Напоминание

Особенности произведения В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел»


Автор: Цветкова Наталья Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ лицей №395 Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
Тема: Особенности произведения В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел»
Раздел: начальное образование





Назад




Урок «Особенности произведения В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел»»

Класс: 4

УМК: «Школа Росссии»

Предмет: литературное чтение

Тема: «Особенности произведения В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел»»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с писателем В. Голявкиным; особенностями его произведений; создать условия для раскрытия

смысла художественного произведения; учить детей оценивать поступки, отличать хорошее от плохого; воспитывать любовь к чтению

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением В. В. Голявкина

«Никакой горчицы я не ел»;

научатся: раскрывать главную мысль рассказа,

делать выводы на основании анализа поступков

героя, формулировать учебную задачу урока,

работать с текстом в форме игры по правилам,

характеризовать героев произведения по вопросам

учителя, выстраивать аргументы, делать выводы и

обобщения по прочитанному, осуществлять

самооценку работы на уроке

Метапредметные:

Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые

эпизоды из текста, основную мысль и тему эпизода.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока,

планировать свое высказывание, оценивать свои речевые

высказывания и высказывания сверстников.

Коммуникативные: строить речевое высказывание по заранее

составленному плану, воспроизводить спланированное

высказывание, передавая чувства героев и свое отношение к ним,

опираться на собственный нравственный опыт в ходе

доказательства и в оценивании событий

Личностные: оценивать

поступки героев

произведения и свои

собственные под

руководством учителя с

точки зрения моральных

ценностей; осознавать

смысл приобретаемого

умения, понимать, где еще

может пригодиться данное

умение

Ресурсы урока: компьютер, ИКТ – презентация, учебник, раздаточный материал

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы деятельности

учащегося

1.Организацион

ный

Проверка готовности к уроку

Самоконтроль

готовности к уроку

2.Мотивация к

учебной

-Я очень люблю уроки литературного чтения. А Вы?

-Почему?

Отвечают на вопросы, продолжают предложения

Настраиваются на

работу на уроке,

деятельности

- Какой раздел мы изучаем на протяжении нескольких

уроков?

- С какими произведениями уже познакомились? Что

их объединяет?

-Что сегодня вы ждете от урока? Начните свой ответ

так. (Сегодня на уроке мне хотелось бы….

Мне нужен этот урок, чтобы…)

-Чтобы все у нас получилось, как задумали, что

необходимо?

-Пусть все у нас получится!

Сегодня мы с вами будем работать в группах.

Для начала выберите человека, который будет

лидером группы.

Вспомним правила работы в группах.

Выбирают лидера.

Называют правила

определяют

личностный смысл

учения,

потребность

включения в

деятельность

3. Актуализация

опорных знаний.

- На предыдущем уроке мы прочитали и обсудили

рассказ В Драгунского «Что любит Мишка».

Вспомните, чему научило нас это произведение?

Дома вы написали письмо одному из мальчиков,

Дениске или Мишке, по плану:

1. Приветствие.

2. Представление.

3. Что тебе понравилось в Дениске (Мишке)?

4. А что не очень?

5. За что бы ты хотел похвалить Дениску (Мишку)?

6. А за что поругать?

7. Что бы ты хотел рассказать Дениске (Мишке)

о себе?

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о

проделанной работе.

- Как в дальнейшем вам может пригодиться это

задание при общении с одноклассниками?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о

выполненной дома работе. Читают письма

Дениске или Мишке.

Осуществлять

актуализацию личного

жизненного опыта.

Уметь слушать в

соответствии с

целевой установкой.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу

полученного задания.

Выявлять личностное,

практическое значение

выполненной работы

4.

Целеполагание

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает

сформулировать цель урока, составить план урока

- В ваших письмах вы рассуждали о том, что вы

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы

учителя, формулируют цель урока, составляют

план.

Принимать и

сохранять учебную

цель и задачу.

любите. Иногда ваши любимые занятия совпадали с

тем, что необходимо делать каждый день (ходить в

школу, делать уборку), а были и такие, кто писал, что

ему каждый день приходится выполнять нелюбимые

дела. Могут ли любимые дела перестать нас радовать,

а нелюбимые дела вызывать интерес?

