Автор: Галиханова Райля Аслямовна
Должность: учитель русского языка и литератур
Учебное заведение: г.Учалы МБОУ лицей 3
Населённый пункт: БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, УЧАЛИНСКИЙ РАЙОН, УЧАЛЫ
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
Раздел: среднее образование
Урок в 9-м классе на тему: «Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными .Придаточные предложения места и времени.»
Цели: закрепить знания о сложноподчиненных предложениях с придаточными
определительными ,изъяснительными ,меры и степени ;дать представление о
придаточных времени и места; закреплять умение работать в парах; совершенствовать
орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
Планируемые результаты :умение самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; знание основных групп сложноподчиненных предложений ;умения
характеризовать придаточные обстоятельственные ,в том числе придаточные места и
времени ,различать союзы и союзные слова, применять правила постановки знаков
препинания в СПП, работать в парах, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока 1
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Лингвистическая разминка
Замените разговорное слово пацан стилистически нейтральным синонимом .Запишите
этот синоним.
3.Проверка домашнего задания.
1.Рассказ об особенностях придаточных меры и степени.
2Упр.169-чтение составленных предложений ;выборочное выполнение синтаксического
анализа на доске.
3.Рабочая тетрадь : задания 7,8
4. Работа по теме урока.
1.Слово учителя.
Придаточные места и времени отличить довольно легко при условии ,если правильно
задан вопрос. Очень важно ,чтобы вопрос не висел в воздухе, а опирался на главное
предложение, словосочетание или слово в главном предложении.
Сложнее разобраться со средствами связи в сложноподчиненных предложениях. Закрепим
умение отличать союзы от союзных слов.
-Союзные слова –члены придаточных предложений ,их можно заменить указательными
местоимениями или местоименными наречиями ,а союзы не являются членами
предложений ,их нельзя заменить словами самостоятельных частей речи.
- На союзные слова может падать логическое ударение ,а на союзы –не может.
- Союзное слово обычно можно изъять из предложения без потери смысла ,а союз-нельзя.
-После союзного слова можно поставить частицы же, именно ,а после союзов –нельзя.
Все эти критерии надо использовать в сочетаниях или в совокупности ,отдельно они редко
«работают».
Где, куда,откуда,кто,который,какой,чей,почему,зачем,сколько,насколько всегда являются
союзными словами и не бывают союзами.
Когда является союзным словом:
1)в придаточном времени, если в главном предложении есть указательное слово тогда;
2)в придаточном изъяснительном ;
3)в придаточном определительном.
Когда является союзом в придаточных времени ,условия.
Определение придаточных предложений места обычно не вызывает затруднений. Они
отвечают на вопросы где? куда? откуда?
Сложности возникают с придаточными разного вида, у которых совпадает способ
присоединения к главному предложению.
2.Работа по учебнику.
1.Упр.170-сопоставительный анализ предложений ,формулирование вывода.
2Упр.171-обсуждение заданий и вопросов, комментированное письмо; синтаксический и
пунктуационный анализ, схемы предложений составляются на доске и в тетрадях.
3.Упр.172- обсуждение задания по синтаксической синонимии.
4.Упр.173-самостоятельная работа с последующим обсуждением.
5.Упр.175-работа в парах: сопоставительный анализ предложений ,формулирование
вывода.
5.Закрепление изученного материала.
1.Выполнение практических заданий, беседа.
Поставим вопросы ,составим схемы ,определим вид придаточных и средства связи ,
объясним постановку знаков препинания.
1)И нет величия там ,где нет простоты ,добра и правды.(Л.Н.Толстой)
Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства там в главном
предложении ,отвечает на вопрос где?Схема: […там],(где…).
2) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже
вспаханную десятину пшеницей.
Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении,
отвечает на вопрос какую? Схема:[ ],(где…).
3)Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым.(Д.Гранин)
Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства туда в главном предложении,
отвечает на вопрос куда? Схема:[…туда],(где…).
4) Дерево валят туда, куда оно нагнулось.(Посдовица).
Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства туда в главном
предложении ,отвечает на вопрос куда?Схема:[…туда],(куда…).
2 Творческое задание: сочинение- миниатюра.
Опишите с помощью сложноподчиненных предложений с придаточными места
географическое положение своего города.
6 Подведение итогов урока.
-На какие вопросы отвечают придаточные места,времени?
-С помощью каких средств связи они присоединяются к главному предложению и к чему
они относятся в главном ?
Домашнее задание.
1 Упр.174,176.
2Рабочая тетрадь:ч.2,задания 9,10