Напоминание

"Культура речи"


Автор: Зузулинская Лидия Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №23 им. Г.А. Кадзова"
Населённый пункт: п. Айхал, Мирнинский район, Саха (Якутия)
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: "Культура речи"
Раздел: полное образование





Назад




Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, п.Айхал

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 23

имени Георгия Александровича Кадзова»

СОГЛАСОВАНО

Методическим

объединением

МАОУ «СОШ№ 23 им.

Г.А. Кадзова»

(протокол от )

СОГЛАСОВАНО

Заместителем директора

школы

по УР МАОУ «СОШ № 23

им. Г.А. Кадзова»

_______________ Н.Г.

Миждаевой

УТВЕРЖДЕНО

Директором

МАОУ «СОШ № 23 им.

Г.А. Кадзова»

______________ М.А.

Канаткалиевой

(Приказ от)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Составил: Зузулинская Л.В.

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ «23им. Г.А. Кадзова» п. Айхал

Мирнинского района РС (Я)

Айхал 2023 год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Культура речи» разработана в соответствии с

государственными к минимуму содержания и уровню подготовки

специалистов

гуманитарного,

социального

и

экономического

цикла.

Цель:

Создать предпосылки для осознанного усвоения теоретического

материала и системы разнообразных упражнений по развитию

речевых

способностей;

обеспечить

понимание,

сознательное

использование основных понятий, принципов, навыков, на которых

строится культура речи.

Задачи освоения курса:

Сделать свою речь содержательной, информативно насыщенной, но

немногословной, одновременно точной и ясной,

Разбираться во всём многообразии значений слов,

Уметь строить свою речь в соответствии языковой нормой,

Разбираться в многообразии стилей, понимать стилистически

окрашенную лексику, не использовать канцеляризмы, речевые

штампы,

Работать над правильностью речи, лексической сочетаемостью,

уметь работать с вариантными формами различных частей речи,

Отрабатывать

литературное

произношение,

знать,

что

такое

орфоэпия,

стили

произношения,

особенности

произношения

иностранных слов,

Работать над образностью, благозвучием, логичностью речи.

Задача данного курса состоит в том, чтобы внести свой вклад в

развитие общей культуры, и прежде всего культуры мышления,

общения, речи.

Введение данного курса должно способствовать:

Качественному повышению уровня речевой культуры;

Формированию

коммуникативной

компетенции

(организация

речевой

деятельности

языковыми

средствами

и

способами,

адекватными ситуациями общения);

Расширению культурного уровня. Обогащению представлений о

языке как важнейшей составляющей духовного богатства;

Формированию умений оценивать речевое поведение.

Содержание

данного

курса

обеспечит

выполнение

функций:

информирующей, обучающей, развивающей, справочной.

Распределение данного материала осуществляется на основе

целостности и концентричности, что предполагает наращивание,

углубление и расширение знаний и умений в общем объёме курса.

Обучение

культуре

речи

основывается

на

развитии

самостоятельности

мышления,

индивидуального

творчества.

Становление

диалектического,

критического

мышления,

сопровождающее изучение эталонов и образцов, поможет избежать

слепого

копирования,

будет

способствовать

реализации

индивидуальных возможностей.

Ведущими формами работы являются:

Слушание и сжатое конспектирование 30-минутной лекции по

курсу;

Анализ прослушанной лекции, уточняющие и разъясняющие

вопросы к ней;

Работа

с

толковыми,

синонимическими,

антонимическими,

словообразовательными, орфографическими словарями;

Упражнения

по

технике

речи,

выразительное

чтение

художественных

произведений,

произнесение

собственных

высказываний;

Поэтапный анализ текста разных жанров и видов;

Ситуативные игры, имитирующие различные жизненные ситуации

публичного речевого мышления.

Знание родного языка – это важнейшее условие формирования

личности

человека.

Изучение

культуры

речи

необходимо

в

общеобразовательной

школе,

потому

что

это

показатель

культуры,

интеллекта, духовных ценностей. К тому же знание этого предмета

необходимо при сдаче Единого государственного экзамена.

Изучение курса «Основы культуры речи» необходимо для завершения

лингвистического

образования,

получаемого

учащимися

в

общеобразовательной школе. Этот предмет углубляет лингвистическую

подготовку, воспитывает культурно-ценностное отношение к русскому

языку, учит разумному применению его стилистических возможностей в

различных сферах общения.

Не всегда человек, пишущий без ошибок, может чётко и ясно устно

выразить свои мысли. Культура речи помогает сделать речь ярче, богаче.

