Напоминание

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Автор: Завальнюк Андриян Евгеньевич
Должность: Учитель ОБЗР
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 887
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ

ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОПРОСОВ

БЕЗОПАСНОСТИ В ШКОЛЕ

Введение

Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности в

современном мире невозможно переоценить. Учащиеся, как наиболее

уязвимая часть общества, сталкиваются с разнообразными

потенциальными угрозами, исходящими из самых разных источников:

от природных и техногенных катастроф до рисков, связанных с

неправильным поведением в быту, на улице, в сети Интернет.

Формирование устойчивой культуры безопасности жизнедеятельности

(КБЖ) у школьников является одной из приоритетных задач

образовательной системы. КБЖ – это не просто набор знаний о

правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, а система

ценностных ориентаций, убеждений, мотивов и поведенческих

стереотипов, определяющих готовность человека к сознательному и

безопасному существованию.

Традиционные методы преподавания вопросов безопасности,

зачастую сводящиеся к фронтальным инструктажам и теоретическим

лекциям, не всегда оказываются достаточно эффективными для

формирования прочных навыков и устойчивых установок. Учащиеся

могут воспринимать информацию пассивно, не осознавая ее личной

значимости и практической применимости. В этом контексте,

использование инновационных подходов, способных привлечь

внимание, вызвать эмоциональный отклик и способствовать

глубокому усвоению материала, становится крайне важным.

Настоящая методическая разработка предлагает рассмотреть

рекламу как мощный и многогранный инструмент формирования

культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в рамках

урочной и внеурочной деятельности в школе. Мы проанализируем

потенциал рекламных форм и жанров для донесения информации о

безопасности, рассмотрим примеры их применения и предложим

практические рекомендации по интеграции рекламных технологий в

образовательный процесс.

1. Понятие культуры безопасности жизнедеятельности и ее

составляющие

Прежде чем перейти к рассмотрению методов формирования КБЖ,

необходимо четко определить ее сущность и ключевые компоненты.

Культура безопасности жизнедеятельности представляет собой

комплексный феномен, интегрирующий в себе:

Знаниевый компонент: Этот аспект включает в себя усвоение

учащимися теоретических знаний о потенциальных опасностях,

правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях (пожар,

землетрясение, наводнение, террористический акт, аварии на

транспорте, бытовые травмы, риски в сети Интернет и т.д.), основах

оказания первой помощи, принципах здорового образа жизни, а также

знание государственных и международных нормативно-правовых

актов в области безопасности.

Ценностный компонент: Он предполагает формирование у учащихся

осознания ценности собственной жизни и здоровья, а также жизни и

здоровья окружающих. Это включает в себя понимание важности

соблюдения правил безопасности не как формальной обязанности, а

как неотъемлемой части цивилизованного и ответственного

поведения. Этот компонент проявляется в проявлении заботы о себе

и близких, в негативном отношении к рискованному поведению и

пренебрежению правилами.

Деятельностный (поведенческий) компонент: Это практическая

реализация полученных знаний и ценностных установок в

повседневной жизни. Он включает в себя: * Навыки безопасного

поведения: Умение правильно действовать в конкретных опасных

ситуациях (например, вызвать пожарную охрану, применить средства

индивидуальной защиты, вести себя на водоеме). * Навыки оценки

рисков: Способность анализировать ситуацию, предвидеть

потенциальные угрозы и принимать превентивные меры. * Навыки

саморегуляции: Умение сохранять спокойствие и адекватное

поведение в стрессовых ситуациях. * Навыки коммуникации в

условиях безопасности: Умение четко и быстро сообщать о

возникшей опасности, координировать свои действия с другими.

Мотивационный компонент: Он определяет стремление учащегося к

безопасному поведению, его готовность соблюдать правила и

принимать активное участие в обеспечении собственной безопасности

и безопасности окружающих. Мотивация может быть внешней (страх

наказания, одобрение) или внутренней (осознание ценности жизни,

стремление к здоровью).

Формирование всех этих компонентов является целью

образовательной работы по безопасности жизнедеятельности, и

именно здесь реклама может выступить в роли эффективного

помощника.

