Напоминание

"Эколята - защитники природы"


Автор: Новикова Юлия Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 с.Чугуевка
Населённый пункт: ПРИМОРСКИЙ КРАЙ, ЧУГУЕВСКИЙ РАЙОН, ЧУГУЕВКА
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Эколята - защитники природы"
Раздел: начальное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Приморского края

Чугуевский муниципальный округ

МБОУ СОШ № 2 с.Чугуевка

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО Директор МБОУ СОШ №2

классных руководителей с. Чугуевка

_______/А.П. Згурская/ ______ /Н.И. Ермошина/

Протокол № ___ Приказ № _______ от

«____» ___________ 2025 г. «____» ____________2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности кружка

«Эколята – защитники природы»

Возраст обучающихся – 9-10 лет (3 класс)

Уровень образования – базовый

Количество часов -34

Учитель – Новикова Юлия Сергеевна

С

. Ч

УГУЕВКА

2025

Г

.

Пояснительная записка.

Во все времена взаимоотношения между человеком и природой

являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации

и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на

Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений,

позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы. Поддерживая

искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании

бережного отношения к природе. Для этого создаётся система непрерывного

экологического воспитания и образования.

Экологическое воспитание личности младшего школьника является

важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Экологическое воспитание младших школьников означает

формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к

окружающей

природной

среде

с

целью

охраны

и

рационального

использования

природных

ресурсов.

Главной

целью

экологического

воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым

экологическим сознанием и культурой.

Актуальность программы обусловлена тем, что экологическая

культура человека проявляется в его отношении к природе, в умении

обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс,

который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель

формирования экологической культуры младших школьников состоит в

воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение

этой цели возможно при условии систематической работы, как в школе, так и

во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по пред-мету (с

помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний,

направленных на познание законов природы и общества, при формировании

у

детей

потребности

в

общении

с

природой

и

готовности

к

природоохранительной деятельности.

Кружковая работа является оптимальной формой работы по

формированию экологической культуры младших школьников.

Система работы с учащимися начальных классов значительно

расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную

восприимчивость.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что

кружковая работа формирует практические умения и знакомит с

разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе. Работа по

экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности

экологического

мышления.

Она

проявляется

в

умении

эффективно

использовать

экологические

знания,

в

творческом

подходе

к

предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий

своей деятельности.

С

учётом

анализа

теории

и

опыта

накопленного

в

области

экологического образования была разработана программа экологического

воспитания младших школьников в рамках кружка «Эколята – защитники

природы».

Цели программы:

1.

Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической

науки на основе изучения явлений природы, растительного мира,

животного мира, влияния человека на окружающую среду;

2.

Формирование

понятий

научной

картины

мира,

материальной

сущности и диалектического характера биологических процессов и

явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека

как социального существа;

3.

Формирование ответственного отношения к природе и готовности к

активным действиям по ее охране.

Задачи:

Обучающие:

дать

ребёнку

системные

знания

об

окружающем

его

мире

в

соответствии с его возрастом и способностями;

научиться применять на практике полученные знания.

формировать представления о краеведческой работе.

Развивающие:

развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться

красотой и изяществом природы;

формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки

при взаимодействии с миром природы;

повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом

его

индивидуальности,

научить

общению

в

коллективе

и

с

коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и

развивающем досуге;

развивать творческую деятельность.

Воспитательные:

прививать

чувство

доброго

и

милосердного

отношения

к

окружающему нас миру;

воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного

отношения к людям;

воспитывать потребность в общении с природой;

способствовать формированию экологического восприятия и сознания

общественной активности;

способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с

природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной

программы: 9 - 10 лет.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 34 часа для занятий обучающихся 3-х

классов во внеурочное время (по 1 академическому часу в неделю).

В рамках программы предусмотрена организация следующих видов и

форм внеурочной деятельности :

Познавательная деятельность (познавательные беседы,

экскурсии, наблюдения, эксперименты, проектирование,

конференция проектных работ);

Проблемно-ценностное общение (беседы с элементами

дискуссии);

Игровые практикумы (конкурсы, представление групповых

работ);

Интерактивное взаимодействие в больших и малых группах

(психогимнастические упражнения, элементы аутотренинга).

Формы контроля уровня усвоения содержания.

Программа предусматривает вариативные формы контроля уровня усвоения

обучающимися содержания разделов (тем):

-

тематические выставки творческих работ участников;

-

викторины;

-

фестиваль достижений участников;

-

анкетирование участников (анкеты обратной связи);

-

обратная связь (рефлексия) участников.

