Напоминание

Я живу в Югре


Автор: Батура Назира Фахртдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Солнышко" гп. Мортка
Населённый пункт: гп. Мортка
Наименование материала: конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Тема: Я живу в Югре
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема «Я живу в Югре»

Цель: знакомство с бытом и культурой народов Севера.

Задачи:

1.

Расширять знания детей о большой и малой Родине;

2.

Обобщать знания о Югре;

3.

Уточнять знания о коренных народах Севера - ханты и манси,

основных видах занятий;

4.

Формировать представление о кочевом образе жизни народов Севера;

5.

Обогащение словаря детей новыми словами;

6. Развивать творческие способности, самостоятельность;

7.

Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе,

уважение к жителям коренных народов Севера;

8. Создать благоприятные условия для сохранения здоровья детей

(чередование различных видов деятельности с целью предупреждения

быстрой утомляемости и повышения интереса обучающихся).

Оборудование:

Презентация, иллюстрации к пословицам, мнемотаблица, дидактическая игра

«Большая и малая Родина», карточки с незнакомыми словами, физминутка,

иллюстрация с изображением хантов, скатерть - «снег», иллюстрации к

рассказу «Кочевой образ жизни. Стойбище», задание «Найди предметы» на

каждого ребенка, заготовки браслетов из бересты, цветные ручки на каждого

ребенка, элементы орнаментов на каждого, «Мешочек знаний» и кристаллы,

альбом «Орнаменты ханты и манси», мольберт с магнитами (для

мнемотаблицы), указка, черновик для ручек.

1.

Приветствие

-Поприветствуем гостей. Готовы?

Настроение у нас отличное,

А улыбка дело привычное.

Пожелаем друг другу удачи, добра,

Чтоб работа наша была плодотворной.

2.

«Отгадайте пословицу по картинке» (педагог показывает иллюстрации,

а дети отгадывают пословицы)

-Прежде небольшая разминка. Вспомните, как звучит пословица?

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

И пылинка родной земли - золото.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Жить - Родине служить.

В гостях хорошо - а дома лучше.

-О чем эти пословицы? (о Родине)

-Что такое Родина? (ответы детей). Это место где родился и вырос человек.

-Родина бывает? (большая и малая)

-Большая Родина для нас это … ? (Россия), а малая Родина это … ? (наш

родной поселок Мортка)

3.

Игра «Большая и малая Родина» разложить картинки - что относится к

большой родине, а что к малой (флаг России, флаг Мортки, герб

России, герб Мортки, главный город Москва, пгт. Мортка, президент,

глава поселка и т.д.)

-Посмотрите на картинки, вам необходимо разложить их на две группы, то,

что относится к большой родине России (показываю большой круг) и то, что

относится к малой родине Мортке (показываю малый круг).

-Давайте проверим. Что здесь изображено? (показываю каждую картинку,

например, кремль находится в столице России) и т.д.

-Но посмотрите, здесь остались еще карточки со словами. Кто же сможет

прочитать? Вам знакомы эти слова? Интересно, что бы это могло значить?

Как вы думаете? (варианты ответов детей)

-Может мы немного позже поймем значение этих слов? (берем карточки со

словами с собой)

4.

Слайд 2 Игра «Что лишнее и почему» (приглашаю присесть)

-Посмотрите на экран, перечислите, что здесь изображено. Скажите, что

здесь лишнее и почему?

1.

Река, болото, море, озеро (В наших краях нет морей; в море соленая

вода, а не пресная. Пресная вода содержит маленькое количество соли.

Или болото – это не водоем (но с точки зрения гидрологии (наука

изучающая природные воды) это водоем), а суша с большим

количеством влаги)

-Давайте проверим (на слайде исчезает море)

2.

Добыча нефти, глиняная посуда, добыча газа, добыча песка (это все

природные богатства или полезные ископаемые, кроме глиняной

посуда – сделано руками человека)

-Давайте проверим (на слайде исчезает глиняная посуда)

3.

Глухарь, рябчик, голубь, тетерев (голубь – городская птица)

-Давайте проверим (на слайде исчезает голубь)

4.

Тигр, лисица, кабан, лось (в наших краях не водится тигр)

-Давайте проверим (на слайде исчезает тигр)

5. Слайд 4

-Посмотрите внимательно на экран. К чему можно отнести все, что здесь

изображено? (к Югре)

-Как вы догадались? (ответы детей)

Слайд 5

-Да, это Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – северный край.

-Мы уже много говорили с вами о Югре. Давайте вспомним, что же мы

знаем? (мнемотаблица «Югра»)

-Кто расскажет о Югре? (рассказ ребенка)

-Да, Югра – это наша Родина и мы ее любим и гордимся тем, что здесь

живем.

6. Физминутка (проводит ребенок)

-Предлагаю немного отдохнуть

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось,

По родному краю

Дружно зашагаем.

