Напоминание

Моя Родина


Автор: Батура Назира Фахртдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Солнышко" гп. Мортка
Населённый пункт: гп. Мортка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Моя Родина
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» пгт. Мортка

ПРОЕКТ

«Моя Родина»

подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Автор проекта:

Батура Н.Ф.

пгт. Мортка

2025

Проект «Моя Родина» направлен на воспитание патриотов своей

Родины, что является основой нравственно-патриотического воспитания

детей дошкольного возраста. Но прежде чем начать работу по воспитанию у

детей нравственно-патриотических чувств к Родине, необходимо начать с

малого. Это, прежде всего, любовь к родному дому, детскому саду, к родным

улицам, которые так знакомы ребёнку, по которым он ходит с самого

рождения с родными ему людьми. Полюбив своё окружение, ребёнок

поймёт, почему же так дорог ему родной посёлок. Ведь здесь он родился,

здесь живут его самые дорогие любящие его люди. Всё это и есть Родина, всё

то, что так близко и знакомо детям с первых дней. И только в этом случае

можно воспитать в ребёнке чувство любви и привязанности к родному краю,

любящего и уважающего народ, проживающего здесь, уважения природных

и культурных ценностей родного края, вырастить настоящего патриота своей

Родины.

Что и является целью данного проекта: воспитание патриота своей

Родины через приобщение детей к природе и культуре ХМАО - Югры.

Цель проекта раскрывается в поставленных задачах:

1.

Расширять знания детей о большой и малой Родине;

2.

Уточнять, дополнять, обобщать знания о Югре;

3.

Знакомство с природными богатствами Югры;

4.

Уточнить знания о коренных народах Севера - ханты и манси, их

образе жизни, основных видах занятий (оленеводство, рыболовство,

охота, собирательство дикоросов);

5.

Формировать представления о культуре и быте народов Севера;

6.

Обогатить словарь детей названиями предметов быта и одежды;

7.

Воспитывать любовь к родному краю — месту, где дети живут и

растут, любовь и бережное отношение к природе родного края;

8.

Воспитать уважение к жителям коренных народов Севера.

Этапы реализации проекта:

1. Организационный

1. Изучение методической литературы

2. Подготовка информационного и наглядного материала

3. Подбор художественной литературы по теме

4. Подбор демонстрационного материала по теме проекта

5. Составление тематического, перспективного планирования

6. Разработка ООД с презентациями

7. Создание развивающей среды

2. Основной

1. Знакомство с бытом и культурой народов крайнего Севера

2. Проведение цикла бесед с детьми

3. Проведение ООД

4.Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений по теме

проекта

3. Заключительный этап

1. Проведение итогового мероприятия

2. Выставка поделок

Планируемые результаты:

Владеют знаниями:

о взаимодействии человека и природы Севера;

о символике Югры, её связи с природными объектами;

об основных достопримечательностях Югры;

о традиционном жилище коренных народов — чуме, способах его установки

и эксплуатации, внутреннем обустройстве;

о национальном своеобразии хантыйского орнамента, его элементах и

колорите.

Проявляют:

познавательный интерес и ценностное отношение к природе ХМАО —

Югры;

композиционные умения по декорированию элементов одежды, предметов

быта орнаментом народов ханты и манси;

бережное, заботливое отношение к природным объектам ХМАО — Югры;

владеет способами практического применения информации о

природе

ХМАО — Югры в разных видах детской деятельности (коммуникативной,

познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной и др.);

бережное, заботливое отношение к

ценностям материальной культуры

ХМАО — Югры.

Данный проект предназначен для работы с детьми подготовительной к

школе группы (6-7 лет).

Методы и приёмы:

– игра;

– беседа;

– рассказ;

– художественное слово;

– рассматривание;

– наблюдение;

– целевые прогулки и экскурсии.

Тип проекта: долгосрочный, групповой, информационный.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы,

родители.

Срок реализации: январь 2025 – апрель 2025 гг.

Гипотеза:

прежде чем начать работу по воспитанию у детей

дошкольного

возраста

нравственно-патриотических

чувств

к

Родине,

необходимо воспитать в детях любовь к самому близкому. Ребёнок должен

знать и понимать, что всё начинается с малого – это любовь к самому себе,

своей семье, дому, улице, детскому саду, поселку. Ребёнок должен ощутить

себя частицей целого, неотъемлемой частью всего окружающего. И только в

этом случае можно воспитать в детях любовь, гордость за Родину, за народ,

проживающий здесь, воспитать желание сохранять и приумножать богатства

родного края.

Реализация проекта через:

1.

Оформление уголка «Патриотическое воспитание», «Народы Севера»,

«Быт и культура народов ханты и манси».

2.

Оформление альбомов «Дикие животные Севера», «Дикие птицы

Севера», «Природа нашего края», «Национальная одежда народов

Севера», «Национальный орнамент в одежде».

3.

Выставка

детско-родительских

работ

«Природа

Югры»,

«Национальный костюм народов Севера»;

4.

