Напоминание

"Речь дошкольника"


Автор: Малышева Ольга Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Змиевский детский сад комбинированного вида №1"
Населённый пункт: пгт. Змиевка, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Речь дошкольника"
Дата публикации: 01.11.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речь дошкольника.

О. М.Малышева, воспитатель

МБДОУ «Змиёвский детский сад комбинированного вида №1» пгт.Змиёвка

Речевая активность играет ключевую роль в развитии ребенка-

дошкольника.

Речь

не

только

служит

средством

общения

и

самовыражения, но также становится важным инструментом познания

окружающего

мира,

осознания

собственных

переживаний

и

взаимодействий с другими людьми. Способность эффективно владеть

речью существенно влияет на успех ребенка в процессе социализации и

интеллектуальной

деятельности.

Однако

следует

учитывать,

что

развитие активной речи – это длительный и сложный процесс,

требующий

целенаправленного

педагогического

воздействия,

индивидуального

подхода

и

постоянного

внимания

со

стороны

взрослых.

Ранние стадии речевого развития закладывают фундамент

будущих навыков коммуникации, поэтому крайне важно обеспечить

условия, которые максимально поддержат и ускорят данный процесс.

Особое внимание должно уделяться созданию позитивной атмосферы,

обеспечивающей заинтересованность ребенка в языке и стремление

активно им пользоваться. Это достигается благодаря постоянной

поддержке

со

стороны

родителей

и

педагогов,

использованию

разнообразных методик и педагогических приемов, направленных на

повышение

мотивации

и

интереса

ребенка

к

слову.

В зависимости от возраста ребенка можно выделить несколько

ключевых этапов речевого развития, каждый из которых имеет свои

характерные

черты

и

задачи.

1.

Подготовительный

этап

(от

рождения

до

одного

года)

На данном этапе дети знакомятся с миром звуков, учатся различать

интонации

голосов

окружающих

людей

и

реагируют

на

них

движениями глаз, мимикой и вокализацией первых простейших

звуков

(«агуканье»,

«гуленье»).

Для

этого

периода

характерно

постепенное расширение спектра вокализации и подражание звукам

окружающей среды. Основной задачей взрослых здесь выступает

создание условий для слухового восприятия: частое обращение к

малышу,

произнесение

простых

повторяющихся

слов

и

фраз,

поддержка первых попыток воспроизвести услышанные звуки. Также

важную роль играют занятия по укреплению моторики рук и пальцев,

поскольку между ними и речевыми навыками прослеживается тесная

взаимосвязь.

2.

Этап

накопления

пассивного

словаря

(около

одного

года)

После года наступает важный момент, когда ребенок начинает

распознавать отдельные слова и понимает их значения, хотя еще не

может полностью воспроизводить все слышимые фразы. Здесь особую

значимость приобретает установление тесного контакта с родителями

и педагогами, регулярное обсуждение событий повседневной жизни,

сопровождение

действий

соответствующими

комментариями,

демонстрация

наглядности

предметов

и

явлений

окружающей

действительности.

3. Интенсивное освоение разговорной речи (примерно второй-третий

годы

жизни)

Данный этап характеризуется резким увеличением активного

словаря, появлением более сложных конструкций предложений и

попыткой самостоятельного построения высказываний. У ребенка

возникают

навыки

составления

простых

предложений

(«собака

бежит»), а затем он переходит к сложносочиненным конструкциям

(«Маша идет гулять с мамой»). В этом возрасте уже заметно улучшение

понимания причинно-следственных связей, умение описывать действия

персонажей в книгах, участвовать в играх со сверстниками, вести

короткие

беседы

и

четко

формулировать

свои

потребности.

Активизация использования речи происходит особенно

интенсивно под влиянием игровой деятельности, которая формирует

такие

ценные

качества,

как

инициативность,

самостоятельность,

способность

устанавливать

контакт

с

партнерами

по

игре.

4. Формирование грамматической правильности речи (четвертый-

пятый

годы

жизни)

К этому возрасту у ребенка формируется потребность в

построении полных и правильных высказываний, соответствующих

нормам родного языка. Появляется желание комментировать события

своей

жизни,

подробно

объяснять

происходящие

вокруг

него

изменения. Его речь наполняется разнообразием лексических средств,

появляется склонность придумывать сюжеты, рассказывая интересные

случаи,

вспоминать

прошедшее

время,

планировать

будущее.

Однако необходимо помнить, что далеко не всегда у всех детей

такого возраста наблюдается идеальное владение всеми языковыми

нормами,

поэтому

очень

важно

оказывать

поддержку

в

виде

регулярных занятий по коррекции ошибок и упражнениям на

тренировку правильного произношения трудных звуков и правил

построения

предложений.

