Напоминание

День народного единства


Автор: Байгильдина Айгуль Амировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад 17 д.Дербишева
Населённый пункт: Челябинская область Аргаяшский район д. Дербишева
Наименование материала: Статья
Тема: День народного единства
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА: УЧИМ ДЕТЕЙ БЫТЬ

СПЛОЧЕННЫМИ – ОТ СЕМЬИ К ОБЩЕСТВУ

Введение

Праздник День народного единства, отмечаемый в России 4 ноября,

является важной датой в календаре, напоминающей о ключевых

исторических событиях и значении сплоченности народа для

сохранения государственности и развития страны. В условиях

многонационального и многоконфессионального общества, каким

является Российская Федерация, понятие единства приобретает

особую актуальность. Для детей, особенно в дошкольном и младшем

школьном возрасте, формирование представлений о единстве,

дружбе, взаимопомощи и толерантности является фундаментом для

построения гармоничных взаимоотношений как внутри семьи, так и в

более широком социальном контексте.

Данная статья посвящена раскрытию педагогического потенциала Дня

народного единства как инструмента формирования у детей базовых

представлений о сплоченности, взаимоуважении и общечеловеческих

ценностях. Мы рассмотрим, как посредством целенаправленной

работы, интегрированной в образовательный процесс и семейное

воспитание, можно научить детей быть сплоченными, начиная с

ближайшего окружения и постепенно расширяя горизонты их

понимания до масштабов страны. В статье будет проведен анализ

значения единства для общества, рассмотрены практические методы

и формы работы с детьми, а также предложены пути решения

проблем, возникающих при формировании этих важных качеств.

I. Праздник народного единства как педагогический ресурс

День народного единства, приуроченный к событиям 1612 года, несет

в себе глубокий исторический и символический смысл. Он

подчеркивает идею того, что только в условиях согласия,

взаимопонимания и совместных действий народ может преодолеть

трудности и добиться величия. Для детей этот праздник может стать

отправной точкой для осмысления таких понятий, как “мы”, “вместе”,

“общая цель”, “сила в единстве”.

1. Исторический контекст и его интерпретация для детей:

События 1612 года: Краткое и упрощенное изложение событий

Смутного времени, акцентируя внимание на разрозненности

русских земель, иностранной интервенции и роли народных

ополчений под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия

Пожарского в освобождении Москвы. Важно подчеркнуть, что

именно объединение разных слоев населения (купцов, дворян,

крестьян) позволило преодолеть кризис.

Смысл праздника: Объяснить, что День народного единства –

это день, когда мы вспоминаем, как важно жить в мире и

согласии, помогать друг другу, быть сильными, когда мы вместе.

Это праздник дружбы народов, населяющих нашу страну.

2. Педагогический потенциал праздника:

Формирование понятия “народ” и “единство”: Через истории,

беседы, игры дети начинают понимать, что “народ” – это много

людей, которые живут вместе, имеют общую историю, культуру и

язык. “Единство” – это их дружба, согласие, умение

договариваться и помогать друг другу.

Развитие толерантности и уважения: Праздник подчеркивает,

что в России живут люди разных национальностей, культур и

вероисповеданий, но все они – граждане одной страны, и важно

относиться друг к другу с уважением.

Воспитание чувства принадлежности: Осознание себя частью

большого целого – семьи, детского сада, города, страны.

Формирование позитивного отношения к

истории: Представление исторических событий в доступной,

героической и нравственно значимой форме.

II. Формирование сплоченности: от семьи к обществу

Сплоченность – это качество, которое начинается с самого близкого

окружения ребенка и постепенно распространяется на более широкие

социальные группы. День народного единства является прекрасным

поводом для обсуждения этого понятия на разных уровнях.

1. Сплоченность в семье:

Семья как первая модель единства: Семья – это первая

“команда”, в которой ребенок учится взаимодействовать,

договариваться, проявлять заботу и поддержку.

Роль родителей: Родители являются главными носителями

ценностей. Их пример, их отношение друг к другу, к ребенку, к

другим людям, к своей стране – основополагающий фактор.

Семейные традиции: Совместные мероприятия, праздники,

семейные обеды, обсуждение прошедшего дня – все это

укрепляет связь между членами семьи и учит их действовать

сообща.