2. Потенциал рекламы в формировании культуры безопасности

жизнедеятельности

Реклама, как специфическая форма социальной коммуникации,

обладает уникальными возможностями для воздействия на сознание и

поведение людей. Ее сила заключается в способности:

Привлекать внимание: Реклама часто использует яркие образы,

запоминающиеся слоганы, эмоционально окрашенные сюжеты, что

позволяет ей выделиться в информационном потоке и привлечь

внимание целевой аудитории. Для учащихся, особенно младшего и

среднего школьного возраста, такой формат может оказаться более

привлекательным, чем сухие факты и инструкции.

Вызывать эмоциональный отклик: Эмоции играют ключевую роль в

запоминании информации и формировании установок. Реклама может

вызывать страх (в предупреждающих роликах), сочувствие (в

социальных проектах), гордость (за соблюдение правил), радость (от

безопасного отдыха). Эмоциональная окраска помогает “оживить”

информацию о безопасности, сделав ее более личностно значимой.

Формировать установки и ценности: Реклама, особенно

социальная, способна транслировать определенные ценности и

формировать положительное отношение к безопасному поведению.

Она может создавать положительный образ “безопасного человека”,

повышать престиж соблюдения правил.

Транслировать информацию в лаконичной и доступной

форме: Рекламные сообщения, как правило, кратки, емки и понятны.

Это позволяет эффективно донести ключевую информацию без

перегрузки учащегося излишними деталями.

Повторять и закреплять информацию: Многократное столкновение

с рекламным сообщением (плакаты, видеоролики, баннеры)

способствует закреплению полученных знаний и формированию

устойчивых ассоциаций.

Моделировать поведенческие сценарии: Реклама может

демонстрировать примеры правильного поведения в различных

ситуациях, служа своего рода “инструкцией”, но в более

привлекательной форме.

Стимулировать к действию: Хорошая реклама побуждает к

определенным действиям: запомнить номер телефона экстренной

службы, задуматься о последствиях рискованного поведения,

приобрести средства индивидуальной защиты.

Применительно к формированию КБЖ, реклама может быть

использована в следующих направлениях:

Информационная реклама: Донесение конкретных правил и

алгоритмов действий в чрезвычайных ситуациях.

Предупреждающая реклама: Акцентирование внимания на

опасностях и негативных последствиях рискованного поведения.

Социальная реклама: Формирование ценностного отношения к

безопасности, позитивных установок на здоровый образ жизни и

ответственное поведение.

Имиджевая реклама: Повышение престижа безопасного

поведения, создание положительного образа “безопасного

человека” или организации (школы).

3. Применение рекламных форм и жанров на уроках

безопасности

Интеграция рекламных технологий в образовательный процесс по

безопасности жизнедеятельности может осуществляться на

различных уровнях: от прямого использования готовых рекламных

материалов до вовлечения учащихся в процесс создания собственных

рекламных продуктов.

3.1. Использование готовых рекламных материалов:

Видеоролики социальной рекламы: На уроках можно

демонстрировать специально разработанные видеоролики,

посвященные пожарной безопасности, правилам дорожного

движения, безопасности в быту, профилактике наркомании и

токсикомании, интернет-безопасности. После просмотра следует

организовать обсуждение: какие эмоции вызвал ролик, какая

информация была ключевой, какие выводы можно сделать.

Плакаты и баннеры: Визуальный ряд играет огромную роль.

Плакаты с изображениями правил поведения при пожаре,

эвакуационных выходов, сигналов оповещения, правил

дорожного движения, оказания первой помощи могут быть

размещены в классах, коридорах, на информационных стендах.

Они служат постоянным напоминанием о важности

безопасности.

Аудиоролики: Короткие аудиосообщения, транслируемые по

школьному радио или в классах, могут напоминать о правилах

безопасности перед началом уроков, на переменах или во время

тематических дней.

Листовки и брошюры: Информационные материалы,

содержащие ключевые правила и инструкции, могут

распространяться среди учащихся и их родителей.

Примеры использования:

Урок по пожарной безопасности: Просмотр видеоролика о

правилах поведения при пожаре (например, “Не играй с огнем!”),

обсуждение алгоритма действий (звонок в 101/112,

использование первичных средств пожаротушения, безопасный

выход). Анализ плакатов с изображением огнетушителя и его

использования.

