Напоминание

"Золотая Осень"


Автор: Федосеева Елизавета Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад с. Малиновка"
Населённый пункт: Томский район
Наименование материала: Проект
Тема: "Золотая Осень"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

в подготовительной группе

«Золотая осень»

Информационная карта проекта:

Полное название проекта:

«Развитие интереса к изучению природы родного края осенью у

детей подготовительной группы посредством экологического

проекта «Золотая осень»

.

Участники проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет, воспитатели.

Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий.

Тип проекта: групповой, краткосрочный.

Цель проекта: Расширять знания детей об изменениях, происходящих в

природе осенью.

Направление деятельности проекта: исследовательская деятельность по

изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.

Задачи проекта:

Образовательные:

- формирование основ экологической культуры дошкольников через

практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения,

исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые

организмы;

- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни

человека;

- показ положительного и отрицательного влияния человека на

окружающий мир.

Воспитательные:

- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие

умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его

красок и форм;

- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Развивающие:

- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой

природы;

- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира,

разнообразия его красок и форм;

- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа

жизни

Актуальность проекта:

Осень - это не только удивительная пора. Наверное, мы взрослые уже не так

воспринимаем окружающий мир, как наши дети - мы потеряли веру в

волшебство и сказку.

Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой

природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой,

познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи

между объектами и явлениями развивает мышление и способность к

формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и

педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени

зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого

отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут

располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать

природу, видеть её красоту.

Любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти

новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на

развитие физических качеств и здоровый образ жизни (ведь так хочется

бегать по этим красивым разноцветным листьям). Когда раскрывается

красота окружающего мира, хочется активно двигаться, осваивать новое и

неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться

прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой.

После летних каникул, я столкнулась с тем, что дети не только отвыкли от

режима, некоторых правил поведения, но и перестали наблюдать за тем, что

происходит вокруг. Они стали больше внимания уделять своим

сиюминутным потребностям, не давая простора фантазии,

наблюдательности.

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет

практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в

свою очередь способствует развитию любознательности.

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать

природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное

восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали

метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению

природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым

вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза,

самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Проект направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний

период времени. Экологический проект начали с обследования объектов

ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.

Форма работы: дидактические игры, тематические беседы, наблюдения,

способствующие реализации цели проекта, праздник и развлечения.

Совместная деятельность с детьми и родителями:

1. Выставка поделок "Осенняя фантазия".

2. Составление творческих рассказов на тему: «Какой бывает осень?»;

3. Разучивание стихов и загадок.

4. Подготовка к осеннему утреннику

5. Уборка территории участка.

Итог:

1. Отчёт на педагогическом совете.

2. Интегрированное занятие на тему: «Золотая осень».

3. Утренник на тему - осень

Подготовительный этап:

1. Подготовить материал для изобразительной деятельности

2. Подобрать детскую и педагогическую литературу, картины,

иллюстрации, презентации, дидактические игры;

Содержание проекта:

1. Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе

практической деятельности на прогулке;

2. Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в

процессе наблюдений и экспериментирования;

3. Анализ поведения человека в природе осенью;

4. Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах

деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

Предполагаемые результаты:

После завершения проекта дети приобретут следующие знания:

1. Расширение представлений об осени, как времени года (сезонные

изменения в природе, признаки осени, ее дары).

2. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе

совместной практической деятельности с воспитателем.

3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

4. Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться

к дарам природы.

5. Формирование целостного представления у детей о процессе выращивания

овощей и фруктов и профессиях людей, задействованных в этом процессе.

Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут

рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется

словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители

в ходе выполнения поделок из природного материала сами увидят, как

прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это

детям.

Реализация проекта:

План работы с детьми по осуществлению проекта «Золотая осень!» в

образовательных видах детской деятельности.

