Напоминание

Язык в эпоху технологий: новые горизонты и вызовы


Авторы: Маслакова Лариса Михайловна, Антонова Оксана Николаевна
Должность: преподаватель иностранного языка, преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: БПОУ Омский авиационный колледж имени Н.Е.Жуковского
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Язык в эпоху технологий: новые горизонты и вызовы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Антонова О.Н., Маслакова Л.М.

Язык в эпоху технологий: новые горизонты и вызовы

БПОУ Омский авиационный колледж имени Н.Е.Жуковского

Инновационные методики и технологии делают обучение иностранным языкам более

эффективным, увлекательным и персонализированным. Их внедрение способствует

развитию коммуникативных навыков, культурной компетентности и мотивации у

учащихся, что важно в условиях глобального мира.

В условиях глобализации и быстроразвивающихся технологий традиционные методы

преподавания сталкиваются с необходимостью поиска новых подходов, способных

повысить эффективность усвоения языка, сделать процесс интересным и мотивирующим.

Инновационные

методики

и

современные

технологии

предоставляют

широкие

возможности для создания более гибких, персонализированных и интерактивных учебных

программ.

Современные направления инновационных методов обучения иностранным языкам.

Цифровые платформы и мобильные приложения

Сегодня существует огромное разнообразие онлайн-ресурсов, которые позволяют учиться

в любое время и в любом месте. Например, платформы Duolingo, Memrise, Babbel, Rosetta

Stone используют игровые механики, автоматическую проверку и адаптивные алгоритмы

обучения.

Они

позволяют

студентам

развивать

все

языковые

навыки:

чтение,

аудирование, говорение и письмо, одновременно стимулируя мотивацию через систему

наград и уровней.

Использование цифровых платформ и мобильных приложений важно при изучении

иностранных языков, так как это доступно и мобильно: учиться можно где угодно —

дома, в транспорте, на прогулке.

Индивидуальный подход: подбирают задания под уровень и интересы каждого

пользователя.

Интерактивность: использование игр, тестов, диалогов, мультимедийных материалов.

Гибкое расписание: обучение в удобное время без привязки к занятиям в группе.

Автоматическая обратная связь: мгновенные оценки и рекомендации.

Разнообразие методов обучения: аудио, видео, упражнения, игры, общение с носителями.

Основные виды платформ и приложений для изучения иностранных языков

1. Образовательные платформы

Duolingo — популярный сервис, использующий игровые механики для обучения лексике,

грамматике и навыкам понимания языка.

Babbel — акцент на практическое использование языка в реальных ситуациях, диалоги,

произношение.

Busuu — включает общение с носителями, задания на развитие всех языковых навыков.

Rosetta Stone — метод полного погружения, обучение через ассоциации и повторение.

2. Мобильные приложения для тренировки навыков

Quizlet — создание карточек и игр для запоминания лексики.

HelloTalk — общение с носителями через чат, голосовые и видеозвонки.

Tandem — языковой обмен с носителями языка по всему миру.

Memrise — запоминание слов через ассоциации и повторение.

3. Платформы для взаимодействия и практики

Italki — возможность взять уроки у профессиональных преподавателей и практиковать

разговорный язык.

Preply — онлайн-репетиторы, уроки по индивидуальной программе.

LingQ — погружение через чтение и прослушивание аутентичных материалов с

возможностью создавать собственные уроки.

4. Дополнительные сервисы

Anki — программа для создания карточек и повторения.

Google Translate — перевод и практика переводческих навыков.

Они позволяют сочетать разные методы, практиковать язык в реальных ситуациях и

получать мгновенную обратную связь, что значительно ускоряет прогресс.

Виртуальная и дополненная реальность

Технологии VR и AR создают иммерсивные среды, в которых студенты могут

практиковать язык в моделированных ситуациях — например, в виртуальных городах,

магазинах,

ресторанах

или

на

деловых

встречах.

Это

способствует

развитию

коммуникативных компетенций и уверенности в реальных условиях общения.

Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR) создают уникальные возможности для

погружения в языковую и культурную среду, делают обучение более интерактивным,

мотивирующим и реалистичным.

Виртуальная реальность (VR) — это полностью цифровая среда, в которой пользователь

погружается, как в виртуальный мир, с помощью специальных устройств (шлемов, очков).

В контексте обучения языкам VR позволяет студентам "путешествовать" в чужую страну,

общаться с виртуальными носителями языка, выполнять задания в имитированных

ситуациях.

Дополненная реальность (AR)

— это технология, которая накладывает виртуальные

элементы на реальный мир через смартфон, планшет или специальные очки. AR

позволяет, например, видеть перевод надписи на улице или взаимодействовать с

виртуальными объектами, интегрированными в реальную среду.

Преимущества использования VR и AR при изучении иностранных языков:

- полное погружение: создают имитацию реальных ситуаций, таких как заказ в ресторане,

путешествие

по

городу,

деловые

переговоры,

что

способствует

развитию

коммуникативных навыков;

- практика в аутентичной среде: студенты взаимодействуют с виртуальными носителями

языка, что помогает привыкнуть к различным акцентам, интонациям и культурным

особенностям;

- мотивация и интерес: использование новых технологий повышает вовлеченность и

желание учиться;

- безопасная среда для ошибок: учащиеся могут практиковаться без страха сделать

ошибку, поскольку виртуальная среда контролируемая и поддерживающая;

- индивидуальный подход: можно адаптировать сценарии под уровень и цели конкретного

студента.

Примеры применения VR и AR в обучении иностранному языку

Виртуальные путешествия: посещение виртуальных достопримечательностей, рынков,

улиц города, что способствует изучению лексики, связанной с путешествиями и

повседневной жизнью.

Имитация диалогов и ситуаций: общение с виртуальными персонажами, заказ еды,

покупка билетов, поиск информации — всё в условиях, максимально приближенных к

реальности.

Обучение культурным особенностям: виртуальные экскурсии, театры, праздники, что

помогает понять культурный контекст языка.

Интерактивные задания: поиск предметов, выполнение квестов, участие в ролевых играх в

виртуальной среде.

Использование AR для быстрого перевода и объяснений: например, сканирование текста

на иностранном языке и получение перевода, что помогает в реальных ситуациях.

Использование VR и AR в изучении иностранных языков открывает новые горизонты для

обучения, делая его более захватывающим, практическим и адаптированным к

современным требованиям. Эти технологии помогают создать реалистичные ситуации

общения, расширяют культурный и языковой кругозор и существенно повышают

эффективность учебного процесса.

Геймификация и интерактивные задания

Внедрение игровых элементов — баллов, уровней, соревнований — делает обучение

более увлекательным и способствует закреплению знаний. Например, квесты, языковые

игры и симуляции позволяют студентам практиковать язык в условиях, приближенных к

реальности, а также развивать стратегическое и критическое мышление.

Интерактивные задания при изучении иностранного языка — это эффективный способ

активизации учебного процесса, повышения мотивации и развития коммуникативных

навыков у студентов. Они делают обучение более увлекательным, практическим и

адаптированным к современным технологиям.

Интерактивные задания - это задания, которые требуют активного участия студентов,

использование технологий и мультимедийных ресурсов, а также взаимодействия с

преподавателем или другими студентами. Они включают в себя различные формы

деятельности, стимулирующие мышление и практическое применение языка.

Основные виды интерактивных заданий:

- Онлайн-викторины и тесты.

Позволяют закрепить лексику, грамматику и навыки

понимания текста через автоматизированные проверки.

- Ролевые игры и симуляции.

Виртуальные диалоги, ситуации из реальной жизни,

имитирующие общение в магазинах, ресторанах, аэропортах и т. д.

- Обсуждения и форумы. Онлайн-дискуссии, обмен мнениями, комментарии к постам -

развивают навыки письменной коммуникации.

-

Интерактивные

презентации

и

проекты.

Создание

совместных

презентаций,

видеороликов, блогов на иностранном языке.

- Групповые задания и коллаборация.

