Автор: Горовикова Анна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №17 "Золотой ключик" Населённый пункт: г. Пятигорск Наименование материала: Статья Тема: "Воспитание любви к малой Родине" Раздел: дошкольное образование
«Воспитание любви к малой родине».
Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея
народности. Так, К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть
бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика»,
считая
фольклор
блестящим
средством
раскрытия
национальной
самобытности
и
формирования патриотических чувств.
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и
поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества,
их
красоты
и
величия.
Большой
вклад
в
научное
обоснование
нравственно-
патриотического воспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е.
И. Радина и др.
Современные исследования, посвящены проблемам приобщения дошкольников к
истории, культуре, социальной жизни родного города, связаны с изучением механизмов
социализации,
формирования
социальной
компетенции
ребенка,
осознания
ребенком
самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов,
формирования знаний о трудовой деятельности взрослых и т.д.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции
социальных
и
педагогических
условий
в
патриотическом
и
гражданском
воспитании
дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент
делается
на
воспитании
любви
к
родному
дому,
природе,
культуре
малой
Родины.
Появились новые образовательные программы социально – нравственной направленности,
пособия по патриотическому воспитанию, где оно рассматривается как естественный
процесс
и
результат
всей
проводимой
работы
с
детьми. Задачи
патриотического
воспитания дошкольников – это:
- воспитание любви к матери, своей семье, родным и близким, родному дому,
детскому саду;
- своему городу, краю, стране, столице нашей Родины – Москве;
- бережного отношения к родной природе;
- чувство гордости за свою Родину;
- воспитание уважения к человеку – труженику, предметам рукотворного мира;
- интереса любви к культуре своего народа и своего города;
- уважения и доброжелательного отношения к людям разных национальностей и их
обычаям.
В о с п и т ы в а я
р е б е н к а
н а
т р а д и ц и я х ,
и с т о р и ч е с к и х
с о б ы т и я х ,
достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ребенку установить положительные
отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного
края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями
о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту
человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что
окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.
Культура родного края
должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Древние мыслитель, размышляя о значении культуры для духовно – нравственного
развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к
нравственности.
Любить
Родину
–
значит
знать
ее,
знать,
прежде
всего,
свою
малую
Родину.
Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические
чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.
Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его
значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей
родного
края,
мы
тем
самым
формируем
глубокую
привязанность
к
нему,
чувство
гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом,
позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой
Родины.
«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова
А. С. Пушкина актуальны и сегодня.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление
ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения,
взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с
любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
В
этой
связи
огромное
значение
имеет
ознакомление
дошкольников
с
историческим,
культурным,
национальным,
географическим,
природно-экологическим
своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает
возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут
для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном
плане.
Знакомясь
с
родным
городом,
его
достопримечательностями,
ребенок
учится
осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных условиях и
в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Центральным
звеном
социализации
–
процесса
развития
человека
во
взаимодействии с окружающим миром является гуманистическое воспитание ребенка с
опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту где вырос, и,
безусловно,
к
Родине.
Накапливаемый
при
этом
опыт
касается
как
познания
и
преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что
соответствует одному из принципов личностно - ориентированное дидактики – принципу
синтеза
интеллекта,
эмоций
и
действия.
В
этой
связи
успешность
развития
дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их
активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е.
через
игру,
труд,
обучение,
разные
виды
деятельности,
свойственные
дошкольному
возрасту.
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями в числе
наиболее
важных
задач
определены
задачи
полихудожественного
образования,
формирования высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине,
краю, городу, бережного отношения к их историческому наследию, уважения с старшим и
сверстникам, культуре и традициям народа. Ознакомление с родным краем с помощью
изобразительного
искусства
создает
неповторимую
среду,
которая
действует
на
воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и
душевные устремления. Ребенок не только познает свой край, но и откликается на события
окружающего мира, выражает свое отношение к ним.
В нравственно – патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом
материале необходимо учитывать следующее:
Ознакомление
дошкольников
с
родным
городом
должно
естественно
«входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе
определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне
краеведческого материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа
постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к
менее близкому – культурно – историческим фактам.
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни
города, создание условий для активного приобщения детей к социальной
действительности, повышение личностной значимости для них того, что
происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка
вставать
в
предметное
отношение
к
собственной
жизнедеятельности
и
является необходимым условием развития его субъективности.
Развитие
музейной
педагогики,
дающей
возможность
наладить
диалог
ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории,
культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности,
в
которой
они
хотели
бы
отразить
свои
чувства,
представления
об
уведенном
и
услышанном
(творческая
игра,
составление
рассказов,
изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование,
проведение
экскурсий,
деятельность
по
благоустройству
города,
охране
природы и т.п.).
Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они
имели
возможность
окунуться
в
атмосферу
общей
радости
и
веселья
(Масленица, Рождество, Пасха и др.), познакомиться с жителями родного
города – носителями социокультурных традиций в области ремесел, песни,
танца и т.п.
Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде
всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала
бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на
краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-
прикладного
искусства,
фольклор,
музыка
и
др.),
позволила
бы
удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании
его по законам добра и красоты.
Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к
родному городу должны передаваться детям.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с
родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы.
Принцип историзма . Реализуется путем сохранения хронологического порядка
описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным–
давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников
исторического
сознания:
они
не
могут
представить
историческую
прямую
времени,
определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.
Принцип гуманизации . Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка,
учесть
его
точку
зрения,
не
игнорировать
его
чувства
и
эмоции,
видеть
в
ребенке
полноценного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия –
любовь к семье, родному городу, краю, Отечеству.
Принцип дифференциации . Заключается в создании оптимальных условий для
самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом
возраста,
пола
ребенка,
накопленного
им
опыта,
особенностей
эмоциональной
и
познавательной сферы и др.
Принцип интегративности . Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой,
выставочным залом, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в
базовые
программы
дошкольного
образования.
Содержание
краеведческого
материала
определяется
с
учетом
преемственности
с
начальной
школой;
сочетания
всех
видов
деятельности
при
знакомстве
детей
с
историко-культурными
особенностями
родного
города.
Интеграция в педагогическом процессе ныне рассматривается как фактор создания
эмоционального
благополучия
ребенка
в
детском
саду,
как
важнейшее
условие
его
целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.
Ознакомление
дошкольников
с
родным
городом
может
стать
тем
стержнем,
вокруг
которого интегрируются все виды детской деятельности.
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками
является организация педпроцесса на основе тематического планирования. Это позволяет
видеть
разные
аспекты
явлений:
социальные,
нравственно-эстетиче ские,
естественнонаучные, художественно-эстетические и др. кроме того, «погружение» в ту
или
иную
тему,
которую
одновременно
изучают
дети
разного
возраста,
позволяет
объединить
их
общими
чувствами,
переживаниями
при
проведении
совместных
утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие могут поделиться с младшими
опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и
для
занятий
с
малышами,
сделать
подарки
для
них
и
т.п.
так
создается
детское
сообщество.
Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно
с
его
историей
и
достопримечательностями,
является составление
рассказов
для
дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:
Сопровождать
рассказы
наглядным
материалом:
фотографиями,
репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
Обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать
их
внимание,
вызвать
стремление
что-то
узнать
самостоятельно,
попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете,
почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое
название? Что оно может означать?»).
Не
называть
даты,
потому
что
они
затрудняют
восприятие
материала.
Использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки
и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или: «Это было очень-
очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на
свете».
Использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов (князь,
старейшина…) объяснять; не употреблять специальной терминологии, не
перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Занятия по ознакомлению с родным городом следует проводить один – два
раза в месяц.
Каждый
момент
ознакомления
дошкольников
с
родным
городом
должен
быть
пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному
гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе
наиболее
эффективно
могут
быть
решены,
когда
на
занятиях устанавливается связь
поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными
традициями прошлого.
Исходя
из
вышеизложенного
можно,
сделать
вывод,
что построение
образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решить следующие
задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему
родного края.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю,
стране.
Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все,
что происходит в городе, сопричастности к этому.
Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура,
природа).
Формировать
умение
ориентироваться
в
ближайшем
природном
и
культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Эффективность
нравственно-патриотического
воспитания
при
ознакомлении
с
родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется
целостностью на всех уровнях:
Административно - управленческом : построение системы краеведческой
работы
в
рамках
реализации
регионального
компонента
стандарта
дошкольного образования;
Организационно
-
методическом :
методическое
сопровождение
краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и дрю)
осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их
работы, учета интересов;
Воспитательно-образовательном : деятельность педагога включает отбор
краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребенка, его
возрастными особенностями и интересами; обогащение развивающей среды
материалами
о
родном
городе
(дидактические
игры,
пособия,
предметы
искусства,
продукты
детского
творчества
и
др.);
согласование
тематики
занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, с
играми
детей;
создание
условий
для
самостоятельной
и
совместной
со
взрослыми
работы
с
краеведческим
материалом
(предоставление
детям
возможности
проявить
свое
творчество);
обеспечение
эмоционального
благополучия ребенка; диагностику изменений в его развитии.