Автор: Ганиева Лия Ниязовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ пос.Круглое Поле"
Населённый пункт: посёлок Круглое Поле, Тукаевский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Проект
Тема: «Интерактивные методы обучения в начальной школе»
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа пос.Круглое Поле»
Тукаевского муниципального района
Республике Татарстан
ПРОЕКТ
«Интерактивные методы
обучения в начальной школе»
Выполнила:
Ганиева Лия Ниязовна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ пос. Круглое Поле»
пос. Круглое Поле
2025г
Содержание:
1.
Актуальность и обоснование выбора темы проекта……………………………..3
2.
Основные цель, задачи и ожидаемые результаты проекта……………………...5
3.
Основная часть проекта……………………………………………………………6
4.
Заключение…………………………………………………………………………14
5.
Список используемой литературы………………………………………………..15
6.
Приложение………………………………………………………………………...16
2
1.
Актуальность и обоснование проекта
Современные дети, выросшие в эпоху цифровых технологий, лучше
воспринимают информацию через активное взаимодействие и игровые формы. Во
все времена учителей волновал вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к
учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, другими словами,
активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения.
Традиционные методы обучения не всегда способны полностью вовлечь учеников
начальной школы, что может снижать мотивацию и эффективность усвоения
материала. Интерактивные приемы делают процесс обучения более живым,
увлекательным и результативным, способствуя развитию критического мышления,
коммуникативных навыков и творческого потенциала.
Целями школьного образования, которые в настоящее время ставят перед
школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного
набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка,
создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.
Методологической основой стандартов начального общего образования
нового
поколения
является
системно
–
деятельностный
подход.
Системно – деятельностный подход нацелен на развитие личности, на
формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано
так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
В связи с этим новые
требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к
качественной стороне обучения. Во главу угла ставится применение современных
образовательных технологий. Традиционные способы преподавания на наших
глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят интерактивные
методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим
активно участвовать в учебном процессе.
Технология интерактивного обучения (ТИО) - система способов организации
взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая
педагогически
эффективное
познавательное
общение,
в
результате
которого
3
создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной
деятельности
и
взаимообогащения
их
мотивационной,
интеллектуальной,
эмоциональной и других сфер.
Применение
ТИО
позволяет
учителю
соединить
деятельность
каждого
школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель -
класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа), связать его учебную
деятельность
и
межличностное
познавательное
общение.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.
При этом технологий интерактивного обучения существует огромное количество.
4
2.
Основные цели, задачи и ожидаемые результаты проекта
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе
которого
осуществляется
взаимодействие
учителя
и
ученика.
Каковы
основные
характеристики
“интерактива”?
Следует
признать,
что
интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной
деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из
таких целей состоит: разработать и внедрить комплекс интерактивных приемов
обучения, направленных на повышение мотивации, активности и качества усвоения
знаний учащимися начальной школы.
Задачи проекта:
1.
Изучить теоретические основы интерактивного обучения.
2.
Разработать
методические
рекомендации
по
применению
отобранных приемов на различных уроках (математика, литературное
чтение, окружающий мир).
3.
Оценить эффективность применения интерактивных методов
обучения.
4.
Подготовить
материалы
для
распространения
опыта
(презентации, публикации).
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован
таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс
познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что
они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания,
освоения
учебного
материала
означает,
что
каждый
вносит
свой
особый
индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что
позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную
деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
5
3.
Основная часть проекта
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие
диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к
совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив
исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над
другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать
сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации,
взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в
дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются
индивидуальная,
парная
и
групповая
работа,
применяются
исследовательские
проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками
информации, используются творческие работы.
Проанализировав педагогическую литературу, мне удалось выделить несколько
десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о
целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из
них: уроки - «погружения»; уроки-деловые игры; уроки-прессконференции; уроки-
соревнования;
уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации;
компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения
учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-
зачеты; уроки-сомнения; уроки-творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы;
уроки-обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины;
уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут
знатоки»; уроки-ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры
«Поле чудес»; уроки-экскурсии; межпредметные уроки.
Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и
задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных
упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько
на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:
6
Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического
процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой
проблеме.
Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает
их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу,
оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути
решения задачи.
Мыследеятельность. Она заключается в организации активной
мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в
сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной
познавательной деятельности.
Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и
педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение
своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
Свобода выбора.
Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации
успеха — позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.
Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участников педагогического
процесса своей деятельности, взаимодействия.
Если рассмотреть эти принципы поглубже, то можно отметить, что они
полностью
отвечают
требованиям
Концепции
Федеральных
государственных
стандартов второго поколения.
Для эффективного использования интерактивных методик, в том числе – и для
того, чтобы охватить весь необходимый объем материала и глубоко его усвоить,
учитель должен тщательно планировать свою работу
Использовать методы, адекватные возрасту учеников, их опыту работы с
интерактивными методиками;
Подбирать для учащихся такие интерактивные упражнения, которые
давали бы учащимся «ключ» к усвоению темы;
Учитывать темп работы каждого учащихся и его способности;
7
На одном занятии использовать один-два (максимум) интерактивных
методов;
Сначала стоит использовать простые интерактивные методы – работа в
парах, малых группах, «Мозговой штурм», «Микрофон».
Структура уроков
Использование интерактивных методов выдвигает определенные требования к
структуре урока. Как правило, предлагается такая структура урока.
1. Мотивация.
Цель этого этапа – сфокусировать внимание учащихся на проблеме и вызвать
интерес к обсуждаемой теме. Можно использовать такие приемы, как вопросы, цитата,
короткая история, небольшое задание, разминка.
2. Объявление, представление темы урока и ожидание результатов.
Цель этапа – обеспечить понимание учащимися содержание их деятельности,
того, чего они достичь в результате урока и что от них ожидает учитель.
3. Сообщение необходимой информации.
Цель этапа – дать учащимся достаточно информации для того, чтобы на ее
основе выполнять практические задания. Это может быть мини-лекция, чтение
раздаточного материала.
4.Интерактивное упражнение – центральная часть занятия.
Цель занятия – практическое освоение материала, достижение поставленных
целей урока. Проводится этот элемент в такой последовательности:
Инструктирование – учитель рассказывает про цели упражнения, про
правила, последовательность действий и количество времени на выполнение
заданий, спрашивает все ли понятно учащимся;
1.
Объединение в группы или распределение ролей;
2.
Выполнение
задания,
при
котором
учитель
выступает
как
организатор, помощник;
3.
Презентация результатов выполнения упражнения.
4.
Подведение итогов, оценивание результатов урока.
8
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике
проведения, больше нравятся детям, чем будничные учебные занятия со строгой
структурой и установленным режимом работы. Поэтому, такие уроки я применяю в
своей практике для активизации познавательной деятельности.
Также в своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на
развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование
универсальных учебных действий.
Я считаю, что применение метода проектов способствует развитию
гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:
-принятия самостоятельных решений;
-умение ставить задачи и задавать вопросы;
-поиск нестандартных, оригинальных решений;
-способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
-раскрытие индивидуального потенциала.
Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое
проявление деятельности субъекта.
Использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации
данной задачи, я использую работу в парах, в группах. Парную работу я рассматриваю
как
начальную
стадию
формирования
деловых
межличностных
отношений
первоклассников.
Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:
- не владеют умениями совместной деятельности;
- не готовы сотрудничать в больших группах;
- плохо знают друг друга;
- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной
деятельности с ними.
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного
процесса,
целью
которого
является
формирование
деловых
межличностных
отношений.
9
Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять
обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои
действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в
сравнении цели и результата работы.
Привожу пример внеурочного занятия, проводимого мною в 3 классе
окружающего мира.
(Приложение 1 – «Город герой-Волгоград»)
Также я применяю игровой метод что предполагает использующие игровые
элементы
для
достижения
образовательных
целей
с
повышения
в
учебной
деятельности.
Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому
ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску
истины. Я обучаю школьников применять следующие правила работы в диалоге:
правило 1 – отвечать на поставленный вопрос;
правило 2 – каждый имеет право на свою версию;
правило 3 – каждый имеет право поддерживать версию другого;
правило 4 – каждый имеет право критиковать версию другого.
Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от
обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и веду
их к выводам. Отвечают и слабые, и сильные. Обучающиеся не боятся сделать ошибку
в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все вместе
они примут правильное решение. Главное в работе – умение общаться, вести
дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно
направлять ответы в нужное русло.
Примером может служить работа с геометрическим материалом на уроке
математики.
(Приложение 2 – Сложение и вычитание в пределах 20)
В дальнейшем я планирую вводить в свою практику метод «Карусель».
Организовывая работу в группах необходимо соблюдение нескольких условий.
1.Делю класс на несколько групп.
10
2.Группа получает четко и конкретно сформулированную задачу.
