Напоминание

Историческая игра-викторина для обучающихся 9-х классов "Отечественная война 1812 года"


Автор: Волкова Виктория Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 41" Ленинского района г. Саратова
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: Историческая игра-викторина для обучающихся 9-х классов "Отечественная война 1812 года"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41» Ленинского района г. Саратова»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Историческая игра-викторина для обучающихся 9-х классов

«Отечественная война 1812 года»

Направление: военно-патриотическое

Автор:

Волкова Виктория Александровна, учитель истории и обществознания

Саратов, 2024

1

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………..3

Ход мероприятия…………………………………………………………...5

Список использованных источников…………………………………….10

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В

условиях современного мира

обращение к страницам славного

прошлого нашей страны становится особенно актуальным. Общество и

государство

совместно

ведут

поиск

путей

преодоления

кризиса

нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи

с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности

имеют знаменательные даты отечественной истории.

Данная

методическая

разработка

предназначена

для

занятий

с

обучающимися 9-ых классов.

Актуальность

методической

разработки

заключается

в

усилении

внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за

свою страну, способствует восполнению дефицита гуманитарных знаний

учащихся, не допущению нигилизма к прошлому своей страны.

Данное внеклассное мероприятие

призвано

помочь учителю во

внеурочное

время

создать

условия

для

развития

информационно-

коммуникативных компетентностей обучающихся. Проведение исторической

игры-викторины

«Отечественная

война

1812

года»

способствует

расширению знаний учащихся по истории своего Отечества, а также

помогает

усовершенствовать

навыки

исследовательской

работы

с

использованием современных информационных технологий.

Цель: осмысление роли событий Отечественной войны 1812 г. в судьбе

России и их влияние на исторические процессы в истории нашего

государства

Задачи:

- формирование исторического мышления – способности рассматривать

события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,

сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей,

3

определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и

личностям, давать оценку;

- формировать у учащихся чувства гордости, уважения к нашим

предкам, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

- воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся;

- стимулировать интерес к изучению истории, к участию в предметных

олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах.

-

освоение

систематизированных

знаний

об

истории

России,

формирование целостного представления о ее месте и роли во всемирно-

историческом процессе;

-

овладение

умениями

и

навыками

поиска,

систематизации

и

комплексного анализа исторической информации.

Таким

образом,

проведение

исторической

игры-викторины

«Отечественная война 1812 года» призвано развивать личность ребенка

путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их

устойчивого интереса к исторической памяти, развитию патриотизма как

незыблемой составляющей гражданственности человека.

4

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Оборудование:

мероприятие проводится в большом кабинете или в

актовом зале. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, чистые

листы, фломастеры, ручки, игровая карта для жюри и задания для

участников.

Участники: сборные команды из параллелей 9-х классов.

1. Представление команд (название, эмблема, девиз).

2. Блиц – вопросы командам:

1.

В каком месяце началась Отечественная война?

2.

Почему армию Наполеона называли «двунадесять языков»?

3.

Около какого города произошло соединение двух армий?

4.

Первый удар в Бородинской битве французская армия нанесла по

земляным укреплениям в деревне Семеновское. Под каким названием

вошли эти позиции в историю Бородинского сражения?

5.

Как называется деревня, где расположился М.Н. Кутузов в день

Бородинского сражения?

6.

Как называется деревня, где расположилась штаб-квартира армии

Наполеона в день Бородинского сражения?

7.

Как называется деревня, где на совещании с генералами М.И.Кутузов

принял решение отступить и оставить Москву?

8.

Когда и где скончался М.И. Кутузов?

9.

У М.И. Кутузова была вторая часть фамилии, назовите ее?

10.

Это сражение состоялось под городом, неофициальное название

которого - "Ворота Москвы". В ходе двухдневных сражений французы

потеряли здесь около 20 тысяч солдат и офицеров. После отхода армии

5

от стен этого города из него же ушло и все гражданское население.

Назовите город.

3. Конкурс «Историческое воззвание»

На столе у каждой команды лежит листочек со словами:

Отечество,

страна, граждане, беда, гроза, меч, Бог, удар, враг. Команды на листах

ватмана должны составить патриотическое воззвание к народу во время

войны, используя предложенные опорные слова. Команды работают 5- 7

минут.

4. Объяснение значения слов:

1.

Арьергард

2.

Генерал от инфантерии

3.

Флеши

4.

Редут

5.

Драгуны

6.

Гусары

7.

Гренадеры

5. «Угадай памятник»

Необходимо угадать по иллюстрации памятник, построенный в честь победы

в

Отечественной

войне,

и

кратко

описать

историю

его

создания.

Используется презентация.

6.

