Напоминание

"Инновационные педагогические технологии как условия развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе"


Автор: Бардадым Светлана Викторовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ «СШ № 12 ИМЕНИ М. ТОЛСТЫХ Г. О. ИЛОВАЙСК» ДНР
Населённый пункт: Иловайск, ДНР
Наименование материала: "Из опыта работы учителя русского языка и литературы"
Тема: "Инновационные педагогические технологии как условия развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе"
Раздел: среднее образование





Назад




Инновационные

педагогические

технологии

как

условия

развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и

литературе.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

развивающее обучение;

проблемное обучение;

развитие критического мышления;

дифференцированный подход к обучению;

создание ситуации успеха на уроке и др.

Современный школьник должен получить не только знания, но и

умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных

условиях. На уроках русского языка и литературы обучающийся должен

уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к

решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать

информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету

снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким

образом, возникает проблема: современное образование требует развития

информационной и коммуникативной компетенции, а у большинства

школьников

культура

работы

с

текстом

низкая.

Как

повысить

познавательный интерес учащихся к литературе?

На мой взгляд, эту проблему может решить технология развития

критического мышления через чтение и письмо, которая позволяет

создать

на

уроке

атмосферу

партнерства,

совместного

поиска

и

творческого решения проблем. Критическое мышление формирует умение

анализировать

и

делать

самостоятельные

выводы,

прогнозировать

последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать

культуру диалога в совместной деятельности.

Критическое

мышление -

это

способность

анализировать

информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с

тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и

нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление

– это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные

аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Методика развития критического мышления включает три этапа или

стадии. Это: «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая

стадия

вызов.

Ее

присутствие

на

каждом

уроке

обязательно.

Эта

стадия

позволяет:

актуализировать

и

обобщить

имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать

устойчивый интерес к изучаемой теме.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

получить

новую

информацию;

осмыслить

ее;

соотнести

с

уже

имеющимися знаниями; искать ответы на вопросы, поставленные в первой

части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное

осмысление, обобщение полученной информации.

При

использовании

инновационных

технологий

в

обучении

русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

ассоциативный ряд;

опорный конспект;

мозговая атака;

групповая дискуссия;

чтение с остановками,

вопросы Блума;

кластеры;

синквейн;

“Дерево предсказаний”.

ключевые термины;

эссе;

перепутанные

логические

цепочки;

медиапроекты ;

дидактическая игра;

лингвистические карты;

лингвистическая

аллюзия

(намек);

нетрадиционные

формы

домашнего задания.

ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и

размышления);

Остановимся на некоторых:

Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых

единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в

виде грозди, пучка, созвездия.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение,

написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке

задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие,

тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Прием “Дерево предсказаний”.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития

сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви –

предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и

“вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование

этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения

"Инсерт"

Приём используется в три этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже

знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует

числу значков маркировки; Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение,

делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания

к новому.

Приём "Ассоциативный ряд"

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик

слова-ассоциации.

Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать

задание составить определение, используя записанные слова; затем

выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые

слова в ассоциативный ряд; •оставить запись на доске, объяснить новую

тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Приём «Ромашка Блума»

Вопросы Блума. Их еще называют ромашкой вопросов. Каждый

лепесток имеет свое название.

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать

какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты

говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?»,

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются

со слова «Почему?».

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы

условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление

взаимосвязи между теорией и практикой, его называют практическим.

Оценочные

вопросы. Эти

вопросы

направлены

на

выяснение

критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то

хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.

Прием формирует умение ставить различные вопросы к теме,

систематизировать их и реализовывать такие функции русского языка, как:

когнитивная («знаю»);

психомоторная («творю»);

аффективная («умею»).

Воспроизведение

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял..?

Применение

Практические

Как можно применить..?

Что можно сделать из..?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если..?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь ?

Такая классификация помогает мне научить детей задавать вопросы к

тексту самостоятельно. Учащимся нравится формулировать и записывать

вопросы к

произведению (на любом этапе работы), работу я провожу в парах,

группах и

индивидуально. - Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как

поступили бы вы…?»

«Ромашку» можно использовать на стадии «Вызова», тогда

ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы,

осмысления или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.

Использование приема «Ромашка Блума» позволяет мне осуществить

дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-

воспитательном процессе.