3.Обеспечение
оборудования
для
решения
задачи
в
виде
учебников,
интерактивной доски и дополнительной справочной литературы.
4. Заранее подготовленные станции и к каждой станции свои задания.
Метод «Карусель» - это командная игра, где ученики по очереди решают
задачи, переходя от одного стола к другому, что развивает логику, внимание и умение
работать в команде, а также позволяет закрепить пройденный материал в игровой
форме. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством,
сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения
вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен
знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие»
обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и
решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся
культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С
каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного
поиска. Они сами создают свою формулу успеха.
Итак, группы работают. У меня есть возможность пообщаться не со всем
классом, а с группой из 4 – 6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда достаточно
несколько слов, чтобы помочь обучающимся найти более успешное продолжение
своей работы. Заметьте, не готовый ответ! Есть возможность, переходя от группы к
группе, похвалить их за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность
мышления, отдельным обучающимся сделать замечание за их пассивность. Главное,
чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.
(Приложение 3 «Характеристика героев примеры превращений и чудес в сказке
А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).
Также можно применить метод «Фишбоун» — приём смыслового чтения,
который позволяет раскрыть для понимания проблемную тему, показать причины,
которые привели к определённому повороту в сюжете художественного произведения.
11
Алгоритм
составления
фишбоуна на
примере
образа
персонажа
сказки
А. С. Пушкина о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о
прекрасной Царевне Лебеди.
1.
Голова или верхний плавник «фиш» содержит название того, что
описывается, изучается. Например, образ персонажа: царь Салтан.
2.
Верхние косточки (чешуйки) рыбы — это качества персонажа, которые
описаны в тексте. Можно приводить цитаты или отдельные слова, словосочетания из
текста.
3.
Нижние косточки (чешуйки) — это поступки персонажа, располагать их
надо в соответствии с логикой развития сюжета. Например, о царе: 1-я косточка —
Подслушав разговор девиц, выбирает ту, что говорит о сыне-богатыре для царя. ; 2-я
косточка — не дождавшись рождения сына, уезжает на войну.
4.
Хвост
«фиш» — вывод.
Каким
персонаж
представлен
в
тексте;
изменяется
ли
он
по
ходу
сюжета
или
неизменно
добр/зол,
умён/глуп,
завистлив/беззлобен и т. д..
12
Заключение
Данный проект направлен на модернизацию образовательного процесса в
начальной школе путем внедрения интерактивных приемов. Его реализация позволит
сделать обучение более эффективным, интересным и соответствующим потребностям
современного ребенка, подготовив его к успешному освоению знаний и развитию
ключевых компетенций.
Интерактивное обучение - это обучение, основанное на взаимодействии
учащихся
с
учебной
средой,
служащее
сферой
для
усвоения
знаний.
Суть
интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс проходит в
условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.
Реализация методов и приемов обучения предполагает активное и сознательное
накопление, а следовательно - и обобщения впечатлений из разных источников,
целесообразную организацию самостоятельной и поисковой деятельности учащихся.
Это будет способствовать познанию же ученикам своего окружающей среды и
самоопределению в нем, даст возможность формировать у них элементарные навыки
исследовательской работы, сотрудничества с другими людьми и отрабатывать
заинтересованное практическое отношение к узнаваемым объектам.
Учитель и ученики - равные субъекты обучения. Основная особенность
интерактивного обучения заключается в том, что процесс обучения проходит в
совместной деятельности по схеме «учитель-ученик». такое сотрудничество повышает
эффективность урока. Взаимодействие между учителем и учеником меняется в
интерактивном обучении: деятельность учителя 65 уступает место активности ученика,
и цель учителя - создать условия для инициативы учеников. Интерактивное обучение
обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Таким образом,
данная технология создает благоприятные условия для развития познавательной
универсальной учебной деятельности.
Из выше сказанного, все материалы которые были разработаны, в ходе
проектной
деятельности,
были
опубликованы
на
образовательных
сайтах
и
платформах.
13
Список используемой литературы
1. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы,
2007 г., №6.
2. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в
адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.
3. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
4. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших
школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.
5. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.
6. Латышева Д. И. Л. Н. Толстой – народный учитель // Начальная школа,
2008 г., №8.
7. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации
обучения учащихся.
8. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя
школы. 2002 г.
14
Приложение 1
Тема: «Город герой-Волгоград»
Класс: 3
Цель: Познакомить учащихся с историей Волгограда как города-
героя.