Конкурс «Историческая реконструкция»

(используется фрагмент

фильма «Кутузов»)

Задание для 1 команды: просмотр видеофрагмента

Одним из самых известных событий Отечественной войны стал совет в

Филях в сентябре 1812г. Здесь высшее русское командование решало вопрос

6

о судьбе Москвы в момент, когда войска французов находились в нескольких

километрах от нее. Задание

для команды: ответить на вопрос – какое

решение было принято главнокомандующим Кутузовым и как он обосновал

свою позицию?

Задание для 2 команды: на экране слайд с зашифрованными словами

Наполеона.

Намереваясь

напасть

на

Россию,

Наполеон

внимательно

рассматривал ее карту. Однажды на вопрос своих военачальников о

наступательных

планах,

император

ответил… Задание

для

команды:

завершить слова Наполеона.

7. Конкурс капитанов

По

литературным

текстам

необходимо

определить,

о

каких

героях

Отечественной войны 1812 года идет речь.

I. Усач. Умом, пером остер он, как француз,

Но саблею французам страшен:

Он не дает топтать врагам нежатых пашен

И, закрутив гусарский ус,

Вот потонул в густых лесах с отрядом —

И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом,

То, вынырнув опять, следом

Идет за шумными французскими полками

И ловит их, как рыб, без невода, руками.

Его постель—земля, а лес дремучий—дом! (о Денисе Давыдове)

II. Хвала тебе, наш бодрый вождь,

Герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь, и дождь,

7

И труд он делит с нами.

О, сколько с израненным челом

Пред строем он прекрасен!

И сколь он хладен пред врагом,

И сколь врагу ужасен! (о

Кутузове

)

III.Но вдруг... Двенадцатый, с его войною, год!

Пожар! Отечество горит—и весь народ

К оружью от сохи... И косы на защиту...

Кто там на дереве сидит

И, пепельной золой покрыту,

Москву святую сторожит?

Кто так искусно нам дает правдивы вести?

Он храбр и прям, как меч! Ни трусости, ни лести! (о Сеславине)

IV. Надменный! Кто тебя подвигнул?

Кто обуял твой дивный ум?

Как сердце русских не постигнул

Ты с высоты отважных дум? (о Наполеоне)

8. Конкурс

«

Белые пятна Отечественной войны 1812 года»

- проверка

домашнего задания – рассказы команд о спорных и мало изученных

вопросах в истории войны (о партизанском движении, о конном рейде

казаков во время Бородинского сражения…)

9. Составление командами синквейна об Отечественной войне 1812 года.

Синквейны команд:

I. Наполеон - француз

Находчивый, спокойный

Воевал, сражался, проиграл

8

Хотел завоевать Россию, но не удалось.

II. Война.

Суровая, страшная.

Рушит, калечит, убивает.

Война никого не щадит.

Страх!

10. Подведение итогов мероприятия

Жюри подводит итоги.

Команда - победитель в игре награждается почетной грамотой.

Наиболее отличившимся участникам команд выставляются оценки.

Ведущий: Наше мероприятие хочется закончить словами одного из русских

публицистов М. Алексеева: «Грядущие поколения не простили бы нам, если

бы мы забыли о подвигах великих предков, равно как и мы не простили бы им,

если бы они предали забвению дела и подвиги наши, наших героев. Без

патриотизма, без горячей любви к своей Отечественной колыбели, земле

предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством

– чувство толерантности».

Плох тот народ, который не любит, не ценит и не знает свою историю.

Такой народ легко победить. Так давайте любить, ценить и знать свою

историю, ведь судьба России – моя судьба. Всем спасибо за участие!

9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Гроза

1812

года

[Электронный

ресурс]:

юбилейный

проект,

посвящённый 200-летию победы России в Отечественной войне 1812

года. – 2 с. – Режим доступа: ЭБД «Методический комод» /

Патриотизм, история / 1812.

2.

Давыдов Денис Васильевич

[Электронный ресурс]: методический

материал для подготовки мероприятия. – 11 с. – Режим доступа: ЭБД

«Методический комод» / Патриотизм, история /

1812 / Д. Давыдов.

3.

Заголовки книжных выставок [Электронный ресурс]: список. – 1 с. –

Режим доступа: ЭБД «Методический комод» / Патриотизм, история /

1812.

4.

Народная война [Электронный ресурс]: материал для беседы. – 3 с. –

Режим доступа: ЭБД «Методический комод»

5.

Победный сон фельдмаршала: о М. И. Кутузове / Г. Степанов // Эхо

планеты. – 2018. — №16. – С.28-31.

6.

Великие полководцы. Кутузов и Наполеон / Л. Кузьмина, Т. Хрычева.

— М.: ОЛМА Медиа Групп, 2019. — 120 с.

7.

Фролов Б.П. «Да, были люди в наше время…» - М., 2017.

8.

Полководцы России. – М., 2019.

9.

Бородинское поле. 1812 год в русской поэзии. – М.: Детская

литература, 2001.

10. Энциклопедия для детей «История России». Т.5.- М., 2020.

10

11



В раздел образования