Реки здесь глубокие,

А леса высокие.

По тропинке мы пойдем,

Встанем глубоко вздохнем.

Руки в боки, улыбнулись,

Вправо – влево повернулись.

Руки тянем к небесам,

К пушистым мягким облакам.

А теперь давайте вместе

Мы попрыгаем на месте.

7. -Сейчас я вас приглашаю послушать рассказ, как живут ханты и манси

(приглашаю детей присесть за столы).

-Коренные народы Югры - ханты и манси живут на стойбище. Стойбище -

это поселение, где выстроены и оборудованы необходимые для жизни

постройки.

На зимнем стойбище ханты ставят деревянный дом – по - хантыйски - хот,

хранилище для заготовок и продуктов - лабаз - это небольшое строение из

брёвен без окон, на высоких деревянных столбах, (лабаз используют не

только для хранения продуктов, а также одежды, посуды и многого другого).

Вход в лабаз находится высоко над землёй. Чтобы войти необходимо

поставить лестницу. Каждый раз, покидая лабаз, человек убирает лестницу.

Как вы думаете для чего это необходимо? (Это нужно для того, чтобы звери

не забрались в амбар и не разорили его).

Также ханты ставят другие постройки: вэли хот - олений дом - предназначен

для ночёвки оленей в холодные зимние ночи.

шуль хот - постройка из жердей (жердь - длинный тонкий ствол срубленного

дерева, очищенный от веток) для сушки и хранения рыбы,

Хлебная печь - нянь кер - печь для выпечки хлеба, печь построена на

деревянном срубе, каркас печи изготовлен из гибких веток и обмазан глиной.

Иногда над печью делают навес.

амп хот - будка для собаки - тоже выполнена из деревянных брёвен, что

говорит о бережном отношении народов ханты и манси к своим домашним

животным. Как вы думаете, для чего необходима собака? (Собака - основной

помощник оленеводов и охотников. Собака охраняет стойбище, жилище и

имущество оленевода, помогает выследить добычу на охоте).

Для хранения лодки, саней построен навес - суван - постройка без стен,

с крышей, навес защищает вещи от дождя.

Все постройки на зимнем стойбище изготовлены из дерева.

Зимнее стойбище у семьи одно, а вот летних - множество.

-Чуть раньше нам повстречались незнакомые слова, кто - нибудь уже

догадался, что они обозначают?

-Конечно, это название построек на хантыйском языке. Давайте, расставим

карточки. Хот - это? (дом) и т.д.

С приходом весны ханты и манси начинают кочевать с пастбища на

пастбище. С этого времени живут только в чумах. Такой переносной дом

очень удобен при частых переездах, его можно быстро разобрать, перевезти

на другое место и быстро собрать. Летом чум покрывают брезентом (плотная

тяжелая ткань), в холодный период - оленьими шкурами.

При переезде оленеводы грузят на нарты чум, всю необходимую домашнюю

утварь: посуду, одежду и другое необходимое для жизни. И с таким грузом

перемещаются с места на место, вслед за стадом, которое ищет корм. То есть

ханты и манси ведут кочевой образ жизни.

Что значит кочевой образ жизни? (это образ жизни, при котором люди не

живут постоянно на одном месте, а перемещаются с места на место в поисках

пищи для себя, пастбищ для домашних животных).

8. -Посмотрите внимательно на картинку (каждый ребенок получает

картинку), здесь спрятались разные предметы, найдите предметы,

необходимые для жизни хантов и манси, расскажите для чего необходим тот

или иной предмет? (нарты для передвижения и перевозки, облас (лодка) для

рыбалки, лук со стрелами для охоты, берестяной короб для сбора дикоросов

или хранения продуктов, лыжи для охоты, чум - переносной дом).

-Вы правильно нашли предметы, которые необходимы для жизни народов

ханты и манси.

-Почему для изготовления разных изделий ханты использовали бересту? (в

берестяных коробах долго не скисает молоко, не портятся крупы, долго не

засыхает хлеб, хранятся сушёные грибы, ягоды; берестяные изделия легкие и

прочные - что удобно при частых переездах).

-Мы с вами знаем, что ханты и манси украшали предметы быта орнаментом.

И сейчас я предлагаю вам украсить хантыйским орнаментом браслет из

бересты (раздаю заготовки браслетов).

9. -Приглашаю за стол (самостоятельная деятельность детей)

-Какой орнамент ты выберешь? Как он называется?

10. Итог занятия «Мешочек знаний»

Воспитатель показывает детям мешочек Знаний и предлагает: «Давайте

добавим в мешочек знаний все, что было на сегодняшнем занятии новым

интересным для вас (новые слова, понятия)».

Ребята, я вам очень благодарна!

Всем спасибо!



В раздел образования