Здоровье: Комплекс упражнений утренняя гимнастика «Золотой лес»,

оздоровительный самомассаж «Превращение», «Осень», дыхательные

упражнения «Сердитый ёж», «Сдуй листок»

Безопасность: Беседа «Как вести себя в лесу», «Осторожно: грибы и растения

на участке детского сада», «Правила поведения на участке во время

прогулки», «Насекомые: польза и вред».

Физическая культура: Комплекс упражнений: «Прогулка в лесу», «Овощи и

фрукты», «Угадай животное»

Подвижные игры: «Березка», «У медведя во бору», «Дождик и солнце»,

«Хитрая лиса», «Ёжик», «Клеевой дождик».

Сюжетно-ролевые игры: Магазин, «Семена», «Магазин цветов».

«Путешествие в лес»; «Овощи и фрукты», «Ярмарка»; «Семья – летние

заготовки».

Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Узнай по тени», «С какого дерева

лист?», «Собери картинку», «Найди дерево по семенам», «Времена года»,

«Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на

грядке?»,

«Времена года», «Растения и животные», «С какого дерева Листья

и плоды»;

Словесная игра: «Какая бывает осень», «Садовник», «Компот», «Хозяйка

однажды с базара пришла», «Дождик», «1-5 будем листья собирать».

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

На проулке: Уборка листьев на участке и палок. Сбор веточек и составление

из них геометрических фигур. Составление из опавших листьев на асфальте

узора. Помощь воспитателю в подготовке клумбы к зиме. Сбор природного

материала на прогулке.

Ручной труд: «Поделки из природного материала»

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов

овощей, фруктов, грибов, листьев.

Занятие познавательного цикла:

- познавательное занятие на тему: "Пожар в лесу".

- интегрированное занятие на тему: "Золотая осень".

- занятие по познавательному развитию: Знакомство с картиной И. И.

Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Золотая осень», А. А. Пластов

«В октябре», В. А. Серов «Осенний вечер», А. К. Саврасов «Осень».

- занятие по экологии на тему: «Знахарские посиделки», «Лекарственные

травы».

- занятие «Сказка о витаминном салате».

- беседы «Признаки осени», «Овощи», «Фрукты», «Во саду ли в огороде»,

«Деревья и кустарники нашего двора», «Грибы», «Ягоды» «Описание

березы». «Как вести себя в лесу?», «Труд взрослых», «Скажи овощам и

фруктам спасибо», «Нет трудов, нет плодов».

- цикл наблюдений: Наблюдение за осенними явлениями.

«Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они -

цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что

будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу

красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?». Экскурсия на огород

и в сад.

Наблюдение на участке детского сада: Наблюдение за деревьями «Чем

отличается ель от других деревьев осенью?». Наблюдение за осенним

дождем. Наблюдение за ветром (найти растения, для которых ветер –

желанный гость). Наблюдение за паутиной. Наблюдение за улетающими

перелетными и зимующими птицам «Почему исчезли насекомые?», «Перелет

птиц в теплые края», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам

людей?».

Речевое развитие: Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Чтение и заучивание стихотворений об осени: Е. Трутнева «Листопад», И.

Бунин «Лес точно терем расписной», М. Ивенсен «Падают, падают листья»,

Чтение детям: И. Соколов - Микитов «Листопадничек», М. Пришвин

«Листопад». А Мусатов «Кто в поле главный», В. Головкин «Сорняк», Н.

Носов «Огородники», Л. Толстой «Старик и яблоки».

Драматизация народной сказки «Репка», «Красавица лиса».

Художественно эстетическое развитие:

Рисование: «Овощей», «Фруктов», «Ягод», «Весёлая и грустная осень»,

«Деревья».

Лепка: «Грибы», «Ёж»

Аппликация: «Овощи и фрукты для магазина», «Осеннее дерево», «Лукошко

с грибами».

Конструирование: «Грузовой автомобиль», «Овощехранилище»

Слушание: П. И. Чайковский «Времена года», «Звуки леса».