- К этому вопросу мы вернёмся в конце урока.

– Прочитайте пословицы (на слайде). О чём они?

Слайд 2

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Ребята, ну а вам 10-11 лет, вам же не надо работать,

можно и не трудиться?

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением

Виктора Владимировича Голявкина «Никакой

горчицы я не ел»

Слайд 3

Вспомним план работы над произведением:

1.

Познакомиться с творчеством и биографией

автора.

2.

Познакомится с произведением.

3.

Определить основную мысль рассказа.

Слайд 4

– Мы будем говорить о профессиях, о труде, о

том, что надо трудиться.

- Наш труд – учеба (надо ходить в школу,

учиться, чтобы многое узнать)

Анализировать, делать

выводы, планировать

деятельность.

Осознанно и

произвольно строить

речевое высказывание

в устной форме

5. Подготовка к

восприятию

произведения. З

накомство

с биографией В.

Голявкина

- Автор рассказа Виктор Владимирович Голявкин.

Ребята познакомят нас с биографией писателя.

Рассказ детей сопровождает презентацией.

Слайды 5 – 8

Индивидуальный опрос «Что я узнал о писателе».

Дополните предложения:

– Виктор Голявкин – писатель, а еще кто?

– Откуда автор брал сюжеты для рассказов?

– Продолжите предложение: «Чаще всего героями

рассказов Голявкина являются…»

Проверка. Слайд 9

Отличительные черты произведений писателя

— краткость, точность и остроумие.

Герои нередко попадают в переделки, которые

Заранее подготовленные ученики рассказывают

о творчестве В.В.Голявкина

Слушают, рассматривают фотографии,

портрет автора. Задают вопросы о творчестве

автора.

– Виктор Голявкин – художник и писатель.

– Сюжеты для рассказов брал из жизни.

– Героями чаще всего являются мальчики

закаляют их характер и помогают

сделать правильные выводы.

– Исходя из этого, давайте поразмышляем, кто герой

рассказа, с которым мы будем знакомиться?

– Ребята, вы знаете, что такое горчица? Какая она на

вкус?

- Какое выражение лица может быть у человека,

которому сказали, что он «словно горчицы поел»?

- Кому могут принадлежать слова: «Никакой горчицы

я не ел»?

– Почему ему может быть грустно?

– Попробуем выявить причины грустного настроения

героя.

Определите цели работы над произведением.

- Мальчик, школьник.

– Горчица горькая, ее просто так есть не будешь,

ее намазывают тонко на хлеб и др.

– «Горькое», грустное выражение лица

- Мальчику, у которого грустное настроение

– Его обидел кто-то. Не хотел учиться.

Цель работы над произведением: выяснить,

почему мальчику грустно, и почему ему сказали,

что он наелся горчицы?

Гипотеза: Кто-то обидел героя

Выделять

последовательность

развития сюжета

6. Работа над

содержанием

текста.

Работа с

толковым

словарем.

- В тексте встретятся слова, которые могут быть вам

не совсем понятны.

Проводит словарную работу. Слайд 10

Работают в группах. Находят и соединяют

слово с его толкованием.

Экскаватор – машина, которую используют при

земляных работах, она ковшом вычерпывает

землю.

Экскаваторщик – рабочий - специалист,

управляющий экскаватором

Проспект – это большая широкая улица в городе.

Строительные леса – это вспомогательные

устройства для размещения рабочих и материалов

при выполнении строительных или ремонтных

работ снаружи здания.

Патент – документ, удостоверяющий

государственное признание авторского права

инженера, изобретателя на его изобретение,

модель.

Штукатурить – покрывать (стены, потолки)

специальным раствором для образования гладкой

Осуществлять анализ

произведения.

Осознанно и

произвольно строить

речевое высказывание

в устной форме,

обосновывать свое

мнение.

Согласовывать усилия

по решению учебной

задачи.

Договариваться и

приходить к общему

мнению при работе в

группе. Учитывать

одноклассников.

