Автор: Достовалова Светлана Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия №9
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование скрапбукинга, скетчинга и виммельбухов на уроках обобщающего характера
Раздел: среднее образование
Достовалова Светлана Борисовна
МБОУ гимназия №9
г.Новосибирск
Использование приемов скрапбукинга, скетчинга и
виммельбухов в качестве средств усвоения материала на
уроках обобщающего характера
Современный обучающийся привык к визуализации образов, терминов, к
частому
применению
групповых
форм
на
уроках.
Таким
образом,
использование коммуникации, критического мышления, кооперации и
креативности в разной степени применения работает успешно для проверки
усвоения пройденного материала на уроках обобщающего характера.
Как сделать процесс чтения более увлекательным, более наглядным? Как
заинтересовать школьников процессом анализа художественного текста,
научить строить план самостоятельной интерпретации произведения? Над
этими проблемами всё чаще задумываются учителя-словесники и методисты.
Скрап-объект как дидактическое средство, на наш взгляд, является
эффективным средством, помогающим заинтересовать учеников чтением
художественной
литературы.
А
также
данное
дидактическое
средство повышает
познавательный
интерес,
читательскую
активность,
развивает и активизирует образное мышление, способствует творческому
сотрудничеству между учеником и учителем.
Для раскрытия творческого потенциала ученика большое значение имеют
нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной
стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с
другой стороны, позволяют обучающемуся проявить самостоятельность,
самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Традиционное задание, предполагающее нарисовать иллюстрацию к
произведению, можно заменить нестандартным творческим – создать свои
небольшие произведения: открытку, альбом, блокнот, – дающие возможность
ребенку, не владеющему техникой рисования, все же стать автором
собственного
творения
с
использованием
техники
скрапбукинга.
У
обучающегося будут неограниченные возможности приёма работы.
Приемы по использованию скрап-открытки показали свою эффективность:
мотивация учащихся повысилась, благодаря применению нетрадиционного
приема. Вновь возвращаясь к словесному описанию портретов персонажей
в соответствии с личностным пониманием, степенью проникновения в образ,
они предлагают собственные идеи для создания открытки. Таким образом,
развивается художественное мышление у обучающихся, стремление к
творчеству, также активизируется мыслительный процесс. На данном этапе
работы появляется интерактивность, обратная связь.
Работа,
выстроенная
при
помощи
скрап-открытки,
позволила
активизировать познавательную деятельность учеников, перевести внешние
знания во внутреннюю форму. Работа в группах способствует реализации
кооперации, синтезирует полученный на уроке материал. Цветовой символ
может значить гораздо больше, чем сам предмет, а символ-предмет
характеризует самого героя и объясняет концепцию мира писателя, тогда как
символ-образ позволяет понять подтекст произведения.
Таким образом, скрап-открытка выступает как средство активного
усвоения изученного материала, а также способствует формированию
образного мышления. Интересно
также использование
на уроках
литературы скрап-открытки сначала
в качестве наглядности, затем в
качестве обращения к символическому содержанию работ.
Работа с символами позволяет углубить представление о героях
произведений,
раскрыть
отдельные
сюжетные
линии.
Графическая
объемность материала
насыщает символами текст. Разгадать символы,
увидеть авторский замысел – все это мотивирует учеников. Скрап-работы
помогают при проведении разных типов уроков, на разных этапах.
Безусловно,
скрапбукинг
-
это вид рукодельного
творчества,
заключающийся
в
изготовлении
и
оформлении
открыток,
альбомов,
блокнотов и других изделий. Для их создания требуется бумага архивного
качества, различные декоративные элементы и специальные инструменты.
Но главное – вдохновение, творческий порыв, желание воплотить свои идеи
в материальные объекты, передающие замысел автора - именно это и
используется на уроках
На уроке литературы в современной школе на помощь учителю может
прийти и метод скрапбукинга. Это процесс создания визуального конспекта,
донесение сложного смысла в виде простых образов. Техника скрапбукинга
предполагает структурирование и упорядочение информации, использование
«визуальных метафор» позволяет «визуальному и вербальному мышлению
активно работать вместе». При этом процесс визуализации совпадает с
процессом обсуждения. Выяснено, что обычно скрапбукинг применяют при
проведении мастер-классов и семинаров, заменяя таким образом привычные
презентации.
Оригинальность скрапбукинга в сотворчестве, в рождении визуального
конспекта в реальном времени - в отличие от презентации Power Point. На
уроке литературы, построенном на скрапбукинге, ученикам понадобится
лист бумаги А4, который потом можно вклеить в тетрадь по литературе, либо
специальный скетч-бук, который пригодится им в течение нескольких лет;
маркеры для рисования, текст художественного произведения. Учителю
также потребуются маркеры, доска для рисования, заранее созданный
собственный конспект, который будет реализовываться в ходе урока.
Визуальный конспект предполагает осознанную композицию элементов -
все записи и рисунки располагаются в определённом месте листа, обозначая
таким образом противопоставление или взаимовлияние образов, позволяя
выявить особенности композиции произведения. При этом каждый конспект
получается индивидуальным, он ориентирован не только на логические, но и
на эмоциональные, ассоциативные связи - учащийся создаёт его так, как
считает нужным, ориентируясь на конспект учителя, то есть, «визуальные
средства обеспечивают контекст», понятный ученику.
При создании визуального конспекта по литературе в него обязательно
вносятся цитаты, что предполагает индивидуальную или групповую работу с
текстом, чтение фрагментов произведения на уроке, возвращая нас к
основной цели литературного образования в школе. При использовании
скрапбукинга создаётся иллюзия импровизации со стороны учителя, однако
его
конспект
должен
быть
выверен
-
он
направляет
деятельность
обучающихся на уроке.