Развивать командные навыки и умение работать с информацией
через игровой элемент.
Воспитание уважения к историческому наследию и патриотизма.
Время проведения: 15 минут.
Форма проведения: групповая.
Оборудование: маршрутные листы, информация,презентация.
Организация занятия.
Разделение класса на 4-5 групп (по 4-5 человек в каждой).
Каждая группа получает маршрутный лист, где указаны следующие ключевые
места Волгограда:
Мамаев Курган;
Мемориал «Вечный огонь»;
Фонтан Бармалей;
Мельница Генгарда;
Остров Людникова;
Аллея Героев России.
Задачи для групп:
Найти информацию о каждом месте (кто был там, какие события там
произошли).
Выбрать "гидов", которые будут рассказывать о своем месте остальным.
15
Приложение 2
Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20».
Класс: 2
Цель:
Закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 20.
Развивать внимание, логическое мышление и умение работать в
группе.
Повысить интерес к математике через игровые задания.
Время проведения: 15 минут.
Форма проведения: групповая.
Оборудование:
Плакаты с заданиями.
Раздаточные материалы (карточки с числами, прописи для записи).
Таймер.
Награды для команд.
Организация занятия.
Введение в тему (5 минут)
Краткий обзор сложения и вычитания.
Примеры решений на доске, с которыми учащиеся будут работать на
станциях.
Основная часть - Интерактивный метод "Карусель" (30 минут)
Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек и переходят на разные станции,
каждая из которых представлена определённым заданием.
Станция 1: Сложение
Задание: Решите 5 примеров на сложение (например, 7 + 6, 4 + 5 и
т.д.).
Время: 5 минут.
16
Станция 2: Вычитание
1.
Задание: Решите 5 примеров на вычитание (например, 15 - 7,
10 - 3 и т.д.).
2.
Время: 5 минут.
Станция 3: Игра "Сложи-убери"
3.
Задание: Игра на карточках, где по числам нужно складывать и
вычитать, выставляя пропорции.
4.
Время: 5 минут.
Станция 4: Кроссворд с числами
5.
Задание: Заполнить кроссворд, основываясь на решённых
примерах, провести параллели между задачами.
6.
Время: 5 минут.
После каждой станции команды перемещаются к следующей и повторяют
задания. Перемещение происходит под звуковой сигнал.
17
Приложение 3
Тема: Характеристика положительных и отрицательных героев в сказке А.С.
Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Класс:4
Цель:
Познакомить
учеников
с
основными
героями
сказки
и
их
характеристиками.
Развивать навыки анализа и синтеза информации.
Воспитывать
способность
сопереживать
героям,
осмысливать
положительные и отрицательные качества персонажей.
Время проведения: 15 минут.
Форма проведения: групповая.
Оборудование:
Копии текста сказки для каждой группы.
Листы бумаги в форме рыбы (метод Фишбоун).
Маркеры.
Презентация с изображениями героев.
Введение в тему (10 минут)
Краткий пересказ сказки: ключевые события и персонажи.
Обсуждение: кто запомнился и почему?
Основная часть - Метод «Фишбоун» (25 минут)
Разделение
класса
на
4
группы.
Каждой
группе
предоставляется задание по выявлению и характеристике героев.
Группа 1: Характеристика положительных героев (Князь Гвидон, Царевна
Лебедь)
18
Записывают положительные качества (мудрость, доброта,
отвага).
Примеры
превращений
(появление
Царевны
Лебеди,
преодоление трудностей Гвидона).
Группа 2: Характеристика отрицательных героев (Царь Салтан, Сестра,
Кудашева)
Записывают
отрицательные
качества
(зависть,
жадность,
жестокость).
Примеры их действий и последствий.
Группа 3: Чудеса и превращения
Изучают моменты, когда происходят чудеса (первое появление
Лебеди, превращения Гвидона).
Анализ, как эти события влияют на развитие сюжета и героев.
Группа 4: Сравнительный анализ
Сравнивают положительных и отрицательных героев.
Вывод о том, как поведение героев формирует их судьбы.
Каждая группа заполняет свою «рыбу», размещая на ней информацию о героях,
используя маркеры.
Презентация результатов (15 минут)
Каждая группа по очереди представляет свою «рыбу», делится
выводами и примерами.
Обсуждение: какие качества являются наиболее важными для
героев, как они влияют на сюжет.
Заключение (5 минут)
Итоговый вывод о роли положительных и отрицательных
героев.
Оценка трудов каждой группы (можно использовать условные
награды, например, "Лучшие аналитики").
19