Как можно учить детей сплоченности в семье:

o

Совместные дела: Выполнение домашних обязанностей,

помощь друг другу, совместные игры и досуг.

o

Обсуждение проблем: Учить детей выражать свои

чувства, слушать других, искать компромиссы.

o

Празднование семейных событий: Подчеркивать, что эти

моменты объединяют семью.

o

Разговоры о предках: Рассказы о бабушках и дедушках,

их жизни, помогают ребенку почувствовать связь с

историей своей семьи.

2. Сплоченность в детском коллективе (ДОУ/школа):

Детский сад/школа как “малая родина”: Коллектив группы или

класса – это следующая ступенька к пониманию единства. Дети

учатся взаимодействовать с разными сверстниками, находить

общий язык.

Значение правил и договоренностей: Дети учатся жить по

общим правилам, соблюдать договоренности, что является

основой для формирования единства в любом коллективе.

Роль педагога: Педагог выступает как организатор, наставник,

пример для детей. Он помогает им строить взаимоотношения,

разрешать конфликты, учит сотрудничеству.

Как учить детей сплоченности в коллективе:

o

Командные игры и соревнования: Эстафеты, игры, где

успех зависит от совместных действий всей команды.

o

Совместные проекты: Создание коллективных работ

(стенгазет, панно, построек), требующих распределения

ролей и сотрудничества.

o

Дискуссии и беседы: Обсуждение важности дружбы,

взаимопомощи, умения слушать и слышать друг друга.

o

Пример празднования Дня народного

единства: Организация мероприятий, где дети из разных

групп/классов могут взаимодействовать, демонстрировать

свои умения, знакомиться с культурой других народов.

3. Сплоченность в масштабах страны:

Россия – наша общая страна: Понимание того, что Россия – это

большая страна, в которой живут разные люди, но все они –

граждане одной страны, имеют общую историю, культуру,

государственные символы.

Идея единства: День народного единства – это наглядный

пример того, как разные люди смогли объединиться ради общей

цели.

Как знакомить детей с понятием единства страны:

o

Визуализация: Использование карты России, фотографий

разных регионов, городов, народов.

o

Рассказы и сказки: О героях, объединившихся для

защиты Родины, о людях, которые строили страну,

создавали ее культуру.

o

Музыка и искусство: Знакомство с народными песнями,

танцами, народными промыслами разных регионов России.

o

Государственные символы: Флаг, герб, гимн – как знаки

единства и принадлежности.

o

Беседы о дружбе народов: Объяснение, что в России

живут люди разных национальностей, и важно уважать друг

друга.

III. Методы и формы работы в ДОУ и школе к Дню народного

единства

Праздник День народного единства предоставляет уникальные

возможности для реализации задач по формированию представлений

о сплоченности и единстве.

1. Работа с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет):

Беседы и рассказы:

o

“Что значит быть едиными?” (с использованием

наглядности: изображение руки, состоящей из множества

пальцев, или связанных вместе нитей).

o

“Кто такие Минин и Пожарский?” (в форме рассказа-сказки,

акцентируя внимание на их смелости и решимости).

o

“Наша страна – Россия” (знакомство с картой,

государственными символами, основными городами,

природными особенностями).

o

“Дружба народов России” (беседы о разных

национальностях, их костюмах, обычаях, кухне, с

использованием иллюстраций и коротких видео).

Чтение художественной литературы:

o

Русские народные сказки (подчеркивающие победу добра

над злом, важность дружбы и взаимопомощи).

o

Произведения о героях России (например, о подвигах во

время войны, но адаптированные для детей).

o

Стихи о Родине, о дружбе.

Игровая деятельность:

o

Дидактические игры:

“Собери флаг России” (из частей, пазлов).

“Чей головной убор/костюм?” (соотнесение

национальных костюмов с народами России).

“Карта России” (нахождение крупных городов,

регионов).

“Что объединяет русских людей?” (лото с

изображениями: русская береза, матрешка,

балалайка, хлеб, медведь, флаг).

o

Сюжетно-ролевые игры: “Дружная семья”, “Строители

города”, “Путешествие по России” (с использованием

карты, изображений достопримечательностей).

o

Подвижные игры: Русские народные игры (“Ручеек”,

“Зайцы и волк”), игры, требующие командного

взаимодействия.