Речь должна быть правильной, ясной и простой, точной и логичной,

информационно насыщенной и разнообразной в плане употребления

выразительных средств.

Русский язык считается одним из самых сложных, но и самых

красивых,

содержит

огромный

словарный

запас.

Задача

состоит

в

возможности

передачи

самой

сложной

мысли,

использовании

всех

возможностей языка, в умении им пользоваться. Курс «Основы культуры

речи»

позволит

изучить

способы

использования

выразительных

возможностей

русского

языка,

поможет

овладеть

его

богатством,

значительно повысить культуру речи.

Введение данного курса поможет преодолеть сложности в общении и

пополнить

знания

учащихся.

Характер

рассматриваемых

вопросов

предполагает использование активных форм обучения – лекций, семинаров,

практикумов, что имеет большое значение для интеллектуального развития

школьников.

Данная

элективная

программа

рассчитана

на

60

часов

(двухгодичный курс). Изучение данного курса поможет школьникам:

Сделать свою речь содержательной, информативно насыщенной,

но немногословной, одновременно точной и ясной,

Разбираться во всём многообразии значений слов,

Уметь строить свою речь без употребления диалектизмов,

жаргонизмов,

Разбираться в многообразии стилей, понимать стилистически

окрашенную лексику, не использовать канцеляризмы, речевые

штампы,

Работать над правильностью речи, лексической сочетаемостью,

уметь работать с вариантными формами различных частей речи,

Отрабатывать литературное произношение, знать, что такое

орфоэпия, стили произношения, особенности произношения

иностранных слов,

Работать над образностью, благозвучием, логичностью речи.

Задача данного курса состоит в том, чтобы внести свой вклад в

развитие общей культуры, и прежде всего культуры мышления,

общения, речи.

Введение данного курса должно способствовать:

Качественному повышению уровня речевой культуры;

Формированию коммуникативной компетенции (организация

речевой деятельности языковыми средствами и способами,

адекватными ситуациями общения);

Расширению культурного уровня. Обогащению представлений

о языке как важнейшей составляющей духовного богатства;

Формированию умений оценивать речевое поведение.

Содержание

данного

курса

обеспечит

выполнение

функций:

информирующей, обучающей, развивающей, справочной.

Распределение

данного

материала

осуществляется

на

основе

целостности и концентричности, что предполагает наращивание,

углубление и расширение знаний и умений в общем объёме курса.

Обучение

культуре

речи

основывается

на

развитии

самостоятельности

мышления,

индивидуального

творчества.

Становление

диалектического,

критического

мышления,

сопровождающее изучение эталонов и образцов, поможет избежать

слепого

копирования,

будет

способствовать

реализации

индивидуальных возможностей.

Ведущими формами работы являются:

Слушание и сжатое конспектирование 30-минутной лекции по

курсу;

Анализ прослушанной лекции, уточняющие и разъясняющие

вопросы к ней;

Работа с толковыми, синонимическими, антонимическими,

словообразовательными, орфографическими словарями;

Упражнения

по

технике

речи,

выразительное

чтение

художественных произведений, произнесение собственных

высказываний;

Поэтапный анализ текста разных жанров и видов;

Ситуативные игры, имитирующие различные жизненные ситуации

публичного речевого мышления.

Содержание программы

Тема 1. Содержательность речи. Многословие. Длина предложения.

Тема 2. Точность и ясность речи. Точность словоупотребления.

Точность

словоизменения

и

формообразования.

Ясность

синтаксических конструкций.

Тема 3. Богатство речи. Многообразие значений слова. Игра слов.

Слова, близкие по значению. Контрастные слова. Созвучные слова.

Стилистические возможности словообразования. Стилистическое

использование частей речи: существительных, прилагательных,

числительных,

местоимений,

глаголов.

Многообразие

синтаксических конструкций.

Тема 4.

Чистота речи. Стилистическая оценка диалектизмов.

Стилистическая

оценка

жаргонизмов.

Стилистическая

оценка

заимствованных слов.

Тема 5. Разнообразие стилей. Стиль. Стилистическая окраска слов.

Канцеляризмы и речевые штампы. Умение находить правильные

слова.

Использование эмоционального синтаксиса.

Тема

6.

Правильность

речи.

Лексическая

сочетаемость.

Употребление фразеологизмов. Грамматическая правильность речи.

Вариативные морфологические формы имён существительных,

прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий,

деепричастий. Вариативные синтаксические нормы. Порядок слов в

предложении. Варианты грамматической связи подлежащего и

сказуемого. Варианты согласования определений и приложений.

Варианты управления. Правильное построение предложений.

Тема

6.

Литературное

произношение.

Орфоэпия.