Совместное выполнение заданий, требующих

кооперации и обмена информацией.

-

Использование

образовательных

платформ

и

приложений.

Например, Duolingo, Kahoot, Quizlet, где студенты проходят уровни, соревнуются и учатся

через игровые механики.

- Мультимедийные упражнения. Восприятие аудио- и видеоматериалов с последующим

выполнением заданий — например, прослушивание диалогов и заполнение пропусков.

- Творческие задания. Создание рассказов, сценок, комиксов, песен или видеоблогов на

изучаемом языке.

Интерактивные задания

повышают мотивацию: игровой элемент, конкуренция и

возможность самореализации делают обучение интересным.

Развивают все виды языковых навыков: говорение, слушание, чтение и письмо в

контексте.

Обеспечивают индивидуальный подход: задания подстраиваются под уровень и интересы

каждого ученика.

Формируют самостоятельность и критическое мышление: студенты учатся принимать

решения, работать в команде и анализировать информацию.

Обеспечивают мгновенную обратную связь: автоматические проверки помогают понять

ошибки и исправить их.

Интерактивные задания — важный компонент современного языкового обучения,

который помогает сделать процесс более динамичным, эффективным и приятным. Они

способствуют развитию коммуникативных навыков, самоуверенности и интереса к

изучению языка, что особенно важно в условиях глобализации и цифровизации

образования.

Адаптивное обучение и искусственный интеллект

Современные системы с AI-технологиями способны анализировать успехи каждого

студента и подбирать индивидуальные задания, что повышает эффективность обучения.

Например, чат-боты и диалоговые системы могут выступать в роли виртуальных

преподавателей, помогая развивать разговорные навыки и исправлять ошибки в

произношении и грамматике.

Искусственный интеллект (ИИ) играет всё более важную роль в сфере обучения

иностранным

языкам,

открывая

новые

возможности

для

персонализированного,

эффективного и интерактивного обучения. Благодаря развитию технологий ИИ, обучение

становится более гибким, адаптивным и доступным.

Использование искусственного интеллекта при изучении иностранных языков важно так

как способствует:

- персонализации обучения: ИИ анализирует уровень знаний каждого учащегося и

подбирает индивидуальные задания, что повышает эффективность обучения;

- автоматической обратной связи: системы на базе ИИ могут мгновенно оценивать

произношение, грамматику, лексику и давать рекомендации для улучшения;

-обучению в реальном времени: чат-боты и виртуальные ассистенты позволяют

практиковать разговорный язык 24/7;

-автоматическому переводу и созданию контента: облегчает работу с аутентичными

материалами и помогает понять сложные тексты;

Основные применения искусственного интеллекта в изучении языков

1. Речевой анализ и распознавание произношения

Технологии ИИ позволяют анализировать произношение, выявлять ошибки и предлагать

коррекцию.

Примеры: приложения для практики произношения, такие как ELSA Speak, которые

используют ИИ для оценки и улучшения акцента.

2. Чат-боты и виртуальные преподаватели

Интерактивные чат-боты (например, Replika, Duolingo Chatbot) помогают практиковать

диалоги на языке, учат новым выражениям и помогают преодолеть языковой барьер.

3. Автоматическая оценка и корректура

ИИ-системы автоматически проверяют грамматику, орфографию и стиль текста, что

особенно полезно при самостоятельной работе.

4. Персонализированные рекомендации

На основе анализа ошибок и прогресса системы предлагают материалы и упражнения,

наиболее подходящие для конкретного ученика.

5. Генерация аутентичных материалов

ИИ создает диалоги, тексты и тесты, имитирующие реальные ситуации, что делает

обучение более практическим.

Искусственный интеллект трансформирует обучение иностранным языкам, делая его

более персонализированным, практическим и эффективным.

Мультимедийные и аутентичные материалы

Видео, подкасты, фильмы, новости и социальные медиа — источники живого и

актуального языкового контента. Использование таких материалов помогает студентам

лучше понять культурный контекст, расширяет словарный запас и способствует развитию

навыков понимания на слух.