Планируемые результаты освоения курса.

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки

зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к

базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной

реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической

позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

учебник, хрестоматию, свой жизненный опыт и информацию,

полученную на занятии, в результате наблюдений;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в

результате совместной работы всего класса;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;

классификации объектов;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка

процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

совместно договариваться о правилах общения и поведения на

занятиях и следовать им;

способность принимать, сохранять цели и следовать им в

учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной

учителем;

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и

построение ориентировочной;

основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с

учителем.

Коммуникативные УУД:

преодоление эгоцентризма в пространственных и

межличностных отношениях;

понимание возможности различных позиций и точек зрения на

какой-либо предмет или вопрос;

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

уважение иной точки зрения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ЭКОЛЯТА – ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»

п/п

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего

часов

Кол-во часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудито-

рные

Внеауди-

торные

1.

Вводное занятие. Мир вокруг

нас.

1

1

Учащиеся осваивают

умения:

задавать

вопросы,

вступать

в

диалог, различать способы

и

средства

познания

окружающего

мира,

оцени-вать

результаты

своей работы.

2.

Путешествие в осень.

3

1

2

Описывать

сезонные

изменения в природе.

Характеризовать

приз-наки времён года.

Наблюдать

осенние

изменения

окраски

листьев на деревьях.

Сравнивать и груп-

пировать

листья

по

различным признакам.

Определять деревья

по листьям.

Проводить групповые

наблюдения

во

время

экскурсии «Времена года

в нашем крае».

3.

Лес – наше богатство.

4

2

2

Различать лиственные

и хвойные деревья.

Сравнивать

и разли-

чать деревья, кустарники

и травы.

Обсуждать в группах и

объяснять

правила

поведения

в

различных

ситуациях в лесу.

Оценивать конкретные

примеры

поведения

в

природе.

Анализировать

примеры

использования

человеком

богатств

природы.

Составлять

правила

охраны леса.

4.

Путешествие за капелькой

воды.

4

2

2

Прослеживать

по

рисунку-схеме путь воды

из реки в море.

Сравнивать реку и море,

различать

пресную

и

морс-кую воду.

Узнавать рыб

по

рисунку.

Приводить

примеры

речных и морских рыб.

Составлять

правила

охраны водоёмов.

5.

Удивительный мир животных.

4

2

2

Сравнивать

и

различать

диких

и

домашних животных.

Называть

примеры

заботливого

ухода

за

животными

в

доме,

в

живом уголке школы, в

зоопарке; примеры работы

на пасеке.

Описывать

внешний

вид, характерные особен-

ности

представителей

насекомых,

рыб,

птиц,

зверей (на примере своей

местности).

Наблюдать

за

жизнью

жи-вотных,

рассказывать

о сво-их наблюдениях.

Рассказывать

о роли

животных в природе и

жизни людей (на примере

своей местности).

6.

Наши пернатые друзья.

4

2

2

Описывать

внешний

вид, характерные особен-

ности птиц (на примере

своей местности).

Различать

зимующих

и перелётных птиц.

Объяснять

причины

отлёта птиц в тёплые края.

Приводить

примеры

зимующих и перелётных

птиц.

Наблюдать зимующих

птиц,

различать

зимующих

птиц

по

рисункам и в природе.

Обсуждать формы корму-

шек и виды корма для

птиц.

Запомнить

правила

подкормки птиц.

7.

Красная книга родного края.

3

2

1

Выявлять причины исче-

зновения

растений

и

живот-ных.

Предлагать и обсуждать

меры по их охране.

Рассказывать

о редких

растениях и животных.

8.

Сад на подоконнике.

4

2

2

Наблюдать комнатные

растения

школы

и

узнавать их по рисункам.

Приводить

примеры

комнатных растений.

Находить

у растений

их части, показывать и

называть.

Рассказывать об

особен-ностях

любимого

комнатно-го растения.

9.

Мир похож на цветной луг.

6

2

4

Сравнивать

и

различать

дикорастущие

и культурные растения.

Формулировать

выводы

об

условиях,

необходимых для жизни

растений.

Наблюдать

растения

клумбы и луга узнавать их

по рисункам.

Рассказывать о люби-

мом цветке.

Наблюдать насекомых

и

узнавать

их

по

рисункам.

Приводить

примеры на-

секомых.

10.

Итоговое занятие. Мы –

друзья природы.

1

1

Приводить примеры вза-

имосвязей

между

человеком и природой.

