Автор: Зузулинская Лидия Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №23 им. Г.А. Кадзова"
Населённый пункт: п. Айхал, Мирнинский район, Саха (Якутия)
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: "Культура речи"
Раздел: полное образование
Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, п.Айхал
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 23
имени Георгия Александровича Кадзова»
СОГЛАСОВАНО
Методическим
объединением
МАОУ «СОШ№ 23 им.
Г.А. Кадзова»
(протокол от )
СОГЛАСОВАНО
Заместителем директора
школы
по УР МАОУ «СОШ № 23
им. Г.А. Кадзова»
_______________ Н.Г.
Миждаевой
УТВЕРЖДЕНО
Директором
МАОУ «СОШ № 23 им.
Г.А. Кадзова»
______________ М.А.
Канаткалиевой
(Приказ от)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Составил: Зузулинская Л.В.
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ «23им. Г.А. Кадзова» п. Айхал
Мирнинского района РС (Я)
Айхал 2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Культура речи» разработана в соответствии с
государственными к минимуму содержания и уровню подготовки
специалистов
гуманитарного,
социального
и
экономического
цикла.
Цель:
Создать предпосылки для осознанного усвоения теоретического
материала и системы разнообразных упражнений по развитию
речевых
способностей;
обеспечить
понимание,
сознательное
использование основных понятий, принципов, навыков, на которых
строится культура речи.
Задачи освоения курса:
Сделать свою речь содержательной, информативно насыщенной, но
немногословной, одновременно точной и ясной,
Разбираться во всём многообразии значений слов,
Уметь строить свою речь в соответствии языковой нормой,
Разбираться в многообразии стилей, понимать стилистически
окрашенную лексику, не использовать канцеляризмы, речевые
штампы,
Работать над правильностью речи, лексической сочетаемостью,
уметь работать с вариантными формами различных частей речи,
Отрабатывать
литературное
произношение,
знать,
что
такое
орфоэпия,
стили
произношения,
особенности
произношения
иностранных слов,
Работать над образностью, благозвучием, логичностью речи.
Задача данного курса состоит в том, чтобы внести свой вклад в
развитие общей культуры, и прежде всего культуры мышления,
общения, речи.
Введение данного курса должно способствовать:
Качественному повышению уровня речевой культуры;
Формированию
коммуникативной
компетенции
(организация
речевой
деятельности
языковыми
средствами
и
способами,
адекватными ситуациями общения);
Расширению культурного уровня. Обогащению представлений о
языке как важнейшей составляющей духовного богатства;
Формированию умений оценивать речевое поведение.
Содержание
данного
курса
обеспечит
выполнение
функций:
информирующей, обучающей, развивающей, справочной.
Распределение данного материала осуществляется на основе
целостности и концентричности, что предполагает наращивание,
углубление и расширение знаний и умений в общем объёме курса.
Обучение
культуре
речи
основывается
на
развитии
самостоятельности
мышления,
индивидуального
творчества.
Становление
диалектического,
критического
мышления,
сопровождающее изучение эталонов и образцов, поможет избежать
слепого
копирования,
будет
способствовать
реализации
индивидуальных возможностей.
Ведущими формами работы являются:
Слушание и сжатое конспектирование 30-минутной лекции по
курсу;
Анализ прослушанной лекции, уточняющие и разъясняющие
вопросы к ней;
Работа
с
толковыми,
синонимическими,
антонимическими,
словообразовательными, орфографическими словарями;
Упражнения
по
технике
речи,
выразительное
чтение
художественных
произведений,
произнесение
собственных
высказываний;
Поэтапный анализ текста разных жанров и видов;
Ситуативные игры, имитирующие различные жизненные ситуации
публичного речевого мышления.
Знание родного языка – это важнейшее условие формирования
личности
человека.
Изучение
культуры
речи
необходимо
в
общеобразовательной
школе,
потому
что
это
показатель
культуры,
интеллекта, духовных ценностей. К тому же знание этого предмета
необходимо при сдаче Единого государственного экзамена.
Изучение курса «Основы культуры речи» необходимо для завершения
лингвистического
образования,
получаемого
учащимися
в
общеобразовательной школе. Этот предмет углубляет лингвистическую
подготовку, воспитывает культурно-ценностное отношение к русскому
языку, учит разумному применению его стилистических возможностей в
различных сферах общения.
Не всегда человек, пишущий без ошибок, может чётко и ясно устно
выразить свои мысли. Культура речи помогает сделать речь ярче, богаче.
Речь должна быть правильной, ясной и простой, точной и логичной,
информационно насыщенной и разнообразной в плане употребления
выразительных средств.