Рассмотрим несколько примеров.

Вот пример использования ромашки «Блума» на уроке литературы в

6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский». 1 глава Из

опыта работы.

1. Простые вопросы. С кем из героев мы знакомимся в 1 главе? Что

мы узнаем об их жизни?

2. Уточняющий вопрос. Чем занимался Троекуров, как проводил

время? Что давало ему власть?

3. Интерпретационные

(объясняющие)

вопросы.

Почему

Троекуров,

надменный

в

отношениях

с

другими

людьми,

уважал

Дубровского?

4. Творческие

вопросы.

Проанализируйте

сцену,

которая

послужила причиной ссоры между Троекуровым и Дубровским.

5. Практические вопросы. Мог ли Троекуров попытаться сгладить

конфликт? Как для этого ему следовало поступить?

6. Оценочные вопросы. Как характеризует Дубровского случай на

псарне?

Применение

«Кубика

Блума»

на

уроке

русского

языка

«Правописание шипящих в конце слова имён существительных».

-Назови шипящие согласные (ж, ш, ч,щ)

-Сравни существительные на конце шипящими (существительные

на конце шипящими могут быть с мягким знаком и без мягкого знака :

дочь, мяч, плащ, помощь, нож, рожь, мышь, шалаш)

- Почему у некоторых имён существительных на конце после

шипящих пишется мягкий знак, у некоторых имён существительных на

конце после шипящих не пишется мягкий знак?

-Объясни: для чего на конце после шипящих пишется мягкий знак?

(мягкий знак после шипящих согласных на конце имён существительных

указывает, что это слово женского рода)

-Предложи сыграть в игру «Кто больше знает слов с шипящими

согласными на конце слова?

Придумай загадки так, чтобы на отгадках на конце стоял

шипящий согласный. (Лежала под ёлками подушечка с иголками. Лежала,

лежала да побежала. Вышел серенький комочек из-под каменной пещеры,

глазки чёрненькие, хвостик тоненький (мышь). Не море, а волнуется

(рожь))

Вот пример использования ромашки «Блума» на уроке

русского языка в 7 классе при изучении темы «Причастие»

1.Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то

факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию;

«Причастие – это самостоятельная часть речи?»

2. Уточняющий вопрос. «Если я правильно понял, то

причастие

сочетает

в

себе

признаки

глагола

с

признаками

прилагательного?»

3.Интерпретационный

(объясняющий), направленный

на

установление

причинно

-

следственных

связей;

«Почему

причастия не имеют формы будущего времени?»

4.Творческий,

содержащий

частицу

бы,

элементы

условности, предположения прогноза; «Как вы думаете, возможно ли

наше общение без употребления причастий?»

5.

Практические вопрос,

позволяющий установить

взаимосвязь между теорией и практикой «Встречались ли вы с

неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

6. Оценочный, направленный на выявление критериев

оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему нужно

знать нормы употребления причастий в речи?»

Заключение

Чтобы плодотворно работать в школе, нужно быть примером

не только для детей в получении знаний, но и быть хорошим

человеком. Задумайтесь над содержанием притчи

Притча о школе

Родители не знали, как найти для сына лучшую школу. И они

поручили это сделать самому старшему в семье — дедушке.

Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал

перерыва, чтобы поговорить с учениками.

Завидев старика в старомодной одежде, дети начинали скакать

вокруг него и корчить рожицы.

— Какой смешной старик, — кричали одни.

— Эй, маленький толстяк, — кричали другие.

В школе были и другие дети, которые бегали и резвились, не

обращая внимания на старика, который пытался расспросить их об

уроках и учителях.

Дед молча поворачивался и уходил.

Наконец он вошел в дворик маленькой школы и устало

прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

— Здравствуйте, дедушка! Может, Вам принести воды? —

послышались голоса с одной стороны.

— У нас во дворе есть скамейка, хотите сесть и отдохнуть? —

предложили с другой.

— Может, Вам позвать учителя? — спросили другие дети и,

увидев кивок, побежали в школу за учителем.

Когда из школы вышел преподаватель, дед поздоровался и

сказал:

— Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.

— Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она

маленькая и тесная.

Вечером мама мальчика спросила деда:

— Отец, Вы уверены, что не ошиблись с выбором школы?

Почему вы думаете, что нашли лучшую школу?

— По ученикам узнают учителей, — ответил дед.



В раздел образования