... (игра).
9. Зубы крепкие бобра поострее... (топора).
10. Жарким летом по горам в шубе бегает…(баран).
9. Задание:
6
Педагог: Даже самые трудные и надоевшие упражнения выполняются без
особого труда, если на занятии разыгрывается сказка. Сегодня я хочу вам
представить один из способов использования элементов сказкотерапии в своей
работе.
Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети.
Чтобы всем вокруг дружить - говорят, как надо жить
Сказки учат нас добру и прилежному труду
Сегодня мы все вместе вспомним и расскажем интересную сказку, а какую, вы
узнаете, отгадав мою загадку:
В этом доме без забот жили звери, только вот,
К ним медведь пришел потом, поломал звериный дом.
Педагог: Правильно, «Теремок»! Только у нас не простая сказка, а «Теремок на
новый лад, или Сказка о дружбе».
Инструкция: Как только называется какой-либо персонаж, каждый из вас должен
проговорить свои слова:
Теремок (Скрип-скрип!) 5. Зайчик-побегайчик (Зздорово!)
Мышка-норушка (Тыш-тыш!) 6. Лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!)
Лягушка-квакушка (Квантересно!) 7. Волчок-серый бочок (Уумный Я!)
Медведь косолапый (Ничего себе!) 8 и 9. Двое из ларца (Всё сделаем!)
Педагог:
Стоит в поле теремок (Скрип-скрип!). Бежит мимо мышка-норушка (Тыш-тыш!),
увидела теремок (скрип-скрип), остановилась, заглянула внутрь, и подумала мышка
(Тыш-тыш!), что коль теремок (скрип-скрип) пустой, станет она там жить.
Прискакала к терему (Скрип-скрип) лягушка-квакушка (Квантересно!) и стала в
окошки заглядывать. Увидела её мышка-норушка (Тыш-тыш!) и предложила ей
жить вместе. Согласилась лягушка-квакушка (Квантиресно!), и стали они вдвоём
жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик (Зздорово!), остановился, смотрит, а тут из
теремка (Скрип-скрип!) выскочили мышка-норушка (Тыш-тыш!) и лягушка-
квакушка (Квантиресно!) и позвали зайчика-побегайчика (Зздорово!) в теремок
(скрипскрип!). Идет мимо лисичка-сестричка. (Тра-ля-ля!) смотрит — стоит теремок
(Скрипскрип) Заглянула лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!) в окошко, а там мышка-
норушка (Тыш-тыш!), лягушка -квакушка (Квантиресно!) и зайчик-побегайчик
(Зздорово!) живут. Жалобно так попросилась лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!),
приняли и её в компанию. Прибежал волчок-серый бочок (Уумный Я!), заглянул в
дверь и спросил кто в тереме (Скрип-скрип!) живёт. А из теремка (скрип-скрип!)
отозвались мышка-норушка (Тыш-тыш!), лягушк -квакушка (Квантиресно!), зайчик-
побегайчик (Зздорово!), лисичка –сестричка (Тра-ля-ля!) и пригласили его к себе. С
радостью побежал в теремок (Скрип-скрип) волчок-серый бочок (Уумный Я!).
Стали они впятером жить. Вот они в теремке (Скрип-скрип!) живут, песни поют:
мышка-норушка (Тыш-тыш!), лягушка - квакушка (Квантиресно!), зайчик-
побегайчик (Зздорово!), лисичка –сестричка (Тра-ля-ля!) и волчок-серый бочок
(Уумный Я!). Вдруг идет медведь косолапый (Ничего себе!). Увидел он теремок
(Скрип-скрип!), услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь медведь
косолапый (Ничего себе!). Испугались мышка-норушка (Тыш-тыш!), лягушка-
квакушка (Квантиресно!), зайчик-побегайчик (Зздорово!), лисичка-сестричка (Тра-
ля-ля!) и волчок-серый бочок (Уумный Я!) и позвали медведя косолапого (Ничего
себе!) к себе жить. Медведь (Ничего себе!) полез в теремок (Скрип-скрип!). Лез-лез,
7
лез-лез — никак не мог влезть и решил, что лучше на крыше будет жить. Влез на
крышу медведь (Ничего себе!) и только уселся — трах! — развалился теремок
(Скрип-скрип!). Затрещал теремок (Скрип-скрип!), упал набок и весь развалился.
Еле – еле успели из него выскочить мышка-норушка (Тыш-тыш!), лягушка-
квакушка (Квантиресно!), зайчик-побегайчик (Зздорово!), лисичка-сестричка (Тра-
ля-ля!), волчок-серый бочок (Уумный Я!) — все целы и невредимы, да стали
горевать — где ж им дальше то жить? В лесу то ведь никакого коммунального
хозяйства нет, никаких ремонтных бригад. Но тут под теремком обнаружили ларец,
а там – двое из ларца (Всё сделаем! Все сможем!) умельцы на все руки. Принялись
все бревна носить, доски пилить и строить новый теремок (Скрип-скрип!). Лучше
прежнего выстроили! И стали жить поживать мышка-норушка (Тыш-тыш!), лягушка
- квакушка (Квантиресно!), зайчик-побегайчик (Зздорово!), лисичка-сестричка (Тра-
ля-ля!), волчок-серый бочок (Уумный Я!), медведь косолапый (Ничего себе!) и
двое-из-ларца (Всё сделаем! Все сможем!) в новом теремке (Скрипскрип!)
Педагог:
Уж мы будем, мы будем дружить,
Будем в тереме весело жить.
И работать, и петь, и плясать,
И друг другу (помогать).
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ, РЕФЛЕКСИЯ.
Педагог: Уважаемые педагоги! Перед тем как закончится наш мастер-класс,
хочу узнать ваше мнение о проведении этого мероприятия. Вы видите дерево, оно
должно быть ярким и цветущим, раскрасим дерево цветами. Розовый цветок –
мероприятие мне понравилось, узнал много нового, буду полученные знания
активно использовать в работе со своим с ребенком в домашних условиях; желтый
цветок – мероприятие мне понравилось, но были затруднения, и есть вопросы,
которые нужно разобрать совместно с педагогом; зеленый цвет – мероприятие мне
не понравилось, ничего нового я не узнал. (Педагоги выполняют задание).
Педагог: А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и работу. Вы
прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы! Спасибо, что нашли время и
пришли сегодня к нам! Надеемся, что вам было весело и интересно!
Используемая литератур:
Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в
логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с
недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала
«Логопед»). Сидельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда. —
Дошкольное воспитание. 1998. № 3.
Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения [Текст] /
Е.А. Каралашвили. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Источники Интернета.
Филичева, Т.Е., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст] / Т.Е.
Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М: Просвещение, 1989.
8