Напоминание

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.


Автор: Галиханова Райля Аслямовна
Должность: учитель русского языка и литератур
Учебное заведение: г.Учалы МБОУ лицей 3
Населённый пункт: БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, УЧАЛИНСКИЙ РАЙОН, УЧАЛЫ
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
Раздел: среднее образование





Назад




Урок в 9-м классе на тему: «Сложноподчиненные предложения с придаточными

обстоятельственными .Придаточные предложения места и времени.»

Цели: закрепить знания о сложноподчиненных предложениях с придаточными

определительными ,изъяснительными ,меры и степени ;дать представление о

придаточных времени и места; закреплять умение работать в парах; совершенствовать

орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

Планируемые результаты :умение самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель; знание основных групп сложноподчиненных предложений ;умения

характеризовать придаточные обстоятельственные ,в том числе придаточные места и

времени ,различать союзы и союзные слова, применять правила постановки знаков

препинания в СПП, работать в парах, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока 1

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Лингвистическая разминка

Замените разговорное слово пацан стилистически нейтральным синонимом .Запишите

этот синоним.

3.Проверка домашнего задания.

1.Рассказ об особенностях придаточных меры и степени.

2Упр.169-чтение составленных предложений ;выборочное выполнение синтаксического

анализа на доске.

3.Рабочая тетрадь : задания 7,8

4. Работа по теме урока.

1.Слово учителя.

Придаточные места и времени отличить довольно легко при условии ,если правильно

задан вопрос. Очень важно ,чтобы вопрос не висел в воздухе, а опирался на главное

предложение, словосочетание или слово в главном предложении.

Сложнее разобраться со средствами связи в сложноподчиненных предложениях. Закрепим

умение отличать союзы от союзных слов.

-Союзные слова –члены придаточных предложений ,их можно заменить указательными

местоимениями или местоименными наречиями ,а союзы не являются членами

предложений ,их нельзя заменить словами самостоятельных частей речи.

- На союзные слова может падать логическое ударение ,а на союзы –не может.

- Союзное слово обычно можно изъять из предложения без потери смысла ,а союз-нельзя.

-После союзного слова можно поставить частицы же, именно ,а после союзов –нельзя.

Все эти критерии надо использовать в сочетаниях или в совокупности ,отдельно они редко

«работают».

Где, куда,откуда,кто,который,какой,чей,почему,зачем,сколько,насколько всегда являются

союзными словами и не бывают союзами.

Когда является союзным словом:

1)в придаточном времени, если в главном предложении есть указательное слово тогда;

2)в придаточном изъяснительном ;

3)в придаточном определительном.

Когда является союзом в придаточных времени ,условия.

Определение придаточных предложений места обычно не вызывает затруднений. Они

отвечают на вопросы где? куда? откуда?

Сложности возникают с придаточными разного вида, у которых совпадает способ

присоединения к главному предложению.

2.Работа по учебнику.

1.Упр.170-сопоставительный анализ предложений ,формулирование вывода.

2Упр.171-обсуждение заданий и вопросов, комментированное письмо; синтаксический и

пунктуационный анализ, схемы предложений составляются на доске и в тетрадях.

3.Упр.172- обсуждение задания по синтаксической синонимии.

4.Упр.173-самостоятельная работа с последующим обсуждением.

5.Упр.175-работа в парах: сопоставительный анализ предложений ,формулирование

вывода.

5.Закрепление изученного материала.

1.Выполнение практических заданий, беседа.

Поставим вопросы ,составим схемы ,определим вид придаточных и средства связи ,

объясним постановку знаков препинания.

1)И нет величия там ,где нет простоты ,добра и правды.(Л.Н.Толстой)

Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства там в главном

предложении ,отвечает на вопрос где?Схема: […там],(где…).

2) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже

вспаханную десятину пшеницей.

Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении,

отвечает на вопрос какую? Схема:[ ],(где…).

3)Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым.(Д.Гранин)

Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства туда в главном предложении,

отвечает на вопрос куда? Схема:[…туда],(где…).

4) Дерево валят туда, куда оно нагнулось.(Посдовица).

Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства туда в главном

предложении ,отвечает на вопрос куда?Схема:[…туда],(куда…).

2 Творческое задание: сочинение- миниатюра.

Опишите с помощью сложноподчиненных предложений с придаточными места

географическое положение своего города.

6 Подведение итогов урока.

-На какие вопросы отвечают придаточные места,времени?

-С помощью каких средств связи они присоединяются к главному предложению и к чему

они относятся в главном ?

Домашнее задание.

1 Упр.174,176.

2Рабочая тетрадь:ч.2,задания 9,10



В раздел образования