Автор: Федосеева Елизавета Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад с. Малиновка"
Населённый пункт: Томский район
Наименование материала: Проект
Тема: "Золотая Осень"
Раздел: дошкольное образование
Проект
в подготовительной группе
«Золотая осень»
Информационная карта проекта:
Полное название проекта:
«Развитие интереса к изучению природы родного края осенью у
детей подготовительной группы посредством экологического
проекта «Золотая осень»
.
Участники проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет, воспитатели.
Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий.
Тип проекта: групповой, краткосрочный.
Цель проекта: Расширять знания детей об изменениях, происходящих в
природе осенью.
Направление деятельности проекта: исследовательская деятельность по
изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры дошкольников через
практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения,
исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые
организмы;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни
человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на
окружающий мир.
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие
умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его
красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой
природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира,
разнообразия его красок и форм;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа
жизни
Актуальность проекта:
Осень - это не только удивительная пора. Наверное, мы взрослые уже не так
воспринимаем окружающий мир, как наши дети - мы потеряли веру в
волшебство и сказку.
Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой
природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой,
познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи
между объектами и явлениями развивает мышление и способность к
формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и
педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени
зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого
отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут
располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать
природу, видеть её красоту.
Любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти
новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на
развитие физических качеств и здоровый образ жизни (ведь так хочется
бегать по этим красивым разноцветным листьям). Когда раскрывается
красота окружающего мира, хочется активно двигаться, осваивать новое и
неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться
прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой.
После летних каникул, я столкнулась с тем, что дети не только отвыкли от
режима, некоторых правил поведения, но и перестали наблюдать за тем, что
происходит вокруг. Они стали больше внимания уделять своим
сиюминутным потребностям, не давая простора фантазии,
наблюдательности.
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет
практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в
свою очередь способствует развитию любознательности.
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать
природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное
восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали
метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению
природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым
вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза,
самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Проект направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний
период времени. Экологический проект начали с обследования объектов
ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.
Форма работы: дидактические игры, тематические беседы, наблюдения,
способствующие реализации цели проекта, праздник и развлечения.
Совместная деятельность с детьми и родителями:
1. Выставка поделок "Осенняя фантазия".
2. Составление творческих рассказов на тему: «Какой бывает осень?»;
3. Разучивание стихов и загадок.
4. Подготовка к осеннему утреннику
5. Уборка территории участка.
Итог:
1. Отчёт на педагогическом совете.
2. Интегрированное занятие на тему: «Золотая осень».
3. Утренник на тему - осень
Подготовительный этап:
1. Подготовить материал для изобразительной деятельности
2. Подобрать детскую и педагогическую литературу, картины,
иллюстрации, презентации, дидактические игры;
Содержание проекта:
1. Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе
практической деятельности на прогулке;
2. Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в
процессе наблюдений и экспериментирования;
3. Анализ поведения человека в природе осенью;
4. Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах
деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
Предполагаемые результаты:
После завершения проекта дети приобретут следующие знания:
1. Расширение представлений об осени, как времени года (сезонные
изменения в природе, признаки осени, ее дары).
2. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе
совместной практической деятельности с воспитателем.
3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
4. Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться
к дарам природы.
5. Формирование целостного представления у детей о процессе выращивания
овощей и фруктов и профессиях людей, задействованных в этом процессе.
Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут
рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется
словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители
в ходе выполнения поделок из природного материала сами увидят, как
прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это
детям.
Реализация проекта:
План работы с детьми по осуществлению проекта «Золотая осень!» в
образовательных видах детской деятельности.
Здоровье: Комплекс упражнений утренняя гимнастика «Золотой лес»,
оздоровительный самомассаж «Превращение», «Осень», дыхательные
упражнения «Сердитый ёж», «Сдуй листок»
Безопасность: Беседа «Как вести себя в лесу», «Осторожно: грибы и растения
на участке детского сада», «Правила поведения на участке во время
прогулки», «Насекомые: польза и вред».
Физическая культура: Комплекс упражнений: «Прогулка в лесу», «Овощи и
фрукты», «Угадай животное»
Подвижные игры: «Березка», «У медведя во бору», «Дождик и солнце»,
«Хитрая лиса», «Ёжик», «Клеевой дождик».
Сюжетно-ролевые игры: Магазин, «Семена», «Магазин цветов».
«Путешествие в лес»; «Овощи и фрукты», «Ярмарка»; «Семья – летние
заготовки».
Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Узнай по тени», «С какого дерева
лист?», «Собери картинку», «Найди дерево по семенам», «Времена года»,
«Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на
грядке?»,
«Времена года», «Растения и животные», «С какого дерева Листья
и плоды»;
Словесная игра: «Какая бывает осень», «Садовник», «Компот», «Хозяйка
однажды с базара пришла», «Дождик», «1-5 будем листья собирать».
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
На проулке: Уборка листьев на участке и палок. Сбор веточек и составление
из них геометрических фигур. Составление из опавших листьев на асфальте
узора. Помощь воспитателю в подготовке клумбы к зиме. Сбор природного
материала на прогулке.
Ручной труд: «Поделки из природного материала»
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов
овощей, фруктов, грибов, листьев.
Занятие познавательного цикла:
- познавательное занятие на тему: "Пожар в лесу".
- интегрированное занятие на тему: "Золотая осень".
- занятие по познавательному развитию: Знакомство с картиной И. И.
Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Золотая осень», А. А. Пластов
«В октябре», В. А. Серов «Осенний вечер», А. К. Саврасов «Осень».
- занятие по экологии на тему: «Знахарские посиделки», «Лекарственные
травы».
