Автор: Новикова Юлия Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 с.Чугуевка
Населённый пункт: ПРИМОРСКИЙ КРАЙ, ЧУГУЕВСКИЙ РАЙОН, ЧУГУЕВКА
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Эколята - защитники природы"
Раздел: начальное образование
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Приморского края
Чугуевский муниципальный округ
МБОУ СОШ № 2 с.Чугуевка
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Директор МБОУ СОШ №2
классных руководителей с. Чугуевка
_______/А.П. Згурская/ ______ /Н.И. Ермошина/
Протокол № ___ Приказ № _______ от
«____» ___________ 2025 г. «____» ____________2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности кружка
«Эколята – защитники природы»
Возраст обучающихся – 9-10 лет (3 класс)
Уровень образования – базовый
Количество часов -34
Учитель – Новикова Юлия Сергеевна
С
. Ч
УГУЕВКА
2025
Г
.
Пояснительная записка.
Во все времена взаимоотношения между человеком и природой
являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации
и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на
Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений,
позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы. Поддерживая
искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании
бережного отношения к природе. Для этого создаётся система непрерывного
экологического воспитания и образования.
Экологическое воспитание личности младшего школьника является
важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.
Экологическое воспитание младших школьников означает
формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к
окружающей
природной
среде
с
целью
охраны
и
рационального
использования
природных
ресурсов.
Главной
целью
экологического
воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым
экологическим сознанием и культурой.
Актуальность программы обусловлена тем, что экологическая
культура человека проявляется в его отношении к природе, в умении
обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс,
который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель
формирования экологической культуры младших школьников состоит в
воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение
этой цели возможно при условии систематической работы, как в школе, так и
во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по пред-мету (с
помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний,
направленных на познание законов природы и общества, при формировании
у
детей
потребности
в
общении
с
природой
и
готовности
к
природоохранительной деятельности.
Кружковая работа является оптимальной формой работы по
формированию экологической культуры младших школьников.
Система работы с учащимися начальных классов значительно
расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную
восприимчивость.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
кружковая работа формирует практические умения и знакомит с
разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе. Работа по
экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности
экологического
мышления.
Она
проявляется
в
умении
эффективно
использовать
экологические
знания,
в
творческом
подходе
к
предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий
своей деятельности.
С
учётом
анализа
теории
и
опыта
накопленного
в
области
экологического образования была разработана программа экологического
воспитания младших школьников в рамках кружка «Эколята – защитники
природы».
Цели программы:
1.
Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической
науки на основе изучения явлений природы, растительного мира,
животного мира, влияния человека на окружающую среду;
2.
Формирование
понятий
научной
картины
мира,
материальной
сущности и диалектического характера биологических процессов и
явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека
как социального существа;
3.
Формирование ответственного отношения к природе и готовности к
активным действиям по ее охране.
Задачи:
Обучающие:
дать
ребёнку
системные
знания
об
окружающем
его
мире
в
соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике полученные знания.
формировать представления о краеведческой работе.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться
красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки
при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом
его
индивидуальности,
научить
общению
в
коллективе
и
с
коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и
развивающем досуге;
развивать творческую деятельность.
Воспитательные:
прививать
чувство
доброго
и
милосердного
отношения
к
окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного
отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания
общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с
природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы: 9 - 10 лет.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 34 часа для занятий обучающихся 3-х
классов во внеурочное время (по 1 академическому часу в неделю).
В рамках программы предусмотрена организация следующих видов и
форм внеурочной деятельности :
•
Познавательная деятельность (познавательные беседы,
экскурсии, наблюдения, эксперименты, проектирование,
конференция проектных работ);
•
Проблемно-ценностное общение (беседы с элементами
дискуссии);
•
Игровые практикумы (конкурсы, представление групповых
работ);
•
Интерактивное взаимодействие в больших и малых группах
(психогимнастические упражнения, элементы аутотренинга).
Формы контроля уровня усвоения содержания.
Программа предусматривает вариативные формы контроля уровня усвоения
обучающимися содержания разделов (тем):
-
тематические выставки творческих работ участников;
-
викторины;
-
фестиваль достижений участников;
-
анкетирование участников (анкеты обратной связи);
-
обратная связь (рефлексия) участников.