Русский язык считается одним из самых сложных, но и самых
красивых,
содержит
огромный
словарный
запас.
Задача
состоит
в
возможности
передачи
самой
сложной
мысли,
использовании
всех
возможностей языка, в умении им пользоваться. Курс «Основы культуры
речи»
позволит
изучить
способы
использования
выразительных
возможностей
русского
языка,
поможет
овладеть
его
богатством,
значительно повысить культуру речи.
Введение данного курса поможет преодолеть сложности в общении и
пополнить
знания
учащихся.
Характер
рассматриваемых
вопросов
предполагает использование активных форм обучения – лекций, семинаров,
практикумов, что имеет большое значение для интеллектуального развития
школьников.
Данная
элективная
программа
рассчитана
на
60
часов
(двухгодичный курс). Изучение данного курса поможет школьникам:
Сделать свою речь содержательной, информативно насыщенной,
но немногословной, одновременно точной и ясной,
Разбираться во всём многообразии значений слов,
Уметь строить свою речь без употребления диалектизмов,
жаргонизмов,
Разбираться в многообразии стилей, понимать стилистически
окрашенную лексику, не использовать канцеляризмы, речевые
штампы,
Работать над правильностью речи, лексической сочетаемостью,
уметь работать с вариантными формами различных частей речи,
Отрабатывать литературное произношение, знать, что такое
орфоэпия, стили произношения, особенности произношения
иностранных слов,
Работать над образностью, благозвучием, логичностью речи.
Задача данного курса состоит в том, чтобы внести свой вклад в
развитие общей культуры, и прежде всего культуры мышления,
общения, речи.
Введение данного курса должно способствовать:
Качественному повышению уровня речевой культуры;
Формированию коммуникативной компетенции (организация
речевой деятельности языковыми средствами и способами,
адекватными ситуациями общения);
Расширению культурного уровня. Обогащению представлений
о языке как важнейшей составляющей духовного богатства;
Формированию умений оценивать речевое поведение.
Содержание
данного
курса
обеспечит
выполнение
функций:
информирующей, обучающей, развивающей, справочной.
Распределение
данного
материала
осуществляется
на
основе
целостности и концентричности, что предполагает наращивание,
углубление и расширение знаний и умений в общем объёме курса.
Обучение
культуре
речи
основывается
на
развитии
самостоятельности
мышления,
индивидуального
творчества.
Становление
диалектического,
критического
мышления,
сопровождающее изучение эталонов и образцов, поможет избежать
слепого
копирования,
будет
способствовать
реализации
индивидуальных возможностей.
Ведущими формами работы являются:
Слушание и сжатое конспектирование 30-минутной лекции по
курсу;
Анализ прослушанной лекции, уточняющие и разъясняющие
вопросы к ней;
Работа с толковыми, синонимическими, антонимическими,
словообразовательными, орфографическими словарями;
Упражнения
по
технике
речи,
выразительное
чтение
художественных произведений, произнесение собственных
высказываний;
Поэтапный анализ текста разных жанров и видов;
Ситуативные игры, имитирующие различные жизненные ситуации
публичного речевого мышления.
Содержание программы
Тема 1. Содержательность речи. Многословие. Длина предложения.
Тема 2. Точность и ясность речи. Точность словоупотребления.
Точность
словоизменения
и
формообразования.
Ясность
синтаксических конструкций.
Тема 3. Богатство речи. Многообразие значений слова. Игра слов.
Слова, близкие по значению. Контрастные слова. Созвучные слова.
Стилистические возможности словообразования. Стилистическое
использование частей речи: существительных, прилагательных,
числительных,
местоимений,
глаголов.
Многообразие
синтаксических конструкций.
Тема 4.
Чистота речи. Стилистическая оценка диалектизмов.
Стилистическая
оценка
жаргонизмов.
Стилистическая
оценка
заимствованных слов.
Тема 5. Разнообразие стилей. Стиль. Стилистическая окраска слов.
Канцеляризмы и речевые штампы. Умение находить правильные
слова.
Использование эмоционального синтаксиса.
Тема
6.
Правильность
речи.
Лексическая
сочетаемость.
Употребление фразеологизмов. Грамматическая правильность речи.
Вариативные морфологические формы имён существительных,
прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий,
деепричастий. Вариативные синтаксические нормы. Порядок слов в
предложении. Варианты грамматической связи подлежащего и
сказуемого. Варианты согласования определений и приложений.
Варианты управления. Правильное построение предложений.
Тема
6.
Литературное
произношение.
Орфоэпия.
Стили
произношения.