Продуктивная деятельность:

o

Коллективные аппликации: “Дружная Россия” (дети

вырезают и наклеивают изображения людей разных

национальностей, символы России, создавая единое

полотно).

o

Рисование: “Моя семья”, “Мой город”, “Праздник единства”,

“Дружат дети всей земли”.

o

Лепка: Народные игрушки (матрешки, дымковские

фигурки), символы России.

o

Конструирование: Строительство “Кремля”, “дома”,

“большой дружной семьи” из конструктора.

Музыкально-познавательные занятия:

o

Прослушивание и разучивание песен о Родине, дружбе,

единстве.

o

Знакомство с народными музыкальными инструментами.

o

Просмотр и обсуждение коротких видеороликов о народных

танцах, костюмах.

Проектная деятельность:

o

“Мы – дети России” (создание коллажа, стенгазеты с

фотографиями детей, рисунками, государственными

символами).

o

“Россия – наш общий дом” (составление рассказов о

разных народах, их обычаях).

2. Работа с детьми младшего школьного возраста (7-10 лет):

Уроки истории и обществознания:

o

Более глубокое изучение исторических событий, связанных

с Днем народного единства.

o

Беседы о многонациональном составе России, ее культуре,

традициях.

o

Изучение государственных символов, их истории.

Классные часы:

o

“Что значит быть единым?”.

o

“Россия – наша Родина”.

o

“Дружба народов России”.

o

“Герои нашего Отечества”.

Проектная деятельность:

o

Исследовательские проекты: “История моего города/села”,

“Народные промыслы моего края”, “Традиции разных

народов России”.

o

Творческие проекты: Создание фильма/презентации о

России, инсценировка исторических событий, выпуск

стенгазеты к празднику.

Литературные и творческие конкурсы: Конкурсы рисунков,

стихов, рассказов на тему единства, Родины.

Экскурсии и встречи:

o

Посещение краеведческих музеев, памятников истории.

o

Встречи с представителями разных национальностей, с

интересными людьми, чья жизнь связана с историей и

культурой России.

Внеурочная деятельность:

o

Работа кружков: исторические, краеведческие,

фольклорные, спортивные, посвященные национальным

видам спорта.

o

Организация тематических выставок, концертов, викторин.

IV. Проблемы и пути решения в формировании сплоченности

Несмотря на значимость Дня народного единства как педагогического

ресурса, в работе с детьми могут возникать определенные трудности.

1. Проблемы, связанные с возрастом и пониманием:

Абстрактность понятий: Для маленьких детей понятия

“единство”, “народ”, “единство народа” могут быть слишком

абстрактными.

o

Решение: Использовать конкретные примеры из жизни

ребенка: единство в семье (когда все помогают друг другу),

единство в группе (когда дети играют вместе, не ссорятся),

единство в игре (когда вся команда старается победить).

Приводить примеры из сказок, где герои действуют сообща.

Недостаточное понимание истории: Сложные исторические

события могут быть трудны для восприятия.

o

Решение: Подавать исторический материал в форме

увлекательных рассказов, сказок, легенд, через игры и

наглядные материалы. Акцентировать внимание на

нравственном смысле событий (например, на важности

мужества, взаимовыручки, любви к Родине).

2. Проблемы, связанные с содержанием и методами:

Формализм: Поверхностное проведение мероприятий,

заучивание стихов и песен без понимания смысла.

o

Решение: Акцент на эмоциональном восприятии, на

практической деятельности. Важно, чтобы дети не просто

запомнили факт, а почувствовали что-то (гордость,

уважение, радость). Использовать игры, творческие

задания, которые позволяют прожить понятия, а не просто

заучить их.

Недостаток наглядности и практической

деятельности: Ограничение работы только беседами и

чтением.

o

Решение: Максимально использовать наглядные

материалы (фото, видео, карты, предметы быта, народные

промыслы), организовывать экскурсии, проводить мастер-

классы, вовлекать детей в продуктивную и игровую

деятельность.

Недостаточное внимание к разнообразию

культур: Игнорирование многонационального состава России.

o

Решение: Включать в программы знакомство с культурой,

традициями, языками разных народов России.

Подчеркивать, что разнообразие – это богатство страны.