Осуществлять

контроль по

Первичное

чтение

произведения

Организует первичное прослушивание текста,

предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст, а затем ответите на

вопросы по содержанию. Следите по учебнику,

отмечайте героев произведения и как менялось

настроение мальчика.

Проводит опрос – игру «Да/нет» (Слайд 11 - 13),

проводит работу по обсуждению текста, после

первичного прослушивания.

- Назовите жанр этого произведения?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

– Как все люди, которых встретил мальчик, отнеслись

к нему?

– Как вы думаете, они догадались о том, что он

прогульщик?

– Почему рассказ называется «Никакой горчицы я не

ел», откуда автор взял эти слова?

– Представьте выражение лица мальчика, с которым

он вышел из дома.

– А какое должно быть выражение лица, чтобы люди

могли сказать: «…ребята из школы веселые едут. А ты

как будто горчицей объелся»?

– Мальчик вышел из дома веселым. Почему же так

испортилось его настроение?!

- Сейчас мы подробно разберём каждую часть

рассказа,

поверхности, удобной для окраски.

Прослушивают текст в записи. Определяют

жанр произведения, отвечают на вопросы.

Доказывают, аргументируют свою точку

зрения.

- Юмористический рассказ.

- От лица автора, мальчика - школьника

- Мальчик, шофёр, инженеры-изобретатели,

дворник, строители, кондуктор, экскаваторщик

- Прогнали, посмеялись, не хотели разговаривать

– Название рассказа – это слова из текста.

- Радостное, на лице улыбка

– Когда объелся горчицы, то выражение лица –

горькое, кислое, скучное, тоскливое, грустное…

результату

7. Повторное

чтение и анализ

произведения

Организует работу в группах.

Организует повторное, выборочное чтение и

обсуждение содержания произведения.

Взаимодействуют с учителем во время опроса,

осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии,

корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают

Слушать собеседника.

Строить понятные для

собеседника

высказывания.

Аргументировать

- На какой главный вопрос нам нужно ответить во

время работы над рассказом?

– Какое настроение было у мальчика, когда вышел из

дома, какие чувства испытывал?

– Как можно его назвать, если он прогуливает занятия

Работа в группах

- Теперь будем анализировать как меняются чувства

героя на протяжении рассказа, как относятся к нему

люди, с которыми он встретился, Для этого мы будем,

заполнять таблицу. В этом нам помогут карточки –

помощники. Перед заполнением таблицы прочитаем

названия столбцов.

На экране появляется таблица (верхняя часть).

Будем продолжать работать в группе.

У каждой группы только часть таблицы. Совместными

усилиями мы соберём с вами целую.

На экране появляется таблица с героями.

После окончания работы каждая группа представляет

героя.

Организует дискуссию, выслушивает мнения,

подводит итог.

выдержками из текста произведения.

- Почему мальчику грустно?

– Хотелось петь, испытывал радость.

– Прогульщик.

Заполняют таблицу.

Названи

е части

Какие

чувства

испытывал

герой?

Отношение к

мальчику тех

людей, с

которыми он

встретился

Вывод.

Чему

встреча

должна

научить

мальчика?

Прогул

ьщик

Хотел петь,

радовался

свободе

Шофер

Разочарован

ие. Вздохнул

и дальше

пошел

Прогнал («Не

умеешь, не

надо»)

Делай то,

что

умеешь

Изобрет

атели

Удивление,

обиду,

возмущение

Смеются над

ним,

иронизируют

В мире

много

непознанн

ого.

Познай!

Дворни Нечем

Злится,

Не мешай

свою точку зрения.

Осуществлять анализ с

целью нахождения

соответствия

заданному эталону.

Формулировать свое

мнение и позицию.

Делать выводы,

извлекать

информацию из

различных

источников.

Аргументировать

свою позицию.

Планировать свое

действие в

соответствии с

поставленной задачей

и условиями ее

реализации

Оцените свою работу в группе.

– Давайте проверим, выяснили мы, почему мальчику

стало грустно в этот день?

- А гипотеза, что его кто-то обидел подтвердилась?

- Когда любимое дело (гулять) перестало приносить

мальчику радость?

- Мальчик в этот день прогулял уроки в школе, но

жизнь преподала ему свой урок?