Произношение
безударных
гласных
звуков.
Произношение
согласных
звуков.
Особенности
произношения
иностранных
слов.
Правильное
звучание
имён
и
отчеств.
Постановка ударения.
Тема 7. Образность речи. Художественные определения. Образные
сравнения. Метафорические образы. Метонимия. Олицетворение.
Преувеличение и преуменьшение в образной речи. Иносказания.
Ирония. Перифраза. Риторические фигуры.
Тема 8.
Благозвучие речи. Создание красоты звучания речи.
Звукопись.
Понятие
звукообраза.
Поэтическая
передача
разнообразия звуков.
Тема 9. Логичность речи. Законы логики. Логические ошибки в
словоупотреблении.
Логические
ошибки
в
синтаксических
конструкциях.
Учебно-тематический
план
элективного
курса
«Основы
культуры речи»
Название
темы
№
уро
ка
Название
изучаемого
урока
Кол
-во
час
ов
Виды
занятий
Изучаемый
материал
Содержательн
ость речи
1
Многословие
1
Практически
е занятия
Лекция
учителя
Информативная
насыщенность,
речевая
избыточность,
ляпалиссиада,
плеоназм,
Тавтология,
повторение слов
2
Длина
предложения
1
Стр. 17-20
Лекция
учителя
Тест
Эффект короткой
фразы, сложные
синтаксические
конструкции
Точность,
ясность речи
3
Точность
словоупотребл
ения
1
Стр. 24-26
Лекция
учителя
Беседа
Использование
слова без учёта
семантик,
эвфемизмы,
анахронизмы
4
Точность
словоизменени
я и
формообразов
1
Стр. 29-30
Лекция
учителя
Семинар
Чёткость в
употреблении
форм рода, числа
и падежа имён
ания
существительны
х, формы имён
прилагательных,
выбор
местоимений,
употребление
глагола
5
Ясность
синтаксически
х конструкций
1
Стр. 32-34
Лекция
учителя
Индивидуал
ьные задания
Двусмысленност
ь, неправильный
порядок слов,
Богатство
речи
6
Многообразие
значений
слова. Слова
одинаковые,
но разные
1
Стр. 43-45
Лекция
учителя
Ролевые
игры
Практически
е занятия
Сообщения
учащихся
Многозначность
и полисемия,
основное слово и
производное,
противоположны
е
(взаимоисключа
ющие) значения,
омонимия,
омонимы,
омоформы,
омофоны,
омографы
7
Игра слов
1
Стр. 43-45
Лекция
учителя
Тренинг
Ролевая игра
Каламбур,
искажение
смысла,
парадокс,
омонимы,
омонимические
рифмы,
индивидуально-
авторская
омонимия
8-9
Слова,
близкие по
значению
2
Стр. 51-56
Лекция
учителя
Деловая игра
Синонимы,
гнёзда или ряды.
Усиление
признака
действия,
градация
10
Контрастные
слова
1
Стр. 59-61
Лекция
учителя
Сообщения
учащихся
Антонимы,
противопоставле
ние антонимов,
отрицание
контрастных
признаков,
антифразис
11
Созвучные
слова
1
Стр. 64-67
Лекция
учителя
Практически
е занятия
Тест
Паронимы
12
Стилистическ
ие
возможности
словообразова
ния
1
Стр. 71-72
Лекция
учителя
Сообщение
учащегося
Тренинг
Употребление
суффиксов,
уменьшительно-
ласкательные
слова
13
Стилистическо
е
использование
частей речи.
Имя
существительн
ое
1
Стр. 75-76
Лекция
учителя
Доклады
учащихся
Практически
е занятия
Именной и
глагольный тип
речи,
выразительность
имён и фамилий,
географические
названия
14
Имя
прилагательно
е
1
Стр. 79-80
Лекция
учителя
Сообщения
учащихся
Тест
Стилистическое
усвоение
прилагательных
15
Имя
числительное
1
Стр. 83-85
Лекция
учителя
Практикум
Стилистическая
нагрузка
числительных
16
Местоимение
1
Стр. 89-90
Лекция
учителя
Вопросы,
задания для
самостоятел
ьной работы
Стилистическая
оценка
местоимений
17-
18
Глагол
2
Стр. 100-
102
Лекция
учителя
Доклады,
сообщения
учащихся
Тест
Образная
конкретизация
речи, глагольный
и именной тип
речи, глагольные
формы,
настоящее
историческое
Ролевые
игры
время,
прошедшее
время,
экспрессивные
формы
прошедшего
времени, давно
прошедшее
время,
мгновенно-
произвольное
действие,
глагольно-
междометные
формы внезапно-
мгновенного
времени,
будущее время,
будущее
совершенного
вида,
обобщающий
смысл, оттенок
готовности
совершить
действие,
уверенность в
совершении
действия, форма
несовершенного
вида, значение
одноактного
действия,
видовые оттенки
действия, форма
совершенного
вида, глаголы
многократного
действия,
усилительный,
интенсивный
способ действия,
повелительное и
сослагательное
наклонение.
