Автор: Волкова Виктория Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 41" Ленинского района г. Саратова
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: Историческая игра-викторина для обучающихся 9-х классов "Отечественная война 1812 года"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41» Ленинского района г. Саратова»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Историческая игра-викторина для обучающихся 9-х классов
«Отечественная война 1812 года»
Направление: военно-патриотическое
Автор:
Волкова Виктория Александровна, учитель истории и обществознания
Саратов, 2024
1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………..3
Ход мероприятия…………………………………………………………...5
Список использованных источников…………………………………….10
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В
условиях современного мира
обращение к страницам славного
прошлого нашей страны становится особенно актуальным. Общество и
государство
совместно
ведут
поиск
путей
преодоления
кризиса
нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи
с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности
имеют знаменательные даты отечественной истории.
Данная
методическая
разработка
предназначена
для
занятий
с
обучающимися 9-ых классов.
Актуальность
методической
разработки
заключается
в
усилении
внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за
свою страну, способствует восполнению дефицита гуманитарных знаний
учащихся, не допущению нигилизма к прошлому своей страны.
Данное внеклассное мероприятие
призвано
помочь учителю во
внеурочное
время
создать
условия
для
развития
информационно-
коммуникативных компетентностей обучающихся. Проведение исторической
игры-викторины
«Отечественная
война
1812
года»
способствует
расширению знаний учащихся по истории своего Отечества, а также
помогает
усовершенствовать
навыки
исследовательской
работы
с
использованием современных информационных технологий.
Цель: осмысление роли событий Отечественной войны 1812 г. в судьбе
России и их влияние на исторические процессы в истории нашего
государства
Задачи:
- формирование исторического мышления – способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,
сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей,
3
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и
личностям, давать оценку;
- формировать у учащихся чувства гордости, уважения к нашим
предкам, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся;
- стимулировать интерес к изучению истории, к участию в предметных
олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах.
-
освоение
систематизированных
знаний
об
истории
России,
формирование целостного представления о ее месте и роли во всемирно-
историческом процессе;
-
овладение
умениями
и
навыками
поиска,
систематизации
и
комплексного анализа исторической информации.
Таким
образом,
проведение
исторической
игры-викторины
«Отечественная война 1812 года» призвано развивать личность ребенка
путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их
устойчивого интереса к исторической памяти, развитию патриотизма как
незыблемой составляющей гражданственности человека.
4
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Оборудование:
мероприятие проводится в большом кабинете или в
актовом зале. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, чистые
листы, фломастеры, ручки, игровая карта для жюри и задания для
участников.
Участники: сборные команды из параллелей 9-х классов.
1. Представление команд (название, эмблема, девиз).
2. Блиц – вопросы командам:
1.
В каком месяце началась Отечественная война?
2.
Почему армию Наполеона называли «двунадесять языков»?
3.
Около какого города произошло соединение двух армий?
4.
Первый удар в Бородинской битве французская армия нанесла по
земляным укреплениям в деревне Семеновское. Под каким названием
вошли эти позиции в историю Бородинского сражения?
5.
Как называется деревня, где расположился М.Н. Кутузов в день
Бородинского сражения?
6.
Как называется деревня, где расположилась штаб-квартира армии
Наполеона в день Бородинского сражения?
7.
Как называется деревня, где на совещании с генералами М.И.Кутузов
принял решение отступить и оставить Москву?
8.
Когда и где скончался М.И. Кутузов?
9.
У М.И. Кутузова была вторая часть фамилии, назовите ее?
10.
Это сражение состоялось под городом, неофициальное название
которого - "Ворота Москвы". В ходе двухдневных сражений французы
потеряли здесь около 20 тысяч солдат и офицеров. После отхода армии
5
от стен этого города из него же ушло и все гражданское население.
Назовите город.
3. Конкурс «Историческое воззвание»
На столе у каждой команды лежит листочек со словами:
Отечество,
страна, граждане, беда, гроза, меч, Бог, удар, враг. Команды на листах
ватмана должны составить патриотическое воззвание к народу во время
войны, используя предложенные опорные слова. Команды работают 5- 7
минут.
4. Объяснение значения слов:
1.
Арьергард
2.
Генерал от инфантерии
3.
Флеши
4.
Редут
5.
Драгуны
6.
Гусары
7.
Гренадеры
5. «Угадай памятник»
Необходимо угадать по иллюстрации памятник, построенный в честь победы
в
Отечественной
войне,
и
кратко
описать
историю
его
создания.
Используется презентация.
6.
