Напоминание

Применение элементов орф-педагогики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ


Автор: Паникаровская Ольга Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад комбинированного вида "Гномик"
Населённый пункт: д.Родыгино Советского района Кировской области
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Применение элементов орф-педагогики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Дата публикации: 30.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение элементов орф-педагогики

в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ

СЛАЙД 1

Для детей с ограниченными возможностями здоровья музыка оказывает лечебное,

коррекционное и профилактическое воздействие.

Позвольте представить опыт работы по теме «Применение элементов орф-

педагогики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

СЛАЙД 2

Орф-педагогикой

заинтересовалась,

когда

побывала

на

курсах

повышения

квалификации у замечательного педагога Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой.

Ею создана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» по

системе Карла Орфа

СЛАЙД 3

Напомню вам, Карл Орф – основатель музыкально-педагогической системы

«Шульверк. Музыка для детей», одной из самых известных, распространенных более чем

в 40 странах мира. Слово «Schulwerk» было создано самим Орфом и обозначает

«обучение в действии».

СЛАЙД 4

Суть орф-педагогики – познание музыки через активное импровизационное

музицирование,

которое

соединяет

музыку,

речь

и

движение.

Основным

предназначением её является первичное приобщение всех детей независимо от их

способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие

природной музыкальности.

Поэтому я применяю ее в работе с дошкольниками, в том числе с ограниченными

возможностями здоровья и с детьми с инвалидностью.

СЛАЙД 5

Задачи, которые я ставлю в своей работе представлены на слайде:

Главная же моя задача, как педагога, не просто направлять образовательный

процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их

успехам.

СЛАЙД 6

Перечислю главные виды деятельности детей, используемые на занятии.

Движение и танец.

Движение

это

источник

любой

человеческой деятельности и

инструмент

мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии.

Ритм

лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая

традиционная культура.

Пение.

Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для

вокализирования. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда

при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос.

Речь. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Орф-

подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их

звучания. Слова становятся вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на

энергетику человеческого организма.

Звучащие жесты или Боди Перкусия

(body percussion).

Это техника ритмической игры звуками собственного тела. Хлопки, щелчки, шлепки,

притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Театр. История, сказка, миф – нужны для объединения всех вышеперечисленных

видов деятельности в единый сюжет.

Важными в технологии является игра и импровизация, на которых дети учатся

осознавать своё тело, двигаться в пространстве и общаться с другими детьми. Детская

импровизация, иными словами, организованная спонтанность, на Орф-занятии является

коллективной. Именно она позволяет каждому ребёнку найти в ней своё место,

независимо, от уровня его музыкальных способностей.

СЛАЙД 7

На слайде представлены инструменты из Орф-педагогики. Они всем вам знакомы.

СЛАЙД 8

Эти дорогие инструменты можно заменить на самодельные – нетрадиционные.

- деревянные палочки разной толщины;

- природные материалы, например, скорлупки от орехов;

- металлические банки разных размеров; - стеклянные бутылки и фужеры;

- пуговицы, резиночки, пустые тюбики от губной помады, расчески,

- различная бумага.

И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!

Причём на нетрадиционных инструментах дети играют с большим удовольствием.

СЛАЙД 9

Предлагаю видеоролик с элементами Орф-педагогики на занятиях с детьми с ОВЗ и

детьми-инвалидами.

СЛАЙД 10

Использование приемов Орф-педагогики с детьми с ограниченными возможностями

здоровья позволило добиться определенных результатов:

удалось установить контакт с детьми;

они стали более открытыми для общения и творчества.

У детей начали формироваться навыки пения и слушания музыки;

развивается слух, восприятие, память.

СЛАЙД 11

Закончить своё выступление хочу высказыванием Карла Орфа.

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или

рабочим,

задача

педагогов

воспитывать

в

нем

творческое

начало,

творческое

мышление… Привитие желания и умение творить скажутся в любой сфере будущей

деятельности ребенка».

Спасибо за внимание!



В раздел образования