5. Завершение подготовки к школе (шестой-седьмой годы жизни)

Этот этап знаменуется завершением основных процессов

становления детской речи. Теперь она приближена к уровню взрослого

человека и готова стать основой полноценного обучения в начальных

классах. Активизируется употребление новых частей речи, значительно

возрастает

объем

активного

словаря,

повышается

уровень

самоконтроля за собственной речью. Уже можно наблюдать готовность

к выполнению различных заданий творческого характера, таких как

составление собственного рассказа, описание картинок, участие в

публичных

выступлениях.

Успешное завершение этапа речевого развития позволит ребенку

легко

освоить

программу

школьного

образования,

уверенно

чувствовать себя среди одноклассников и получить удовлетворение от

процесса

учебы.

Методы

стимулирования

речевой

активности.

Существует множество эффективных способов поддержки речевого

развития

ребенка.

Среди

самых

популярных

и

результативных

выделяются

следующие

подходы:

Использование игр. Игровой подход считается ведущим методом

работы

с

детьми

младших

возрастов.

С

помощью

специально

подобранных дидактических материалов (лото, пазлы, картинки),

подвижных игр и театрализованных постановок создаются условия для

проявления творческих возможностей ребенка, улучшения памяти,

расширения кругозора и обогащения активного словаря. Игровые

формы делают обучение естественным процессом, позволяя детям

развиваться

без

напряжения

и

страха

ошибки.

Регулярное чтение художественной литературы. Чтение сказок,

стихотворений и рассказов развивает эстетический вкус, учит детей

внимательному восприятию текста, пониманию подтекста, переносу

знаний из одной области в другую. Благодаря таким занятиям

совершенствуются навыки вербальной выразительности, улучшается

техника

декламации,

усиливается

эмоциональная

связь

между

родителем

и

ребенком.

Применение артикуляционной гимнастики. Специальные

упражнения для укрепления мышц лица и органов ротовой полости

укрепляют мышцы, необходимые для корректного произнесения

звуков,

обеспечивают

четкость

и

ясность

речи.

Практикуются

регулярные занятия по отработке фонетически сложных элементов,

включая специальные комплексы движений губ, языка, челюсти,

дыхательных упражнений, помогающих улучшить координацию этих

органов

при

говорении.

Поддержка инициативы и поощрение достижений. Постоянная

положительная

обратная

связь

от

взрослых

укрепляет

чувство

уверенности ребенка в своих силах, создает ощущение значимости

результатов

труда,

усиливает

внутреннюю

мотивацию

развивать

речевые умения дальше. Поэтому так важно отмечать малейшие шаги

вперед и проявлять искреннюю радость за любые небольшие победы

ребенка.

Эти методики требуют комплексного применения, регулярного

контроля динамики изменений и создания условий для дальнейшего

прогресса.

Нередко проблемы в формировании речи остаются

незамеченными длительное время, приводя впоследствии к серьезным

последствиям.

Родители

могут

заметить

некоторые

признаки

замедленного развития речи у ребенка, например, отсутствие внятной

речи, неправильное произношение фонем, затруднение в понимании

обращенной речи, пропуски звуков и другие отклонения от нормы.

При выявлении подобных признаков необходимо незамедлительно

обращаться к квалифицированным специалистам, таким как детский

невролог,

дефектолог,

логопед,

психолог.

Среди основных факторов риска задержки речевого развития выделяют

генетическую предрасположенность, неблагоприятные социальные

условия, нарушения слуха, черепно-мозговые травмы, частые болезни и

длительные стрессы. Только комплексный подход поможет выявить

причины возникшей проблемы и подобрать адекватные меры помощи.

Своевременно начатая работа по исправлению отклонений дает

возможность

избежать

осложнений

в

будущем,

связанных

с

обучаемостью, самооценкой, способностью к интеграции в общество.

Эффективное развитие активной речи у дошкольников является

залогом успешного перехода к школьному обучению. Используемые

игровые

методы,

художественная

литература,

артикуляционные

упражнения и обогащенный сенсорный опыт положительно влияют на

общий

уровень

речевого

развития,

формируют

положительное

отношение

к

процессу

приобретения

новых

знаний,

развивают

творческое мышление и повышают уверенность ребенка в собственных

возможностях.

Важно отметить, что ранняя диагностика и профилактика

возможных

нарушений

позволяют

предотвратить

возникновение

серьезных последствий, связанных с плохим уровнем владения родным

языком. Таким образом, усилия, приложенные на ранних этапах

детства, окупаются сторицей в последующие периоды обучения и

жизнедеятельности.

Список литературы:

1.Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. – СПб. :

Детство – Пресс, 2007.

2.Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок : книга для воспитателя

детского сада / А. И. Максаков. – 2-е издание, исправленное. – Москва :

Просвещение, 1988.

3. Лисина М. И. - редактор. Общение и речь: развитие речи у детей в

общении со взрослыми– Москва : Педагогика, 1985.

4. Привалова, С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного

возраста: учебное пособие / С. Е. Привалова. – Екатеринбург : Уральский

государственный педагогический университет, 2015.

5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – М.: Питер, 2015



В раздел образования