Планируемые результаты освоения курса.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, хрестоматию, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии, в результате наблюдений;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
классификации объектов;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
совместно договариваться о правилах общения и поведения на
занятиях и следовать им;
способность принимать, сохранять цели и следовать им в
учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной
учителем;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и
построение ориентировочной;
основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с
учителем.
Коммуникативные УУД:
преодоление эгоцентризма в пространственных и
межличностных отношениях;
понимание возможности различных позиций и точек зрения на
какой-либо предмет или вопрос;
ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
уважение иной точки зрения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ЭКОЛЯТА – ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»
№
п/п
Наименование разделов,
блоков, тем
Всего
часов
Кол-во часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
Аудито-
рные
Внеауди-
торные
1.
Вводное занятие. Мир вокруг
нас.
1
1
Учащиеся осваивают
умения:
задавать
вопросы,
вступать
в
диалог, различать способы
и
средства
познания
окружающего
мира,
оцени-вать
результаты
своей работы.
2.
Путешествие в осень.
3
1
2
Описывать
сезонные
изменения в природе.
Характеризовать
приз-наки времён года.
Наблюдать
осенние
изменения
окраски
листьев на деревьях.
Сравнивать и груп-
пировать
листья
по
различным признакам.
Определять деревья
по листьям.
Проводить групповые
наблюдения
во
время
экскурсии «Времена года
в нашем крае».
3.
Лес – наше богатство.
4
2
2
Различать лиственные
и хвойные деревья.
Сравнивать
и разли-
чать деревья, кустарники
и травы.
Обсуждать в группах и
объяснять
правила
поведения
в
различных
ситуациях в лесу.
Оценивать конкретные
примеры
поведения
в
природе.
Анализировать
примеры
использования
человеком
богатств
природы.
Составлять
правила
охраны леса.
4.
Путешествие за капелькой
воды.
4
2
2
Прослеживать
по
рисунку-схеме путь воды
из реки в море.
Сравнивать реку и море,
различать
пресную
и
морс-кую воду.
Узнавать рыб
по
рисунку.
Приводить
примеры
речных и морских рыб.
Составлять
правила
охраны водоёмов.
5.
Удивительный мир животных.
4
2
2
Сравнивать
и
различать
диких
и
домашних животных.
Называть
примеры
заботливого
ухода
за
животными
в
доме,
в
живом уголке школы, в
зоопарке; примеры работы
на пасеке.
Описывать
внешний
вид, характерные особен-
ности
представителей
насекомых,
рыб,
птиц,
зверей (на примере своей
местности).
Наблюдать
за
жизнью
жи-вотных,
рассказывать
о сво-их наблюдениях.
Рассказывать
о роли
животных в природе и
жизни людей (на примере
своей местности).
6.
Наши пернатые друзья.
4
2
2
Описывать
внешний
вид, характерные особен-
ности птиц (на примере
своей местности).
Различать
зимующих
и перелётных птиц.
Объяснять
причины
отлёта птиц в тёплые края.
Приводить
примеры
зимующих и перелётных
птиц.
Наблюдать зимующих
птиц,
различать
зимующих
птиц
по
рисункам и в природе.
Обсуждать формы корму-
шек и виды корма для
птиц.
Запомнить
правила
подкормки птиц.
7.
Красная книга родного края.
3
2
1
Выявлять причины исче-
зновения
растений
и
живот-ных.
Предлагать и обсуждать
меры по их охране.
Рассказывать
о редких
растениях и животных.
8.
Сад на подоконнике.
4
2
2
Наблюдать комнатные
растения
школы
и
узнавать их по рисункам.
Приводить
примеры
комнатных растений.
Находить
у растений
их части, показывать и
называть.
Рассказывать об
особен-ностях
любимого
комнатно-го растения.
9.
Мир похож на цветной луг.
6
2
4
Сравнивать
и
различать
дикорастущие
и культурные растения.
Формулировать
выводы
об
условиях,
необходимых для жизни
растений.
Наблюдать
растения
клумбы и луга узнавать их
по рисункам.
Рассказывать о люби-
мом цветке.
Наблюдать насекомых
и
узнавать
их
по
рисункам.
Приводить
примеры на-
секомых.
10.
Итоговое занятие. Мы –
друзья природы.
1
1
Приводить примеры вза-
имосвязей
между
человеком и природой.
Оценивать свои поступки
по отношению к природе
и рассказывать о них.