Стили

произношения.

Произношение

безударных

гласных

звуков.

Произношение

согласных

звуков.

Особенности

произношения

иностранных

слов.

Правильное

звучание

имён

и

отчеств.

Постановка ударения.

Тема 7. Образность речи. Художественные определения. Образные

сравнения. Метафорические образы. Метонимия. Олицетворение.

Преувеличение и преуменьшение в образной речи. Иносказания.

Ирония. Перифраза. Риторические фигуры.

Тема 8.

Благозвучие речи. Создание красоты звучания речи.

Звукопись.

Понятие

звукообраза.

Поэтическая

передача

разнообразия звуков.

Тема 9. Логичность речи. Законы логики. Логические ошибки в

словоупотреблении.

Логические

ошибки

в

синтаксических

конструкциях.

Учебно-тематический

план

элективного

курса

«Основы

культуры речи»

Название

темы

уро

ка

Название

изучаемого

урока

Кол

-во

час

ов

Виды

занятий

Изучаемый

материал

Содержательн

ость речи

1

Многословие

1

Практически

е занятия

Лекция

учителя

Информативная

насыщенность,

речевая

избыточность,

ляпалиссиада,

плеоназм,

Тавтология,

повторение слов

2

Длина

предложения

1

Стр. 17-20

Лекция

учителя

Тест

Эффект короткой

фразы, сложные

синтаксические

конструкции

Точность,

ясность речи

3

Точность

словоупотребл

ения

1

Стр. 24-26

Лекция

учителя

Беседа

Использование

слова без учёта

семантик,

эвфемизмы,

анахронизмы

4

Точность

словоизменени

я и

формообразов

1

Стр. 29-30

Лекция

учителя

Семинар

Чёткость в

употреблении

форм рода, числа

и падежа имён

ания

существительны

х, формы имён

прилагательных,

выбор

местоимений,

употребление

глагола

5

Ясность

синтаксически

х конструкций

1

Стр. 32-34

Лекция

учителя

Индивидуал

ьные задания

Двусмысленност

ь, неправильный

порядок слов,

Богатство

речи

6

Многообразие

значений

слова. Слова

одинаковые,

но разные

1

Стр. 43-45

Лекция

учителя

Ролевые

игры

Практически

е занятия

Сообщения

учащихся

Многозначность

и полисемия,

основное слово и

производное,

противоположны

е

(взаимоисключа

ющие) значения,

омонимия,

омонимы,

омоформы,

омофоны,

омографы

7

Игра слов

1

Стр. 43-45

Лекция

учителя

Тренинг

Ролевая игра

Каламбур,

искажение

смысла,

парадокс,

омонимы,

омонимические

рифмы,

индивидуально-

авторская

омонимия

8-9

Слова,

близкие по

значению

2

Стр. 51-56

Лекция

учителя

Деловая игра

Синонимы,

гнёзда или ряды.

Усиление

признака

действия,

градация

10

Контрастные

слова

1

Стр. 59-61

Лекция

учителя

Сообщения

учащихся

Антонимы,

противопоставле

ние антонимов,

отрицание

контрастных

признаков,

антифразис

11

Созвучные

слова

1

Стр. 64-67

Лекция

учителя

Практически

е занятия

Тест

Паронимы

12

Стилистическ

ие

возможности

словообразова

ния

1

Стр. 71-72

Лекция

учителя

Сообщение

учащегося

Тренинг

Употребление

суффиксов,

уменьшительно-

ласкательные

слова

13

Стилистическо

е

использование

частей речи.

Имя

существительн

ое

1

Стр. 75-76

Лекция

учителя

Доклады

учащихся

Практически

е занятия

Именной и

глагольный тип

речи,

выразительность

имён и фамилий,

географические

названия

14

Имя

прилагательно

е

1

Стр. 79-80

Лекция

учителя

Сообщения

учащихся

Тест

Стилистическое

усвоение

прилагательных

15

Имя

числительное

1

Стр. 83-85

Лекция

учителя

Практикум

Стилистическая

нагрузка

числительных

16

Местоимение

1

Стр. 89-90

Лекция

учителя

Вопросы,

задания для

самостоятел

ьной работы

Стилистическая

оценка

местоимений

17-

18

Глагол

2

Стр. 100-

102

Лекция

учителя

Доклады,

сообщения

учащихся

Тест

Образная

конкретизация

речи, глагольный

и именной тип

речи, глагольные

формы,

настоящее

историческое

Ролевые

игры

время,

прошедшее

время,

экспрессивные

формы

прошедшего

времени, давно

прошедшее

время,

мгновенно-

произвольное

действие,

глагольно-

междометные

формы внезапно-

мгновенного

времени,

будущее время,

будущее

совершенного

вида,

обобщающий

смысл, оттенок

готовности

совершить

действие,

уверенность в

совершении

действия, форма

несовершенного

вида, значение

одноактного

действия,

видовые оттенки

действия, форма

совершенного

вида, глаголы

многократного

действия,

усилительный,

интенсивный

способ действия,

повелительное и

сослагательное

наклонение.

