Напоминание

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ


Автор: Атапина Елена Никаноровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "Кузбасское УОР"
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ

МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Атапина Елена Никаноровна ,

преподаватель математики

ГПОУ «Кузбасское УОР»,

г. Ленинск-Кузнецкий

Кемеровской области

У Плутарха есть точное и образное выражение: «Ученик — не сосуд,

который нужно наполнить, а факел, которыйнужно зажечь. А зажечь факел

может только тот, кто сам горит».

Эта метафора ясно передаёт суть

педагогической работы: роль учителя в развитии мотивации — одна из

ключевых.

Сегодня доступ к информации не представляет сложности — она

повсюду. Но само по себе знание не становится умением. Здесь на первый план

выходит педагог — человек, который способен не только передавать знания, но

и пробуждать интерес, поддерживать стремление к развитию, делать обучение

живым и осмысленным.

Учитель математики, который, по его словам, «раскрывает детям красоту

и

искусство

этого

точного

предмета»,

учитель

английского,

которая

«показывает, как язык тебя расширяет, дарит тебе вторую личность», учитель

словесности, которая «даёт детям инструмент, которым можно человека

воскресить или убить, ведь слово может быть исцеляющим и отравой». Это все

прямые цитаты учителей, которых знаю лично, у которых учусь сама. Всех их

(в моей копилке таких учителей немало, сразу прошу прощения у тех, чьи

примеры не привела) объединяет одно – они знают, ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ

работают учителями. Они чётко видят смыслы. К таким действительно тянутся,

как мотыльки, на свет.

Этот феномен, связь лидерства, умения вдохновить и успеха в

деятельности подробно разбирает Саймон Синек в книге «Начни с почему». На

примере компаний и людей. Отличие человека или бизнеса, за которым хочется

идти, у которого хочется что-то брать – именно в этом, в чётком ответе на

вопрос: Почему и Зачем этот человек или этот бизнес делают именно это.

Идти хочется к тем и за теми, у кого есть чёткое понимание - Почему и

Зачем они это делают. Почему и Зачем они каждый день встают и делают свою

работу. Причем эти Зачем и Почему, не направленные на себя (чтобы быть

лучшим, чтобы зарабатывать, чтобы платить кредиты, просто потому что по

трудовому договору я должен идти на работу), а направленное вовне. Тот

учитель, у которого совершенно чётко и понятно, Зачем и Почему он каждый

день идёт к детям, несёт им свои знания, и эти Зачем и Почему несут смыслы,

тот учитель и становится настоящим проводником в свой предмет, настоящим

вдохновителем. А учителя в свою очередь тянутся за такими же директорами

школ, которые не просто хозяйствуют, а являются трансформационными

лидерами, создающими смыслы.

Учитель может запустить мощнейшие трансформационные процессы -

критическое

мышление,

субъектную

позицию

ребёнка,

транслировать

созидательные ценности – кооперацию, экологичное общение, взаимоуважение.

Помимо личностных качеств, о которых было сказано выше, имеет значение

среда.

Первый шаг — создание безопасной и поддерживающей образовательной

среды. По теории Абрахама Маслоу, удовлетворение базовых потребностей

является фундаментом для развития более высоких — в том числе стремления к

самореализации. Именно поэтому важно, чтобы учитель заботился не только о

передаче материала, но и о психологическом климате в классе. Когда в группе

есть доверие,

детям легче выражать мнение, делиться переживаниями и брать

на себя ответственность за собственное обучение.

Большую роль играет и опыт успеха. Когда усилия ребёнка замечают, а

достижения получают поддержку, это укрепляет уверенность и усиливает

мотивацию.

Регулярная обратная связь и признание — важная часть работы педагога.

Социальный контекст тоже влияет. Лев Семёнович Выготский подчеркивал

значение взаимодействия в развитии личности. Понимание динамики группы

помогает педагогу лучше чувствовать учеников, подстраивать подход и

откликаться на разные уровни вовлечённости.

Роль педагога в формировании мотивации многослойна: это и поддержка,

и пример, и пространство для роста. Учитель может стать тем, кто зажигает

интерес, вдохновляет на движение вперёд и помогает обрести устойчивую

внутреннюю опору в обучении.

Список литературы.

1.

Бикеева А.А. Настольная книга школьного учителя. Испытание школой:

ребенок и учитель. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003 – 341с.

2.

Гин А.А. Приемы педагогической техники. - Луганск: СПД Резников

В.С., 2006 – 117с.

3.

Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М: Центр

«Педагогический поиск», 2004 – 202с.



В раздел образования