Автор: Нурмухаметова Тагзима Азнагуловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат спортивного профиля г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинская область, г.Челябинск.
Наименование материала: Конспект урока по ОРКСЭ
Тема: "Этикет"
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов Нурмухаметова Т.А.
МБОУ «Школа-интернат спортивного профиля г.Челябинска»
Тема: «Этикет», модуль «Основы светской этики»
Цель: углубление знаний учащихся понятия «этикет», ознакомление с основными
видами этикета.
Задачи: познакомить с понятием «этикет», его значением в жизни человека,
некоторыми правилами этикета; развивать коммуникативные способности,
воспитывать чувства терпимости и уважения друг к другу.
Планируемые результаты изучения темы:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные учебные действия:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
- понимать информацию в разных формах, переводить её в словесную форму;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя источники,
информацию, полученную на уроке
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Оформлять свои мысли в устной форме;
- Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе, и
следовать им
- Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию;
составлять модель поведения
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к учению;
- интерес к изучаемому предмету;
- соблюдение этических норм поведения.
Ход урока:
1.
Орг.момент.
2. Актуализация темы урока Слайд 1,2,3.
Сколько раз вы слышали: "сними шапку в помещении", "приветствуй знакомых",
"пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего
тона или, по-другому – этикет.
А вы знаете, что такое этикет?
Этикет – это внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть
приятным другим людям.
3.Работа со словарём.
Давайте прочитаем, что об этом говорится в словаре.
В толковом словаре русского языка Ожегова С.И.
Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет».
4. Изучение нового материала. Слайд 4,5.
Из истории этикета
Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Этикет имеет свою историю. Правила этикета создавались и запоминались на
протяжении веков. Заглянем в историю этикета. (Сообщения детей)
1.На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям
вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских
карточек-этикеток произошло название ЭТИКЕТ – воспитанность, хорошие
манеры, умение вести себя.
2.Первые правила этикета придумали ещё пещерные люди. Представьте:
встречаются два охотника из разных племён. Драться между собой им страшно,
разбежаться ещё страшней. Тогда тот, кто постарше на вид, протягивает
младшему руку. Чтобы видно было, что нет в этой руке дубины. А уж как пожали
друг другу руки, можно и подружиться.
3.Ещѐ до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись под названием
«Поучения Кочемни». В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя
вести. Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми
приборами. Также умение есть красиво и бесшумно.
4.В Средние века в Европе было написано множество законов о правилах
поведения. Например, «Кодекс рыцарской чести». Благодаря рыцарям появились
правила этикета: входя в помещение снимать головной убор, показывая, что
пришёл с миром, а здороваясь за руку надо снять перчатку, что означало нет
оружия под перчаткой.
5.На Руси тоже были такие книги.
Первые правила поведения были даны в
“Поучениях” Владимира Мономаха», которые были написаны примерно в
1096году. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения: “Куда не пойдете по
своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей
ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите
всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли
человек, или знатный, или посол, — ...угостите пищей или питьем... Больного
посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не
приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...”.
6. Позже, в первой половине XVI века, в России была написана книга, называемая
«Домострой», которая содержит в себе полезные сведения, поучение и
наставление всем — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга
охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к
церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести
домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты.
7.И, наконец, в 1717г. При Петре I появилась книга «Юности честное зерцало», по
которой учили дворянских детей хорошим манерам.
Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой
тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались
признаком превосходства и просвещенности.
В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.
Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших
нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество,
запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо:
человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства
окружающим.
Слайд 6,7,8.
В каких ситуациях требуется выполнение правил этикета? (в
автобусе, в школе, в театре, магазине и т.п.)
В обществе существуют определённые виды этикета.
Познакомимся с
некоторыми ближе. Слайд 9.
Слайд 10, каждый этикет связан с речевым этикетом. Слайд 11.
Речевой этикет– это нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого
общения. Благодаря владению речевым этикетом человек приобретает авторитет,
порождает уважение и доверие.
Слайд 12. А здесь какой этикет, как вы думаете? Столовый этикет – правила
сервировки стола, правила поведения за обеденным столом.
