Автор: Батура Назира Фахртдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Солнышко" гп. Мортка
Населённый пункт: гп. Мортка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Моя Родина
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» пгт. Мортка
ПРОЕКТ
«Моя Родина»
подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Автор проекта:
Батура Н.Ф.
пгт. Мортка
2025
Проект «Моя Родина» направлен на воспитание патриотов своей
Родины, что является основой нравственно-патриотического воспитания
детей дошкольного возраста. Но прежде чем начать работу по воспитанию у
детей нравственно-патриотических чувств к Родине, необходимо начать с
малого. Это, прежде всего, любовь к родному дому, детскому саду, к родным
улицам, которые так знакомы ребёнку, по которым он ходит с самого
рождения с родными ему людьми. Полюбив своё окружение, ребёнок
поймёт, почему же так дорог ему родной посёлок. Ведь здесь он родился,
здесь живут его самые дорогие любящие его люди. Всё это и есть Родина, всё
то, что так близко и знакомо детям с первых дней. И только в этом случае
можно воспитать в ребёнке чувство любви и привязанности к родному краю,
любящего и уважающего народ, проживающего здесь, уважения природных
и культурных ценностей родного края, вырастить настоящего патриота своей
Родины.
Что и является целью данного проекта: воспитание патриота своей
Родины через приобщение детей к природе и культуре ХМАО - Югры.
Цель проекта раскрывается в поставленных задачах:
1.
Расширять знания детей о большой и малой Родине;
2.
Уточнять, дополнять, обобщать знания о Югре;
3.
Знакомство с природными богатствами Югры;
4.
Уточнить знания о коренных народах Севера - ханты и манси, их
образе жизни, основных видах занятий (оленеводство, рыболовство,
охота, собирательство дикоросов);
5.
Формировать представления о культуре и быте народов Севера;
6.
Обогатить словарь детей названиями предметов быта и одежды;
7.
Воспитывать любовь к родному краю — месту, где дети живут и
растут, любовь и бережное отношение к природе родного края;
8.
Воспитать уважение к жителям коренных народов Севера.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный
1. Изучение методической литературы
2. Подготовка информационного и наглядного материала
3. Подбор художественной литературы по теме
4. Подбор демонстрационного материала по теме проекта
5. Составление тематического, перспективного планирования
6. Разработка ООД с презентациями
7. Создание развивающей среды
2. Основной
1. Знакомство с бытом и культурой народов крайнего Севера
2. Проведение цикла бесед с детьми
3. Проведение ООД
4.Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений по теме
проекта
3. Заключительный этап
1. Проведение итогового мероприятия
2. Выставка поделок
Планируемые результаты:
Владеют знаниями:
о взаимодействии человека и природы Севера;
о символике Югры, её связи с природными объектами;
об основных достопримечательностях Югры;
о традиционном жилище коренных народов — чуме, способах его установки
и эксплуатации, внутреннем обустройстве;
о национальном своеобразии хантыйского орнамента, его элементах и
колорите.
Проявляют:
познавательный интерес и ценностное отношение к природе ХМАО —
Югры;
композиционные умения по декорированию элементов одежды, предметов
быта орнаментом народов ханты и манси;
бережное, заботливое отношение к природным объектам ХМАО — Югры;
владеет способами практического применения информации о
природе
ХМАО — Югры в разных видах детской деятельности (коммуникативной,
познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной и др.);
бережное, заботливое отношение к
ценностям материальной культуры
ХМАО — Югры.
Данный проект предназначен для работы с детьми подготовительной к
школе группы (6-7 лет).
Методы и приёмы:
– игра;
– беседа;
– рассказ;
– художественное слово;
– рассматривание;
– наблюдение;
– целевые прогулки и экскурсии.
Тип проекта: долгосрочный, групповой, информационный.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы,
родители.
Срок реализации: январь 2025 – апрель 2025 гг.
Гипотеза:
прежде чем начать работу по воспитанию у детей
дошкольного
возраста
нравственно-патриотических
чувств
к
Родине,
необходимо воспитать в детях любовь к самому близкому. Ребёнок должен
знать и понимать, что всё начинается с малого – это любовь к самому себе,
своей семье, дому, улице, детскому саду, поселку. Ребёнок должен ощутить
себя частицей целого, неотъемлемой частью всего окружающего. И только в
этом случае можно воспитать в детях любовь, гордость за Родину, за народ,
проживающий здесь, воспитать желание сохранять и приумножать богатства
родного края.
Реализация проекта через:
1.
Оформление уголка «Патриотическое воспитание», «Народы Севера»,
«Быт и культура народов ханты и манси».
2.
Оформление альбомов «Дикие животные Севера», «Дикие птицы
Севера», «Природа нашего края», «Национальная одежда народов
Севера», «Национальный орнамент в одежде».
3.
Выставка
детско-родительских
работ
«Природа
Югры»,
«Национальный костюм народов Севера»;
4.
Оформление книжного уголка;
5.