Мультимедийные и аутентичные материалы при изучении иностранного языка играют

важную роль в создании живого, реалистичного и увлекательного учебного процесса. Они

помогают расширить языковой кругозор, развивать навыки восприятия на слух и

понимания культурного контекста, а также делают обучение более динамичным и

мотивирующим.

Мультимедийные материалы — это контент, сочетающий разные виды информации:

видео, аудио, изображения, анимации и интерактивные элементы. Они позволяют

учащимся воспринимать язык через различные сенсорные каналы, что способствует более

эффективному запоминанию и усвоению.

Аутентичные материалы — это оригинальный контент, созданный носителями языка для

их собственной аудитории. Это могут быть новости, фильмы, песни, интервью,

социальные медиа-посты, рекламные объявления и т.д. Такие материалы отличаются

живостью, актуальностью и естественной языковой средой.

Преимущества использования мультимедийных и аутентичных материалов:

-развитие навыков восприятия на слух: видео и аудио помогают научиться понимать язык

в его естественной скороговорке, различать акценты, интонации и речь носителей;

-обогащение словарного запаса: аутентичные материалы содержат актуальные, живые

выражения и фразы, которые чаще всего встречаются в реальных ситуациях;

-погружение в культурный контекст: фильмы, новости и музыка позволяют лучше понять

культуру страны, что способствует развитию межкультурной компетенции;

-мотивация и интерес: использование разнообразных мультимедийных ресурсов делает

уроки более яркими и увлекательными, стимулируя интерес к изучению языка.

Примеры мультимедийных и аутентичных материалов:

-Видео-контент: фильмы, сериалы, видеоблоги, репортажи, презентации, обучающие

ролики.

-Аудио: подкасты, радио-эфиры, интервью, песни.

-Изображения и инфографика: презентации, комиксы, фотоотчеты.

-Интерактивные задания: викторины, симуляции, диалоги с виртуальными персонажами.

-Социальные сети и блоги: посты, комментарии, чаты, обсуждения на форумах.

Использование мультимедийных и аутентичных материалов помогают преодолеть

языковой барьер, расширяют культурный кругозор и способствуют формированию

реальной коммуникативной компетенции.

Примеры современных технологий и методов:

- Виртуальные языковые клубы, где студенты общаются с носителями языка через

видеосвязь, участвуют в обсуждениях и культурных мероприятиях;

- Обучающие платформы с элементами искусственного интеллекта, такие как ELSA

Speak, которые помогают улучшать произношение и интонацию;

- Образовательные игры и симуляции — например, онлайн-игры, в которых необходимо

решать задачи, общаясь на иностранном языке;

- Мобильные приложения для изучения языка, позволяющие заниматься в поездках, в

очереди или во время перерывов,

Несмотря

на

очевидные

преимущества,

внедрение

инновационных

технологий

сталкивается с рядом проблем: необходимость высокой квалификации преподавателей,

недостаток материально-технической базы, высокие затраты на разработку и поддержку

платформ. Также важно учитывать индивидуальные особенности обучающихся и

создавать доступные решения для разных возрастных и социальных групп.

Инновационные методики и технологии обучения иностранным языкам открывают

широкие горизонты для повышения качества и мотивации обучения. Они позволяют

создавать более гибкие, интерактивные и адаптивные программы, которые соответствуют

современным требованиям и реалиям глобального мира.

Библиографический список

1.

Бондаренко В.А. Инновационные технологии обучения иностранным языкам:

современные подходы и методы. Москва: Издательство просвещение, 2018

2.

Лебедева Н.В. Использование виртуальны и дополненных реальностей в изучении

иностранных языков. Инновации в образовании, №4, 2021, с.7-8

3.

Смирнова Е.А. Эффективность использования искусственного интеллекта в

обучении иностранным языкам. Вестник РГГУ, №1, 2022, с.56-63

4.

Федорова В.А.

Обучение иностранным языкам с помощью искусственного

интеллекта: опыт и перспективы. Москва: Наука,2019



В раздел образования