Автор: Паникаровская Ольга Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад комбинированного вида "Гномик"
Населённый пункт: д.Родыгино Советского района Кировской области
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Применение элементов орф-педагогики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Дата публикации: 30.10.2025
Раздел: дошкольное образование
Применение элементов орф-педагогики
в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ
СЛАЙД 1
Для детей с ограниченными возможностями здоровья музыка оказывает лечебное,
коррекционное и профилактическое воздействие.
Позвольте представить опыт работы по теме «Применение элементов орф-
педагогики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
СЛАЙД 2
Орф-педагогикой
заинтересовалась,
когда
побывала
на
курсах
повышения
квалификации у замечательного педагога Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой.
Ею создана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» по
системе Карла Орфа
СЛАЙД 3
Напомню вам, Карл Орф – основатель музыкально-педагогической системы
«Шульверк. Музыка для детей», одной из самых известных, распространенных более чем
в 40 странах мира. Слово «Schulwerk» было создано самим Орфом и обозначает
«обучение в действии».
СЛАЙД 4
Суть орф-педагогики – познание музыки через активное импровизационное
музицирование,
которое
соединяет
музыку,
речь
и
движение.
Основным
предназначением её является первичное приобщение всех детей независимо от их
способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие
природной музыкальности.
Поэтому я применяю ее в работе с дошкольниками, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья и с детьми с инвалидностью.
СЛАЙД 5
Задачи, которые я ставлю в своей работе представлены на слайде:
Главная же моя задача, как педагога, не просто направлять образовательный
процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их
успехам.
СЛАЙД 6
Перечислю главные виды деятельности детей, используемые на занятии.
Движение и танец.
Движение
–
это
источник
любой
человеческой деятельности и
инструмент
мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии.
Ритм
лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая
традиционная культура.
Пение.
Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для
вокализирования. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда
при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос.
Речь. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Орф-
подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их
звучания. Слова становятся вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на
энергетику человеческого организма.
Звучащие жесты или Боди Перкусия
(body percussion).
Это техника ритмической игры звуками собственного тела. Хлопки, щелчки, шлепки,
притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.
Театр. История, сказка, миф – нужны для объединения всех вышеперечисленных
видов деятельности в единый сюжет.
Важными в технологии является игра и импровизация, на которых дети учатся
осознавать своё тело, двигаться в пространстве и общаться с другими детьми. Детская
импровизация, иными словами, организованная спонтанность, на Орф-занятии является
коллективной. Именно она позволяет каждому ребёнку найти в ней своё место,
независимо, от уровня его музыкальных способностей.
СЛАЙД 7
На слайде представлены инструменты из Орф-педагогики. Они всем вам знакомы.
СЛАЙД 8
Эти дорогие инструменты можно заменить на самодельные – нетрадиционные.
- деревянные палочки разной толщины;
- природные материалы, например, скорлупки от орехов;
- металлические банки разных размеров; - стеклянные бутылки и фужеры;
- пуговицы, резиночки, пустые тюбики от губной помады, расчески,
- различная бумага.
И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!
Причём на нетрадиционных инструментах дети играют с большим удовольствием.
СЛАЙД 9
Предлагаю видеоролик с элементами Орф-педагогики на занятиях с детьми с ОВЗ и
детьми-инвалидами.
СЛАЙД 10
Использование приемов Орф-педагогики с детьми с ограниченными возможностями
здоровья позволило добиться определенных результатов:
удалось установить контакт с детьми;
они стали более открытыми для общения и творчества.
У детей начали формироваться навыки пения и слушания музыки;
развивается слух, восприятие, память.
СЛАЙД 11
Закончить своё выступление хочу высказыванием Карла Орфа.
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или
рабочим,
задача
педагогов
воспитывать
в
нем
творческое
начало,
творческое
мышление… Привитие желания и умение творить скажутся в любой сфере будущей
деятельности ребенка».
Спасибо за внимание!