Напоминание

Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр


Автор: Мамайкина Анастасия Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №98 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.о.Саранск Республики Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Дата публикации: 27.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мамайкина Анастасия Ивановна,

воспитатель

МДОУ «Детский сад №98 комбинированного вида»

г.о. Саранск Республики Мордовия

Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного

возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие

ребенка

-

это

развитие

его

восприятия

и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,

цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Ранний

и

младший дошкольный

возраст

считают «золотой

порой» сенсорного развития.

Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые

предпосылки

для

возникновения

всех

других,

более

сложных

познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно

переоценить.

Именно

этот возраст наиболее

благоприятен

для

совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений

об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего

умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное

значение,

Именно дошкольный возраст большинством исследователей считается

наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов

чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся

зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М.

Монтессори,

О.

Декроли,

а

также

известные

представители

отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В.

Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.)

Сенсорное воспитания детей дошкольного возраста имеет цель научить

маленьких деток правильно управлять своими органами чувств, которые

крайне необходимы для первоначального познания окружающего мира и

дальнейшей полноценной жизни.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает

мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В

развитии сенсорных способностей

важную

роль

играет

освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов.

Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, величина.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего

умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное

значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного

обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой

деятельности.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию,

знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и

грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует

постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов.

Занятия

рисованием

и

другими

видами

творчества

также

помогают сенсорному развитию, формированию речи ребенка, расширяют

его кругозор, учат навыкам игры. Поэтому, чем раньше ребенка познакомить

с разными видами творчества, тем интенсивнее будет их влияние на общее

развитие малыша.

Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым

предметом,

ребенок

должен

достаточно

точно

уловить

особенности

его формы,

цвета,

материала.

Конструирование

требует

тщательного

исследования формы

предмета (образца,

его

структуры

и

строения. Формирование элементарных

математических

представлений

предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями,

сравнение объектов по величине.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не

ограничивающийся рамками дошкольного детства.

В

каждом возрасте

перед

сенсорным воспитанием

стоят

свои

задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и

воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует

создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими

игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять

цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать

представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении

между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны:

устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических

фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. В

младшем

и

среднем дошкольном

возрасте

у

детей складываются

представления

о

соотношениях

по

величине

между

тремя

предметами (большой - меньше - самый маленький).

Например, четырехлетний ребенок может расставить "по росту" игрушки

от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что "слон

большой", а "муха маленькая", хотя он их и не видит в данный момент.

В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об

отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о

пространственных

отношениях

между

предметами.

Они

начинают

обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед,

сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так

называемыми глазомерными действиями.

После этого они переходят к решению задач "на глаз". Развитие этих

способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей

рисованию,

лепке,

конструированию,

то

есть

продуктивным

видам

деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не

только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы,

величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и

поделках.

Осязание. Развить тактильные ощущения, помогут следующие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а

ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для

касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего

ежика и др.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные

предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка,

пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый

мяч, глиняная ваза и др.

Слух.

Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при

помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите

самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки,

канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др.

Вкус.

"Вкусное путешествие".

Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали

работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь

съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он

раньше не пробовал.

Обоняние.

Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу

жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте

внимание на разные запахи, совершая прогулку.

"Что нам подскажет запах?". В пустые не прозрачные бутылочки

поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло,

лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Научите

ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом

расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к

носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах,

который ему больше всего понравился.

Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним.

Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса,

обоняния и осязания, это будет способствовать гармоничному развитию

ребенка.

Сенсорные ощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и

темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их

количество и расположение в пространстве

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку,

звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать

осязательные

ощущения

ребенок

ощущает посредством

прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности

различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает

близких ему людей

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать

разнообразные запахи окружающего мира

- вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус

разнообразные продукты питания и блюда.

Успешность умственного, физического, эстетического, экологического

воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития

детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает

окружающее.

Своевременное сенсорное развитие младших дошкольников — главное

условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки

ребенка в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости

Важное

значение дидактической

игры в

том,

что

она

развивает

самостоятельность

и

активность

мышления

и

речи

у детей,

восприятия, формированию представлений, усвоению знаний.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на

три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом,

настольно-печатные и словесные игры. Настольно-печатные игры —

интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки,

лото, домино. Словесные игры- они

построены на словах и действиях

играющих.

В сенсорно-интегрированной деятельности почетное и нужное место

занимает совместное экспериментирование детей и педагогов (с клеем,

тестом, водой, красками и т. д., которое развивает у детей интерес

действовать с различными материалами, доводить начатое дело до конца.

Дидактические

игры :

а) направленных

на

развитие

тактильных

ощущений: «Чудесный мешочек», «Платочек для куклы», «Угадай на ощупь,

из чего сделан этот предмет», «Найди пару»;

б)

на

закрепления

понятия формы : «Найти

предмет

указанной формы», «Коврик», «Какая фигура лишняя?», «Составь целое из

частей», «Определи правильно»;

в) на

закрепление

понятия

величины: «Сравни

предметы

по

высоте», «Палочки

в

ряд», «Пирамидки», «Матрешки», «Разноцветные

кружки», «Расставь по порядку»;

г) на закрепление цвета: «Какого цвета не стало?», «Какого цвета

предмет?», «Собери

гирлянду», «Сплети

коврик

из

цветных

полосок», «Сложи

радугу», «Неразлучные

цвета», «Уточним

цвет

предмета».

Сенсорное развитие

играет

огромную

роль

в

психологическом

и

социальном становлении личности ребёнка. Именно от того, насколько

хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно

он может оперировать этой информацией, настолько точнее ребёнок сможет

выразить все эти знания в речи. Таким образом, сенсорное воспитание

предполагает

развитие

всех

видов

восприятия

ребёнка

(зрительного,

слухового,

тактильно-двигательного,

на

основе

которого формируются полноценные представления о внешних свойствах

предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника большое

внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее

важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие

отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А.

Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, П. Саккулина, Э. Г. Пилюгина, Е. И.

Тихеева и многие другие.



В раздел образования