- занятие «Сказка о витаминном салате».
- беседы «Признаки осени», «Овощи», «Фрукты», «Во саду ли в огороде»,
«Деревья и кустарники нашего двора», «Грибы», «Ягоды» «Описание
березы». «Как вести себя в лесу?», «Труд взрослых», «Скажи овощам и
фруктам спасибо», «Нет трудов, нет плодов».
- цикл наблюдений: Наблюдение за осенними явлениями.
«Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они -
цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что
будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу
красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?». Экскурсия на огород
и в сад.
Наблюдение на участке детского сада: Наблюдение за деревьями «Чем
отличается ель от других деревьев осенью?». Наблюдение за осенним
дождем. Наблюдение за ветром (найти растения, для которых ветер –
желанный гость). Наблюдение за паутиной. Наблюдение за улетающими
перелетными и зимующими птицам «Почему исчезли насекомые?», «Перелет
птиц в теплые края», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам
людей?».
Речевое развитие: Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени: Е. Трутнева «Листопад», И.
Бунин «Лес точно терем расписной», М. Ивенсен «Падают, падают листья»,
Чтение детям: И. Соколов - Микитов «Листопадничек», М. Пришвин
«Листопад». А Мусатов «Кто в поле главный», В. Головкин «Сорняк», Н.
Носов «Огородники», Л. Толстой «Старик и яблоки».
Драматизация народной сказки «Репка», «Красавица лиса».
Художественно эстетическое развитие:
Рисование: «Овощей», «Фруктов», «Ягод», «Весёлая и грустная осень»,
«Деревья».
Лепка: «Грибы», «Ёж»
Аппликация: «Овощи и фрукты для магазина», «Осеннее дерево», «Лукошко
с грибами».
Конструирование: «Грузовой автомобиль», «Овощехранилище»
Слушание: П. И. Чайковский «Времена года», «Звуки леса».
Разучивание песен об осени на Праздник «Осень - Несмеяна»:
«Ласковая осень», «Разноцветная осень», «Это, Осень, милый друг,
посмотри…», Танец с осенними листьями.
Музыкальные игры: «Капельки», «Огородники», «Что ты осень принесла?»
Работа с родителями:
1. Сбор природного материала.
2. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по
теме.
3. Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, лес.
4. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и
привлечения родителей к изготовлению поделок
6. Консультации «Витамины в саду и на грядке»
Знания, полученные вовремя непосредственно образовательной
деятельности, помогали детям во время наблюдений самостоятельно понять
происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные
исследования, обобщать материал, способствовали формированию
экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека
поведения.
С детьми были организованы наблюдения за неживой природой:
деятельностью солнца (количества тепла и света, характером осадков,
ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались
представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях.
Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы,
устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены:
прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца
нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью
заморозок - на лужах появился тонкий лёд.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за
жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах
показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют
растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на
особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех
растений – прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о
подземной части растений - корне. Детям интересно было заниматься трудом
в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая,
листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов
и цветов от морозов, что земля под опавшими листьями глубоко не
промерзнет, что опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны
почве, растениям, которые на ней растут. Наблюдая с детьми расцвечивание
листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти
явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света
и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть - это явление
называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной,
холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было
узнать, что такое «поздняя осень» - это осень «с тихим плачем мелкого
дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».
Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос
«Откуда взялся цветок?»
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и
поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года
нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища
(насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой
облик и поведение.
Гуляя на площадке, дети заметили, что птичьих голосов стало слышно все
меньше и меньше. Почему? Детям интересно было узнать, что некоторые
птицы улетают в теплые края, что эти птицы - насекомоядные, что зимой
насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма.
Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с
природными материалами: «Раз, два, три к кустику беги!», «С какого дерева
листок?», «Детки на ветке», «Найди такой же», «Мы – осенние листочки».
Вместе с детьми в группе мы поместили дары осени - овощи и фрукты. Дети
умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно
называли. Использовалось художественное слово:
«Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:
Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?
Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым
И безвкусным, как вода. Говорил: “А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!” “Разошёлся ты напрасно, -
Огурец ему сказал, - Зелен ты пока и мал.
Окончательно созреешь, только если покраснеешь.
А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.
Даже самый маленький я всегда удаленький!»
По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна.
В ходе работы по проекту «Золотая осень!» дети вели наблюдения,
экспериментировали, участвовали в конкурсе, принимали участие в
празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку,
рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными
произведениями, сочиняли свои рассказы.
В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. На детские вопросы,
воспитатели отвечали таким образом, чтобы поддержать и углубить
любознательность и познавательные интересы ребенка, задавали встречные
вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало ребенка к
самостоятельным размышлениям. Отвечая на детские вопросы, обращались к
мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в
окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл
перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то
недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому,
что он узнал».
Работая над проектом, ставили задачу не просто обогатить ребенка новыми
знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям,
способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.
Учебно - методический комплект:\
Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы!. Под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой.
Программа экологического воспитания детей в детском саду «Юный
эколог» /Авт.-сост.: С.Н.Николаева, Москва, 2014 г
Соломенникова О.А.. Ознакомление с природой в детском саду.
Подготовительная к школе группа. М. «Издательство МОЗАЙКА-
СИНТЕЗ»,2016
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Подготовительная к школе группа. М.: «Издательство МОЗАИКА-
СИНТЕЗ», 2016.
Мариничева О.В., Н.В.Елкина Учим детей наблюдать и рассказывать. –
Ярославль, 2002
Большая детская энциклопедия / пер. Ким А.И., Делевин В.В. – М.:
«Росмэн»,2003.
Элетронные ресурсы