19

Многообразие

1

Стр. 108-110

Синонимия

синтаксически

х конструкций

Лекция

учителя

Беседа и

выступления

учащихся

односоставных и

двусоставных

предложений.

Определённо-

личные,

неопределённо-

личные.

Инфинитивные,

номинативные

предложения.

Неполные

предложения.

Диалогические

единства.

Эллиптические

предложения.

Чистота речи

20

Стилистическа

я оценка

диалектизмов

1

Стр. 113-115

Лекция

учителя

Практикум

Сообщения

учащихся

Диалектизмы.

Диалекты.

21

Стилистическа

я оценка

жаргонизмов

1

Стр. 121-123

Лекция

учителя

Беседа

Доклады и

защита

рефератов

учащихся

Жаргон. Сленг.

22

Стилистическа

я оценка

заимствованн

ых слов

1

Стр. 121-123

Лекция

учителя

Беседа и

сообщения

учащихся

Заимствованные

слова

Разнообразие

стилей

23-

24

Что такое

стиль

2

Стр. 130-135

Лекция

учителя

Тренинг

Практически

е занятия

Научный стиль.

Художественный

текст. Заметка в

газете.

Служебное

донесение.

Частное письмо.

Функциональный

стиль. Книжные

функциональные

стили.

Разговорный

стиль.

Художественная

речь.

25

Стилистическа

я окраска слов

1

Стр. 140-141

Лекция

учителя

Вопросы,

упражнения

и задания по

теме

Слова,

эмоционально и

экспрессивно

окрашенные

26

Канцеляризмы

и речевые

штампы

1

Стр. 143-145

Лекция

учителя

Тест

Ролевые

игры

Канцеляризмы.

Употребление

отымённых

предлогов

27

Учитесь

находить

«свои слова»

1

Стр. 151-154

Лекция

учителя

Практически

е занятия

Стилистические

приёмы

28

Используйте

эмоциональны

й синтаксис

1

Стр. 151-154

Лекция

учителя

Сообщение

учащегося

Беседа

Практически

е занятия

Принцип

стилистической

целесообразност

и

Правильность

речи

29

Лексическая

сочетаемость

1

Стр. 157-159

Лекция

учителя

Тренинг

Вопросы и

задания для

самостоятел

ьной работы

Лексическая

сочетаемость

30-

31

Употребление

фразеологизмо

в

2

Стр. 162-166

Лекция

учителя

Дискуссия

Сообщение

учителя по

теме

Постоянство

состава.

Устойчивость

грамматического

строения. Строго

закреплённый

порядок слов.

32-

33

Грамматическ

ая

правильность

речи. Чему

учит

морфология.

Вариантные

формы имени

существительн

ого

2

Стр. 173-176

Лекция

учителя

Практически

е занятия

Тест

Грамматика.

Форма рода.

Именительный

падеж.

Родительный

падеж

множественного

числа.

Склонение имён

собственных.

34

Вариативные

формы имени

прилагательно

го

1

Стр. 177-180

Лекция

учителя

Вопросы,

упражнения

и задания по

теме

Краткие формы.

Формы

сравнительной

степени

прилагательного

35

Вариативные

формы имени

числительного

1

Стр. 182-185

Лекция

учителя

Практически

е занятия

Использование

названий чисел

36

Вариативные

формы

местоимения

1

Стр. 187-188

Лекция

учителя

Сообщения

учащихся

Беседа

Речевые ошибки

37-

38

Вариативные

формы

глагола,

причастия,

деепричастия

2

Стр. 195-196

Лекция

учителя

Вопросы,

задания м

упражнения

по теме

Система

глагольного

словоизменения

39

Чему учит

синтаксис.

Порядок слов

в предложении

1

Стр. 200-202

Лекция

учителя

Тренинг

Тест

Препозитивное

подлежащее.

Постпозитивное

подлежащее.

Инверсия.

40

Варианты

грамматическо

й связи

подлежащего

и сказуемого

1

Стр. 208-209

Лекция

учителя

Практикум

Сообщение

учащегося

Координация.