Разучивание песен об осени на Праздник «Осень - Несмеяна»:

«Ласковая осень», «Разноцветная осень», «Это, Осень, милый друг,

посмотри…», Танец с осенними листьями.

Музыкальные игры: «Капельки», «Огородники», «Что ты осень принесла?»

Работа с родителями:

1. Сбор природного материала.

2. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по

теме.

3. Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, лес.

4. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и

привлечения родителей к изготовлению поделок

6. Консультации «Витамины в саду и на грядке»

Знания, полученные вовремя непосредственно образовательной

деятельности, помогали детям во время наблюдений самостоятельно понять

происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные

исследования, обобщать материал, способствовали формированию

экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека

поведения.

С детьми были организованы наблюдения за неживой природой:

деятельностью солнца (количества тепла и света, характером осадков,

ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались

представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях.

Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы,

устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены:

прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца

нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью

заморозок - на лужах появился тонкий лёд.

Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за

жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах

показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют

растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на

особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех

растений – прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о

подземной части растений - корне. Детям интересно было заниматься трудом

в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая,

листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов

и цветов от морозов, что земля под опавшими листьями глубоко не

промерзнет, что опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны

почве, растениям, которые на ней растут. Наблюдая с детьми расцвечивание

листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти

явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света

и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть - это явление

называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной,

холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было

узнать, что такое «поздняя осень» - это осень «с тихим плачем мелкого

дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».

Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос

«Откуда взялся цветок?»

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и

поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года

нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища

(насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой

облик и поведение.

Гуляя на площадке, дети заметили, что птичьих голосов стало слышно все

меньше и меньше. Почему? Детям интересно было узнать, что некоторые

птицы улетают в теплые края, что эти птицы - насекомоядные, что зимой

насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма.

Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с

природными материалами: «Раз, два, три к кустику беги!», «С какого дерева

листок?», «Детки на ветке», «Найди такой же», «Мы – осенние листочки».

Вместе с детьми в группе мы поместили дары осени - овощи и фрукты. Дети

умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно

называли. Использовалось художественное слово:

«Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:

Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?

Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым

И безвкусным, как вода. Говорил: “А я всегда

Очень сочный, мягкий, красный!” “Разошёлся ты напрасно, -

Огурец ему сказал, - Зелен ты пока и мал.

Окончательно созреешь, только если покраснеешь.

А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.

Даже самый маленький я всегда удаленький!»

По таинственным законам, непонятным до сих пор,

Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.

Баклажаны синие рядом с желтой дынею.

А земля – черным – черна, а земля для всех одна.

В ходе работы по проекту «Золотая осень!» дети вели наблюдения,

экспериментировали, участвовали в конкурсе, принимали участие в

празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку,

рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными

произведениями, сочиняли свои рассказы.

В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. На детские вопросы,

воспитатели отвечали таким образом, чтобы поддержать и углубить

любознательность и познавательные интересы ребенка, задавали встречные

вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало ребенка к

самостоятельным размышлениям. Отвечая на детские вопросы, обращались к

мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в

окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл

перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то

недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому,

что он узнал».

Работая над проектом, ставили задачу не просто обогатить ребенка новыми

знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям,

способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.

Учебно - методический комплект:\

Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы!. Под

редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой.

Программа экологического воспитания детей в детском саду «Юный

эколог» /Авт.-сост.: С.Н.Николаева, Москва, 2014 г

Соломенникова О.А.. Ознакомление с природой в детском саду.

Подготовительная к школе группа. М. «Издательство МОЗАЙКА-

СИНТЕЗ»,2016

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Подготовительная к школе группа. М.: «Издательство МОЗАИКА-

СИНТЕЗ», 2016.

Мариничева О.В., Н.В.Елкина Учим детей наблюдать и рассказывать. –

Ярославль, 2002

Большая детская энциклопедия / пер. Ким А.И., Делевин В.В. – М.:

«Росмэн»,2003.

Элетронные ресурсы



В раздел образования