Оценивать свои поступки

по отношению к природе

и рассказывать о них.

Итого:

34

16

18

Содержание программы:

Вводное занятие. Мир вокруг нас.

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий,

правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что

такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека,

дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты

Земля.

Путешествие в осень.

Изучение

текстов

о

природе.

Наблюдения

за

солнцем

и

ветром.

Экологические игры на свежем воздухе.

Экскурсия в осенний парк. Различение деревьев и кустарников на природе по

кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью

сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам,

шишкам. Зарисовка листьев. Сушка листьев. Экологические игры.

Лес – наше богатство.

Изучение текстов о лесе. Наблюдения за лиственными и хвойными

деревьями. Определение различий.

Составление в группах и объяснение правил поведения в различных

ситуациях в лесу.

Анализ использования человеком богатств природы.

Составление правил охраны леса.

Путешествие за капелькой воды.

Экскурсия к водоёму. Наблюдение за жизнью водоёма.

Составление рисунка-схемы пути воды из реки в море. Сравнение реки и

моря.

Знакомство с речными и морскими рыбами. Определение названий рыб по

рисунку. Приведение примеров речных и морских рыб.

Объяснение причин загрязнения воды и гибели рыб в водоёмах. Определение

связи между загрязнением воды и здоровьем человека.

Составление правил охраны водоёмов.

Удивительный мир животных.

Знакомство с экзотическими животными.

Сравнивание и различие диких и домашних животных. Наблюдения за

домашними животными.

Составление правил ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в

зоопарке. Знакомство с работой человека на пасеке.

Наблюдение

за

внешним

видом,

характерными

особенностями

представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Наблюдение

за жизнью животных, составление

рассказов о любимых

домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы».

Объяснение роли животных в природе и жизни людей (на примере своей

местности).

Наши пернатые друзья.

Экскурсия

в

парк.

Наблюдение

за

поведением,

внешним

видом,

характерными особенностями птиц на улице.

Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц

в тёплые края.

Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в

природе.

Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление правил

подкормки птиц.

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов,

разгадывание загадок.

Подготовка отчета в группах. Выставка материалов.

Красная книга родного края.

Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение

многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни

животных. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного

края.

Причины исчезновения их и необходимость их защиты каждым человеком.

Составление и обсуждение мер по охране редких растений и животных.

Красная книга Приморского края.

Сад на подоконнике.

Наблюдение за

комнатными растениями школы и узнавание

их по

рисункам.

Работа с иллюстрациями с изображением различных комнатных растений.

Определение названий частей растений.

Составление правил ухода за комнатными растениями.

Подготовка рассказа об особенностях любимого комнатного растения.

Мир похож на цветной луг.

Наблюдение за дикорастущими и культурными растениями и узнавание их

по рисункам и в природе.

Знакомство с необычными растениями.

Формулирование выводов об условиях, необходимых для жизни растений.

Наблюдение растений клумбы и луга узнавание их по рисункам. Составление

рассказа о любимом цветке.

Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного

занятия.

Итоговое занятие. Мы – друзья природы.

Подготовка сообщений о взаимосвязи между человеком и природой.

Методические рекомендации:

Занятия проводит учитель начальных классов. Он может

самостоятельно перераспределить часы с учётом подготовленности учащихся

и условий работы в данном классе.

Формы внеурочной деятельности чрезвычайно многообразны.

Занятия могут проходить как учебные занятия, беседы, игры, заседание

клуба,

экскурсии,

наблюдения,

опыты,

эксперименты,

выставки,

презентации,

защита

проекта,

поиск

информации

в

читальном

зале

библиотеки, совместная деятельность обучающихся и родителей.

В начальной школе наиболее целесообразным использовать метод

наблюдения как метод познания окружающего мира.

В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии

награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных

грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет

отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной

области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором.

Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года,

объявляются учащимся задолго до его окончания.

Положительная оценка любой деятельности ребенка является для

него важным стимулом. Можно и необходимо отмечать недостатки, но

похвала должна предварять и завершать оценку.

Список литературы для преподавателя:

Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д.

Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра,

1991.

Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград:

Учитель, 2007.

Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников

Текст

/А.

Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина.

– М.: Вита - Пресс, 1995.

Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.

Список литературы для учащихся:

Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А.

Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики

Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

Плешаков, А. А. Зелёные страницы

Текст

/А. А. Плешаков. –М.:

Просвещение, 2008.

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель»,

2000.

Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.



В раздел образования