19
Многообразие
1
Стр. 108-110
Синонимия
синтаксически
х конструкций
Лекция
учителя
Беседа и
выступления
учащихся
односоставных и
двусоставных
предложений.
Определённо-
личные,
неопределённо-
личные.
Инфинитивные,
номинативные
предложения.
Неполные
предложения.
Диалогические
единства.
Эллиптические
предложения.
Чистота речи
20
Стилистическа
я оценка
диалектизмов
1
Стр. 113-115
Лекция
учителя
Практикум
Сообщения
учащихся
Диалектизмы.
Диалекты.
21
Стилистическа
я оценка
жаргонизмов
1
Стр. 121-123
Лекция
учителя
Беседа
Доклады и
защита
рефератов
учащихся
Жаргон. Сленг.
22
Стилистическа
я оценка
заимствованн
ых слов
1
Стр. 121-123
Лекция
учителя
Беседа и
сообщения
учащихся
Заимствованные
слова
Разнообразие
стилей
23-
24
Что такое
стиль
2
Стр. 130-135
Лекция
учителя
Тренинг
Практически
е занятия
Научный стиль.
Художественный
текст. Заметка в
газете.
Служебное
донесение.
Частное письмо.
Функциональный
стиль. Книжные
функциональные
стили.
Разговорный
стиль.
Художественная
речь.
25
Стилистическа
я окраска слов
1
Стр. 140-141
Лекция
учителя
Вопросы,
упражнения
и задания по
теме
Слова,
эмоционально и
экспрессивно
окрашенные
26
Канцеляризмы
и речевые
штампы
1
Стр. 143-145
Лекция
учителя
Тест
Ролевые
игры
Канцеляризмы.
Употребление
отымённых
предлогов
27
Учитесь
находить
«свои слова»
1
Стр. 151-154
Лекция
учителя
Практически
е занятия
Стилистические
приёмы
28
Используйте
эмоциональны
й синтаксис
1
Стр. 151-154
Лекция
учителя
Сообщение
учащегося
Беседа
Практически
е занятия
Принцип
стилистической
целесообразност
и
Правильность
речи
29
Лексическая
сочетаемость
1
Стр. 157-159
Лекция
учителя
Тренинг
Вопросы и
задания для
самостоятел
ьной работы
Лексическая
сочетаемость
30-
31
Употребление
фразеологизмо
в
2
Стр. 162-166
Лекция
учителя
Дискуссия
Сообщение
учителя по
теме
Постоянство
состава.
Устойчивость
грамматического
строения. Строго
закреплённый
порядок слов.
32-
33
Грамматическ
ая
правильность
речи. Чему
учит
морфология.
Вариантные
формы имени
существительн
ого
2
Стр. 173-176
Лекция
учителя
Практически
е занятия
Тест
Грамматика.
Форма рода.
Именительный
падеж.
Родительный
падеж
множественного
числа.
Склонение имён
собственных.
34
Вариативные
формы имени
прилагательно
го
1
Стр. 177-180
Лекция
учителя
Вопросы,
упражнения
и задания по
теме
Краткие формы.
Формы
сравнительной
степени
прилагательного
35
Вариативные
формы имени
числительного
1
Стр. 182-185
Лекция
учителя
Практически
е занятия
Использование
названий чисел
36
Вариативные
формы
местоимения
1
Стр. 187-188
Лекция
учителя
Сообщения
учащихся
Беседа
Речевые ошибки
37-
38
Вариативные
формы
глагола,
причастия,
деепричастия
2
Стр. 195-196
Лекция
учителя
Вопросы,
задания м
упражнения
по теме
Система
глагольного
словоизменения
39
Чему учит
синтаксис.
Порядок слов
в предложении
1
Стр. 200-202
Лекция
учителя
Тренинг
Тест
Препозитивное
подлежащее.
Постпозитивное
подлежащее.
Инверсия.
40
Варианты
грамматическо
й связи
подлежащего
и сказуемого
1
Стр. 208-209
Лекция
учителя
Практикум
Сообщение
учащегося
Координация.