Сегодня мы поговорим о некоторых видах этикета.
- В каком обществе мы с вами находимся?
- Скажите, а в школе должны быть правила этикета? Как называется такой этикет.
Школьный этикет
-Почему? Разберёмся в премудростях школьного этикета. (Работа в группах).
Задание: Найдите правильный пример правила, назовите ошибку в поведении,
исправьте её и сформулируйте правило.
Задание для 1 группы.
Приход и уход из школы.
1.В школу надо приходить без опозданий за 15-20 минут.
2. Всегда нужно здороваться с учителями, одноклассниками и другими
взрослыми, которых встречаешь в школе.
3.Вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошёл, пока, всего…»
Задание для 2 группы.
Внешний вид школьника.
1.У учащегося должны быть чистыми не только лицо, руки, кожа, но и чистая
одежда.
2.Надевайте в школу школьную одежду.
3.Возвращаясь из туристического похода, мальчик не меняя пропахшую дымом от
костра куртку и джинсы идет в гости к другу.
Задание для 3 группы.
Поведение на уроке.
1.Нельзя мешать другим на уроке, громко разговаривать, перебивать учителя.
2.Если мы хотим ответить нужно поднять руку, а не выкрикивать с места.
3.Что за шум на задней парте?
Ничего нельзя понять!
Кто-то там шипит в азарте:
- Е-один!
- А-шесть.
- К-пять!
Это снова Вова с Петей
Позабыли все на свете:
На уроках день-деньской
Бой идет у них морской!
Задание для 4 группы
.
Содержание учебных вещей.
1.Учащийся поддерживает чистоту и порядок на парте.
2.Школьник должен содержать учебники и тетради в чистоте и порядке.
3.«Я пришел домой и кинул портфель. Из портфеля выпал учебник «Русский
язык».
Задание для всех.
Поведение в столовой.
1.Перед едой не забудь вымыть руки.
2.Не разговаривай во время еды. Всегда пользуйся столовыми приборами. Не
клади локти на стол. Не чавкай во время еды.
3.«Я несусь в столовую со всех ног, толкаю тех, кто мне мешает. Прибегаю в
столовую, хватаю котлету, проглатываю ее и бегу обратно в класс.
Проверка работы групп. Слайд 13
5. ФИЗМИНУТКА. ИГРА «ХОРОШО - ПЛОХО»
Хорошо – хлопаем в ладоши, плохо – топаем ногами.
Здороваться при встрече;
Толкнуть и не извиниться;
Помочь поднять упавшую вещь;
Не встать, обращаясь к учителю;
Не уступить место в транспорте;
Сидеть в шапке за столом;
Ломать ветки деревьев и кустов;
Делать добро!
Слайд 14 –посмотрите внимательно и скажите какой здесь этикет? Как нужно
вести себя в общественном транспорте?
Ребята, телефоны теперь есть у каждого, а как будет называться этот этикет?
Внимание на экран, слайд 15. (просмотр, обсуждение)
- У вас есть друзья. Вы ходите друг к другу в гости. По какому случаю можно
ходить в гости к друзьям? Как называется такой этикет? Гостевой этикет.
- Давайте посмотрим сценку о том, как хозяйка встречала гостей
Сценка «В гости на день рождения»
-- В чем была неправа хозяйка
Правила гостевого этикета.
Надо уметь вежливо принимать гостей.
За поздравления и подарки благодарят.
Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.
Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя.
Помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее, развлечь.
Быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять внимание.
6. Рефлексия.
Раздаю детям цветные лепестки, на которых они пишут одно правило
этикета, на доске собираем цветок под названием «Цветок этикета»
Стихотворение (читает учитель)
Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!
Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один.
Тебя окружают люди, твои близкие, твои друзья. Ты должен вести себя так, чтобы
им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное
воспитание и подлинная вежливость.
7. Просмотр мультфильма «Этикет». Слайд 16.
8. Итог урока.
Что такое этикет?
Какие правила этикета запомнили?
Нужны ли сейчас знания этих правил?
9. Домашнее задание. Слайд 17.
1. Выучить стихотворение об этикете.
2. Обсудить с членами семьи «этикет семьи».
3.Раздаю памятки –этикетки.