Наконец, скрапбукинг способствует лучшему усвоению информации. К
примеру, обучающиеся не просто составляют сравнительную характеристику
- подобный вид работы в форме таблицы традиционен для уроков
литературы - они подбирают ассоциации, узнаваемые символы, располагают
их в определённом порядке, запоминают, потому что не только записывают,
но и зарисовывают информацию и делают это осознанно.
Наблюдения показали, что следует поддерживать темп работы, иначе
снижается продуктивность скрапбукинга; необходимо также следить за
выразительностью чтения, правильностью речи учащихся. В качестве
важных умений, проявляющихся во время работы над конспектом, следует
отметить
смысловое
чтение
текста
и
отбор
информации,
умение
анализировать и рассуждать, умение группировать информацию, выделять
основное,
создавать
ассоциации,
умение
ориентироваться
в
тексте,
отстаивать
свою
точку
зрения
–
наглядный
пример
кооперации
и
коммуникации,
креативности
и
критического
мышления.
В
технике
скрапбукинга учащихся привлекает возможность создавать запоминающиеся
образы, легче усваивать информацию.
Частое использование скрапбукинга не будет являться продуктивным,
необходимо не потерять новизны и увлекательности применения этого
метода,
который
помогает
запоминать
информацию,
делает
процесс
проверки усвоения интересным и увлекательным.
В качестве недостатков скрапбукинга можно отметить кажущуюся
несерьезность, сложность для человека, незнакомого с этим методом.
Таким образом, скрапбукинг оживляет восприятие произведения; развивает
интерес к изучению литературы, воображение, ассоциативное и логическое
мышление
школьников;
актуализирует
навыки
чтения
и
анализа
художественного произведения; позволяет осуществлять подготовку к
сочинению; способствует реализации сотворчества учителя и ученика.
Материал, закреплённый визуально, с помощью зрительных образов, так
называемых «визуальных метафор» и отдельных слов, лучше запоминается и
воспроизводится современными подростками, заинтересовывает их.
Следовательно, можно утверждать, что скрапбукинг представляется
перспективной формой работы на уроках в современной школе.
Также одним из креативных методов работы на уроке является скетчинг.
«Скетч» - слово в переводе с английского означает «эскиз», «набросок»,
«зарисовка». Скетчинг – это процесс, в котором акцент делается на быструю
передачу эмоций, увиденного.
Скетчинг-проект – это мини-проект, в котором осуществляется передача
впечатлений, идей, размышлений за короткий интервал времени, способ
донести быстро свои мысли и идеи с помощью графических изображений.
Используя скетчинг, можно на уроке проверить остаточность знаний по
изученным произведениям, качество их прочтения и осознание пройденных
по программе и прочитанных по выбору произведений.
Ученикам предлагается четкая система координат: четыре вопроса: «Кто?
Что? Как? Где?» Именно эти вопросы составляют основу скетчинг-проекта.
Например, можно использовать предметы: часы, ящерицу, ракушку и зебру.
Варианты
генерирующих
вопросов:
«Героями
каких
литературных
произведений могли быть данные персонажи? Что могло произойти с ними?»
Конструктивные вопросы: «В каких текстах литературных произведений вам
встречался данный персонаж? Каким образом можно представить данный
персонаж?» Фасилитирующий вопрос: «Как можно представить героя в
японской технике оригами?»
Личностно-смысловые ассоциации, связанные с предлагаемым предметом,
возникают при обсуждении в группе, командная работа эффективна при
грамотном распределении «ролей». Предстояло за 30 минут создать
собственный
продукт
–
текст.
Позитивная
взаимозависимость
и
индивидуальная ответственность, сотрудничество помогли справиться с
поставленной задачей.
Таким образом, в процессе скетчинг-проекта восстанавливаются
творческие аллюзии, появляется возможность представить изученные ранее
произведения в новом качестве. В итоге получается текст – набросок, эскиз,
но важно другое – совместно созданный творческий продукт – текст,
который одобрен группой. Советую использовать скетчинг на уроках. Это
способствует и использованию креативности, кооперации, применению
критического мышления и коммуникации.
В силу сложившихся проблем с мало читающей подростковой средой в
настоящий момент интересно использование виммельбухов
- книг, в
которых нет текста, а сюжетные линии представлены рисунками с большим
количеством деталей. Как правило, виммельбухи делаются на листах А4,
интерес именно в разгадывании иллюстрации. В них не используется текст, а
панорамное изображение места действия
и героев событий. Учителя
русского языка и литературы получают новый инструмент для обучения, для
развития речи и формирования грамотности.
Виммельбухи помогают развивать воображение и учат моделировать
ситуации. Ведь обучающимся приходится
выстраивать причинно-
следственные
связи.
Одна
из
групп
получает
задание
придумать
иллюстрацию – обложку произведения, другой группе задание – сочинить
текст по картинкам, проследив путь одного их героев. Необходимо
придумать внешность героя, его характер, одежду, эмоции, обсудив в группе
и придя к общему решению, устраивающему всех.
Виммельбухи – парадоксальные книжки. На уроках лучше использовать
элементы их создания, ведь они провоцируют на бесконечное количество
историй, на субъективность восприятия и многослойность постижения
авторского текста.
И скрапбукинг, и скетчинг, и виммельбухи способствуют привлечению
внимания обучающихся к произведениям,
к выявлению понимания
содержания текста, к собственному восприятию изученного.