Конкурс «Историческая реконструкция»
(используется фрагмент
фильма «Кутузов»)
Задание для 1 команды: просмотр видеофрагмента
Одним из самых известных событий Отечественной войны стал совет в
Филях в сентябре 1812г. Здесь высшее русское командование решало вопрос
6
о судьбе Москвы в момент, когда войска французов находились в нескольких
километрах от нее. Задание
для команды: ответить на вопрос – какое
решение было принято главнокомандующим Кутузовым и как он обосновал
свою позицию?
Задание для 2 команды: на экране слайд с зашифрованными словами
Наполеона.
Намереваясь
напасть
на
Россию,
Наполеон
внимательно
рассматривал ее карту. Однажды на вопрос своих военачальников о
наступательных
планах,
император
ответил… Задание
для
команды:
завершить слова Наполеона.
7. Конкурс капитанов
По
литературным
текстам
необходимо
определить,
о
каких
героях
Отечественной войны 1812 года идет речь.
I. Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом —
И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом
Идет за шумными французскими полками
И ловит их, как рыб, без невода, руками.
Его постель—земля, а лес дремучий—дом! (о Денисе Давыдове)
II. Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь, и дождь,
7
И труд он делит с нами.
О, сколько с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом,
И сколь врагу ужасен! (о
Кутузове
)
III.Но вдруг... Двенадцатый, с его войною, год!
Пожар! Отечество горит—и весь народ
К оружью от сохи... И косы на защиту...
Кто там на дереве сидит
И, пепельной золой покрыту,
Москву святую сторожит?
Кто так искусно нам дает правдивы вести?
Он храбр и прям, как меч! Ни трусости, ни лести! (о Сеславине)
IV. Надменный! Кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердце русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум? (о Наполеоне)
8. Конкурс
«
Белые пятна Отечественной войны 1812 года»
- проверка
домашнего задания – рассказы команд о спорных и мало изученных
вопросах в истории войны (о партизанском движении, о конном рейде
казаков во время Бородинского сражения…)
9. Составление командами синквейна об Отечественной войне 1812 года.
Синквейны команд:
I. Наполеон - француз
Находчивый, спокойный
Воевал, сражался, проиграл
8
Хотел завоевать Россию, но не удалось.
II. Война.
Суровая, страшная.
Рушит, калечит, убивает.
Война никого не щадит.
Страх!
10. Подведение итогов мероприятия
Жюри подводит итоги.
Команда - победитель в игре награждается почетной грамотой.
Наиболее отличившимся участникам команд выставляются оценки.
Ведущий: Наше мероприятие хочется закончить словами одного из русских
публицистов М. Алексеева: «Грядущие поколения не простили бы нам, если
бы мы забыли о подвигах великих предков, равно как и мы не простили бы им,
если бы они предали забвению дела и подвиги наши, наших героев. Без
патриотизма, без горячей любви к своей Отечественной колыбели, земле
предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством
– чувство толерантности».
Плох тот народ, который не любит, не ценит и не знает свою историю.
Такой народ легко победить. Так давайте любить, ценить и знать свою
историю, ведь судьба России – моя судьба. Всем спасибо за участие!
9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Гроза
1812
года
[Электронный
ресурс]:
юбилейный
проект,
посвящённый 200-летию победы России в Отечественной войне 1812
года. – 2 с. – Режим доступа: ЭБД «Методический комод» /
Патриотизм, история / 1812.
2.
Давыдов Денис Васильевич
[Электронный ресурс]: методический
материал для подготовки мероприятия. – 11 с. – Режим доступа: ЭБД
«Методический комод» / Патриотизм, история /
1812 / Д. Давыдов.
3.
Заголовки книжных выставок [Электронный ресурс]: список. – 1 с. –
Режим доступа: ЭБД «Методический комод» / Патриотизм, история /
1812.
4.
Народная война [Электронный ресурс]: материал для беседы. – 3 с. –
Режим доступа: ЭБД «Методический комод»
5.
Победный сон фельдмаршала: о М. И. Кутузове / Г. Степанов // Эхо
планеты. – 2018. — №16. – С.28-31.
6.
Великие полководцы. Кутузов и Наполеон / Л. Кузьмина, Т. Хрычева.
— М.: ОЛМА Медиа Групп, 2019. — 120 с.
7.
Фролов Б.П. «Да, были люди в наше время…» - М., 2017.
8.
Полководцы России. – М., 2019.
9.
Бородинское поле. 1812 год в русской поэзии. – М.: Детская
литература, 2001.
10. Энциклопедия для детей «История России». Т.5.- М., 2020.
10
11