- Как мальчик теперь будет относить к учёбе?

к

заняться,

скучно,

обида

прогнал.

«Метла для

работы»

другим

работать

Строите

ли

Удивление,

ин-терес

(«головой

верчу во все

стороны»)

Прогнали,

накричали

Знай

правила

безопасног

о

поведения

Кондук

тор

Усталость,

испуг, стыд,

страх

Определила,

что он

прогульщик,

разоблачила

Тайное

становится

явным

Экскава

-

торщик

Удивление,

желание

работать на

экскаваторе

Не захотел

разговариват

ь

Учиться

надо,

чтобы

стать

профессио

налом

– Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к

концу прогулки, так как он понял, что совершил

отрицательный поступок (прогулял уроки в

школе) и его при этом разоблачили, тайное стало

явным.

- Нет, его никто не обижал. Мальчик понял, что

виноват в своих злоключениях сам, потому что не

хочет учиться.

- Мальчик сам себя наказал, удовольствия от

прогулки получить не удалось, в результате –

скука, испорченное настроение и угрызения

совести.

- Да, он понял нельзя терять время впустую.

- Не будет прогуливать занятия, выберет

понравившуюся профессию и будет учиться

8. Домашнее

задание

Объясняет домашнее задание (по выбору). Слайд 17

1.Нарисовать подробную карту маршрута мальчика,

рассказать какие навыки необходимы для людей

данных профессий.

2. Подобрать пословицы или крылатые выражения.

3. Написать рассказ о следующем дне из жизни

мальчика.

Внимательно слушают, задают уточняющие

вопросы

Осознавать,

принимать, сохранять

учебные

задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в

том числе и чтения. Организация подведения итогов

урока обучающимися. Учитель предлагает оценить

работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Понравилось ли вам произведение?

Развлекательный или поучительный рассказ мы

прочитали?

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Какой урок вы для себя извлекли? Для чего вам это

может пригодиться в жизни?

- Вспомните, что вы ждали от урока и оправдались ли

ваши ожидания?

Отвечают на вопросы. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке. Проводят

самооценку, рефлексию.

– Это поучительный рассказ

Осуществлять

самоконтроль учебной

деятельности

Ресурсный материал к уроку

БИОГРАФИЯ В. В. ГОЛЯВКИНА

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. Родители

учили детей музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на своих гостей. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор

прочитал много книг об изобразительном искусстве и сам постоянно рисовал. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе

Душанбе, потом – институт живописи имени И. Е. Репина в Ленинграде.

Первая литературная публикация Виктора Голявкина была в журнале «Костер» - рассказ «Как решался сложный вопрос». В 1959 году вышла первая

книга рассказов «Тетрадки под дождем». Большинство своих произведения он иллюстрировал сам.

Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года. В 1990 году

состоялась его персональная выставка живописи в Доме писателя в Ленинграде. Две живописные работы раннего периода были приобретены

Государственным Русским музеем. Умер Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 г.

Виктор Голявкин – признанный мастер короткого юмористического рассказа. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина

появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший

мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе знакомо. Мальчишки в его рассказах, иногда так шалят, что у читателя дух

захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

Дополни предложения:

Виктор Голявкин – писатель и __________________.

Сюжеты для рассказов брал _____________________.

Героями чаще всего являются ____________________.

Опрос – игра «Да/нет»

На улице была зима, было холодно ( нет) / Весна. Солнышко.

Мальчик не пошёл в школу, потому что не выучил уроки ( нет) /неохота как-то..

Свой портфель герой носил с собой ( нет) /сумку я спрятал под лестницу

На улице мальчик громко пел. (да)/ во весь голос пою

Шофёр предложил мальчику починить машину (да)/ Ну давай чинить вместе

Дворник разрешил взять метлу мальчику (нет)/не тронь метлу..

Гл. герой залез на строительные леса и любовался городом. ( нет)/ Слезай!

На трамвае мальчик доехал до кольца ( да)/ до кольца доехал

– Почему в ясный, солнечный день ему было скучно?

– Чему учит рассказ В. Голявкина?



В раздел образования