Итого:
34
16
18
Содержание программы:
Вводное занятие. Мир вокруг нас.
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий,
правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что
такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека,
дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты
Земля.
Путешествие в осень.
Изучение
текстов
о
природе.
Наблюдения
за
солнцем
и
ветром.
Экологические игры на свежем воздухе.
Экскурсия в осенний парк. Различение деревьев и кустарников на природе по
кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью
сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам,
шишкам. Зарисовка листьев. Сушка листьев. Экологические игры.
Лес – наше богатство.
Изучение текстов о лесе. Наблюдения за лиственными и хвойными
деревьями. Определение различий.
Составление в группах и объяснение правил поведения в различных
ситуациях в лесу.
Анализ использования человеком богатств природы.
Составление правил охраны леса.
Путешествие за капелькой воды.
Экскурсия к водоёму. Наблюдение за жизнью водоёма.
Составление рисунка-схемы пути воды из реки в море. Сравнение реки и
моря.
Знакомство с речными и морскими рыбами. Определение названий рыб по
рисунку. Приведение примеров речных и морских рыб.
Объяснение причин загрязнения воды и гибели рыб в водоёмах. Определение
связи между загрязнением воды и здоровьем человека.
Составление правил охраны водоёмов.
Удивительный мир животных.
Знакомство с экзотическими животными.
Сравнивание и различие диких и домашних животных. Наблюдения за
домашними животными.
Составление правил ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в
зоопарке. Знакомство с работой человека на пасеке.
Наблюдение
за
внешним
видом,
характерными
особенностями
представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).
Наблюдение
за жизнью животных, составление
рассказов о любимых
домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы».
Объяснение роли животных в природе и жизни людей (на примере своей
местности).
Наши пернатые друзья.
Экскурсия
в
парк.
Наблюдение
за
поведением,
внешним
видом,
характерными особенностями птиц на улице.
Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц
в тёплые края.
Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в
природе.
Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление правил
подкормки птиц.
Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов,
разгадывание загадок.
Подготовка отчета в группах. Выставка материалов.
Красная книга родного края.
Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение
многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни
животных. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного
края.
Причины исчезновения их и необходимость их защиты каждым человеком.
Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных.
Красная книга Приморского края.
Сад на подоконнике.
Наблюдение за
комнатными растениями школы и узнавание
их по
рисункам.
Работа с иллюстрациями с изображением различных комнатных растений.
Определение названий частей растений.
Составление правил ухода за комнатными растениями.
Подготовка рассказа об особенностях любимого комнатного растения.
Мир похож на цветной луг.
Наблюдение за дикорастущими и культурными растениями и узнавание их
по рисункам и в природе.
Знакомство с необычными растениями.
Формулирование выводов об условиях, необходимых для жизни растений.
Наблюдение растений клумбы и луга узнавание их по рисункам. Составление
рассказа о любимом цветке.
Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного
занятия.
Итоговое занятие. Мы – друзья природы.
Подготовка сообщений о взаимосвязи между человеком и природой.
Методические рекомендации:
Занятия проводит учитель начальных классов. Он может
самостоятельно перераспределить часы с учётом подготовленности учащихся
и условий работы в данном классе.
Формы внеурочной деятельности чрезвычайно многообразны.
Занятия могут проходить как учебные занятия, беседы, игры, заседание
клуба,
экскурсии,
наблюдения,
опыты,
эксперименты,
выставки,
презентации,
защита
проекта,
поиск
информации
в
читальном
зале
библиотеки, совместная деятельность обучающихся и родителей.
В начальной школе наиболее целесообразным использовать метод
наблюдения как метод познания окружающего мира.
В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии
награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных
грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет
отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной
области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором.
Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года,
объявляются учащимся задолго до его окончания.
Положительная оценка любой деятельности ребенка является для
него важным стимулом. Можно и необходимо отмечать недостатки, но
похвала должна предварять и завершать оценку.
Список литературы для преподавателя:
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д.
Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра,
1991.
Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград:
Учитель, 2007.
Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников
Текст
/А.
Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина.
– М.: Вита - Пресс, 1995.
Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.
Список литературы для учащихся:
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А.
Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики
Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы
Текст
/А. А. Плешаков. –М.:
Просвещение, 2008.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель»,
2000.
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.