Разработка ООД, презентаций.
Тематическое планирование
Модуль
Блок
Тема
Природа
Человек и природа
Роль человека в природе
севера
Материальная
культура
Национальное жилище
1 Кочевой образ жизни.
Стойбище
2 Чум
Предметы быта
Национальный костюм
Духовная
культура
Декоративно-прикладное
искусство
Национальный орнамент в
одежде
Перспективное планирование
Образовательные
области
Виды деятельности
Познавательное
развитие
Цель: Расширение
представлений
о
родном крае,
природных богатствах, о малой
Родине – посёлке
Мортка, истории посёлка, достопримечательностях, о
замечательных
людях,
прославивших
посёлок,
о
коренных народах Севера - ханты и манси, их образе
жизни,
основных
видах
занятий
(оленеводство,
рыболовство,
охота,
собирательство
дикоросов),
о
культуре и быте народов Севера.
Расширять знания детей о растительном и животном
мире родного края.
Формирование представлений о том, что человек —
часть природы и должен беречь и охранять ее.
Расширение представлений детей о родной стране,
истории, её символике, природных богатствах, о Москве
– столице нашей Родины.
Темы ООД:
1.
«Мортка – наша малая Родина»;
2.
«Наша Родина – Россия»;
3.
«Югра – мой край родной»;
4.
«Природа Севера, ее богатства»;
5.
«Коренной народ Севера»
6.
«Национальный костюм. Национальный орнамент
в одежде»
7.
«Кочевой образ жизни. Стойбище»;
8.
«Чум. Предметы быта».
Просмотр телепередачи «Югра заповедная»
Беседы: «Животные и птицы наших лесов», «Береги
природу»
Дидактические игры: «Дикие животные и птицы», «Кто,
чем питается?», «Лото»
Социально-
коммуникативное
развитие
Цель: Воспитание дружеских взаимоотношений между
детьми, уважительного отношения к окружающим.
Формирование
таких
качеств,
как
сочувствие,
отзывчивость, скромность, умение проявлять заботу об
окружающих.
Формирование
основ
экологической
культуры
и
безопасного поведения в природе.
Беседа
Чтение художественной литературы
Наблюдение
Экспериментальная деятельность
Просмотр фильмов и передач на экологическую тематику
Речевое развитие
Цель:
Развитие
умения
поддерживать
беседу,
высказывать свою точку зрения. Обучение связному,
последовательному
и
выразительному
пересказу
небольших
сказок,
рассказов,
просмотренных
телепередач, мультфильмов, делиться с педагогом и
другими детьми впечатлениями.
Формирование
умения
вежливо
общаться
со
сверстниками и взрослыми.
Развитие интереса детей к художественной литературе,
умения внимательно и заинтересованно слушать сказки,
рассказы, стихотворения, выразительно читать стихи.
Формирование умения выражать своё отношение к
литературным произведениям, давать оценку поступкам
литературных персонажей.
Знакомство с творчеством писателей.
Обсуждение просмотренных телепередач.
Беседы: «Народы Севера», «Природа Севера», «Быт
народов Севера», «Культура народов Севера»
Рассматривание фотографий, иллюстраций
Экскурсия в библиотеку
Чтение художественной литературы, заучивание стихов
Художественно-
эстетическое
развитие
Цель:
Развитие
интереса
к
различным
видам
изобразительной
деятельности;
совершенствование
умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном
творчестве.
Воспитание
желания
и
умения
взаимодействовать
со
сверстниками
при
создании
коллективных работ.
Рисование: «Деревья нашего края», «Народы Севера»,
«Орнаменты народов ханты и манси»
Лепка: «Животные нашего края»
Аппликация: «Дома на нашей улице»
Конструирование из бумаги: «Птицы», «Звери»
Физическое
развитие
Цель:
Расширение
представлений
о
составляющих
(важных
компонентах)
здорового
образа
жизни
(правильное питание, движение и сон, солнце, воздух и
вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих
здоровье.
Формирование у детей потребности в здоровом образе
жизни.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных
играх
и
физических
упражнениях,
активности
в
самостоятельной двигательной деятельности.
Беседа о здоровье
Дидактические игры «Вредно - полезно», «Пирамида
здоровья»
Подвижные игры
Физминутки
Гимнастики для глаз
Словесные игры
Тема проекта «Моя Родина» актуальна и значима в дошкольном образовании.
Любовь к Родине начинается с родного края, с родных мест, со знаний об
истории народа, культуре и традициях, с проявления познавательного
интереса.
Знакомство
с
историко-культурными,
национальными,
географическими и природными особенностями родного края формирует у
человека черты, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей
Родины. Яркие впечатления о родной природе и истории края, полученные в
детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь. Изучение истории родного
края, быта и культуры народов Севера формируют уважение к прошлому
родного края, побуждает желание продолжать традиции. Мы обязаны
сохранить для будущих поколений богатое историческое наследие родного
края и сделать его основой новейшей истории.