41
Варианты
согласования
определений и
приложений
1
Стр. 212-213
Лекция
учителя
Беседа
Сообщение
учащегося
Тренировочн
ые
упражнения
Форма
определения.
Приложения.
42
Варианты
управления
1
Стр. 219-220
Лекция
учителя
Практическо
е занятие
Однородные
отношения
43-
44
Правильное
построение
предложений
2
Стр. 226-230
Лекция
учителя
Семинар
Смещение
синтаксической
конструкции
Литературное
произношени
е
45-
46
Что такое
орфоэпия.
Стили
произношения
.
Произношение
безударных
гласных
звуков,
согласных
звуков,
иностранных
имён и
отчеств,
особенности
ударения
2
Стр. 237-238
Лекция
учителя
Семинар
Круглый
стол
Русская
орфоэпия.
Полный стиль.
Редукция.
Высокий и
разговорный
стили.
Родительный
падеж
множественного
числа. Глаголы
прошедшего
времени.
Страдательные
причастия
прошедшего
времени
Образность
речи
47
Какую речь
называют
образной
1
Стр.265-269
Лекция
учителя
Тренинг
Доклады
учащихся
Метко сказанное
слово. Тропы.
Общеязыковые и
авторские тропы.
49
Художественн
ые
определения.
Образные
сравнения
1
Стр. 265-269
Лекция
учителя
Ролевые
игры
Эпитеты.
Изобразительные
и эмоциональные
эпитеты.
Сравнение.
Беседа
Описание запаха,
цвета, формы.
50
Метафорическ
ие образы
1
Стр. 265-269
Лекция
учителя
Практически
е занятия по
теме
Метафора.
Общеязыковые
метафоры.
Мёртвые, сухие
метафоры.
Индивидуально-
авторские
метафоры.
Развёрнутая
метафора.
Реализация
метафоры.
51
Метонимия –
сестра
метафоры. Что
такое
синекдоха?
Переименован
ие
1
Стр. 265-269
Лекция
учителя
Вопросы и
задания для
самостоятел
ьной работы
по теме
Метонимия.
Синекдоха.
Употребление
собственного
имени в
значении
нарицательного.
52
Олицетворени
е.
Преувеличени
е и
преуменьшени
е в образной
речи
1
Стр. 265-269
Лекция
учителя
Беседа
Сообщения
учащихся
Олицетворение.
Персонификация
. Литота.
Обратная
гипербола.
53
Иносказание.
Ирония.
Перифраза
1
Стр. 265-269
Лекция
учителя
Защита
рефератов по
теме
Тест
Аллегория.
Ирония.
Перифраза.
Образные
перифразы.
Необразные
перифразы.
54-
55
Риторические
фигуры
2
Стр. 276-277
Лекция
учителя
Доклады,
сообщения
учащихся
Риторические
фигуры.
Риторические
восклицания.
Риторические
вопросы.
Параллелизм.
Анафора.
Умолчание.
Присоединитель
ные
конструкции.
Именительный
представления.
Смещение
конструкции.
Вставные
конструкции.
Многосоюзие.
Бессоюзие.
Градация.
Период.
Благозвучие
речи
56
Что создаёт
красоту
звучания речи
1
Стр. 289-293
Лекция
учителя
Тренинг
Беседа
Требование
благозвучия.
Какофония.
57-
58
Звукопись.
Понятие
звукообраза.
Как поэты
передают
разнообразные
звуки
2
Стр. 289-293
Лекция
учителя
Практикум
Сообщение
учащегося
Беседа
Звуковая
инструментовка.
Аллитерация.
Ассонанс.
Звукообразы.
Звукоподражани
е.
Логичность
речи
59
Немного о
законах
логики.
Логические
ошибки в
словоупотребл
ении
1
Стр. 301-305
Лекция
учителя
Практически
е занятия по
теме
Беседа
Законы логики.
Закон тождества.
Закон
противоречия.
Закон
исключения
третьего. Закон
достаточного
основания.
Алогизм.
Подмена
понятия.
Расширение и
сужение понятия.
Речевая
недостаточность.
Пародия.
60
Логические
ошибки в
синтаксически
х
конструкциях
1
Стр. 310-312
Лекция
учителя
Тренинг
Сообщение
Сложное
синтаксическое
целое. Зачин.
Концовка.
Параллельная
учащегося
Тест
связь. Цепная
связь.
Литература
1.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов
н/Д., 1995г.
2.
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! – М. 2000г.
3.
Головин Б.Н. Как говорить правильно. – М. 2004г.
4.
Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – СПб., 2000г.
5.
Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 2001
6.
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996г.
7.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей
речи. – М., 1996г.