Урок по ПДД: Демонстрация социальной рекламы о

необходимости использования ремней безопасности или

опасности игры на проезжей части. Анализ дорожных знаков,

представленных в виде ярких рекламных пиктограмм.

Урок по интернет-безопасности: Просмотр видеоролика о

рисках онлайн-общения, кибербуллинга, мошенничества.

Обсуждение правил создания надежных паролей, защиты

персональных данных, представленных в виде “рекламных”

советов.

3.2. Вовлечение учащихся в создание рекламных продуктов:

Этот подход является наиболее эффективным для формирования

активной позиции и глубокого усвоения материала, поскольку требует

от учащихся не просто восприятия, но и анализа, синтеза и

творческого преобразования информации.

Разработка рекламных плакатов и буклетов: Учащиеся могут

создавать собственные плакаты, информирующие о правилах

безопасности (например, “Берегите руки от кипятка!”, “Не

разговаривай с незнакомцами!”, “Правила поведения при

землетрясении”). Это требует от них осмысления информации,

выбора наиболее важных аспектов, лаконичного

формулирования текста и подбора визуальных образов.

Создание видеороликов социальной рекламы: Школьники

могут снимать короткие видеоролики, пропагандирующие

безопасное поведение. Это развивает их творческие

способности, навыки работы в команде, умение донести

информацию до сверстников.

Написание слоганов и девизов: Придумывание коротких,

запоминающихся фраз, отражающих суть правил безопасности

(“Огонь – друг, но не играй с ним!”, “Соблюдай правила – сохрани

жизнь!”).

Создание аудиороликов: Учащиеся могут записывать

аудиосообщения с напоминаниями о правилах безопасности,

которые затем могут транслироваться в школе.

Проведение «Рекламных кампаний»: Организация школьных

акций, где учащиеся выступают в роли “рекламных агентов”,

распространяя свою продукцию (плакаты, листовки, буклеты) и

информируя сверстников о правилах безопасности.

Примеры проведения мероприятий:

Конкурс плакатов “Безопасность глазами детей”: Учащиеся

создают плакаты на заданную тему (например, “Правила

поведения на льду”, “Безопасность при использовании

электроприборов”). Лучшие работы вывешиваются в школе.

Фестиваль школьной социальной рекламы: Учащиеся

представляют свои видеоролики, аудиоролики, презентации,

посвященные вопросам безопасности. Организуется

голосование за лучшие работы.

Создание “Книги безопасности”: Учащиеся разных классов

работают над созданием общей книги, где каждый раздел

посвящен определенному виду опасности и содержит

информацию, представленную в виде рекламных слоганов,

мини-плакатов, правил.

4. Алгоритм внедрения рекламных технологий в урочную

деятельность

Для эффективного использования рекламы в формировании КБЖ,

педагогу рекомендуется следовать определенному алгоритму:

Этап 1: Анализ целей и задач урока. * Какие конкретные знания,

умения, навыки и установки должны быть сформированы у учащихся?

* Какие потенциальные опасности и риски являются наиболее

актуальными для данной возрастной группы? * Какой аспект КБЖ

будет в центре внимания?

Этап 2: Выбор типа и формы рекламы. * Определить, какой вид

рекламы (информационная, предупреждающая, социальная,

имиджевая) наиболее соответствует поставленным целям. * Выбрать

подходящий рекламный формат (видеоролик, плакат,

аудиосообщение, листовка, буклет). * Решить, будет ли

использоваться готовый материал или учащиеся будут создавать

собственный.

Этап 3: Подготовка материалов и дидактических заданий. * Поиск

и отбор качественных, соответствующих возрасту и задачам урока

рекламных материалов. * Разработка сценариев уроков, включающих

просмотр, анализ, обсуждение, практическую работу. * Подготовка

наглядных пособий, технических средств (проектор, компьютер,

аудиоаппаратура). * Формулирование заданий для учащихся (вопросы

для обсуждения, творческие задания, инструкции для

самостоятельной работы).

Этап 4: Проведение урока. * Вступительная часть: Мотивация

учащихся, постановка целей урока, введение в тему. Может включать

короткий рекламный ролик или яркий слоган, пробуждающий интерес.