Оформление книжного уголка;

5.

Разработка ООД, презентаций.

Тематическое планирование

Модуль

Блок

Тема

Природа

Человек и природа

Роль человека в природе

севера

Материальная

культура

Национальное жилище

1 Кочевой образ жизни.

Стойбище

2 Чум

Предметы быта

Национальный костюм

Духовная

культура

Декоративно-прикладное

искусство

Национальный орнамент в

одежде

Перспективное планирование

Образовательные

области

Виды деятельности

Познавательное

развитие

Цель: Расширение

представлений

о

родном крае,

природных богатствах, о малой

Родине – посёлке

Мортка, истории посёлка, достопримечательностях, о

замечательных

людях,

прославивших

посёлок,

о

коренных народах Севера - ханты и манси, их образе

жизни,

основных

видах

занятий

(оленеводство,

рыболовство,

охота,

собирательство

дикоросов),

о

культуре и быте народов Севера.

Расширять знания детей о растительном и животном

мире родного края.

Формирование представлений о том, что человек —

часть природы и должен беречь и охранять ее.

Расширение представлений детей о родной стране,

истории, её символике, природных богатствах, о Москве

– столице нашей Родины.

Темы ООД:

1.

«Мортка – наша малая Родина»;

2.

«Наша Родина – Россия»;

3.

«Югра – мой край родной»;

4.

«Природа Севера, ее богатства»;

5.

«Коренной народ Севера»

6.

«Национальный костюм. Национальный орнамент

в одежде»

7.

«Кочевой образ жизни. Стойбище»;

8.

«Чум. Предметы быта».

Просмотр телепередачи «Югра заповедная»

Беседы: «Животные и птицы наших лесов», «Береги

природу»

Дидактические игры: «Дикие животные и птицы», «Кто,

чем питается?», «Лото»

Социально-

коммуникативное

развитие

Цель: Воспитание дружеских взаимоотношений между

детьми, уважительного отношения к окружающим.

Формирование

таких

качеств,

как

сочувствие,

отзывчивость, скромность, умение проявлять заботу об

окружающих.

Формирование

основ

экологической

культуры

и

безопасного поведения в природе.

Беседа

Чтение художественной литературы

Наблюдение

Экспериментальная деятельность

Просмотр фильмов и передач на экологическую тематику

Речевое развитие

Цель:

Развитие

умения

поддерживать

беседу,

высказывать свою точку зрения. Обучение связному,

последовательному

и

выразительному

пересказу

небольших

сказок,

рассказов,

просмотренных

телепередач, мультфильмов, делиться с педагогом и

другими детьми впечатлениями.

Формирование

умения

вежливо

общаться

со

сверстниками и взрослыми.

Развитие интереса детей к художественной литературе,

умения внимательно и заинтересованно слушать сказки,

рассказы, стихотворения, выразительно читать стихи.

Формирование умения выражать своё отношение к

литературным произведениям, давать оценку поступкам

литературных персонажей.

Знакомство с творчеством писателей.

Обсуждение просмотренных телепередач.

Беседы: «Народы Севера», «Природа Севера», «Быт

народов Севера», «Культура народов Севера»

Рассматривание фотографий, иллюстраций

Экскурсия в библиотеку

Чтение художественной литературы, заучивание стихов

Художественно-

эстетическое

развитие

Цель:

Развитие

интереса

к

различным

видам

изобразительной

деятельности;

совершенствование

умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном

творчестве.

Воспитание

желания

и

умения

взаимодействовать

со

сверстниками

при

создании

коллективных работ.

Рисование: «Деревья нашего края», «Народы Севера»,

«Орнаменты народов ханты и манси»

Лепка: «Животные нашего края»

Аппликация: «Дома на нашей улице»

Конструирование из бумаги: «Птицы», «Звери»

Физическое

развитие

Цель:

Расширение

представлений

о

составляющих

(важных

компонентах)

здорового

образа

жизни

(правильное питание, движение и сон, солнце, воздух и

вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих

здоровье.

Формирование у детей потребности в здоровом образе

жизни.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных

играх

и

физических

упражнениях,

активности

в

самостоятельной двигательной деятельности.

Беседа о здоровье

Дидактические игры «Вредно - полезно», «Пирамида

здоровья»

Подвижные игры

Физминутки

Гимнастики для глаз

Словесные игры

Тема проекта «Моя Родина» актуальна и значима в дошкольном образовании.

Любовь к Родине начинается с родного края, с родных мест, со знаний об

истории народа, культуре и традициях, с проявления познавательного

интереса.

Знакомство

с

историко-культурными,

национальными,

географическими и природными особенностями родного края формирует у

человека черты, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей

Родины. Яркие впечатления о родной природе и истории края, полученные в

детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь. Изучение истории родного

края, быта и культуры народов Севера формируют уважение к прошлому

родного края, побуждает желание продолжать традиции. Мы обязаны

сохранить для будущих поколений богатое историческое наследие родного

края и сделать его основой новейшей истории.



В раздел образования