41

Варианты

согласования

определений и

приложений

1

Стр. 212-213

Лекция

учителя

Беседа

Сообщение

учащегося

Тренировочн

ые

упражнения

Форма

определения.

Приложения.

42

Варианты

управления

1

Стр. 219-220

Лекция

учителя

Практическо

е занятие

Однородные

отношения

43-

44

Правильное

построение

предложений

2

Стр. 226-230

Лекция

учителя

Семинар

Смещение

синтаксической

конструкции

Литературное

произношени

е

45-

46

Что такое

орфоэпия.

Стили

произношения

.

Произношение

безударных

гласных

звуков,

согласных

звуков,

иностранных

имён и

отчеств,

особенности

ударения

2

Стр. 237-238

Лекция

учителя

Семинар

Круглый

стол

Русская

орфоэпия.

Полный стиль.

Редукция.

Высокий и

разговорный

стили.

Родительный

падеж

множественного

числа. Глаголы

прошедшего

времени.

Страдательные

причастия

прошедшего

времени

Образность

речи

47

Какую речь

называют

образной

1

Стр.265-269

Лекция

учителя

Тренинг

Доклады

учащихся

Метко сказанное

слово. Тропы.

Общеязыковые и

авторские тропы.

49

Художественн

ые

определения.

Образные

сравнения

1

Стр. 265-269

Лекция

учителя

Ролевые

игры

Эпитеты.

Изобразительные

и эмоциональные

эпитеты.

Сравнение.

Беседа

Описание запаха,

цвета, формы.

50

Метафорическ

ие образы

1

Стр. 265-269

Лекция

учителя

Практически

е занятия по

теме

Метафора.

Общеязыковые

метафоры.

Мёртвые, сухие

метафоры.

Индивидуально-

авторские

метафоры.

Развёрнутая

метафора.

Реализация

метафоры.

51

Метонимия –

сестра

метафоры. Что

такое

синекдоха?

Переименован

ие

1

Стр. 265-269

Лекция

учителя

Вопросы и

задания для

самостоятел

ьной работы

по теме

Метонимия.

Синекдоха.

Употребление

собственного

имени в

значении

нарицательного.

52

Олицетворени

е.

Преувеличени

е и

преуменьшени

е в образной

речи

1

Стр. 265-269

Лекция

учителя

Беседа

Сообщения

учащихся

Олицетворение.

Персонификация

. Литота.

Обратная

гипербола.

53

Иносказание.

Ирония.

Перифраза

1

Стр. 265-269

Лекция

учителя

Защита

рефератов по

теме

Тест

Аллегория.

Ирония.

Перифраза.

Образные

перифразы.

Необразные

перифразы.

54-

55

Риторические

фигуры

2

Стр. 276-277

Лекция

учителя

Доклады,

сообщения

учащихся

Риторические

фигуры.

Риторические

восклицания.

Риторические

вопросы.

Параллелизм.

Анафора.

Умолчание.

Присоединитель

ные

конструкции.

Именительный

представления.

Смещение

конструкции.

Вставные

конструкции.

Многосоюзие.

Бессоюзие.

Градация.

Период.

Благозвучие

речи

56

Что создаёт

красоту

звучания речи

1

Стр. 289-293

Лекция

учителя

Тренинг

Беседа

Требование

благозвучия.

Какофония.

57-

58

Звукопись.

Понятие

звукообраза.

Как поэты

передают

разнообразные

звуки

2

Стр. 289-293

Лекция

учителя

Практикум

Сообщение

учащегося

Беседа

Звуковая

инструментовка.

Аллитерация.

Ассонанс.

Звукообразы.

Звукоподражани

е.

Логичность

речи

59

Немного о

законах

логики.

Логические

ошибки в

словоупотребл

ении

1

Стр. 301-305

Лекция

учителя

Практически

е занятия по

теме

Беседа

Законы логики.

Закон тождества.

Закон

противоречия.

Закон

исключения

третьего. Закон

достаточного

основания.

Алогизм.

Подмена

понятия.

Расширение и

сужение понятия.

Речевая

недостаточность.

Пародия.

60

Логические

ошибки в

синтаксически

х

конструкциях

1

Стр. 310-312

Лекция

учителя

Тренинг

Сообщение

Сложное

синтаксическое

целое. Зачин.

Концовка.

Параллельная

учащегося

Тест

связь. Цепная

связь.

Литература

1.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов

н/Д., 1995г.

2.

Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! – М. 2000г.

3.

Головин Б.Н. Как говорить правильно. – М. 2004г.

4.

Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – СПб., 2000г.

5.

Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 2001

6.

Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996г.

7.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей

речи. – М., 1996г.



В раздел образования