* Основная часть: * Представление рекламного материала. * Анализ

материала: обсуждение содержания, формы, эмоционального

воздействия, эффективности. * Извлечение ключевой информации,

правил, алгоритмов действий. * Практическая часть: выполнение

творческих заданий (создание собственных рекламных продуктов,

решение ситуационных задач). * Заключительная часть: Обобщение

полученных знаний, подведение итогов, рефлексия, закрепление

материала (например, повторение слогана, просмотр созданного

учащимися ролика).

Этап 5: Оценка эффективности. * Наблюдение за активностью

учащихся, их вовлеченностью в обсуждение и практическую

деятельность. * Анализ качества выполненных учащимися работ

(плакаты, буклеты, видеоролики). * Проведение небольших

тематических опросов или викторин для проверки усвоения знаний. *

Оценка степени изменения ценностных установок и поведенческих

реакций (особенно при долгосрочном применении).

5. Преимущества и ограничения использования рекламы в

формировании КБЖ

Преимущества:

Высокая степень вовлеченности учащихся: Яркие,

эмоциональные и интерактивные рекламные формы

способствуют активному участию учеников в образовательном

процессе.

Доступность и понятность информации: Реклама часто

использует простой и лаконичный язык, что делает ее понятной

для различных возрастных групп.

Формирование устойчивых ассоциаций: Эмоциональная

составляющая рекламы и ее повторяемость способствуют

лучшему запоминанию информации и формированию стойких

поведенческих установок.

Развитие творческих способностей: Создание собственных

рекламных продуктов стимулирует креативность, навыки

анализа, синтеза и презентации.

Экономическая целесообразность: Использование готовых

рекламных материалов (социальная реклама) часто бесплатно

или требует минимальных затрат. Создание собственных

продуктов может быть реализовано в рамках проектной

деятельности.

Формирование активной жизненной позиции: Участие в

создании социальной рекламы воспитывает чувство

ответственности за собственную безопасность и безопасность

окружающих.

Ограничения и пути их преодоления:

Возможная поверхностность восприятия: Реклама может

восприниматься как развлекательный контент, без глубокого

осмысления.

o

Пути преодоления: После просмотра или анализа

рекламного материала обязательно проводить глубокое

обсуждение, ставить проблемные вопросы, связывать

информацию с реальными жизненными ситуациями,

проводить практические занятия.

Необходимость адаптации к возрасту: Слишком “страшная”

реклама может вызвать негативные эмоции у младших

школьников, а слишком “детская” – не найти отклика у

старшеклассников.

o

Пути преодоления: Тщательный отбор рекламных

материалов, ориентированный на возрастные особенности

целевой аудитории. Использование разных форм и жанров

рекламы для разных возрастных групп.

Риск клиширования и утрирования: Некоторые рекламные

материалы могут содержать стереотипные образы или

преувеличивать опасность, что может привести к искаженному

восприятию.

o

Пути преодоления: Критический анализ рекламных

сообщений, обсуждение их достоверности и

убедительности. Акцентирование внимания на

объективности информации.

Недостаток профессиональных кадров: Не все педагоги

обладают достаточными навыками для разработки и проведения

занятий с использованием рекламных технологий.

o

Пути преодоления: Организация курсов повышения

квалификации для учителей, обмен опытом, разработка

методических рекомендаций и примеров уроков.

Заключение

Реклама, при грамотном и целенаправленном использовании,

является мощным и эффективным инструментом формирования

культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. Ее способность

привлекать внимание, вызывать эмоциональный отклик,

транслировать информацию в доступной форме и стимулировать к

действию делает ее незаменимым помощником в работе педагога.

Интеграция рекламных технологий в урочную и внеурочную

деятельность позволяет не только повысить эффективность усвоения

знаний о правилах безопасности, но и сформировать устойчивые

ценностные ориентации, мотивировать к безопасному поведению и

развить практические навыки, необходимые для сохранения

собственной жизни и здоровья.

От использования готовых, профессионально созданных материалов

до вовлечения учащихся в творческий процесс создания собственных

рекламных продуктов – все эти подходы способствуют формированию

активной, ответственной и сознательной личности, готовой к

безопасному существованию в современном мире. Важно помнить,

что формирование культуры безопасности – это непрерывный

процесс, и реклама, как динамичный и многогранный инструмент,

может и должна играть в нем все более значимую роль, помогая

школе выполнять свою миссию по защите и воспитанию

подрастающего поколения.



В раздел образования