Отсутствие связи с личным опытом ребенка: Материал

кажется далеким и неинтересным.

o

Решение: Начинать с близкого ребенку (семья, дом, двор,

город), постепенно расширяя представления. Связывать

исторические события с жизнью современных людей, с

достижениями страны, которые ребенок может увидеть или

услышать.

3. Проблемы, связанные с семейным контекстом:

Различное отношение родителей: От полного равнодушия до

идеологизированного, агрессивного патриотизма.

o

Решение: Вести диалог с родителями, объяснять важность

формирования именно гражданских чувств, основанных на

любви к Родине, уважении к ее истории и культуре, а не на

агрессии или ненависти к другим. Организовывать

совместные мероприятия, где родители могут увидеть, как

дети воспринимают праздник, и понять его значимость.

Отсутствие единого подхода: Различия в представлениях о

патриотизме между семьей и ДОУ/школой.

o

Решение: Проводить совместные консультации,

родительские собрания, где обсуждаются цели и методы

патриотического воспитания. Создавать общие памятки,

рекомендации для родителей.

Недостаточная вовлеченность родителей: Родители не видят

своей роли или не имеют времени.

o

Решение: Предлагать посильные формы участия: принести

старые семейные фотографии, рассказать о семейных

традициях, помочь в оформлении группы/класса,

участвовать в совместных мероприятиях. Подчеркивать,

что их пример – самый важный.

Негативное влияние информационного фона: Дети могут

сталкиваться с искаженными или негативными представлениями

о стране.

o

Решение: Педагоги и родители должны выступать как

источник достоверной и позитивной информации.

Обсуждать с детьми увиденное и услышанное, формируя

критическое мышление и умение отличать факты от

вымысла.

4. Пути решения проблем:

Акцент на чувственном восприятии: Формирование любви и

привязанности через яркие впечатления, положительные

эмоции, красоту природы, искусства, человеческих отношений.

Деятельностный подход: Вовлечение детей в активную

деятельность – игры, творчество, конструирование,

исследования, проектную деятельность.

Создание единого образовательно-воспитательного

пространства: Тесное взаимодействие ДОУ/школы и семьи.

Систематичность и последовательность: Патриотическое

воспитание – это не разовое мероприятие, а непрерывный

процесс, интегрированный в повседневную жизнь.

Позитивный и гуманистический подход: Воспитание любви к

Родине через любовь к своему ближнему, через уважение к

другим культурам, через понимание важности мира и согласия.

V. Практическая реализация итогов Дня народного единства

Идеи, заложенные в День народного единства, должны находить свое

продолжение в повседневной работе.

Формирование дружеских отношений: Поощрение дружбы

между детьми разных национальностей, создание ситуаций, где

они учатся помогать друг другу.

Изучение культур: Продолжать знакомить детей с культурой,

традициями, языками народов России в течение всего года.

Экскурсии и мероприятия: Организация регулярных

посещений музеев, выставок, участие в народных праздниках.

Развитие гражданских инициатив: Вовлечение детей в

посильные социально значимые дела (например, помощь

пожилым людям, забота об окружающей среде).

Заключение

День народного единства – это не просто официальная дата в

календаре, а мощный образовательный ресурс, позволяющий

целенаправленно работать над формированием у детей старшего

дошкольного и младшего школьного возраста ключевых

представлений о сплоченности, дружбе, взаимопомощи и уважении к

своей Родине и ее народам. Понимание ценности единства,

заложенное в детстве, становится прочным фундаментом для

формирования гражданской идентичности, ответственного отношения

к обществу и готовности к конструктивному взаимодействию с

представителями разных культур.

Успех в формировании этих качеств зависит от комплексного подхода,

включающего в себя как педагогическую работу в ДОУ/школе, так и

активное участие семьи. Важно, чтобы дети учились сплоченности на

собственном опыте – в семье, в детском коллективе, через игру,

творчество и общение. Именно через проживание этих ценностей, а

не через сухое заучивание, формируется подлинное чувство

принадлежности и уважения к своей Родине и ее многообразию.

Уроки, связанные с Днем народного единства, должны быть не

разовой акцией, а началом постоянного диалога о важности

сплоченности, дружбы и единства во всех сферах жизни.



В раздел образования